Размышления о современном дзюдо

Сейлхан Казыбаев
                РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОВРЕМЕННОМ ДЗЮДО –
          Или о том, что мы утеряли в дзюдо из наследия древних мастеров.

Современное спортивное дзюдо является весьма зрелищным, красивым видом спорта, интенсивно развивающимся во всем мире. Включение дзюдо в список олимпийских видов, регулярное проведение чемпионатов мира значительно подняли интерес к этому виду спорта и способствовали популяризации его во всем мире. Создание отдельных федераций дзюдо в каждой стране – отдельно от других видов борьбы – являлось перспективным шагом в развитии дзюдо. Распад Союза и экономический кризис в постсоветских странах привел к некоему упадку – к шагу назад, когда, отвергая специализацию в дзюдо, мы вернулись к некоей унификации борьбы вообще. Теперь в дзюдо стали выступать и самбисты, и вольники, и представители других видов борьбы. Акцент на спортивных технико-тактических аспектах дзюдо привел к тому, что постепенно классическое дзюдо Дзигоро Кано выродилось (по крайней мере, в нашей стране) в обычный вид спорта – в обычную систему физического воспитания. Между тем дзюдо Дзигоро Кано являлось системой гармоничного психодуховного воспитания человека и в этом смысле даже превосходило другие традиционные японские (и в целом – восточные) системы боевых и спортивных единоборств. В литературе как-то было сообщение о том, что в Японии, где есть выбор между различными клубами и мастерами боевых искусств, родители чаще всего предпочитают отдавать своиз детей именно в школы дзюдо, а не, скажем, в школу бокса или каратэ. И это связано именно с акцентом традиционного дзюдо Кодокан на гармоничности развития личности своих воспитанников. Впрочем, подобное воспитание являлось идеалом во всех боевых искусствах Востока, во всей дальневосточной культуре. Но именно Дзигоро Кано сделал этот аспект обязательным и доминирующим в своей системе.
 Известно описание отбора учеников из числа претендентов в высший институт дзюдо – Кодокан. При отборе судьи зорко следили даже не столько за чистотой исполнения техники или другими физическими данными борцов, сколько отмечали четкость выполнения ритуальных моментов. Скажем, перед сидящими в дзадзене учениками выступал – и довольно долго! – сам Дзигоро Кано. Такую длинную и пространную речь очень сложно прослушивать внимательно. И конечно же через какое-то время кое-кто из учеников начинал оглядываться по сторонам, отвлекаясь от слов о-сэнсея. И это означало, что он не проходил в число студентов Кодокана. Во-первых, он нарушил первейшую заповедь дзюдо – проявил неуважение к Учителю, к его словам, даже просто к факту его присутствия перед учениками. Во-вторых, это означало психическую неустойчивость ученика, его неумение самодисциплинироваться. Это означало неумение долго концентрировать внимание на одном объекте. А ведь именно это качество является наиглавнейшим во всех боевых искусствах Востока…
Превращение дзюдо из системы гармоничного психофизического развития ученика в обычный вариант спортивного единоборства привел в целом к выхолащиванию истинной сути дзюдо. Говорят, сам Дзигоро Кано долго колебался между тем, чтобы принять идею превращения дзюдо в спорт или направить его развитие в русло традиционных боевых систем. Последнее ограничило бы число занимающихся дзюдо относительно небольшим количеством энтузиастов. Превращение же дзюдо в спорт с созданием определенных правил ведения поединка выхолащивало бы суть дзюдо как боевого искусства.
В тридцатые годы в КНР был слет мастеров различных систем боевых искусств. Собралось около 500 еще живых и действующих хранителей древних традиций воинского искусства. Их мнение о развитии и перспективах боевых искусств было однозначным: превращение боевого искусства в спорт убьет самую суть боевого искусства. Ведь в реальном бою ставка – это жизнь бойца. И нет никаких правил. Значит, истинное боевое искусство не обязательно должно быть зрелищным, но обязательно должно быть эффективным – максимально повреждающим противника при минимальных затратах энергии.
На родине дзюдо эти нюансы, как мне кажется, учтены. И потому высшие этапы развития дзюдоиста предполагают выход на уровень реального искусства боя. Но подготовка к этому не начинается только лишь на высших уровнях мастерства. Реальное боевое искусство – это в первую очередь сознание бойца, его дух. Техника и даже физическая подготовка всегда вторичны. В подготовке бойца наиболее сложным является именно этот момент. Он требует наибольшего времени, систематичности и регулярности тренинга. Кажется невероятным, чтобы японские специалисты проигнорировали этот момент.
Запад в своем высокомерии не особо обращает внимания на этикет и ритуалы дзюдо. А между тем именно это и является базовым принципом психотренинга в боевых искусствах. Особенно – в боевых искусствах Японии, и особенно – в дзюдо Дзигоро Кано.
Еще великий Кун-Цзы, известный миру больше под именем Конфуций, - создатель великого нравственного учения Востока, говорил, что «ритуал – самое главное». Ритуал – это то, что помогает культивировать особое состояние сознания. Состояние, которое в дзэн-буддизме называется сознанием Будды или по-китайски – Уцзи – Беспредельности, Пустоты. Считается, и не без основания, что именно состояние пустоты в голове определяет наибольшую целесообразность всех движений, имеющих значение для выживания воина. В этом состоянии исчезает разделение между Я и миром, а следовательно – исчезает и страх за себя – страх смерти. В этом состоянии сознания «двигается и творит Бог». Это уже не ты как тело, не ты – как отдельная личность – это уже Дух, нечто внутри и вне тебя, вечное, неразрушимое. В этом состоянии твое сознание отождествляется с этим вечным и неуничтожимым началом мира, который есть и в тебе, и в твоем противнике, и во всем мире. Вхождение в это состояние сознания устраняет все предпосылки для антагонизма в мире и в отдельном организме. Теперь все – и организм человека, и весь Мир, вся Вселенная – предстает единой системой, единым Организмом, все части которого работают гармонично, слаженно ради общей цели существования Единого Мира.
Вспомним для большей показательности удивительный символ Востока – монаду (рис.1).








                Рис.1. Монада.
Круг с двумя основными своими элементами ИНЬ и ЯН есть единая структура ТАЙЦЗИ. По сути, ТАЙЦЗИ («Великий Предел») – единое, неделимое явление. Его стабильное существование определяется постоянной динамикой – сменой процессов ИНЬ – ЯН. Например, стабильность тела человека определяется нестабильными процессами дыхания, кровообращения, обмена веществ.
Взгляд на данную структуру как на два элемента – ЯН и ИНЬ, а не как на единое ТАЙЦЗИ – порождает понимание их вечного антагонизма – противостояния, борьбы. Более широкий же взгляд – восприятие монады как единой структуры – позволяет понимать взаимодействие ЯН и ИНЬ не как борьбу, противостояние, а как гармоничный танец двух начал единого ТАЙЦЗИ. Но чтобы увидеть это в таком ракурсе, необходимо подняться на мета-уровень – посмотреть на взаимодействующие два начала сверху. И это и есть состояние ТАЙЦЗИ, УЦЗИ, Пустоты и т.д. Можно даже сказать (с некоторой натяжкой, правда – так как УЦЗИ – это Неделимая Беспредельность, а ТАЙЦЗИ – это Беспредельность, в которой уже выделяются ИНЬ и ЯН), что все эти названия являются синонимами и означают одно – исчезновение ЭГО – сознания Я, отделенного от не-Я – мира. То есть это состояние есть состояние отождествления с Миром. И уже одно это означает устранение враждебности, борьбы, антагонизма. Тогда любое взаимодействие элементов мира (например, бойцов) становится неким гармоничным танцем, не вредящим ни одному из них. В таком случае повреждение получит лишь тот из бойцов, кто вышел из этого состояния Пустоты – пустотности сознания. То есть пострадает тот, кто нарушил гармонию Мира. Умение входить в это состояние Пустоты и удерживать его, таким образом, является наиглавнейшим элементом психотренинга в боевых искусствах Востока, а особенно – в японских видах боевых единоборств. В японском языке для обозначения этого состояния Пустоты используется термин Мусин. Именно состояние Мусин является целью любого самурайского воина. Именно Мусин является целью искусства каллиграфии, икебаны, чайной церемонии. Умение входить в это состояние и удерживать его сколь угодно долго является, как уже упоминалось, целью любой системы психофизического совершенствования человека в дзен-буддизме. Но это не может быть достигнуто за счет кратких, редких упражнений или тренингов, проводимых иногда в спортивных группах спортивными психологами. Мудрость Востока – Японии в частности – заключается в том, что тренинг состояния Мусин вплетен через различные ритуалы в ткань каждодневных действий человека. Каждое движение, любая работа, церемония приветствия и т.д. пронизаны духом Мусин. И, значит, японец, приветствуя в поклоне другого японца или гостя, фактически отрабатывает упражнение вхождения в Мусин. То есть он постоянно тренирует свое сознание. Значит, психотренинг японцев является состоянием перманентным, постоянным. И потому нет необходимости выделять в тренировочном процессе отдельного времени для подобного тренинга. Тем более, что в наше время всеобщего дефицита времени даже выделение 2 часов времени для обычной физической тренировки является проблематичным, не говоря уже о дополнительном выделении времени для работы с психологом. Тем более, что услуги психолога весьма дорогостоящи…
Таким образом, ритуалы и этикет японцев являются обязательными элементами психотренинга состояния пустотности сознания – Мусин. И, упуская из виду ритуалы и этикет в спортивном дзюдо, мы упускаем из виду уникальный метод перманентного психотренинга, который без дополнительных затрат времени способствовал бы регулярному и неуклонному росту спортивного мастерства.
Сделаем акцент на ритуалах приветствия. Во-первых, дзюдоист должен всегда приветствовать поклоном зал – додзе. Зал – это место, где постигается Путь. Это сакральное, священное место. Поэтому сюда нельзя входить просто, даже не замечая границы между Залом и не-Залом. Необходимо остановиться перед входом в Зал, снять верхнюю одежду, головной убор, оставить позади себя все те проблемы и заботы, которые были у вас до вашего прихода в додзе. Войти в состояние Мусин, переступить порог Зала, принять основную стойку и совершить красивый, элегантный поклон, приветствуя этим Зал, Дух Дзюдо и всех великих мастеров прошлого и настоящего, шедших по Пути Мягкости. Тот же ритуал выполняется и при выходе на татами: надо остановиться у края ковра, войти в состояние Пустоты, совершить поклон, душою, всем существом своим приветствуя татами. Точно так же выполняется поклон и при уходе с ковра или Зала. Здесь необходимо как бы благодарить этим движением ковер или Зал за возможность, которую вы получили благодаря им в вашем движении по Пути личностного роста и самосовершенствования. Подобный же ритуал выполняется и по отношению к Учителю, и по отношению к партнерам. Ведь именно при их участии вы смогли еще на один шаг приблизиться к своей высшей цели – совершенной личности. Поклон должен выполняться элегантно, строго. Дефект в технике поклона должен восприниматься как акт неуважения к Дзюдо, к Сэнсею, к партнеру. Поклон, таким образом, должен выполняться как сакральное действо, как ритуал богослужения – с полной концентрацией внимания на выполняемом действии.
Тренировка после предварительных поклонов – приветствий Зала, ковра – продолжэается в виде построения группы учеников перед Учителем. Шеренга должна выстраиваться строго по росту и строго по линии (рис.2).











Рис.2. Принцип построения группы и движения дежурного.

Дежурный ученик командует: «Группа, равняйсь, смирно! По порядку номеров рассчитайсь! Первый…». Далее каждый из учеников строя, называя свой порядковый номер, поворачивает голову в сторону следующего ученика, как бы передавая ему эстафету. Последний ученик, выдвигаясь из строя на один шаг, называет свой порядковый номер, завершает фразой: «Расчет окончен!» и совершает поклон. Далее он также делает шаг назад, возвращаясь в строй. Дежурный ученик вновь командует: «Группа, равняйсь (при этом все поворачивают голову в его сторону), смирно! Равнение на середину!» Идет перед строем ровно, четко, до уровня Учителя, четко, по-военному поворачивается в его сторону и далее делает несколько шагов к сэнсею. Не дойдя несколько шагов до Учителя, дежурный останавливается, делает приветственный поклон, на который Учитель отвечает таким же поклоном. Далее дежурный докладывает: «Товарищ (господин) Учитель! Группа в составе … человек на тренировочное занятие построена. Дежурный ….». Снова совершает поклон (Учитель также отвечает ему) и тем же путем возвращается в строй. Далее он же произносит: «Сэнсей рэй!». И вся группа, как один человек, синхронно осуществляет поклон, приветствуя Учителя. Учитель, так же синхронно с группой, совершает поклон, приветствуя в свою очередь своих подопечных. Ведь и он реализуется как Учитель только благодаря своим ученикам. Затем уже сэнсей произносит: «Додзе рэй!», призывая группу совместно приветствовать «Место, где постигается Путь». Все, в том числе и он сам, совершают  при этом приветственный поклон Залу. Далее Учитель командует: «Сэйдза мокусо!», что означает переход в сидячую медитацию. Вся группа и (желательно!) сам тренер садятся в позу ученика (Ваджрасана хатха-йоги). Спина в этом упражнении выпрямлена. Голова продолжает линию спины. Ладони лежат на коленях. Корпус весь ровно покоится на пятках. Глаза закрыты (Рис.3).









Рис.3. Ваджрасана или поза ученика (поза дзадзена)

Входим в состояние отрешенности, Пустоты (Мусин). Один из вариантов данного упражнения – фиксация внимания на состоянии Пустоты. Другой вариант – это фиксация внимания на точке Хара (Тандэн – японский синоним; Дань-тянь – по-китайски). Это энергетический центр в нижней части живота, средоточие всей энергии человека. Искусство управления этим центром – энергией центра Хара – является базовым элементом подготовки мастеров высших уровней, достигших пределов обычного физического тренинга. Данное искусство называется Харагеи, и овладевший им может демонстрировать чудеса выносливости, силы, устойчивости, точности и предельной целесообразности движений. Практика сэйдза-мокусо (дзадзена) может осуществляться и отдельно, но как часть каждодневной тренировки должна иметь место как минимум в начале и в конце тренировки. Ее целью в начале тренировки является настрой на физическую работу с полной самоотдачей. Целью применения сэйдза-мокусо в конце тренировки является снятие излишнего возбуждения и напряжения, восстановление после нагрузки. Кроме того, сэйдза-мокусо может быть применено после интенсивных физических нагрузок и в ходе самой тренировки. Можно с той же целью использовать и йоговскую шавасану – позу трупа: лежа на спине с закрытыми глазами и полностью расслабляясь…
Чтобы культивировать сознание Мусин, необходимо все время быть в состоянии бдительности  в плане самого этого состояния. То есть необходимо осознавать моменты рассеивания внимания, ухода в мысли, невнимательности. Надо следить, чтобы ни в малейшем жесте не проявилось ни неуважения, ни прямого оскорбления, ни высокомерия по отношению к партнерам, Учителю или Залу. Почтительность -– главный элемент этикета дзюдо. Почтительность к Залу проявляется в самом настрое, состоянии духа, которое культивируется каждым входящим в Зал и занимающимся в нем. Она же проявляется и в чистоте, которую поддерживают в Зале. Почтительность к Залу проявляется также в медитативности каждого ученика в каждый момент пребывания в Зале.
Говорить в Зале имеет право лишь Учитель. Лишь при возникновении вопросов или когда сам Учитель спрашивает о чем-либо у учеников, последние имеют право что-либо сказать. При случае, когда ученик сам хочет что-то спросить, он должен сделать шаг вперед или несколько шагов в сторону Учителя, поклониться и спросить разрешения задать вопрос. Получив ответ, ученик также совершает поклон, благодаря Учителя за ответ.
Почтительность к Учителю проявляется и в форме, в какой ученик подходит к нему, и в его речи, в интонациях, жестах, мимике – когда ученик подходит к нему. Почтительность к Учителю – это и поведение ученика в его присутствии. Скажем, невнимание ученика к речи Учителя, к показываемому или объясняемому им приему, - явные знаки неуважения к Учителю. Ученик должен сам четко определять самому себе дистанцию между собой и Учителем – как если бы он был мудрейшим Отцом, Другом, Наставником Пути. Ученик сам поднимает Учителя над собой. И потому надо искать достойного Учителя. А если ты сам Учитель – старайся сам соответствовать высшему эталону Совершенного Человека. Ведь твой сан Учителя не означает еще твоего абсолютного совершенства. Пока ты еще жив, – ты еще идешь по Пути, и все твои нынешние заслуги – лишь база для твоего дальнейшего движения к Совершенству. И потому продолжай постоянную работу над собой, стремясь соответствовать высшему эталону Человека Пути -  человека духовного, нравственного, мудрого, лишенного гордыни и пренебрежения к другим…
К категориям небрежения к Учителю могут быть отнесены, например, следующие моменты. Скажем, в направлении, куда вам надлежит перейти, вам пришлось бы пересечь путь идущего сбоку Учителя. Актом уважения и почтительности в этом случае будет подождать, пока Учитель пройдет, и идти своей дорогой уже потом. То же касается и трапезы. Пока Учитель не сел за стол – не садись, если не было на то его специального указания. Когда же все сели, первым к еде должен прикоснуться Учитель, и лишь потом – ученики…
Таким образом, одним из обязательных и, как кажется, несколько игнорируемых сейчас  моментов является определенный культ Учителя – беспрекословный авторитет Учителя, почитание, уважение и преклонение перед ним…
Здесь нет необходимости расписывать все возможные в жизни ситуации. Важным моментом является просто чувствование, интуитивное постижение принципа гибкости – уважения, почтительности к миру в целом и к его отдельным аспектам в частности.
Построение тренировочного процесса в военизированном режиме полного контроля тренером каждого момента тренировки, исключение свободного передвижения по Залу, свободных разговоров – а особенно разговоров при выполнении упражнений и при выступлении Учителя – значительно повышает общую эффективность, КПД тренировки. Помимо более целесообразного использования всего времени одного занятия, подобный подход преследует еще и важный момент психотренинга. Дабы не быть наказанным отжиманиями от пола, штрафными бросками или чем-либо еще, ученик вынужден быть бдительным – в первую очередь по отношению к самому себе, к своему поведению. То есть повышается самодисциплина ученика. Причем все это происходит автоматически без каких-либо дополнительных затрат энергии и времени. Во-вторых, бдительность, вырабатываемая при этом – основа бдительности и в ситуации реального боя. Значит, одновременно мы решаем при этом и вопросы боевого психотренинга. По крайней мере, формируем его психоэнергетическую базу – умение концентрировать внимание…
Уже упоминалось о возможных вариантах наказаний при нарушениях постулатов почтительности. Неуважение к Залу, к Учителю, к партнеру, любая форма заносчивости, подчеркнутого эгоизма, высокомерия должны быть наказуемы. Задача Учителя замечать эти моменты и устранять их через наказания. Наказанием может быть внеочередная и внеплановая уборка в Зале, отжимания на кулаках, штрафные броски и т.д. Причем первое нарушение наказывается, скажем, двадцатью отжиманиями виновного. После повторного нарушения, помимо отжиманий, число которых можно увеличить, возможно добавление штрафных бросков. При этом каждый ученик должен бросить виновного, скажем, по одному разу на каждую сторону (влево и вправо). После третьего нарушения по тому же поводу можно подключить к наказанию всю группу. Например, можно заставить отжиматься из-за проступка одного ученика всю группу. Такая круговая порука оказывается действенным способом устранения возникающих нарушений дисциплины и базовых принципов этикета дзюдо и повышения общего качества тренировки.
Кроме того, неоднократно подчеркивалось Великими Учителями Востока, что принципы, культивируемые в додзе, должны быть перенесены на все аспекты бытия представителей боевых искусств. Соблюдающий принципы этикета дзюдо в Зале, но нарушающий их за его пределами, проявляет двуличность. Его единое существо раздваивается, и это постепенно становится привычным. Одна часть его существа требует одного, другая – другого. Их борьба между собой распыляет его энергию. Это как в известной басне Крылова – лебедь, рак и щука. Разнонаправленность их усилий не позволяет им сдвинуть воз. В то же время, если все их усилия направить в одну сторону, сдвинуть воз было бы вполне реально. То есть раздвоенность, двуличие является фактором дополнительной, нерациональной потери энергии, которая в условиях реального боя может оказаться значимой. В реальном бою важна именно психофизическая цельность человека – бойца, его однонаправленное устремление к выживанию в бою. «Искренность», как это определялось в терминах древнекитайских и японских трактатов по боевым искусствам. «Искренность» – это полная ПРЕДАННОСТЬ идее, тому, что вы делаете, что исповедаете, что практикуете.
Таким образом, психологическая и психофизическая цельность на уровне личности и всего существа бойца имеет принципиальную значимость для выживания в реальных условиях боя. Значит и для спорта тоже это должно быть значимым. Поэтому подобный тренинг ИСКРЕННОСТИ, постоянное устремление к психофизической цельности должны иметь место с самых первых дней тренировок дзюдоиста. И ритуалы, этикет, постоянная осознанность - сначала в период тренировок в Зале, а далее и в каждом моменте жизни – являются тем простым и очень важным моментом, который пронизывает, как самый главный базовый принцип, всю подготовку бойца от самых первых до самых последних дней его становления и развития.
Если вернуться к идее Мусин, то надо отметить, что пребывание в этом состоянии сознания делает все движения бойца максимально целесообразными, лишенными каких-либо технических или тактических огрехов. Про бойца, умеющего легко входить и произвольно долго удерживать это состояние, в старину говорили: «Снаружи – человек, а внутри – Небо». С таким человеком нельзя выходить на бой, ибо при этом ты будешь сражаться не с человеком, а с Небом. Такой человек неуязвим. Не он сам двигает частями своего тела, но само Небо движет им. Именно поэтому целью подготовки любого бойца (особенно в Японии) являлось достижение и удерживание состояния Мусин.
Мусин и Искренность (психофизическая цельность) бойца (если несколько перефразировать известную дзюдоистскую поговорку) есть два колеса на одной оси в высшем психофизическом тренинге дзюдоиста. Кстати, упомянутая поговорка («Ката и рандори – два колеса на одной оси») подчеркивает два основных элемента физической тренировки дзюдоиста и в конечном итоге преследует целью развитие Мусин и Искренности в условиях формальных упражнений (Ката) и вольного поединка (Рандори). К сожалению, Ката почему-то не используется в большинстве случаев в подготовке наших дзюдоистов – спортсменов (по крайней мере, в тех вариантах спортивного дзюдо, с которыми мы встречались). Между тем в традиционных боевых искусствах Японии мастера неизменно подчеркивают значимость Ката. Особенно для шлифовки техники. Но они мало упоминают или не упоминают вовсе значимость Ката как упражнения для тренировки состояния Мусин. Четкое исполнение Ката требует максимального сосредоточения внимания, а следовательно и остановки внутреннего диалога – основного фактора потери энергии. Максимальное сосредоточение внимания при тренировке Ката или отработке приемов, на первый взгляд, является состоянием, противоположным Мусин – пустотности сознания. Но именно такое сосредоточение сознания – максимальная концентрация внимания при выполнении упражнений – является базой для автоматического и точного исполнения того же движения в состоянии пустотности сознания.
Так как дзюдо – не силовая борьба, то наиглавнейшим в этом подходе является филигранная техника. Поэтому еще до начала включения в тренировочный процесс схваток целесообразно «поставить» технику. В этом процессе особо значима полная концентрация внимания при отработке техники. Причем есть смысл начинать данную отработку с очень медленных движений – с замедленной отработки бросков с полной концентрацией внимания. Это есть один из самых главных принципов тренировки из боевого искусства внутреннего направления под названием тайцзицюань. Подобная, очень замедленная отработка базовых движений с полной концентрацией внимания на тренировочных занятиях дает автоматическое включение состояния Мусин во время реального боя. При этом боец демонстрирует феноменальную быстроту и точность боевых движений. Перенесение этой методики Тайцзицюаня в дзюдо значительно повысило бы эффективность и качество тренировочного процесса.
В другой системе внутреннего боевого искусства Син-И-цюань одним из основных моментов подготовки бойца является также вхождение в состояние пустотности сознания. Некоторые мастера этого стиля даже утверждали, что совершенно не нужны никакие другие виды тренинга, кроме практики состояния УЦЗИ - пустотного сознания. Следующим же моментом тренировки сознания в Син-И-цюань является мгновенный (со скоростью мысли!) переход в состояние эмоциональной активности в образе одного из 12 животных. Именно в этом состоянии осуществляется атака или защита, грань между которыми практически стирается. Из данной системы рукопашного боя в практику спортивного дзюдо мы могли бы включить упражнения, способствующие подобному мгновенному переключению сознания из Мусин в состояние звериной ярости во время атаки противника. Подобная работа увеличила бы мощь и быстроту бросков спортсмена, стала бы мощным фактором психологического давления на противника в момент поединка и значительно повысила бы боевые потенциалы спортивных приемов.
Аналогичным же образом можно обогатить современное спортивное дзюдо элементами психофизического тренинга из айкидо, хапкидо и других систем боевых единоборств. В частности известно, что в классическом айкидо Морихеи Уесибы тренировки не начинаются с бросков или других физических упражнений. Первичными элементами подготовки айкидоки являются именно медитативные упражнения – элементы харагеи. Даже если мы не будем отказываться от других физических упражнений в начальной стадии подготовки дзюдоиста, есть смысл увеличить удельный вес медитативных упражнений типа дзадзена с фиксацией внимания на точке Хара в общем комплексе тренировок. Известен опыт создателя Кекусинкай-каратэдо Масутацу Оямы, когда одну группу учеников он тренировал в обычном режиме только физическими упражнениями, а другую – в большей степени загружал медитациями в дзадзене. В итоге его эксперимента именно вторая группа учеников показала лучшие результаты.
Все вышеприведенные факты доказывают целесообразность включения в тренировочный процесс современных дзюдоистов большего количества медитативных упражнений. И включение ритуалов и аспектов традиционного этикета дзюдо именно как методов постоянного психотренинга, осуществляемого без специальных затрат времени является одной из самых гениальных находок великих мастеров древней Японии и Китая. И было бы целесообразно на новом уровне ХХ/ века возродить старые традиции великого творения гениального Учителя, о-сенсея Дзигоро Кано. Возродить в дзюдо то, что мы уже почти утратили от наследия старых мастеров и вернуть современному дзюдо вновь статус системы гармоничного развития тела и духа – цельной гармоничной личности…
22.10.03


                Словарь терминов:

1. Додзе – «место, где постигается Путь», спортивный зал дзюдо
2. Сэнсей – учитель
3. Дзадзен – медитация, сидя на коленках;  поза для медитации
4. Сэйдза-мокусо – сидячая медитация
5. Рэй – приветствие
6. Мусин – состояние «не-ума», пустоты, безмыслия
7. Тайцзи (кит.) – «Великий Предел», появляющийся из Уцзи при выделении в нем Ян и Инь
8. Уцзи (кит.) – Недифференцированная Бесконечность
9. Ян (кит.) – активное начало мира, часть Тайцзи
10. Инь (кит.) – пассивное начало мира, часть Тайцзи
11. Тайцзицюань (кит.) – «Кулак Великого Предела», боевое искусство внутреннего направления
12. Син-И-цюань (кит.) – «Кулак Направленной Воли», боевое искусство внутреннего направления
13. Айкидо – японское боевое единоборство внутреннего направления
14. О-сенсей – «Великий Учитель»
15. Кекусинкай каратэдо – стиль современного каратэ
16. Кодокан – высший институт дзюдо, созданный Д.Кано
17. Татами – ковер в дзюдо
18. Ваджрасана (санскрит) – «Поза Алмазной Прочности», поза ученика
19.Хара, Танден (яп.), Дань-тянь (кит.) – энергетический центр в нижней части живота, средоточие всей жизненной энергии человека
20.Харагеи – искусство управления энергией центра Хара
21.Рандори – вольная схватка
22. Айкидока – занимающийся айкидо.
               
                Литература:

1.А.Долин, Г.Попов: «Кэмпо – традиции воинских искусств»

2. «Боевые и спортивные единоборства», Спр.,Под общей ред. А.Тараса.

3.А.Уэстбрук, О. Ратти: «Секреты самураев»

4. Г.Пархомович: «Основы классического дзюдо»

5. «Айкидо – искусство мира»

6. Х.Вольф: «Дзюдо – техника самозощиты»

7. Д.Дрэггер: «Современные будо и будзюцу»