Звёзды падают в августе. Часть 7

Ирена Панченко
Марина. Ну, конечно! Тут статья целая. «Память сердца».
Нина. Это, видно, про воскресенье, про встречу ветеранов.
Павел. Дай мне на минутку. (Берёт у Николая газету, читает.)
Вера. Читай, читай, про тебя написано.
Николай. А что, должны были?
Вера. Обязаны! Какой он герой...
       Павел молча бросает газету на стол. Достаёт сигареты.


Борис. Да, человек уже не исправится. Докатился... Пусть с себя теперь спрашивает. А своего ума не дашь.
Павел. Конечно, сапог лаптю не брат. Ты всю жизнь Метловых за людей не считал.
Марина. А что Метловы?
Павел. У него спроси. Белая кость. Нам — метла, ему — ножницы.
Борис. Ну и что тут плохого? У нас весь род портняжил.
Павел. Слушай, Колька, ты бы меня научил.
Борис. Что? Чего еще?
Павел. А как в жизни устраиваться. Чтоб с почетом. Войну в лесу отсидел...


Борис. Нашёл, что вспомнить! Там всё по закону. Малолетки на руках — не брали.
Павел .А я про что? Вот и научи жить по-людски.
Борис. А не высовывайся.
Павел. Во! И только?
Борис. А то нет? Ты вот за своих в болоте остался... Ну и что получил? Медаль на грудь? И ту не дали. А болезни всю жизнь при тебе... Добро бы в науку. Нет, тебе мало. Напьёшься и все правду ищешь.


Николай. Да что вы, ей-богу! Род Метловых, род Смирновых! Давайте ещё мою родословную. Все мы родственники. И все должны уважать друг друга.
Павел. Ладно поёшь, полковник. Лучше скажи: ты который год к нам на лето приезжаешь?
Николай. Каждый. Не месяц, так неделю-другую всегда. Для меня ваш край давно родной. Вот и Марина подтвердит: не побываю — будто не отдыхал.


Павел. Вот-вот. И я про то. Каждый год ездишь. А припомни, сколько раз у меня останавливался?
Вера. Ну, вы глядите на него! Пашка, Христом-Богом молю...
Николай. Подожди, Вера. Понимаешь, Павел... Как-то уж по¬велось — здесь... Всё ж сестры...
Марина. И правда, чего завёлся по-пустому? Ну, на следующий год, хочешь у тебя остановимся?
Павел. Ты лучше скажи, почему до сих пор не останавливались?
Марина. Сам знаешь, тесно у тебя... Дети. Ты что-то не по делу выступаешь. Такой день... Все вместе...


Борис. Так хорошо начали... Нет бы посидеть. Опять споры. Опять не так.
Павел. Нет, подожди. Я с сестрой хочу. (Марине.) Ты сестра или нет?
Марина. К сожалению.
Павел. Это твоё дело. Я сейчас про другое. Дома-то у нас, что у меня, что у Борьки, — одинаковые живопырки, не разгонишься... Не в этом дело, выходит.
Николай. У Бориса – вот  - времянка... Свежий воздух... Как-то привык-ли. Лес тоже рядом.
Павел. Брось, полковник. Здесь — лес, у меня — река чуть не под окном.
И времянку для дорогих гостей соорудил бы. Только моргните. Разве туалет не такой комфортный. Задницей не сядешь. Знал бы — и его сделал! Нет, родня моя, ровня моя, не то!


Вера. Да сядь ты, балабол чёртов! Что на людей набросился! Вечно всех заводит.
Николай. Павел, я не знал, что это тебя так задевает. Хочешь, завтра переберемся?
Павел. Сам ты, может, и пришел бы. Всё она... Она, брат, своего не упустит (Николаю). Ты помолчи, ладно?! Я сейчас скажу. Потому не ехали, что стыдно... Брат пьяница! Как же, сама без пяти минут генеральша, хоть одну сыщи в нашем городе! А брат — забулдыга. Чтоб люди лишний раз не увидали, не вспомнили. Колбаса — отдельно, мухи — отдельно...


Вера. Да замолчишь ты когда, горе моё!
Нина(тихо, Вере). Пусть выскажется...

 Марина. Приедь к тебе! Здесь на минуту появишься — до печёнок достанешь! (Ни¬не.) Это ты его распустила! Всё слушаешь да поддакиваешь.
Павел. Ты её не трожь!
Марина (задохнулась от возмущения). Ну, знаешь! Все плохие, один ты хороший! Ишь разошёлся — сам чёрт не брат!
Николай. Марина, прекрати! Дай человеку успокоиться. Он по-своему прав.


Марина. Нет, я тоже высказаться хочу! Облил всех грязью... Прощать ему... Непризнанный герой!
Нина. Марина!
Марина. Если уж на то пошло, чего на третьей группе сидишь? Давно бы вторую дали! Я медсестра, я знаю, что значит такая контузия. Не пробиваешь — значит рыльце в пуху!
Нина. Перестань, ведь сама будешь жалеть.


Марина. А чего мне жалеть? Подумаешь, герой: прикрыл отход. Люди на амбразуры бросались и то наград не просили. Было за что - Коле мог сказать. Он в Москве связался бы с кем надо, из-под земли раскопал.
Нина. Сами не догадались?
Марина. Вот так всегда: я же и виновата! С меня хватит своих бед! Сами разбирайтесь! Наломали дров — всю жизнь складываете.


Борис. Хоть бы раз собрались, как люди... Поговорили тихо... Что за народ... не пойму.
Марина. Всё. Больше не могу! Коля, собирайся! И чтоб я сюда ещё раз ногой?! К чёрту таких родственников! Ненавижу метловскую породу! Все неудачники.
Нина. А сама из каких?
Павел. Она в Москву уехала - род переменила. Московская порода.


Марина. Да, уехала. Вырвалась. А вы здесь как черви... Дом, ого¬род, соседи... Всю жизнь в этой дыре. Что вы видели?
Николай. Марина, что-то ты не то несешь... Это ж твоя родина.
Павел. Э, не всякий прут ко двору гнут. А сама-то чего добилась, хоть в Москве? Своим горбом, а? Портянки мужнины стира¬ла? За спиной его просидела!
Николай. Ну, ты загнул, Павел. Не прав... Она родная сестра. Перестаньте... Все свои. Что делить? И ты, Марина, прекрати!

Марина. Он еще успокаивает! На чью мельницу льёшь? Твою же¬ну оскорбляют! А тебе всё равно! Всё! К чёртовой матери! Первым же поездом!.. А ты оставайся, если нравится. (Уходит во времянку, но тотчас выглядывает с порога.) Да, стыжусь тебя, братец! В глаза скажу. Чем нас позорить... лучше б там, в болоте, сдох! Хоть память чтили бы! (С силой захлопывает дверь.)
От неожиданности все оцепенело молчат.

Павел(вслед Марине, тихо). А может, я и есть не живой? (Идет к двери времянки, дергает ее, но она не открывается). Ты слышишь? Нет меня! Был Метлов, да весь вышел. Радуйся, сест¬ра, прямо ходи! (Всем.) То-то я всё не пойму: а чего вы ко мне ни ногой? Всё другой улицей норовите проскочить. Вот оно: смердит в доме. Покойник там. Ну Нживите, как можете, не стыдитесь за меня. (Уходит.)
Нина. Павлик! Павлик! (Идёт за ним следом.)
Борис. Ни одного дня, чтоб спокойно. Что соседи скажут? (На Нину.) А всё она потакает. (Досадливо машет рукой, уходит за времянку.)

      Вера срывает платок с головы, трёт им глаза, убегает. От калитки возвращается Нина, садится рядом с Николаем.
Николай. Никогда таким не видел.
Нина(тихо). Когда-то приходит такая минута - подумать, как жил, как жить дальше. Мечется. (Помолчала). Коля, попросить хочу... Скажи, для наших, местных, ты - вы¬сокий чин?
Николай. Смотря для кого.
Нина. Сходил бы в военкомат, а? Поговорил? Пусть бы снова документы поискали. Теперь-то, поди, не те времена.

Николай. Смотрю на вас... Что в вас до сих пор испуг держится? Ты же сама заслуженный человек. (Помолчав.) Схожу... И Па¬вел имеет все основания. (Берёт её за руку). Эх,Нина, Нина... Го¬ды пробежали. А так хотелось её иначе прожить.
Нина (поднимаясь). Я к Вере. Что-то на душе неспокойно. (Идет к калитке.)


                Картина пятая
Ночь. Берег реки. Под деревом сидит Павел. Время от времени поднимает с земли камешки, бросает в воду. Слышны всплески. В отдалении появляется женская фигура в светлом, тихо приближается к Павлу. Это Фрося, невеста Павла в довоенные годы.
Фрося. Ты хотел мне в глаза... Я готова.
Павел. Готова?
Фрося. Ответ держать. Виновата перед тобой.
Павел. Я тебе не судья.
Фрося. Разве думала, что всё так будет! И хотела убежать, да поздно было.Одна в доме - кто помог бы...
Павел. Молчи лучше.


Фрося. Маме совсем худо стало. Аптеки закрыты.
Павел. Померла?
Фрося. Полегчало ей... А потом люди добрые нашлись, рассказали. Есть перестала. Из-за меня всё... Тогда и написала тебе. Знала: вернёшься — к нашей ветле придешь... Вон как разрослась...

Павел.А ты всё такая же... Красивая.
Фрося. Прости. Не было мне радости... Тебя помнила...
Павел. Нет мне права тебя судить. Мы на фронте — винтовка в руках, а вы тут... Каждый день под смертью... Война проклятая. Это ты прости.
Фрося. Я? Я?
Павел. Ты для меня на всю жизнь... светлой осталась. А я... Как ты решилась? Ты ж воды боялась...
Фрося. А я и сейчас её боюсь...

        Павел поднимает голову, чтобы взглянуть на Фросю, но та отступила к реке и растворилась в тумане. Внизу раздался сильный всплеск, видно, играла в реке крупная рыбина. Тихо появляется Нина, накидывает ему на плечи пиджак, садится рядом. Молчат. И вдруг Нина тихим, чистым голосом заводит песню. Её подхватывает Павел.

Фото из Интернета
                Продолжение следует