Лариса Шепитько. история кино

Елена Федорова Нижний Новгород
« Если мы какую-то часть нашей энергии оставляем на благо людей, значит, мы уже не умерли,
                уже не    напрасны»  (Л. Шепитько)


Введение
   На свете нет ничего случайного. Особенно, имен.
 Если попробовать вообразить личность человека по его фамилии, то вряд ли представится красавица с печатью «породы» на лице. Но именно это имя. Это код, если хотите. Остается в подсознании укол, а образ ее бередит ум и сердце, как страстный разговор о важном, главном на самом высоком градусе из уха в ухо, лоб в лоб, глаза в глаза.
Она приходила, когда мы думали, что едины. Что бы сказала сейчас украинка, снимавшая кино про Белоруссию, сама плоть от плоти русского духа?  Ясно только одно: она бы не стала молчать.
 Так, не иначе мыслила свое бытие во времени и пространстве, куда заглянула из вечности на часок. Знала - умрет, верила, что не погибнет. Ей  было отпущено  слишком мало времени, чтобы еще сомневаться в этом.
 Много легенд и преданий: о взлетах, падениях, предательствах.  Есть истории преданности, о верности делу, борьба теорий и художественные идеи, конфликты с властью, любовь, жизнь, смерть – все как всегда: художники и те,  у кого сместилась система координат.  Кто (по тем или иным причинам) запрограммирован  вычислять и преследовать   одаренных,  чтобы принести в мир как можно больше вреда. Но художники  все равно приходят. Иногда они даже помнят себя. Кем они были. Помнят прошлую жизнь,  верят в будущую  и пытаются сделать как можно больше - в настоящей.  Развитие для себя только не имеет для них никакой цены и не является целью.

 Что оставляют? Проторенную дорогу, чтобы легче шагалось другим. Ориентиры. И понимание: смерть -  это, в сущности, в жизни не самое страшное.  Не самое главное. Даже если звонок прозвучал. Даже если понятно,  что судьбой  обречен на слишком раннее расставание.



Биография
Лариса Ефимовна Шепитько (советский кинорежиссер, сценарист, актриса) родилась 6 января 1938 года в Артемовске (Донбасс). Не персиянка, а артёмовская украинка.
Местные краеведы были уверены, что местом рождения режиссёра является город, который расположен в Луганской области, но благодаря стараниям артёмовского историка Валентина Замкового были найдены важные документы. В них подтверждалось, что именно артёмовский Учительский институт окончила мать Ларисы  Ефросинья Ткач. В других городах с похожими названиями такого учебного заведения не было. А в местных архивах оттыкалась достоверная информация, что существует копия свидетельства о рождении Ларисы Ефимовны Шепитько, подписанная ее отцом – Ефимом Анисимовичем.
 Корреспондент «Донбасса», изучая документы, обнаружила несоответствие «официальной легенде», согласно которой отец Ларисы был персом по национальности. В свидетельстве чётко указано, что он - украинец. То ли это просто недостоверная информация, растиражированная без проверки биографами, то ли сама Лариса придуманным образом чужестранца хотела отдалить от себя отца, связь с которым прервалась с того момента, когда он оставил жену и детей. Шепитько так и не простила ему этого поступка, и они больше никогда не встречались.
  Эвакуацию и военное лихолетье вынесла на своих плечах многодетная мать, которая не очень то  верила в осуществление мечты Ларисы. А та отправилась сразу после окончания средней школы во Львове, куда занесла судьба семью после войны, покорять столицу.

  В 1954 году Лариса Шепитько окончила среднюю школую во Львове. В 1955 году поступила на режиссёрский факультет ВГИКа. Ещё в студенческие годы она снялась в нескольких фильмах в качестве актрисы.
  Первый полнометражный фильм Шепитько стала дипломная работа «Зной» (1963) по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» на студии «Киргизфильм». Фильм «Зной» был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых Варах (1964) и премии I Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде.
 Известность Ларисе Шепитько принёс её второй фильм «Крылья» (1966). Исполнительница главной роли Майя Булгакова была признана за работу в этом фильме «лучшей актрисой года».
 Третья работа  «Родина электричества» по мотивам рассказа Андрея Платонова  должен был войти в киноальманах «Начало неведомого века» киностудии «Мосфильм» к 50-летию Октябрьской революции.  По цензурным не был выпущены на экран . Киноальманах «Начало неведомого века» начинал сниматься как фильм, состоящий из трех новелл:«Ангел» (реж. А.Смирнов), «Мотря» (реж. Г.Габай) и «Родина электричества» (реж. Л.Шепитько). Новелла «Мотря» была выпущена в 1969. Новеллы А.Смирнова и Л.Шепитько выпущены на экраны в 1987 в виде киноальманаха «Начало неведомого века». Практически фильм "Родина электричества" был уничтожен, но к  счастью, через много лет выяснилось, что одна копия фильма сохранилась и фильм вышел на экраны в 1987 году. Фильм Режиссер по восстановлению К.Осин.
 Музыкальная сказка, новогоднее ревю «В тринадцатом часу ночи». (1969) стал первым цветным фильмом режиссера.
  «Ты и я» (1971) была снята по сценарию Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова.    На МКФ в Венеции режиссёр была награждена за эту картину медалью в конкурсе молодого кино. Однако фильм сильно пострадал от ножниц цензуры и далек от первоначального замысла автора.

 Вскоре начались съёмки фильма «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников». Фильм стал её триумфом, но вместе с тем у Ларисы Шепитько постоянно возникали проблемы с цензурой. Фильм "Восхождение" едва не постигла печальная участь "Родины электричества" так как "наверху" посчитали, что Л. Шепитько сделала из партизанской повести "религиозную притчу с мистическим оттенком". Фильм находился на грани запрета. «Восхождение»  спасло вмешательство 1-го секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова, на которого фильм произвел сильное впечатление.
Восхождение» — было удостоено главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на международном кинофестивале в Западном Берлине фильм получил Гран-при «Золотой медведь»

 После этого режиссёр готовит сценарий фильма "Матёра" по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Съёмки должны были проходить на озере Селигер, и в начале июня 1979 года туда была запланирована киноэкспедиция.

  Ранним утром 2 июля 1979 года Лариса Шепитько трагически погибла в автомобильной катастрофе с частью съёмочной группы у посёлка Редкино в Калининской области. «Волга»-пикап, в которой находилась киносъёмочная на пустынном шоссе по неустановленной причине вышла на полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик. Так на 137-м километре Ленинградского шоссе в сторону Калинина, близ посёлка Редкино, оборвалась жизнь Ларисы Шепитько и членов съёмочной группы (в машине находились также оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты).

 Работу над фильмом "Матёра" завершил муж Ларисы Шепитько, кинорежиссёр Элем Климов (1933-2003), назвавший картину "Прощание" (1982). Он также снял о ней документальный фильм "Лариса" (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с её коллегами.


Учеба во ВГИКе

     С первого взгляда ее жизнь выглядит невероятно успешной для девочки из неполноценной семьи из провинциального Артемовска. Не всем дано, что с легкостью давалось ей. Поступление совсем молоденькой девушки, вчерашней школьницы на режиссерское отделение ВГИКа, о котором многие взрослые мужчины мечтают годами,  пытаясь открыть для себя дверь в искусство кино раз за разом, не надеясь даже получить входной билет – это ли не удача?  Судьба подарила ей этот шанс с первой подачи, с первой пробы. И вовсе не потому, как поговаривали, что у нее где - то «наверху была лапа». Люди с «лапами» вряд ли являются обладателями таких личностных качеств,  которые имела от природы, но еще и воспитывала изо дня в день Шепитько.
 Да  и вряд ли существовали в природе эти «лапы», е если бы и существовали, вряд ли бы она позволила себе подобную роскошь перед своими сокурсниками. Что за роскошь? Ее поселил в партийном общежитии.  Удача удачей, но всю свою оставшуюся жизнь Ларисе Ефимовне пришлось много и упорно трудиться, доказывать, чтобы оправдать оказанное ей когда - то учителями и страной, доверие.
 Шепитько поступила во Вгик в 1955 году Её взяли на режиссёрский. И не куда-нибудь, а в мастерскую Александра Довженко, которого она всю жизнь будет считать Учителем (после его смерти в 1956 мастерскую возглавил М.Е.Чиаурели). На момент поступления ей было всего 17 лет.

Учитель

  Первым учителем Шепитько стал советский режиссер, кинодраматург, писатель, лауреат Ленинских и Сталинских премий Александр Довженко.  Довженко заявил о себе как об интересном и самобытном мастере после съёмки картины «Звенигород». (1928), где он в необычной манере соединил революционный пафос, сатиру и лирику. В 1930 году Довженко снял один из своих самых известных фильмов «Земля», который получил признание в СССР и за рубежом. Он снимал картины по прямому  указанию Сталина. Причем, Сталин  непосредственно  вмешивался в процесс создания фильма.  Довженко снимал документальное кино в годы Великой Отечественной войны, писал очерки и статьи. Сценарий 1943 года «Украина в огне» после обсуждение в Политбюро получил кране негативную оценку Сталина и был переделан в «Мичурина». Получилась совершенно беспомощная работа. Режиссер заработал инфаркт. «Прощай Америка!» Довженко несколько раз перемонтировал, пытаясь сделать идеалогически правильную картину. Когда фильм был почти окончен, из Кремля поступило распоряжение прекратить работу. Фильм Александра Довженко «Прощай, Америка» пролежал на полке 46 лет.
Довженко умер в первый день съемок «Поэмы о море», так что фильм после его смерти сняла его жена Солнцева. Шепитько принимала участие в этом фильме в качестве актрисы и неплохо себя зарекомендовала.  Могла ли молодая девушка понять тогда весь трагизм своего учителя в кино? Но кинопоэмы учителя научили ее видеть через кадр сложность построения мира.

Мастерская Чиаурели.
  На смену художнику с трагичной, расколотой судьбой пришел человек иного характера. Иным были и его взаимоотношения с властью. Михаи;л Эдишерович Чиауре;ли (1894 — 1974) — грузинский советский режиссёр театра кино, актёр, сценарист, скульптор, художник-иллюстратор, Народный артист СССР умел льстить Сталину, да так, что в истории кино  остался «героической симфонией сталинского ампира». Представитель  сталинианы на экране после смерти Сталина тоже испытал процесс забвения и захоронения своих работ. Фильм «Падение Берлина» за которые Чиаурели получил от Сталина  сталинские блага, была снята с экрана сразу же после смерти Джугашвили.
 Трудно ответить за самого Чиаурели, учил ли он студентов ВГИКа, в том числе и Шепитько снимать то  чего никогда не было (ак бы выразился один булгаковский герой,   в этом случае преподаватель Шепитько «попросту соврамши») когда в финальной сцене самолёт со Сталиным прилетает в Берлин и садится на площадь перед Рейхстагом, где его  восторженно приветствуют люди разных национальностей — представители освобождённых народов Европы.
 У Чиаурели Сталин не главный дровокол, а садовник,  сажающий деревья в саду. Последующие после Довженко годы, будущему режиссеру Шепитько предстояло провести под чутким руководством Чиаурели. Того самого Чиаурели, который  заложил основы  мифотворчества и  штампов войны на советском экране: бесноватых и опереточных  нацистов, информативных, лишённых психологизма и плохо связанных с собой эпизодов»,  прославляя  в противовес   Сталина, беседующего  с Жуковым, единолично ставящим  перед ним боевые задачи накануне штурма Берлина,  показывающего  на карте направления главных ударов, определяющего  количество боевой техники…
  Нет смысла продолжать дальше. И  нет смысла в комментариях. Даже,  несмотря на то, что в России до сих пор помнят актрису Анджапаридзе и Софико Чиаурели,  любимых актрис, но вряд ли кто – то тратит свое время на такие фильмы,  наподобие «Падение Берлина». Разве что только историки кино. Жизненная судьба проката у такого кино всегда одинакова: высокий рейтинг при жизни тирана, и полное отвращение и забвение – после.
  На будущий стиль самой Шепитько фильмы мастеров повлияли постольку – поскольку. Возможно, она брала лучшее, отсеивала мертвое. Про нее можно было бы сказать словами героя Джека Лондона Мартина Идена: «Я реалист, а вы чуть было меня не загубили»

Документы на режиссёрский факультет ВГИКа у школьницы из Украины, действительно, не хотели принимать, предложив красивой девушке поступать на актёрский.

- Это рабская профессия, это не для меня, - ответила юная абитуриентка.
 Александра Довженко,  она всю жизнь будет считать Учителем. Чиаурели…наверное чем то похожим.

Элем Климов

  Говоря о режиссере Шепитько, нельзя не принимать во внимание ее непосредственное окружение, тех,  кто наставлял в профессии, тех, кто поддерживал и помогал, тех,  кто любил.  Без них развитие любого человека вряд ли может состояться  таким образом,  каким состоялось.
 Как – то в 1958-м году, во ВГИКе,  у кассы в очереди за стипендией молодой человек бросил Шепитько несколько комплиментов. Хоть  он был старше ее по возрасту на пять лет, она была старше его на несколько курсов.  В ответ он получил не совсем приятные вещи. Его «отшили.
  Потом они долго не виделись, пребывая в бесконечных экспедициях. А встретились вновь, когда она снимала свой дебютный фильм. Тогда и произошло их сближение.  Тогда он молодой человек, ни девушка не предполагали, что это эпохальная встреча двух великих режиссеров. Элем Климов  в будущем – Народный артист России, Заслуженный деятель искусств РСФСР, почетный член Британского киноинститута и общественный деятель, завоевавший всемирное признание и единственный из наших кинематографистов, кто представлял Россию в Американской академии киноискусства. Большинство его работ было отмечено престижными наградами на международных кинофестивалях.

Климов родом из Сталинграда  (сегодня Волгоград). В 1957 году он окончил Московский авиационный институт, и некоторое время работал на одном из московских заводов. Также Климов работал в Молодежной редакции Всесоюзного радио и Центрального телевидения и в Московской филармонии.
 Его первой режиссерской работой стала короткометражка «Жиних», снятая в 1960 году. Уже в этой студенческой работе Элем проявил себя как мастер эксцентрики. В 1964 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Е. Дзигана).

 Первый профессиональный фильм Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» – сатирическая комедия, в которой высмеивался советский бюрократизм. Как только картину сдали, на нее сразу навесили клеймо «антисоветская». Тогда режиссер вплотную столкнулся с системой цензуры и подавления, с тех пор она его в покое уже не оставляла.
 С 1964 года он стал режиссером киностудии «Мосфильм». Приемы гротеска проявились и в следующей работе Климова «Похождения зубного врача» (1965), которая также встретила нарекания со стороны кинематографических чиновников. После выхода фильма, он был положен «на полку».
В 1970 году на экраны вышла художественно-публицистическая лента Элема Германовича «Спорт, спорт, спорт», соединившая в себе хронику и игровой материал. Климов создал полнометражный документальный фильм с игровыми эпизодами. Эта необычная для советского зрителя картина вызвала немалый интерес и была высоко оценена на многих фестивалях спортивных фильмов.
В 1974 году Элем Климов поставил историческую драму «Агония».  Фильм восприняли как «дерзкую крамолу». Картина была выпущена на экраны только в 1985 году. Одну из ролей в фильме исполнила Лариса Шепитько.

 После трагической гибели в 1979 году жены, кинорежиссера Ларисы Шепитько, Элем Климов снял о ней документальный фильм «Лариса» (1981) и поставил начатый ею фильм «Прощание».
 Киноповесть «Иди и смотри» (1985) – это его последний фильм – картина потрясающей силы, которая вызвала громадный общественный резонанс.
Во второй половине 1980-х годов Элем Германович был избран первым секретарем Союза кинематографистов СССР, и он с присущей ему ответственностью отдался этому делу.

 Как и Лариса, во ВГИК он поступил сразу. Еще студентом затеял снимать "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". С его легкой руки на экране появился Евгений Евстигнеев. Когда картина вышла на экраны, на него обрушилась сумасшедшая популярность, собирали призы на различных фестивалях. Когда Элем сделал Ларисе предложение руки и сердца, ему был задан такой вопрос: "А ты не будешь на меня давить? Ведь мы же с тобой оба режиссеры?" Климов твердо пообещал, что не будет.
 Ларисе было 35, когда она решила на время оставить кинематограф и родить ребенка. Роды были связаны с большими трудностями, но все - же у режиссерского дуэта появился ребенок, мальчик.  Семейная жизни протекала благополучно пока к Шепитько не пришла слава. В то время как «Восхождение» становился триумфом Ларисы Шепитько, ее мужа преследовали неудачи. Ревность, соперничество и профессиональные комплексы чуть не разрушил союз с Климовым, но этого пришлось избежать. Когда она погибла, Элем увидел ее гибель во сне. В точности до минут. Об этом много рассказано биографами.
 Умер Элем Германович Климов 26 октября 2003 года в Москве. Он до конца жизни любил только одну женщину, свою жену режиссера Ларису Шепитько.

Дипломная работа
 
  Свою дипломную работу по повести Ч. Айтматова "Верблюжий глаз" Шепитько сняла в Киргизии. Во время работы над фильмом Лариса заболела инфекционной желтухой, у нее поднялась высокая температура.  Некоторые из ее сокурсниц бросили работу и уехали, но Шепитько работу продолжила даже в период болезни. На натуру ее выносили на носилках Помочь ей закончить фильм вызвался Климов, он и придумал ему название "Зной" ("за червонец").
 Диплом Шепитько защитила полнометражной картиной «Зной» (1962), поставленной на «Киргизфильме». Это история мальчика, молча бунтующего против власти старших. Сюжет был типичным для 1960-х годов, но фильм отличался жесткостью решения, отсутствием какого-либо лиризма. Фактура пустыни стала отражением внутреннего мира героев.
 Однако на личность самого режиссера работа в очень трудных условиях произвела серьезные перемены в характере и сыграла серьезную роль в становлении художника. Все отмечали, что после съемок Шепитько не только повзрослела, у нее самым серьезным образом изменились взгляды на жизнь.

Ранние фильмы
 
 После премьеры яркого дипломного «Зноя» она начала работать на «Мосфильме», и уже через два года сняла первую свою профессиональную ленту «Крылья» с Майей Булгаковой. В этом фильме Шепитько хотела рассказать о своей матери и о таких же, кто вынес на своих плечах всю тяжесть эпохи. Рассказ о  Надежде Петрухиной, бывшей летчице, для которой только те годы и были наполнены подлинным смыслом. Она глубоко переживает разлад с действительностью, отсутствие контакта с дочерью. Ей никак не удается приспособиться к мирной, обыденной жизни и мучит желание летать. Фильм нашел своего зрителя  и получил  приз Международного кинофестиваля в Западном Берлине.


Затем был фильм «Родина Электричества». (Россия, Украина) (1967)
По рассказу А. Платонова. Сюжет о том, как в селе ждали электротехника Гриню, и мастер пришел. Однако, электродвижок взорвался и жители лишились надежды, но в каждом пробудилось желание работать лучше. Вроде бы ничего особенного, кроме того, что этот фильм оказался памфлетом на всю историю коммунистического порядка в СССР.
 Параллельно Шепитько снималась в кино в качестве актрисы и работала над сценариями своих фильмов.
«В тринадцатом часу ночи» созданная в 1969 году попала на полку. Можно задаваться вопросом: то ли за то, что нечистые силы захотели встретить Новый год с иностранцем,  или за то, что нечисть решила навести « порядок» в студии, где снималась развлекательная телепередача,  или за то, что нечисть стала вообще наводить свои порядки на телевидении, где в концерте участвовали звезды советской эстрады и братских стран  социалистического лагеря. Как результат: дети сказку Шепитько не увидели. Фильм положили «на полку».

Далее последовал «Ты и я». На дворе был 1971, а молодые герои фильма в исполнении Визбора и Демидовой вместо того, чтобы заниматься наукой нашли себе спокойные должности и ничего таки себе серьезного не делали. И только один человек решил найти смысл жизни. Совершенно не гражданственно и не патриотично. Что же это – на кого намекает Шепитько? На эпоху застоя? Фильм просто необходимо было подвергнуть корректировке. Что и было сделано. А то, что осталось - может лишь напоминать о том, что это могла быть хорошая работа. Тем более, если бы роль главной героини была оставлена за Белой Ахмадулиной. Уж если Шепитько намеревалась снимать именно двух поэтов,  то наверное не просто так, а со смыслом, но Госкино был против.


 
Восхождение.

 
 Вершиной творчества Шепитько стал фильм «Восхождение» по повести «Сотников». По требованию автора повести Василя Быкова фильм должен был снят на настоящем суровом морозе, что Шепитько и было выполнено.
К тому времени Шепитько была уже далеко не здоровым человеком. Со времен «Зноя» болезнь всего лишь затаилась и могла в любой момент нанести свой очередной удар. Проблемы травмы позвоночника после падения и удара во время беременности тоже давали о себе знать. Ей пришлось даже несколько месяцев провести на «Вытяжке», что мучительно трудно во время последних месяцев беременности. Но со всеми этими трудностями она справлялась. Участники работы вспоминали, как руководителю съемок приходилось вставать каждое утро раньше всех за три часа, буквально себя «собирать каждое утро по кускам», чтобы продолжать работу.

Фильм «Восхождение» стал всемирно признанным шедевром. Яркий образный видеоряд. Черно – белое решение картины подходит как можно более точно в создании атмосферы. В образном строе фильма прочитываются евангельские параллели. Рассказ о войне, восходящий до формы притчи, где тема выбора раскрывается через размышления и поступки персонажей.
В этом фильме трудно кого либо выделить особо, настолько профессионально выполнена режиссерская функция. Шепитько сочетает пронзительную историю, хорошую литературную основу, крепкий сценарий, отличную драматургию. Работа оператора, актерский состав, музыка Шнитке – все это связано и держится крепкой режиссерской рукой, чья нравственная позиция прочитывается за пределами всего того, что видит зритель на экране. Становится понятно, что весь творчески – технический процесс проведен настолько грамотно, что как бы не придирался, не найдешь в работе режиссера изъянов. Тема, идея, образный ряд, подбор исполнителей - все это элементы идеального ансамбля.
Единственным изъяном с точки зрения автора данной работы (но это только его личное мнение) состоит в слабости последних кадров картины. Образ ребенка выглядит как книксен строю. Очень возможно, что это именно то, во что искренне верила Шепитко. Но это и то, на чем и проверяются картины «на вечность».
Автору данной работы думается, что кадр с ребенком в буденовке (безусловно символ родины и страны) прямолинеен и и снижает уровень созданного.
К сожалению, подобный пример, когда режиссеру в финале изменяет собственный вкус, произошел с Шепитько еще на более раннем этапе: с «Родиной электричества». Отрыжка Чиаурели.

Та же проблема: невероятное, пожалуй, в истории кино самое точное чувство автора, стиль, форма, атмосфера, восхитительная операторская работа, яркий смелый почерк, ансамбль, прекрасная игра актеров… и вкрапление сентиментальной патриотичности – все это почти обнуляет финал невероятно талантливой работы, редко сопоставимой по своей художественности. Это выглядит так, как если бы кто-то другой, а может быть сам режиссер дает сам себе подножку на пути к абсолютному совершенству


Прощание с Матерой

  Она готовилась делать "Село Степанчиково". Уже был готов сценарий, картина находилась почти что в запуске. Но Лариса отчего-то колебалась, никак не принимала окончательного решения. "И вот сидим мы втроем на кухне,  - рассказывал  Элем Климов, -  с нами наш сын Антон, еще маленький совсем. И идет у нас такой вроде полушутливый разговор, игра такая - мы объясняемся через Антона. Лариса говорит ему: "Спроси папу, какой фильм мне все-таки делать". Я отвечаю: "Передай маме, что "Село Степанчиково" ей делать не надо". Антоша ей докладывает: "Не надо "Село Степанчиково" делать". - "А ты спроси у папы, почему не надо?" -  "А потому не надо  - скажи маме, - что для того, чтобы "Село Степанчиково" делать, надо иметь чувство юмора. А у нее - нету".  - "А ты спроси, Антоша, что же тогда маме делать?" - "Скажи маме, что ей надо делать "Прощание с Матерой". Если она хочет после "Восхождения" подняться куда-то еще выше, то это как раз для нее..."
Он так и не простил себе, что насоветовал ей тогда снимать "Матеру, где она сняла всего один кадр.

 Кадр этот действительно отличается на фоне всего видеоряда картины. Чувствуется, какая огромная работа была проведена Шепитько на стадии создания сценария. Можно только догадываться, какой мощности стала бы палитра фильма, воплоти она свой замысел.
К моменту создания «Матеры», потенциал личности режиссера, его способность к образной иносказательности, а также талант говорить со зрителем на уровне точки кипения достигли своего развития. Шепитько всегда выбирала темы для своих работ наиболее острые, идущие в противовес зрительского мышления. Она вскрывала гнойные раны общественной жизни страны, в которую верила и которую любила, а ее живой страстный голос прятали в темные коробки подальше от людей. Конечно, никто не может осуществить замысел автора, даже по следам его режиссерской экспликации. Нельзя не только увидеть фильм глазами автора, нельзя услышать, и уж тем более воспринять и передать его атмосферу.
  Это хорошо, что «Прощание» все - таки было снято Элемом Климовым. Но сам фильм оставляет по меньшей мере, сожаление, потому что только Шепитько смогла бы потрясти такой темой весь мир. Тема убийства родины как самой матери Земли – это самая острая тема сегодня. Распутин  кричал  об этом в искусстве на тридцать лет раньше. Даже трудно себе представить какой «бомбой» мог бы стать для всей планеты этот фильм.  Каким языком образности она бы поведала людям эту историю. Никто никогда не говорил о политической подоплеке гибели целой съемочной группы, никому никогда не приходило это даже в голову. Списано на трагическую случайность. А может, дело даже в "политике" более сложной и более древней, чем все мы себе тут представляем. Кто знает, кому требовалось, чтобы голос Шепитько и ее товарищей умолк, если дело не только в убитом дереве, которое тоже не следует сбрасывать со счетов.
Взамен остается тайна. Передаются слова самой Шепитько, что она часто говорила о смерти. Все  часто говорят о смерти. Но не все снимают кино по распутинскому «Прощанию с Матерой». Тогда те кто это делают, пусть будут названы Первыми из Первых.

   

Мировоззрение
  Так уж устроена жизнь, что  мир и человек, а также судьба человека в нем – часто тайна. Многое в жизненной и творческой истории судьбы режиссера Ларисы Шепитько покрыто легендами. Особенно живуча легенда о том, что она предчувствовала свой ранний уход из жизни благодаря пророчеству Ванги, что мужественная женщина многое предвидела, знала заранее. Даже помнила свое прошлое воплощение.  Может быть. Правда, муж отрицает посещение Ванги, и уж тем более тот факт, что она предупреждала  не сжигать  ради красивого кадра вековой дуб. Потому что если так, зачем бы нужно было Шепитько его сжигать?
  Однако, вековой дуб, символ жизни был все-таки сожжен, и это стало единственным и последним кадром. Человек и режиссер погиб. И пусть те, кто хочет найти в этом эзотерический смысл, его найдет. Кто не верит в совпадения – тот остается при своем мнении. А автору данной работы хотелось бы верить в то, во что верила сама Лариса Шепитько: то, что человек не только это тело, а  бессмертное существо, которое жило раньше  и будет жить в будущем. Что знание об этом он носит внутри своей души даже в самую материалистичную из всех материалистичных эпох. Что истинный художник  это всегда идущий впереди. Что задача художника в том, чтобы говорить своем народу правду, найдя для своего рассказа такую форму, которая бы воздействовала на ум и чувства и сердца всех людей на свете, и может быть  когда-нибудь все мы станем когда-нибудь хоть чуточку больше чем являемся, тем, что называется «чело века» своего.


Призы и награды.
* Приз Смотра-конкурса кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана (1963, за фильм "Зной").
* Лауреат I-го Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премия за режиссуру" за фильм "Зной" (Ленинград, 1964).
* Большая премия симпозиума молодых кинематографистов на МКФ в Карловых Варах (1964, за фильм "Зной").
* Диплом жюри на МКФ стран Азии и Африки во Франкфурте-на-Майне (1965, за фильм "Зной").
* Серебряный приз программы «Венеция — молодёжь» на МКФ в Венеции (1972, за фильм "Ты и я").
* Приз «Статуя Свободы» "Фестиваль Свободы" в Сопоте (1977, за фильм "Восхождение").
* Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Главные премии кинофестиваля среди художественных фильмов и Приз Союза кинематографистов» (1977, за фильм "Восхождение").
* Гран-при «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля (1977, за фильм "Восхождение").
* Приз FIPRESCI на МКФ в Берлине (1977, за фильм "Восхождение").
* Премия OSIC Международного католического киноцентра на МКФ в Берлине (1977, за фильм "Восхождение").
* МКФ в Берлине — участие в Программе «Forum» (1988, за киноальманах "Начало неведомого века").
* Участие в Программе «Retrospective» МКФ в Берлине (1990, за фильм "Восхождение")
В 1974 году Ларисе Шепитько было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР
* Лауреат Государственной премии СССР (1979 — за участие в фильме "Восхождение», посмертно).


Заключение.

С годами память о режиссере Шепитько в российской культуре не умирает. Интерес к ее творчеству остается неизменным.  Имя Ларисы Шепитько вписано красными буквами в историю мирового кино, наряду с лучшими режиссерами планеты.  О ней сняты многочисленные телепередачи и документальные фильмы, а творчество входит в программу обучения от институтов культуры до  киноакадемий.  В честь Шепитько названы киношколы. В Москве и других городах России проходят фестивали памяти режиссеров  Ларисы Шепитько и Элема Климова. Выпущена книга о жизни и творчестве Шепитько. Она так и называется «Лариса»

Зритель снова и снова открывает для себя актерские работы Шепитько, а профессионалы с трепетом и особым вниманием всматриваются в сценарии и страницы режиссерских экспликаций.

Как видно, все что все, что совершает на свете человек в творчестве, не умирает. Не умирает и история его жизни, и история любви. Лариса Шепитько была любима. Близкими людьми, учителями, друзьями и сотрудниками по работе, была любима актерами, зрителями, любима мужем и сыном. Любима Родиной и тем народом, среди которого жила и трудилась, не позволяя себе никогда, ни при каких обстоятельствах опускать рук. Этому она научилась у своего учителя и многих других таких же, как он.  Она стала Мастером.  Редко какого художника  в своей среде узнают по имени. Знают кто такой Андрон, Андрей, Василий…Лариса.
 И этого достаточно.


Список литературы:
1. «Лариса: Книга о Ларисе Шепитько» Элем Климов,  М. «Искусство», 1987 г.
2. «Бульвар Гордона» № 1 (401), 2013, 03 января 2013
3. Юрий Визбор «Когда все были вместе» http://www.lib.ru/WIZBOR/ewerybody.txt
4. Энциклопедия Отечественного кино http://2011.russiancinema.ru/
5. «Чтобы помнили» Библиографический ресурс http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=162
6. Лариса Ефимовна Шепитко http://to-name.ru/biography/larisa-shepitko.htm
7. км.ru Энциклопедия http://www.km.ru/kino/encyclopedia/shepitko-larisa-efimovna
8. «Енакиево как на ладони»
9. «Вперед в прошлое: «Восхождение Ларисы Шепитько»http://www.lt90.org/articles.php?article_id=750
10. Ижевский киноклуб о фильме «Восхождение» http://www.horosheekino.ru/voskhozhdenie.htm
11. История восхождения и прощания http://www.aif.ru/culture/person/1418512
12. Сайт Льва Дурова «Гибель Ларисы Шепитько» http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?id=1200