Неразделимы два понятия - дети и игры.
Игра для детей - это жизнь, это самое важное в детстве, это серьёзно, это почти всё.
C первого дня рождения ребёнка окружают игрушки. Ребенок ещё в роддоме, а над кроваткой уже висят погремушки . Да, эти самые первые игрушки очень важны
для развития детей. Именно погремушки впервые знакомят ребенка с разнообразием цвета, звука и формы предмета. Дети развиваются физически, пытаясь дотянуться до погремушки, схватить её, зажать в ручках и , наверное , хотят понять , что это такое.
А родители и няня, склоняясь над кроваткой, умиленно улыбаются.
Но дети взрослеют. Появляются новые игрушки: кубики, пирамидки, посуда для песочницы, лопатка для снега, машинки и куклы. Но иметь игрушки - ещё не
значит уметь с ними играть. Вот и настало время, когда требуется помощь родителей, няни или воспитателя. Необходимо объяснить ребёнку , как играть с конкретной игрушкой.
Обратите внимание, как играет ребенок:
- строит и ломает;
- делает куличи и ломает их;
- пирамидки собирает как попало, без требуемой последовательности;
- машинки пытается разобрать.
Далее вы подмечаете, что ребенок один долго не играет, начинает злиться.
Это может быть вызвано несколькими причинами:
- ребёнок не знает, как играть с данной игрушкой;
- маленькие дети не могут повторять одни и те же упражнения. Стремление к разнообразным увлечениям, к смене игр для них закономерно и естественно.
- в действиях "строю и разрушаю" проявляется желание к самостоятельности, "что хочу, то и делаю".
Родители и няня должны научить ребенка играть в каждую новую для него игрушку. Необходимо показать:
- как собирать кубики и пирамидку;
- как собирать пазлы;
- как раскрашивать картинки;
- как можно одеть, раздеть, переодеть куклу;
- и многое другое.
Процесс обучения всегда предполагает совместную игру. Чем чаще няня, родители будут играть с ребенком , тем усидчивее он будет , тем разнообразнее будет фантазия у ребенка. Это не пустые слова.
Обратите внимание, как долго дети играют в песочнице.
Во-первых, потому, что они работают как бы вместе.
Во- вторых, они учатся друг у друга лепить куличи. Если один (одна) что-то сделал, то и другой (другая) непременно должен то же самое сделать.
По мере взросления ребенка меняются и игрушки. Если до 3-х лет игрушки у всех детей практически одинаковые, то с возрастом ребенка они становятся более индивидуальными, как индивидуален сам ребенок. Одни дети предпочитают пистолеты и машинки, другие – динозавров и lego, третьи - куклы.
Обязательными предметами развития детей в возрасте до 6-ти лет должны быть
пластилин, краски, карандаши, альбомы для раскрашивания , а также спортивные предметы: мячи, прыгалки, самокаты , велосипеды и многое другое по желанию и возможностям родителей.
Период от 2-х до 6-ти лет - это период формирования личности ребенка (умственное, физическое, психологическое) , в том числе и через развивающие игры.
Важная роль в воспитании отводится няне и воспитателю, так как они проводят с ребенком целый день, занимая свободное время ребенка, и от того, как они будут с ребенком работать , что и как ему говорить, рассказывать, зависит его развитие.
Это , безусловно, должны понимать родители. Обязательно при найме няни на работу подробно оговорите досуг ребенка.
Работе воспитателя (няни) очень помогает составление ( хотя бы мысленно) плана
на следующий день. Ведь каждый учитель планирует свой урок. Это связано с тем, что условия общения с ребенком могут меняться.
При хорошей погоде няня достаточно долго может гулять с ребенком на детской площадке, в сквере, в парке. Общение с детьми сводится чаще всего к присмотру за ними, так как на детской площадке есть качели, карусели, песочница и горки.
Если ребенок слишком подвижен или ему скучно на детской площадке , то настало время включить вашу фантазию и придумать по обстоятельствам совместную игру,
например:
- сделайте футбольные ворота, встаньте в них, а мальчик пусть от души бьёт мячом по воротам;
- сделайте классики, а девочка пусть от души прыгает;
- пойдите просто погулять в парк.
Но когда на улице плохая погода или ребенок не здоров, няня ( воспитатель) целый день находится в помещении с ребенком. В эти дни у вас достаточно времени на чтение сказок (книг), на лепку, рисование и на совместные развлекающие игры. Это достаточно тяжелые дни, так как ребенок постоянно требует от вас внимания к себе.
Попробуйте облегчить свою работу, соблюдая следующее:
- не вмешивайтесь в игры, которыми занят ребенок, если он не попросит вас об этом;
- чтобы ребенок подолгу играл сам, периодически подходите к нему со словами одобрения , что он ( она) всё делает хорошо, что у него ( у неё) всё получается как надо.
Вы вероятно наблюдали, что ребенок бросает одно занятие (игру), переходит к другой игрушке, затем к третьей. Все игрушки разбросаны на полу , ребенок начинает злиться и капризничать . А злится потому, что у него ничего не получается, он не видит результата своего труда. Помогите ему.
Взрослые должны периодически переключать ребенка с одной игры на другую.
Или начать вместе играть. Каприз легко устранить чтением его любимой книги, в крайнем случае , мультфильмом.
Помните , что дети великие фантазёры. Используйте их фантазии в свою пользу, а именно: придумайте такие совместные игры, чтобы ребенок в процессе игры учился считать, писать и убирать игрушки , одежду.
Прибавьте к фантазии детей и свою выдумку. Вспомните детскую присказку:
" А давай, будто мы….".
Придумайте игры, например:
1. Игра в магазин "Игрушки"
Вы – продавец, ребенок - покупатель. И наоборот.
Данная игра позволяет научить ребенка различать цвета, понятия "большой-маленький", "высоко- низко", " справа – слева", считать деньги ( вы их сделаете из бумаги).
2. Игра в " Больницу" по аналогии с книгой "Доктор Айболит"
Вы - врач, а дети - пациенты с больными игрушками. Можно наоборот.
Данная игра научит ребенка сострадать чужой боли, заботиться о больных, уважать врача.
3. Игра в " Школу"
Очень полезна для детей подготовительного класса . Игра заставляет детей писать,
читать, считать или учить буквы, цифры.
4. Игра в " Гости"
Вы - бабушка, ребенок - внук или внучка.
Во время игры можно угостить ребенка чаем с печеньем, молоком или фруктами.
Если няня, играя, в качестве гостя как бы приходит к детям, то подскажите ребенку , что к приходу гостей надо убрать игрушки и сервировать стол.
С мальчиками придумайте игру в ремонт машинок , типа " Автосервис", гонки на машинах.
С девочкой можно заняться ремонтом или пошивом одежды для кукол, сделать показ моделей.
Фантазия у детей безгранична, и они сами подскажут вам, во что играть.
Дети от 6 до 12 лет тоже нуждаются в совместной игре с воспитателем. Игрушки у детей этого возраста уже другие. Это - шахматы, компьютерные игры, игрушки -трансформеры. Воспитатель или няня иногда не могут играть с ребенком в такие игры как , например, настольный хоккей или шахматы. Всегда существует множество вариантов , которые доступны любой няне и интересны детям. Это могут быть "крестики – нолики", " морской бой" , рисование или просто чтение сказок.
В возрасте от 6 до 12 лет у детей остается мало времени на игры. Они живут в плотном графике и очень насыщенной жизнью. Школа, спортивные, музыкальные или художественные школы , домашние уроки и занятия иностранными языками –
- это их нагрузка.
Конечно, детям нужен отдых. Воспитатель должен, просто обязан, в любое
свободное у ребенка время дать ему полноценный отдых. Лучшим отдыхом может стать прогулка, настольная игра , чтение.
Главное для родителей и воспитателя помнить, что совместные спортивные,
развлекающие игры сближают детей друг с другом и сближают детей и взрослых.
Играйте и радуйтесь жизни !