Солнечный удар. Как это случилось?

Светлана Жукова 4
«Нет ничего более жестокого на свете, чем жестокость сбросившего оковы раба. А Россия слишком долго пребывала в рабстве. Слишком долго...

Нужна ли была Великая Октябрьская Революция...? Нужна ли была России страшная кровопролитная Гражданская война...?

Нужна. Фильм Михалкова на этот вопрос отвечает утвердительно. Так как социальная организация общества и религия его народа, Православие, веками находились в драматическом и безысходном противоречии. Это противоречие привело к тому, что в русском обществе Бог стал восприниматься, как "торговец", раз торговцами являются - служители Его.

"Как это всё случилось"?

Гг всё время задаёт самому себе этот вопрос. И Фильм отвечает на него: предали веру Православную, отказались от Христа, раз допустили неравенство между людьми. И получили за гордыню свою...

Столетие понадобилось, чтобы душу вылечить от гордыни, ставшим господами, бывшим рабам. Но и это получилось. И теперь уже никто факта полного выздоровления народа оспорить не сможет. Ибо нигде, так как В России, сейчас не соблюдается РАВЕНСТВО меж людьми. Равенство меж всеми членами общества, вне зависимости от каких-либо условий, стало внутренней и внешней политикой государства. Могло ли это быть в прежней, дореволюционной России? Нет. Смог ли придти к этому народ России без Революции? Едва ли. Ибо столетиями длилось рабство, а все кто подавал голос против него, уничтожались. Вспомните декабристов. И отмена крепостного права ничего не изменила. Поэтому та очищающая жертва была нужна.

Теперь в России нет повода для революций. Так как в России нет рабов и господ. А если бы они были, то не было бы Бога. Ведь только осознание того, что Бога нет, делает русского человека столь жестоким, что он перестаёт чувствовать боль, убивая ближнего своего.

Я подробно проанализирую "Солнечный удар" на Прозе Ру. Кому интересно, сможет прочесть.

А Никите Сергеевичу скажу: интуиция творца вновь Вас не подвела.
Браво.
С.»



     Это я написала на сайте Кино-Театр.ru – на страничке обсуждения нового фильма Н.С. Михалкова «Солнечный удар».

     А я не хотела смотреть этот фильм…

     Дело в том, что я знала: Никита Сергеевич относится с неприятием к революциям вообще, и к Великой Октябрьской – в частности. Он НЕ ПРИЕМЛЕТ насилие в любом виде, КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ДОБРЕ и сожалеет о Великой, несостоявшейся по вине большевиков, России. И он любит русское дворянство, которое исчезло без следа после дикой и жестокой и зашкаливающее кровавой Гражданской…  Такие я сделала выводы, судя по его высказываниям…

     Те остатки дворянства, которые иммигрировали – не в счёт. Ибо это были – несчастные, потерявшие Родину, а вместе с ней все смыслы, люди. Люди, которым не за что было бороться потому, что их России уже не существовало. Её, их Россию, вернуть уже было нельзя. Так как Революция произошла не только в государстве. Она произошла в сознании народа и в его самосознании. А если у народа изменяется сознание и самосознание, то для того, чтобы изменить его в обратную сторону, мало обратиться к прошлому, ища в нём былое величие…

     Что нужно? А нужно было «родить» новую идею, которая дала бы народу смысл существования. Нужно было сформулировать такую идею, которая могла бы органически влиться в сознание русского народа, выразив самые сокровенные, хоть и не полностью осознанные стремления русской народной души. Необходимо было выстроить такую идеологию,  которая, будучи понята, смогла бы стать смыслом существования народа и его целью. Хотя бы на время. Но на это у осколков русского дворянства уже не было, ни времени, ни сил… Но на это были силы и способности у того самого народа, который русским дворянством воспринимался, как «быдло».  Этот самый народ, в лучшем случае, необходимо было просвещать и воспитывать, а в худшем – пороть нагайкой, чтобы знал своё место.

     Да, у большевиков такая идея была.

     Так вот: я не хотела смотреть, так как никогда не считала и не считаю до сих пор, что приход к власти большевиков во главе с В.И. Лениным в осенью 1917-го был для России однозначным злом. Но я посмотрела фильм, так как хотела поговорить на эту тему… Посмотрела и… испытала душевное потрясение: Н.С. Михалков снял не фильм-сожаление о потерянной навсегда в 1917-м России, России, которая сегодня могла бы быть одной из передовых в экономическом и духовном плане держав, но не стала ею. И он снял не фильм-предупреждение о возможном грядущем повторении безумия и жестокости Гражданской войны 1918 – 1923 гг в России. Он снял фильм-ответ. Ответ не только на вопрос: почему это случилось тогда? Он снял фильм-ответ на вопрос: что надо делать сейчас России, чтобы сохранить себя в безгранично враждебном и жестоком мире? Как спасти Россию сегодня?!

     А очень просто – небезразличием.

     Помните откровение про магию? (Кто читал, конечно). Что такое – магия? Магия – небезразличие. И чем более маг небезразличен, тем сильнее его магия… А если небезразличен целый народ ?...

     Удивительно, но Н.С. Михалков снял фильм именно о том, как русское дворянство (значительная часть народа),  отказаавшиеся от своего предназначения – магии (небезразличия) – пришли  к своему естественному концу – гибели (духовной и физической). Ибо не бывает иного конца у созданий,  отказавшихся от Даров Божьих…

     Жестокость новой власти и её представителей?

     Но надо было совладать с терроризмом молодому Советскому государству. Ведь с окончанием Гражданской войны ничего не закончилось. Отрекшиеся от борьбы враги, врагами быть не перестали.  И какими бы человечными, вызывающими симпатию и сочувствие, ни были показаны в фильме бывшие белогвардейцы, реальности их симпатичные лица скрыть не могли: это – враги, хоть побеждённые.

     Что ждало республику Советов от врагов, осевших и набравшихся сил за границей? Только одно – целенаправленная, поддерживаемая всем капиталистическим миром, работа по подрыву авторитета Советской власти и разрушению новой Российской государственности.  Той, которая в противовес старому режиму, основывалась на справедливости, равенстве и братстве всех народов и народностей России, и на мечте о светлом будущем для всех.

     Такая работа, работа по разрушению Российской государственности, ведётся и сейчас. Но благо, не руками изгнанных, пусть и любящих её, детей…

     Зачем? Почему должна была начаться эта работа?

     С одной целью: Всему передовому капиталистическому миру, миру, религией которого раньше был католицизм, а позже стал – капитализм, необходимо было полное искоренение идеологии социализма. Той самой идеологии, которая так похожа, в сути своей, на учение Иисуса Христа…

     Но об этом – чуть позже…

     В самом начале фильма главный герой растерянно спрашивает повзрослевшего Егория, так и не узнав его: «Как это всё случилось»?

     И даже не его гг. спрашивает. Он понимает, что вопрос его – глуп. Он понимает, что к ЭТОМУ привёло Россию её дворянство – те самые люди, которые стоят там, за колючей проволокой сейчас. Стоят униженные, пленённые.  Как звери, которых боятся и не считают за людей… Но гг. не замечает за собой, что он разговаривает не с красноармейцем, когда задаёт свой вопрос. Он разговаривает сам с собой, как бы подчёркивая, что разговаривать с красноармейцем  на самом деле не о чем. Разговаривать можно только… с людьми…

     Всё это – подсознание главного героя. Он, конечно, не замечает  своей бестактности  и своего,  настойчиво пробивающегося из-под сознания, высокомерия.  Но повзрослевший Егорий замечает всё. Ведь это именно он сразу узнаёт поручика, а главный герой, как был - глубоко в себе тринадцать лет назад - так там, в самом себе, и остался. И вправду, о чём серьёзном можно говорить с мальчиком-простолюдином, или с бывшим холопом, которому почему-то, вдруг, надоело холопствовать, и который решил, вдруг, сам стать господином?

     «Как это случилось? Когда это началось»?

     Но гг. герой не объясняет, что случилось? Что началось? А то началось и случилось: как же дворянское сословие России допустило, чтобы чернь возомнила себя людьми, развалила и погубила Россию (всё, что дорого и ценно было для правящего класса в России)  и добилась того, что настоящие люди теперь находятся у этой черни в полной и безраздельной власти?

     Вот какой смысл в этих вопросах: «как это случилось? Когда это всё началось»?

     А уж когда ротмистр говорит, что работать на ТАКУЮ Родину он не хочет, и подавно становится ясно, что никакого примирения, никакого мирного сосуществования между бывшим правящим классом и бывшим классом угнетённым, не будет никогда.

     Я удивляюсь тому, что смысл Великой Октябрьской социалистической Революции забыт сегодня, а её значение – утеряно в сознании народа. А ведь это – наша история. И история эта – не просто «история». Это – один из ключевых, определяющих её моментов. Выбор России в 1917-м сделал из нас то, чем мы сейчас являемся – надеждой для человечества. Ибо только одна Россия сегодня бьётся за идею, что все люди и народы – равны, и должны самостоятельно решать свою судьбу. Ведь то, что нам сейчас так противен, и  для нас абсолютно неприемлем планетарный космополитизм США, ( идеология так называемого «мирового гражданства», которая общечеловеческие интересы и ценности ставит выше интересов отдельной нации, только под словом «общечеловеческие» понимаются интересы исключительно правящей верхушки США, даже не всего народа этой страны), то, что делает из нас единую сплочённую нацию «россияне», не могло родиться  ни в царской, ни в буржуазной России. Так как, ни в царской, ни в буржуазной России не сформировался бы народ, способный на подвиг, подобный подвигу, совершённому нашим народом во время Второй Мировой – избавление человечества от коричневой чумы, подвигу, совершённому в 1991-м – абсолютное признание прав народов на самоопределение, и подвигу сегодняшнему – осознанию и принятию на себя планетарной миссии, которая есть - духовное руководство человечеством на его пути к бессмертию.
    
     Почему мы не были бы сейчас тем, чем мы сейчас являемся без Революции 1917-го? Да потому что вековая,  беспросветная тьма Руси – крепостное право, даже будучи отменено, не изменило сословного, национального и религиозного неравенства и не вернуло чувство собственного достоинства, которое есть неотъемлемое право человека, многомиллионному населению страны, которая называла себя Православной, Великой, Святой…

     «…этот народ  должен быть прокалён и очищен от рабства, вскормленного в нём…»
М. Горький «Новая жизнь» № 74, 14 (27) июля 1917 года.


"...негры на плантациях счастливее наших крестьян.. есть изверги, которые заставляют крестьянок выкармливать грудью борзых щенков" - Рылеев
"всяк дворянин, что действию освобождения воспротивится, не может называться иначе как "враг" Отечества и первый враг - Государь император" – Пестель «Звезда пленительного счастья».

После отмены крепостного права, крестьяне так и не улучшили своего положения, жизненного статуса. Продолжался помещицкий беспредел. Назревала кризисная ситуация. Возникало всё больше и больше крестьянских выступлений. Для предотвращения волнений правительство должно было немедленно предпринять меры.
 
     Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны запада, там нанимались на работу. Заметную часть эмигрантов составили люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.

Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Во главе этих реформ должен был встать умный и честный человек, для которого очень важна была судьба России.

К концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 года частично исчерпан, а частично выхолощен контрреформистским курсом консерваторов после трагической гибели Александра II в 1881 г. Необходим был новый цикл реформ. Столыпинская реформа 1906 – 1914 гг. потерпела крах исключительно по причине того, что не устраняла ни сословного, ни национального неравенства в царской России.


     В фильме показано это.

     Всё становится понятно по реплике Ротмистра: «Чудные дела твои, Господи – судьбы русских офицеров вершат какой-то мадьяр и жидовка»!

     Сколько национальной гордыни в этой реплике! Сколько национального превосходства! Но русский офицер забыл, что Бог создал людей по образу и подобию Своему, что Он создал их равными. Не потому ли, что русский офицер давно забыл об этом, ему пришлось пережить крах всего своего образа жизни? И не потому ли теперь его ждёт смерть?...

 «Говоря о феврале 1917-го, мы должны осознавать, что речь идет о фактической гибели традиционного Российского государства, о гибели всего тысячелетнего русского жизненного уклада. Речь идет о сломе русского цивилизационного кода» (Л. П. Решетников).

     События почти вековой давности имеют самое непосредственное отношение к нашим дням. Когда говорят о причинах тех страшных испытаний, которые пережил наш народ в ХХ веке, обычно называют большевистский террор, сталинские репрессии, ГУЛАГ и т.д. Всё это верно, с той лишь только разницей, что вышеназванное является трагическим следствием, а не причиной. Причину же всего произошедшего с нами следует искать в вопросах духовно-нравственных. И если мы подойдём к событиям ХХ века именно с этих позиций, мы увидим, что всё, что случилось с нами, стало результатом великого грехопадения всей нации, утраты народом своего предназначения. Это предназначение было  и есть - в Православии, в вере, которая гласила: люди – равны от рождения. Бог создал всех равными и наделил всех людей равноценными дарами. Бог присутствует во всём в материи и в человеке, в каждом. Поэтому каждый человек – бесценен. Если бы это было не так, то жертва Христа была бы бессмысленной.

     Единственный на планете Православный народ поддался гордыне. Это означало, что надежды у Бога и у человечества – нет. Надо было срочно что-то с этим делать…

     «Пролетариат – у власти,  ныне он получил возможность свободы творчества.»
М. Горький «Новая Жизнь» № 195 7(20) декабря 1917 года.

     Дворянство – высшее сословие в дореволюционной России. «Высшим» оно считалось не из-за материального достатка, и не из-за того, что было талантливее и одарённее от рождения. И даже не из-за того, что его представители получали образование. «Высшее» сословие дореволюционной России имело одну единственную, характеризующую его черту – образ жизни, паразитический по сути своей.

     Не согласны?

     Но как ещё назвать образ жизни целого класса общества, когда этот класс считает, что имеет право пользоваться плодами чужого труда и расплачиваться за это тем, что, взамен, обременён обязанностью принимать участие в улучшении условий жизни народа.  Разве он не болен грехом гордыни? Конечно, болен. Так как уверен, что этот самый народ создан для одной единственной цели: создавать ему, дворянству, комфортные условия жизни!

     Вот оно, настоящее зло! Если ты уверен в том, что знаешь, как должен жить другой для того, чтобы и он стал счастлив, и настойчиво убеждаешь его жить именно так. А если тот, другой, не согласен с твоим пониманием счастья, ты наказываешь его за бестолковость и сопротивление насаждаемому тобой добру. Ты считаешь, что имеешь право учить его, так как ты – совершеннее от рождения…

     Это и есть - гордыня.
 
     Именно гордыней был в дореволюционной России болен целый класс, класс дворянства. У духовенства была та же болезнь, но о духовенстве – позже.

     Другой класс – русский народ – был болен рабством.

     В дореволюционной России, согласно переписи 1897 г., все население страны (125 млн. человек) распределялось по следующим сословиям: дворяне -- 1,5% от всего населения, духовенство -- 0,5%, купцы -- 0,3%, мещане -- 10,5%, крестьяне -- 77,1%, казаки -- 2,3%.

     Раб не может быть творцом. И судя по этим цифрам, творчески ущербным был весь народ дореволюционной России. Так как 1,5 - 2 % населения это почти – ничто.

     Социальное, национальное и религиозное неравенство это был нарыв, который рано или поздно должен был прорваться. Этим «прорывом» и стала Великая Октябрьская социалистическая революция.

     Что могло последовать за ней? Только тирания. Так как народ, освободившийся от рабства, смертельно боялся вернуться в «кандалы». Отсюда и невероятная, переходящая все пределы, жестокость. Но этой болезнью – согласием на тиранию, лишь бы не вернуться  в состояние раба – России тоже нужно было переболеть…

     Современное демократическое общество является «открытым» и характеризуется высоким уровнем социальной мобильности. В нем никого никуда не приписывают. Государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер -- это общественное мнение, которое оценивает людей с точки зрения доходов, обычаев, образа жизни, стандартов поведения и т. д.
 
     Вернусь к фильму Михалкова «Солнечный удар»:

     И вновь, сразу же, зритель видит и слышит подтверждение вышесказанному. Общую фотографию предлагают назвать «Апофеоз примирения», а Поручик, про себя: «…примирения или смирения»? И зритель понимает, что никакого примирения быть не может. Или смирение, или смерть…

      И тут же – подтверждение: «Нет примирения и смирения нет». Это мысли Поручика.

     Так невероятно тяжело смирять в себе гордыню… если нет любви.

          И тут Михалков показывает любовь Поручика. Эпизод его жизни тринадцать лет назад, когда он влюбился неожиданно, с первого взгляда, можно сказать, наповал…

     Многое для понимания идеи фильма – в истории любви Поручика и Незнакомки.
 
     Любовь…

     Что можно сказать против любви между мужчиной и женщиной?

     Ничего. Но только если эта любовь – источник вдохновения и творчества. Если же любовь ослепляет, «обескрыливает» душу, делает её бесчувственной, невосприимчивой к боли Мира, к людям и событиям, происходящим вокруг, то это – не любовь, а похоть, удовлетворение которой становится для человека основной целью жизни.
     В этом случае, он не видит женщин-грузчиц в порту, которые надрываются на непосильной, совсем не женской работе. В этом случае, он не понимает смысла и значения вопросов любознательного, несомненно, наделённого духовными дарами мальчика Егория и не реагирует на них. В этом случае, он не страдает от того, что в его жизни, как и в жизни его страны, нет больше Бога, ибо служитель Его сам не верит в Него, так как торгует благодатью Божьей, той, которую Бог даёт человеку вовсе не за деньги…

     Он страдает только от того, что Незнакомка из его жизни исчезла. Исчезла навсегда. Променял «слиток золота» на «мишуру», понимает это, но не жалеет об этом. Что это, как не проявление Тьмы души?...

     Любовь – светоносное, облагораживающее душу чувство. Она обостряет сопереживание к боли Мира и служит толчком к деятельному его преобразованию с целью этой боли уменьшения. Истинная любовь – не очерствляет душу, а взращивает в ней небезразличие, которая есть – источник магии души.

     Любовь же поручика подобна любви Адама, который бессмертие променял на объятия Тьмы. А Незнакомка в фильме – Тьма и есть.

     Есть ли что-то светоносное в этой любви? Нет. Поэтому так неприятно смотрится эпизод близости Незнакомки и Поручика. И вовсе не в том дело, как это было снято. Дело в том, ради чего была эта близость…

     Ведь физическая близость между людьми вовсе не цель, а только один из способов выражения чувств их друг к другу. Один из «видов» творчества, даже не являющийся обязательным в любви. Так как в близости творится новая жизнь. Всё остальное - произведения искусства, научные открытия, воспитание детей, подвиги во имя будущего счастья человечества – всё это творится тогда, когда мужчина и женщина безгранично отдаются друг другу в повседневной жизни, соединяясь душами в общности целей и средствах их достижения, а вовсе не только в одной физической близости.

     А Незнакомка исчезает из жизни поручика, даже не попрощавшись…

     Что можно испытывать к ней? Ничего, кроме отвращения. А поручик продолжает испытывать страсть. И страсть эта, видимо, впоследствии, привела к разрыву его с Лизанькой, его невестой. Так как в мыслях его в конце жизни проскальзывает: «Зачем фотография? Ведь, и послать-то её некому?». Ещё одно подтверждение мысли, что тот, кто выбирает Тьму, всегда, в итоге, остаётся один…

      «Зачем»? – Этот вопрос бывший поручик задаёт сам себе, вспоминая тот день, когда он встретил и полюбил Незнакомку,  в день, когда судьба обрекла его на преждевременную смерь. Но задаёт он себе этот вопрос, к сожалению, слишком поздно…

     С главным героем фильма «Солнечный удар» было так.

     Что случилось раньше, когда всё было так безмятежно, с каждым из доблестных белогвардейцев, вынужденных вступить на баржу, обречённую на затопление? Почему они не видели  страданий лишённого возможности жить полноценной творческой жизнью народа? Как  могли они не видеть, не слышать приближения этого кошмара для них, имя которого «Большевизм»?? Не известно. У каждого было что-то своё.  И зря Кока в финале фильма винит Великую Русскую литературу.  Виноваты вовсе не творцы, бившие во все колокола, будившие этим звоном совесть дворянства русского. Виновато само это дворянство. Ибо, не услышало, или не захотело услышать этого звона…

     Но была какая-то объективная причина.

     Не могло её не быть.

     Кто-то или что-то, обладающее достаточным авторитетом, упорно и целенаправленно совращало правящий класс, а класс угнетённый держало, цепко и мягко, в беспрекословном подчинении.

     Кто это? Что?

     А вот что:

ЦИТАТА ИЗ ФИЛЬМА «СОЛНЕЧНЫЙ УДАР»:

     "ГЕОРГИЙ СЕРГЕЕВИЧ -  Я вас, что хотел спросить, товарищ Землячка… Мне ваше мнение очень важно. Вот такой вариант, что в наших идеях, в большевистских идеях, много общего от Христианства: равенство, братство… Или это – заблуждение?
     ЗЕМЛЯЧКА – Печальное заблуждение, товарищ Георгий. Вредное!
     БЕЛА КУН – Товарищ Ленин учит, что это – опиУм!
     ЗЕМЛЯЧКА – Да, какой опиУм?! Я не в первый раз это слышу. Лукавая тактика! Нечем бороться, так давайте примажемся! «В белом венчике из роз, впереди – Иисус Христос»!
     Сотни лет, веками, они заставляли нас гнуть спину, чтобы им было хорошо здесь и сейчас! А нам? А нам они обещали вознаграждение там и потом. На небе! А мы не хотим там и потом! Мы хотим – здесь и сейчас! И мы добьёмся…»
Фильм «Солнечный удар».

     Вот, почему-то, у нас сформировалось мнение, что веру христианскую, православную разрушили в душе россиянина большевики. Что новая власть, беспрецедентной борьбой   с «духовностью», разрушением храмов, убийством священников, запретом на отправление религиозного обряда,  изуродовало душу народа, выхолостила его стремление к чистоте помыслов, праведности и нравственности, ожесточила и овеществила, вместо того, чтобы подтолкнуть к совершенствованию в добре. А ведь только неустанное совершенствование в добре, от выбора к выбору, от выбора к выбору, раскрывает в человеке и в целом народе Дары Божьи.   Дары, которые дают возможность сверхнароду, составляющему нацию, а нация «россияне» включает в себя массу больших и малых народов и народностей, совершить качественный скачок в творческом развитии. Тот самый, который смогли совершить на рубеже двадцатого столетия практически все народы культуры Северо-Запада. А Россия не смогла…

     Почему?

     Да потому, что Христа Россию лишили не большевики. Христа Россию лишила Российская Православная церковь, во главе с её предстоятелями, задолго до прихода к власти большевиков.

     « Надо вспомнить, что народ века воспитывался угнетающим волю, суровым и безотрадным учением церкви о ничтожестве человека пред таинственной силой, произвольно и безответственно правящей его судьбою, и что это учение как нельзя более ярко и крепко подтверждалось всеми условиями социального бытия, созданными бессмысленным гнетом русской монархии.
   Это учение, утверждая бессилие разума и воли человека, предъявляет к его разуму и воле наивысшие требования подвигов добродетели и, грозя вечным осуждением на казнь в огне геенны, не могло и не может быть возбудителем активной энергии, обращенной на устроение земной жизни, на создание счастья и радости по воле и разуму человека. Погружая человека в темную пропасть сознания им своего ничтожества пред Богом, это учение находило превосходные иллюстрации своей формальной логики во всех условиях политико-социального быта, возглавляемого царем. Это учение, принижая человека, не только связывало активность, инициативу, самодеятельность народа, оно глубоко просочилось и в душу интеллигенции, насытило русскую литературу в ее лучших образцах и окутало всю нашу жизнь флером безнадежности, тихой печали, элегической покорности року.
   Теоретическое бунтарство и практическая борьба, которую мужественно и геройски вела наша интеллигенция против изжитого строя жизни и мысли - велась ею не по внушению церковно-монархических идей, якобы гуманитарных, но, разумеется, вопреки им, по инстинкту само сохранения - инстинкту языческому, который создал Возрождение и всегда служит возбудителем бунта человека против его же, человеческого, представления о непобедимости судьбы.
   Продолжить этот бунт, усилив и углубив его, вот священная и героическая задача интеллигенции. Революция, единственно способная освободить и облагородить человека, должна совершиться внутри его, и она будет совершена только путем очищения его от плесени и пыли изжитых идей.
  М. Горький. "Новая Жизнь" N 107 (322), 4 июня (22 мая) 1918 г.»

     А? Каково?

    Вот же он, корень зла! Вот, кто и что на самом деле терзало народы царской России! И вот, кто и что погрузило огромную нашу многонациональную и многоконфессиональную Родину в кровавое безумие Гражданской и покрыло несмываемым позором государственной тирании, с гекатомбами жертв, тирании невиданной и неслыханной до сих пор. Потому что человек не может согласиться на рабство. Ибо Отец его – не раб.

     Корень зла – в Православии?!

     Вовсе нет. Корень зла - в русской Православной Церкви, которая идеи Православия предала, выхолостила и извратила, превратив Бога, из Отца Небесного человеков, в «торговца» и Судью, и  много веков наживалась и «жирела», на бедах и страданиях народа!

     Цитата из фильма:

«ЕГОРИЙ – Отец Василий десять рублей просит. На храм и на освящение крестика…
ПОРУЧИК – Сколько??
ЕГОРИЙ – Десять рублей. Говорит, раз офицер из Москвы…
ПОРУЧИК – Что? С ума сошёл твой батюшка?! Сорок рублей корова стоит! Вот ему рубль. Передай. И пусть спасибо скажет. Я плачу за то, что он вообще бесплатно делать обязан…»

     Спору нет, должны священники, как и все люди, и есть, и пить. Должны и одежду себе покупать, ибо должен себя и согреть человек и наготу свою прикрыть должен… И храму деньги тоже нужны. Ибо нужно поддерживать любое здание в порядке и совершенстве. Порок – не в нужде. Порок в том, что совершенную идею, высказанную две тысячи лет назад Иисусом Христом…
«Мф. 19, 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.»
…священники превратили в идею: подай Богу, и Бог освободит тебя от вины твоей».
     Подлая, оскорбительная для Бога и детей его, а также, очень опасная для ищущей свет души, подмена! Так как вторая часть мысли, высказанной Христом – «и приходи и следуй за Мною», при таком толковании, теряется совершенно. А ведь, именно она, эта вторая часть, в этой фразе Христа – главная!

     А что это значит, следовать за Христом?

     Я уже говорила об этом в предыдущих работах – это значит уподобиться Христу, то есть – совершить подвиг самоотречения во благо ближнего своего.

     Такой подвиг – жертва жизнью, самым драгоценным Даром Божьим человеку. Как можно сравнить этот подвиг с денежным пожертвованием, каким бы объёмным это пожертвование ни было?!

     Конечно, не все, свершающие такой подвиг, обязательно умирают, как умер Христос. Всё дело в готовности души, в любви к ближнему твоему.
     Если нет любви в душе, то такой подвиг не совершишь.

     А с деньгами расстаться можно, искренней любви к ближнему в душе не имея, а имея только одно стремление выделиться, прославиться или… спастись от кары Божьей. Но без любви христианином не стать. И Бога не обмануть. Ибо известны Ему помыслы человеческие и видит Он цвет душ наших. Всегда.

     Только из готовности на жертву ради ближнего своего произрастает неодолимое стремление души человеческой жить в соответствии  с Законом Божьим.

     И не надо тогда уже человеку каяться, и не надо ничего в себе смирять. Так как любит он и благоволит любовью, а не стяжает благ земных и небесных для себя, ибо понял, что любовь его души -  это и есть высшее благо для человека.

     А что говорит священник, когда за Свет Небесный (освящение крестика) просит деньги? Он прямо говорит ищущей Бога душе: «вырви Бога из сердца своего и следуй за Мамоной. Так как именно Мамона – бог, которому я служу, а ты поклоняешься»!

     Кем является такой священник, как не вором? Ибо ворует Бога у человека.

     И Бог превращается в сказку, в традицию и… не более. Пастыри отрываются от паствы своей, и оправдывают своё существование одной лишь пышностью обряда Богослужения. Как будто для Бога эта пышность имеет хоть какое-то значение...

     Пастырям от паствы становится нужным только одно – средства на праздную жизнь, когда можно не добывать хлеб насущный в поте лица своего, а свершая один этот обряд, возвышая его свершение над любым трудом обывателя, жить себе в сытости и довольстве, не утруждаясь, и ни о чем не беспокоится. Ни о чём, кроме укрепления своей власти, дающей блага этой сытой и праздной жизни…

     Разве таков был Завет Христа апостолам, приемниками которых считают себя епископы Российской Православной Церкви? Нет. И нет оправдания предавшим дело апостольское!

     Века стояла Церковь Православная на страхе Божьем, а не на любви. И сегодня она мало изменилась, ибо страхом правит человеками, а не любовию ведёт их Богу.

     Что бы ни говорил сегодня патриарх, его слова о наказании Божьем не вытащишь из ушей. Они сидят там, словно занозы. Не вытащишь их до тех пор, пока он сам, публично, не отречётся от этих своих слов.

     Зачем страх человеческий перед Богом церковникам?

     А страх народный им нужен для того, чтобы бесперебойно получать от этого самого народа средства на свою праздную и сытую жизнь. И идея строительства новых храмов – для того же. Ибо, боящийся, покорствует, и готов он избавиться от значительной части имущества своего, лишь бы избавится от страха.

     Какое отношение к Православию имеет идея страха Божьего, непонятно. Ибо идея Православия гласит: совершенствуйся в добре и будешь жить вечно. Никогда Христос не говорил, что наказывать будет Отец или Сын. Он говорил про Геенну огненную и Тьму внешнюю. Но это - не наказание, естественный итог для души, выбравшей путь совершенствование во зле.

     Этот закон создан на заре творения, и создан он Богом для самого Бога, чтобы Он, будучи воплощён в материи, не пал Сам во Тьму: выбравший Свет, после смерти отходит в Свет, выбравший Тьму – в Тьму. Чтобы человеческий ототрод сделал выбор, ему даётся жизнь. А Вселенная – двойственна, как двойственен и Создатель её, и как двойственно создание Его - человек…

     Страх наказания Божьего – величайшая, подлейшая ложь церковников. Именно эта ложь на протяжении веков отдаляла человека от Бога. И именно эта ложь превратила Православную Россию в «исправительную тюрьму» для девяноста процентов населения. И именно эта ложь заразила дворянство российское гордыней до такой степени, что у подавляющего большинства дворян даже мысли о том, что все люди созданы равными, и что не может быть никакого разделения на господ и слуг в принципе, не закрадывалось в сознание. И молчала их совесть…

     И молчала она до тех пор, пока эти слуги не восстали, доказывая свое право на полноценную творческую жизнь. Диктатура пролетариата – это власть бывших рабов, ставших господами. А, ведь, не бывает господина более жестокого, чем бывший раб.

     «…   Но - все подлое и скверное, что есть на земле, сделано и делается нами, и все прекрасное, разумное, к чему стремимся мы, - в нас живет.
   Вчерашний раб сегодня видит своего владыку поверженным во прах, бессильным, испуганным, - зрелище величайшей радости для раба, пока еще не познавшего радость более достойную человека - радость быть свободным от чувства вражды к ближнему.
   Но и эта радость будет познана, - не стоит жить, если невозможно верить в братство людей, жизнь бессмысленна, если нет уверенности в победе любви…»
М. Горький "Новая Жизнь" N 210, 24 декабря 1917 г. (6 января 1918 г.).

     И любовь в нас победила. Сегодня это – очевидно.

     И очевидным это стало только за последние год-полтора, когда Россия удержала Мир от падения в пропасть под названием «Третья Мировая».

     Могло ли это случиться, если бы сверхнарод метакультуры Российской не прошёл через адовы круги Гражданской войны и государственной тирании? Я думаю, что – нет.

     Гражданская война в России начала двадцатого века была особенной. Она велась человеком труда, человеком единственно способным совершенствовать материальный мир, за право на творчество. Права, которого он был лишён на протяжении долгих и долгих веков.

     Идея равенства всех людей и сегодня является национальной идеей российского сверхнарода. (Сверхнарод – совокупность больших и малых народов, составляющих метакультуру).

     На самом деле всё противоречие сегодня между Россией и Западом состоит только в том, что Россия утверждает равенство всех людей и всех народов, и - равные их права и свободу и на выбор образа жизни, и на самостоятельный выбор духовных ценностей каждым народом и каждой нацией. А Запад, в лице США, утверждает, что существует сверхнарод, который имеет право на большее, чем остальные, имеет права решать за других, как им надо жить, ибо только он знает, как, «в действительности» надо. И народ этот – народ, говорящий по-английски…

     Разница между Православием и Католицизмом в том, что Католицизм проповедует идею избранности некоторых людей, которым Бог даёт больше даров, чем всем остальным, а Православие утверждает равенство в одарённости всех людей и в возможности просветления материи человеческого тела. Всё дело - в совершенствовании. Православие утверждает, что оно доступно каждому, а католицизм - только избранным. Избранным Богом.
     Надо ли говорить, что Бог католиков - Тьма? Ибо гордыня - Его суть. Так как те самые избранные - ни что иное, как марионетки принуждённые Им творить по только Его указке! Остальные люди - непокорное большинство, обречённое на смерть...

     Весь многовековой и сегодняшний конфликт между Западом и Россией заключается в противостоянии идеи существования избранных людей (Тьмы) и - равенства всех людей (Света).

     И не может быть примирения. Ибо Свет (свобода каждого в выборе Пути) и Тьма (жизнь большинства в угоду сильнейшему) - не понимают и никогда не поймут друг друга. И только соединённые в Боге и в человеке могут сосуществовать.      

     Это вопрос «избранности», и это вопрос веры. То самое, что отличает Отодосоторо от Овестрис. Гордыня, которая провозглашена Католической церковью открыто, в догмате о непорочном зачатии Божьей Матери.  А, по сути, это - провозглашённый сегодня Западом открыто, демонизм.  Ибо все его идеи свободы – суть лицемерие. Так как слова его противоречат деяниям. Ибо свобода только для избранных - это рабство для всех.

     Ведь не только раб не может творить, не может творить и рабовладелец, так как озабочен только тем, как не потерять эту свою власть!

     Деяния же России сегодня – строительство многополярного мира, и слово её с делом не расходится.

     Сегодня борьба Запада с Россией это – борьба Дьявола с Богом. Ибо Отодосоторо больше во Вселенной нет, остались только Урпарп и Фокрема. И об этом пора сказать открыто и без ложного стеснения. Так как время назвать вещи своими именами давно пришло…

     Что было бы с Миром, если бы Россия пошла по Западному пути развития? Мир сегодня имел бы два лагеря Тьмы. И Богу незачем было бы сохранять человечеству жизнь...

     Но Россия пошла другим путем, путём братства всех народов, равной ценности их для будущих поколений, непреходящей важности всех культур, всех языков, составляющих культуру страны и прихода к свободному творчеству человека труда, который единственно был способен деятельно совершенствовать этот мир. Воистину, такого государства ещё не было на земле!

     Ни дворянство, ни духовенство в России в начале двадцатого века ничего усовершенствовать уже не могло. И отдать власть не хотело…

     В фильме это хорошо показано: безмятежность и духовная летаргия дворянства на «Летучем» и – каторжный труд грузчиц в порту; «барство» поручика и услужливость матроса; пытливость ума мальчика-простолюдина Егория и пустодушие, беспринципность и неприкрытая ничем алчность  фотографа; честность Егория и – наглая вороватость официанта.  А потом, уже после сдачи оружия белогвардейцами – презрение к классу рабов, в руках которых теперь – власть.

     «Такую страну загубили»!

     О ком эта фраза поручика в финале фильма?

     О большевиках? О дворянстве, которое «проспало» своё предназначение – стать духовным руководителем своего народа на его пути к Богу и Свету?

     Нет, это о церковниках, Бога и народ предавших.

     Они и сегодня губят паству свою. Так как слова их о праведности только словами и являются. Так как они играют важную роль в решении вопроса о наказании провинившихся. Так было с девочками из Пуси Райт.  И, прикрываясь оскорблёнными чувствами верующих, решают судьбы целых спектаклей и их создателей. Так было совсем недавно, с «Тангейзером».

     Будьте ограничены в терпении своём к стремящимся к власти церковникам. Ибо, когда церковники дорываются до власти, народ становится их рабом. А рабство – путь к смерти, ибо раб не может быть творцом. Не повторяйте ошибок прошлого, не губите свою страну и свою культуру снова.

     Народ России отказался в 1917-м не от Бога. Он сбросил с пьедестала попа, уродующего его душу и поганящего его жизнь. Это надо усвоить. Дабы не повторилось...

               Долго, очень долго поп в России заменял собой Бога. Заменял, в гордыне своей, забывая, что Бог-то на самом деле - есть и, что Он возникнет перед ним, когда-нибудь, во всей Своей ярости, излив её на его голову деяниями чистых и совершенных в любви к Нему, Его детей!

     Это Розалия Землячка – чистая и совершенная, спросите вы?

     Про Розалию не скажу. Её образ недостаточно для подробного анализа раскрыт в фильме. А вот образ Егория раскрыт, и о нём я могу сказать, что этот образ – чист и совершенен в любви к Богу и всем созданиям Его. И совершенства он своего не теряет даже тогда, когда совершает страшное, когда отдаёт приказ об утоплении сдавшихся на милость победителя и верящих в его милость, бывших белогвардейцев. Живых, думающих, чувствующих людей…

     Как же так?

     Как можно утверждать, что убийца, а Егорий без сомнения становится убийцей в фильме, может остаться чист пред Богом?

     А так: Егорий отказывается от Бога, который есть Торговец и Судья. Он отказывается от Бога, который есть зло для человека, и отказывается от Него ради счастья и творческого будущего народа, который, поклоняясь этому Богу, этого творческого будущего был бы лишён. Как был лишён веками до этого…

    Выходит, Егорий делает это ради человека, который есть образ и подобие Божье. А значит, по сути, он от Бога вовсе не уходит, а возвращается к Нему. Возвращается, хоть сам ещё этого не понимает, и хоть возвращение это будет стоить ему слишком дорого и длиться слишком долго.

     Трудно не ошибиться в выборе Пути.

     И отказ от веры в Бога – дело не лёгкое. Это очень больно, оказываться от Бога. И в фильме это показано очень хорошо. Когда повзрослевший Егорий поднимает руку, чтобы перекреститься, но передумывает и только поправляет картуз...

     Вообще образ Егория, Георгия Сергеевича, получился у создателей фильма необыкновенно глубоким и смысловым.

     Егорий – не просто мальчик и, впоследствии, не просто комиссар Красной Армии. Это – сам русский народ, с его наивной  искренне любящей душой и пытливым разумом. Это – сам русский народ, переживающий трагедию богоотречения, делаясь убийцей, выжигая в себе любовь к ближнему своему буквально «калёным железом».

     Ведь не зря, очень не зря сделан эпизод, когда поручик бросается с обрыва в воду, а Егорий истошно зовет его с берега, уточняя: «ведь утопните, не дай Бог!».

     Какую же трагедию должна была пережить эта любящая душа, чтобы ожесточиться до такой степени, чтобы затопить целую баржу, набитую живыми людьми!

     Но и Егорий, и весь сверхнарод России должен был пережить эту трагедию. Чтобы не повторить её в 1991-м, не развязать новую гражданскую войну на рубеже двадцатого и двадцать первого столетия, Гражданскую надо было пройти тогда. И - тиранию, одну из жесточайших в истории, тоже надо было пройти. Чтобы стать тем, что мы стали сегодня. Стать народом Света, «пылающим сердцем» человечества, ведущим человечество к Богу, который есть любовь.
      
     «Для философа необходимо спокойствие души – искусного кормчего воспитывают только бури».
Синезий, епископ Птолемаиды.

     Это иллюзия, что развала государства под названием СССР в 1991-м можно было избежать. Единственное что было можно сделать, так это – погрузиться в хаос гражданской братоубийственной войны. Войны, которая была бы более кровопролитной, более жестокой чем предыдущая гражданская и которая была бы смертью метакультуры. Пример того, какой эта война могла бы быть сегодня – гражданская война на Украине. Никакой цементирующей нацию идеи сегодня на Украине нет. А есть только гордыня, убивающая народ и до основания разрушающая его культуру.

     Этой трагедии сверхнароду российскому удалось избежать тогда, в 1991-м. И удалось избежать сегодня. Во многом благодаря предыдущей трагедии гражданского противостояния, уроки которого были усвоены народом достаточно хорошо.

     Очень тщательно обыграна в фильме одна истина. Эта истина гласит: люди должны говорить друг с другом на равных, всегда - на равных.

     Поручик тогда, много лет назад, отнёсся к мальчику-простолюдину свысока, не посчитав, что разговор с ним может быть интересным. А ведь мальчик этот задавал ему вопрос, быть может, самый важный для человека, вопрос о своём происхождении. От Бога мы или от обезьяны?

     А, по сути, это был вопрос о бытии Божьем. Есть Бог или – нет?

     Вообще здесь – отличие наше от народов Запада. Они ищут счастье и довольство в материальной жизни, а мы ищем Бога. Искали по крайней мере всю историю своего существования.

     И как успехи, спросите вы?

     А успехи есть. Мы, россияне, наконец, нашли Бога. Мы нашли Его в самих себе.

     А поручик отмахнулся от мальчика и от вопроса, как от назойливой мухи. И поплатился за это. Потому что, когда ему самому захотелось поговорить, разговаривать с ним не захотел уже Егорий.

     Это – самое страшное, когда с тобой не хотят говорить. Ибо думают: «о чём говорить с тем, кто тебя не способен ни услышать, ни понять»?...

     А теперь – главная мысль, которая у меня возникла после просмотра фильма, и которую мне бы хотелось донести до вас сегодня:

     Не зря гениальная интуиция Михалкова-творца заставила его вставить в фильм строчку из поэмы А. Блока «Двенадцать».
     «В белом венчике из роз –
     Впереди – Иисус Христос».

     Представьте, что Христос действительно существует.

     Тогда, если Он действительно существует, то становится очевидным, что Христу невыносимо было видеть гибнущую под игом власти церковников православную душу сверхнарода российского! И поэтому, именно Он, Христос - тот, кто стоял за революцией 1917-го, и за кровопролитной Гражданской и за разрушением храмов давно мёртвой религии…

     «Лес рубят – щепки летят», - гласит народная пословица.

     Нужно было разрушить до основания лицемерную веру. Нужно, чтобы она  родилась вновь, искренняя и горячая. Родилась, чтобы Бога с человеком воссоединить!

     И сегодня она уже родилась. Доказательство – Россия, признавшая право народов на самоопределение. Россия, провозгласившая равенство всех людей, людей, имеющих безусловное право на свободу в выборе Пути!

     Сегодня необходимо переосмысление Великой Октябрьской революции. Необходимо, чтобы народ вновь понял её истинный исторический смысл. И, конечно, нужно вернуть праздник 7-го Ноября!

     Ибо Великая Октябрьская революция, как и последовавшая за ней, Гражданская война – часть истории становления сверхнарода. И не менее значимая, чем Победа его над фашизмом в 1945-м. Это надо осознать.

   
     Ко всему вышесказанному хочу добавить цитату:

« Быть может, ущерб духовности ни в чем не сказался так ярко, как именно в утверждении, будто бы единственный путь к претворению этих идеалов в жизнь лежит через вооруженную борьбу, насильственный захват власти, беспощадное уничтожение врагов и диктатуру одного класса – вернее, его организованной части – над всеми остальными группами населения…»
Д. Андреев «Роза Мира» Книга XI глава 1.

     Я думаю, что Н.С. Михалков снимал «Солнечный удар» с целью озвучить именно эту мысль. Но сказал он больше, чем хотел сказать.

     Истинный творец всегда говорит больше, чем хочет сказать. Так как вместе с ним, языком его творчества, говорит с человеком Бог.

Светлана Жукова 4. 12 апреля 2015 года.


     Фильм всё не отпускает...

     Не совсем правильно я сказала, что образ Розалии Землячки не достаточно раскрыт.

     Розалия Землячка - тот самый символ, тот "ключ" к душе сверхнарода Российского, который есть  - магия.

     Дело в том, что у Михалкова получилось создать архетип, портрет народного характера в лице мальчика Егория, а позже - Георгия Сергеевича, комиссара Красной армии.

     Так вот в чём моя мысль: дворянский класс в царской России на кануне Революции отказался от светлой стороны собственной души (овестрис), отказавшись от сострадания и достоинства, отвергнув путь руководства народом в строительстве общества, в котором все люди - равны. Это означало, что дворянство России отказалось от своей магии.

     Это безразличие, какая-то безбрежная духовная летаргия молодого поручика на "Летучем" и в общении с Егорием - явное доказательство.

     Ведь это - не просто безразличие одного человека. Это безразличие целого класса!

     Не просто мальчик Егорий спрашивает поручика про Бога и Дарвина. Это народ русский, угнетённый, оторванный от творчества, обманутый и запуганный попами, униженный вековым рабством, спрашивает свою интеллигенцию, познавательную силу общества: "как же так? почему Бог говорит одно, а в жизни - другое? где же справедливость?" И что отвечает эта познавательная сила? Она отвечает: "во что человек верит, то и есть"!

     Это - не ответ, а отговорка. Яркая иллюстрация безразличия.

     Поручик думал только о себе. И мальчик Егорий это понял.

     Контраст - ответ Землячки на вопрос Георгия Сергеевича о христианской идее в большевизме. Сколько страсти в её ответе! Сколько небезразличия!

     И это - не просто страсть. Это - небезразличие к судьбе страдающих и угнетённых. Именно поэтому это небезразличие - магия. И Георгий (весь русский народ) делает свой выбор... 

     Лучше человеколюбивый атеизм, чем безразличная вера.



     Именно небезразличие - источник магии россиян. Именно потому, что идеология СССР была идеологией небезразличия, мы победили фашизм.

     Но без Бога истинна, какой бы силы потенциал ни был заложен в русской душе, он себя исчерпает рано или поздно. Так случилось в эпоху предпосылок развала СССР. Поэтому мы Союз и потеряли. Потому что увидели, почувствовали безразличие в руководителях страны. Интеллигенция безразлична не была, и стала руководящей силой, которая этому развалу помогла. Тогда она сделала именно то, что было нужно сделать. Но теперь её роль иная. Её роль - возвращение народу Бога. И она справляется.

      Время - собирать камни.

      Безразличие народа - смерть для метакультуры Российской. Помните об этом.

      А безразличие появляется тогда, когда человек перестаёт быть в обществе целью, и превращается в средство. И когда Богом начинают торговать оптом и в розницу.

      Имеющий разум, разумеет.

15 апреля 2015 года.

     Сейчас только посмотрела фильм в пятый раз и поняла, почему, над кем я так плачу в финале...

     Я плачу не потому даже, что мне безумно, безгранично жаль этих несчастных белогвардейцев, которых с такой любовью показал нам автор... Я плачу не из-за их трагедии, которую они осознали перед смертью. Не из-за трагедии осознанной ими вины...

     Я так безутешно рыдаю из-за трагедии другой, трагедии такого чистого душой, любящего весь Божий свет, мальчика Егория, который стал комиссаром Красной армии и... палачом...

     Потрясающе Михалков показал его трагедию в финале.

     И эта трагедия - то, от чего Создатель пытается Вселенную избавить. Вот в чём она: когда из души человеческой уходит Бог, в неё входит Дьявол. Ибо природа не терпит пустоты.

17 апреля 2015 года.