Визуальное моделирование

Николай Мальцев-Ганичев 2
                ИЗМЕРЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ОРГАНИЗМЕННОГО
                МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМОЙ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
                Мальцев-Ганичев Н.И., Веселов С.А. Сотрудники частной исследовательской организации (СИОП).
         Система зрения человека в условиях определенного возмущения среды нахождения его организма способна формировать визуальные модели, что соответствует состоянию видения предметов, вещей (физических тел) человеком. Сами по себе многие предметы и вещи являются невидимыми. Например, столы и стулья, известные предметы мебели, без соответствующих возмущений воздушной среды, не видимы. Но в условиях возмущения, связанного с процессами Солнца, например, у людей с исправной системой зрения могут формироваться им соответствующие визуальные модели. Люди при этом испытывают состояния видения столов и стульев. Аналогичные состояния они могут испытывать при возмущении среды электрическими приборами, например, электрическими лампочками накаливания. Таким образом, основным необходимым условием формирования визуальных организменных образов человека является определенно возмущаемая среда нахождения его организма. Вторым необходимым условием является его исправная система зрения с определенными свойствами, благодаря которым исправная система способна формировать визуальные модели. Третье условие – это наличие объекта, визуальный образ которого зрительная система способна сформировать. Если третье условие не выполняется, но соответствующий мнимо находящемуся в наличии объекту визуальный образ формируется, то имеет место неадекватность субъекта, образ называется галлюцинаторным.
          Наша исследовательская группа поставила себе задачу измерения формирования визуальных моделей, соответствующим движущимся объектам с различными скоростями. Известно, что при достаточной скорости вращения велосипедного колеса визуальный образ отдельной спицы при постоянном возмущении воздушной среды, например, солнечными потоками, системой зрения не формируется. При определенной меньшей скорости в тех же условиях визуальные образы отдельных движущихся спиц создаются. Правда, значения величин скоростей, при которых еще формируются визуальные образы, соответствующие отдельным движущимся спицам, разные для разных людей. В качестве технического устройства, которое должно предъявляться испытуемым был выбран электродвигатель с проволочкой на конце вала. Вал мог вращаться со скоростью от 10 оборотов в секунду до 300 оборотов в секунду, что регулировалось оператором. Естественно, что при отсутствии соответствующего возмущения среды, например, обычными бытовыми лампочками, визуальных образов, соответствующих электродвигателю, имевшемуся в наличии, не формировалось. Если же среда возмущалась обычными электрическими лампочками, то визуальные образы, соответствующие электродвигателю с валом в покое и проволочкой на конце, испытуемыми формировались, т.е. они испытывали состояния видения электродвигателя с валом в покое и проволочкой на конце.
           С помощью данного устройства были протестированы цифровые фотоаппараты различных фирм. Были получены фото с использованием встроенных излучателей и без использования при условии вращавшегося вала электродвигателя. В первом случае были получены фото электродвигателя с проволочкой, вращающейся со скоростями всего диапазона, аналогичных тем фото, когда вал электродвигателя не вращался. Во втором случае были получены фото электродвигателя с «размазанной» стрелкой и вовсе без фрагмента, соответствующего стрелке-проволочке, при значениях скорости вращения выше некоторой предельной после максимально «размазанной» стрелке-проволочки.
          Недостатком данной конструкции оказалось то, что при достижении некоторой скорости вращения начинала вибрировать оконечная часть проволочки. При попытке использовать электродвигатель, развивавший скорость 600 оборотов в секунду и выше, проблемы оказались неразрешимыми. Было принято решение об использовании диска с радиальной меткой шириной 0,3 мм. Благодаря этой конструкции, можно было применять электродвигатель, вал которого развивал скорость около 680 оборотов в секунду. При приближении к скорости около 500 оборотов в секунду фото-фрагменты, соответствующие радиальной метке начинали «размываться». Максимальная величина размыва была на краю диска. С увеличением скорости сектор – фото-фрагмент, соответствующий вращающейся метке, увеличивался.
            Величина углового разрешения человеческого зрения составляет одну угловую минуту. Следовательно, если время регистрации движущегося объекта системой зрения таково, что его границы не успевают пройти угловой путь больше одной угловой минуты, объект регистрируется в состоянии покоя. Если при движущейся проволочке стрелке соответствовал на фото фрагмент «покоящаяся проволочка-стрелка», то длительность импульса, в течении которого матрица обрабатывала данные, была не достаточна, чтобы границы стрелки-проволочки прошли угловой путь более величины углового разрешения фотоаппарата. Можно, таким образом, рассчитать для любой скорости длительность регистрации, длительность работы матрицы фотоаппарата, когда получается фотография движущегося объекта «объект в покое». Это же верно и для системы зрения человека.
           Максимальную угловую скорость движения объекта, который регистрируется наблюдателем-испытуемым в покое при соответствующем импульсе излучателя, мы назвали динамической характеристикой зрения. Длительность соответствующего импульса – это и есть максимальная скорость формирования визуальной модели системой зрения человека.
           В дальнейшем мы использовали два импульса, интервал между которыми был меньше того времени, за которое диск совершал оборот. Были получены результаты для некоторых испытуемых такие, что они регистрировали вращающуюся метку в покое с четкими границами, когда фото-фрагменты, соответствующие метке, «были размытыми». У этих испытуемых скорость формирования визуальных моделей выше, чем скорость формирования кадра у используемых фотокамер. Скорость десять в минус седьмой степени секунды не является предельной для формирования визуальной модели для человека. Подобные работы проводились в 1930-х годах Компанейским Б.Н. Сотрудники его лаборатории использовали газоразрядные устройства при предъявлении испытуемым различных предметов в момент прохождения импульса; испытуемые же должны были опознавать предмет. Результат – десять в минус седьмой степени секунды – был получен в данной лаборатории.
            Нами было сделано сообщение на одной из секций  международной конференции «Прикладная оптика 2014». Специалистами положительно были оценены результаты и даны пожелания дальнейших продвижений в данном направлении.
            Изготовим соответствия некоторым средствам письменности под авторством исследователей различных специализаций: «Нет ни одного рецептора, который бы непосредственно трансформировал энергию действующего стимула в импульсную активность» (1, с.319); «Объективный мир не состоит из света, цвета, тепла, холода, вибрации, тем более в нем нет объектов как психических  конструктов – все это возникает при взаимодействии с биологическим организмом, при попытке субъективного отражения объективной реальности» (1, с. 21); «То, что мы субъективно репрезентируем как воспринимаемый объект, на самом деле представляет собой информацию о тех метаболических сдвигах, которые произошли в рецепторной клетке под действием стимула: мы воспринимаем не внешний мир, а изменения производимое им в организме» (1, с.322); «В информационном отношении биологический организм представляет собой закрытую систему» (1, 322); «Такая филогенетическая эволюция дает возможность сформулировать одно принципиальное положение: рецептор информирует не о стимуле, а о тех физико-химических изменениях, которые произошли в клетке в результате взаимодействия со стимулом. Именно поэтому оно практически всегда опосредовано. Наиболее демонстративный пример – орган зрения, где рецепторные клетки (колбочки и палочки) находятся в последнем слое сетчатки, да еще и повернуты в в обратную сторону от светового потока» (1, с. 321); «В настоящее время большинство специалистов согласно, что взаимодействие организма с внешней средой устанавливается на основе моделей внешнего мира и собственного тела, выстроенных мозгом(2, с. 93); «На примере материальной точки мы впервые сталкиваемся с физической моделью. Из-за сложности физического мира, изучая реальное явление, мы всегда вынуждены упрощать его и вместо самого явления рассматривать некоторую идеализированную его модель, стремясь к тому, чтобы в выбранной модели сохранить самые характерные, наиболее важные черты явления. По образному выражению Я.И.Френкеля, физики фактически всегда рассматривают не само явление, а некоторую упрощенную схему, т.е. как бы карикатуру на него. При этом успех зависит от того, насколько удачна выбранная модель» (3, с. 18). Средства письменности, в соответствии с некоторыми частями которых мы изготовили часть собственного продукта, представляют собой конструкции из бумаги с внесенными вещественными составами типографскими машинами. Баки машин, естественно, не заполняют буквами, знаками, не заполняют информацией. Следовательно, в изделиях типографии – книгах – средствах письменности,  нет ни текстов,  ни иллюстраций. Все это создают пользователи в процессе пользования данными средствами. На данное обстоятельство мы обратили пристальное внимание. Мы же изготавливаем так наши средства, чтобы пользователь оказывался в соответствующих условиях, а, именно: действуя на себя при пользовании той или иной частью средства, он запускал бы процессы в собственном организме, благодаря которым получались бы нами прогнозируемые и желаемые результаты исполнения запускаемых им же сформированных программ-автоматизмов. То, что субъект-индивид может считать внешним физическим миром, есть им создаваемая пси-реальность. Таким образом, физик имеет дело с собственной моделью неизвестной ему реальности и создает вторичные модели, по отношению к моделям, создаваемым рецепторными системами его организма. Многие исследователи-практики, исследователи-экспериментаторы ставят практические задачи исследования того, как человек отражает неизвестную ему среду-реальность. Условно: из плоскости размышлений, философствования они переходят в экспериментальную плоскость: как, в каких пропорциях и величинах человек познает неизвестную ему реальность на основе им создаваемой пси-реальности – его ориентационной модели, соответствующей этой самой гипотетической объективной реальности, которая не может быть дана в ощущениях, т.е. рецепторно.

                Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Бехтель Э.Е., Бехтель А.Э. Контекстуальное опознание. – СПб.: Питер, 2006.
2. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И.Александрова. – СПб.: Питер,2006.
3. Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика. – М.: Физматлит, 1994.


                ПОЯСНЕНИЕ

     Статья была опубликована в сборнике "Материалы Международной конференции "Университет в пространстве современной культуры, философии, политики, морали".Санкт-Петербург, Пушкин, 2015, с.50.