Муж и жена- одна сатана. Глава 36

Владимир Галин
                \
                Глава 36

 
                МУЖ И ЖЕНА_ОДНА САТАНА,

                «Любишь кататься, люби и саночки возить»
                (Из школьного альбома)





                Смысл жизни прост, как правда. и заключается в том ,получил жизнь, это чудо природы, передай следующему за тобой поколению, т. е. своим детям. Для этого  каждому из нас и дано такое великое чувство как любовь,всё побеждающее, преодолевающее все преграды и запреты.

                Среди животного  мира, к которому принадлежим и мы, как  неотъемлемая его часть, всё коротко и ясно, без лишних сантиментах, появление нового поколения обусловлено ещё и природно климатическими условиями возможности выращивания детёнышей. Человек же ,как всеядное и всепогодное существо , имеет возможность иметь детей в любое время года. Всё живое размножается весной и лишь люди круглый год.

                Безусловным условием существовании семьи  кроме ежедневной пищи, является наличие соответствующего жилища. Пища,одежда и жилище, вот на обеспечение  чего и направлены  трудовые усилия  каждого человека.

                И ещё только в крепкой, благополучной семье вырастают  хорошие, благополучные дети. Но как раз  в том, что не всем людям удаётся это иметь и происходят все трагедии среди них.

              Судьба благоволила  мне в том, что я со школьных лет влюбился в Галюи остался ей верен всю свою жизнь, а она ответила мне тем же, не смотря на все трудности быта, через которые нам пришлось пройти.

             Мы любим тех, кто делает нас счастливыми... но как важно знать, что  любят и тебя. Это волшебное слово-ЛЮБЛЮ !  И слова: «Я тебя люблю!»- воспринимаются ,как высшая награда. При этом следует в словах быть скупее, а в делах -по щедрее.

               
            Первый день нового года выдался на деле сказочным. Солнечный. безветренный , полный зимнего очарования. Мы с Галей побродили по магазинам. Я был просто в качестве сопровождающего, потому ,что мне «ни чего было не надо, а  всё , что нам надо знала Галя, поэтому она в каждом отделе всё разглядывала по прядку, а я с нетерпением стоял безмозглый у неё за спиной и поторапливал: «Пошли, пошли,»- сам не зная куда и зачем. Но я думал, что если у нас нет денег, чтобы что-то купить, то зачем  толкаться у прилавка и Бог весть чего рассматривать. Какой я был балда и элементарно не понимал, что женщине в вообще и хозяйке в частности  очень важно знать , что, где и почём.

      Детишки и забота о них — главная тема наших разговорах. В мае ожидаем появление нового, третьего ребёнка. Кто он ? Его ещё нет, а забота о нём уже занимает нас.

         Милая , нежная и заботливая Галичка. Какой же я чурка рядом с тобой. Как мне уберечь тебя от ненужных волнений и переживаний? У неё шалят нервы. Вчера она  плакала и не за что дулась на меня, а я снова оказался без вины виноватым, но в принципе она была ,как всегда, права.

           После возвращения с прогулки, я стирал, Галя стряпала на кухни. Потом после ужина  вечером слушали пластинки . Читали на немецком,как делали это в школьные годы. Она уснула первой, а я ещё писал.

         Снежный январь со своими буранами и метелями сменился солнечным февралём и его трескучими морозами. По ночам температура опускалась ниже минус 30 градусов. Всё окостенело, воздух звенел от чистоты и сухости. Дышать можно только прикрыть нос и рот шарфом или воротником.

            Такая погода отражалась и на работах на стройке. И этим неблагоприятным погодным условиям противопоставлялась политико  воспитательная работа. Но рабочие будни, есть будни и их простои  стали навёрствывать не качеством работы, а количеством работников. К нам продолжали приходить новые этапы, что усложняло положение в зоне и требовало новых усилий администрации от начальника до надзирателя.

            Каждый выходной день по любой погоде я с утра бываю в колонии и провожу общие мероприятия. Вот  и сегодня к обеду я уже вернулся домой. Галя меня встретила радостно. Пообедав . Мы решили побродить по городу, подышать воздухом.

           Стали собираться. Галя затеяла разговор о нашей жизни в будущем, когда родится новый малыш и ей , очевидно, придётся снова не работать, а сидеть дома, чего бы ей не хотелось. Чтобы её успокоить , я прижал её ласково к себе и сказал, что если мы когда опять начнём ссориться, то только вот так, как сейчас.

         И тут, как говорится, собака была спущена с цепи. И мы заговорили на повышенных тонах, не выслушивая друг друга и стараясь перекричать . Не понимая, что говорит она мне , а она не дослушивая, что я говорю ей. И пошло, и поехало, чем дальше в лес, тем больше дров! Я не понимал, что она говорит мне и это раздражало меня, а то, что говорил ей, она не понимала и тоже раздражалась и у неё,( о, Боже!) появились эти слёзы, соль которых я помню по сей день.

         Я начал горячиться, повысил голос, а глотка у меня  командирская-лужённая. Она начала плакать и проклинать всё  наше прошлое, свою жизнь, свою судьбу, и , конечно, меня,виновника всех её бед и несчастий. Это несправедливость ещё больше раздражало меня и я готов был рвать на себе волоса.

               Я только думал,(что думала она я не знал), Боже! Вчера и только же на земле ни кого не было счастливие нас , а теперь хоть ложись и помирай! Были недомолвки и это только подливало масла в огонь...

          Причины стычки, конечно, кроются в вечном  недостатке  средств, в неустроенности быта, в перегруженности на службе, в которой не ни конца, ни начала, каждый день «мочи мочало и начинай всё сначала» Так мы никуда и не пошли. Надулись, как сычи, и разошлись по своим углам. Только  тёмная ночь нас снова  примирила, но холодок остался и осознание своей  невинной вины. Но жизнь берёт своё. Стоять на месте не даёт.  Мы  по-прежнему дружны, строим планы на будущее. Говорим о том, что будущего сына назовём Романом, а за декретные деньги купим новый диван.

               На строительстве завода, несмотря на 30 градусные морозы , наконец, оживилась работа. Все корпусы . как грибы, растут на глазах. Но руководство стройки снова запросило увеличить количество работающих.

          Зима на исходе,проходит её пора, но она цепляется за каждый день трескучими морозами.Декабрь баловал оттепелью до дождей и за это мстил гололедицей. Январь принёс с собой снежные бураны и заносы. Февраль красуется солнечными днями и жгучими морозами, как бы,.в отместку за невестку.

             Мы в зоне заканчивали принимать очередной этап для пополнения работающих. Опять с этапом  к нам были присланы,судя по личным делам, распухших от постановлений о наказаниях за нарушения режима, отпетые лодыри и наркоманы. «На тебе, Боже, что мне  негоже»-вот чем руководствовались там  в других колониях, куда были посланы указания отправить в наш адрес  указанных специалистов , необходимых стройки. Это меня возмущало.что вместо воспитательной работы с ними на местах отделывались .как от прокаженных.Меня на вахту вызвал дневальный, а на вахте сообщили, что звонила жена и просила приехать домой , где меня ждёт товарищ из Алма-Аты.

 
             Через час я добрался домой. По дороге гадал, кто бы это может быть Злобин, или Шулембаев?И тот , и другой мои самые близкие друзья, которым я всегда рад. Оказался Катыршат! Мой институтский побратим. Открываю дверь, это он! Всё тот же, почти без изменений, и даже те же очки,что и 5 лет назад.

          За рюмкой вина и жареным в кляри китайским толстолобиком мы вспоминали «...минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». Он тот же как и 5и лет назад, когда я был комсомольским секретарём на курсе, а он в своей группе с казахским языком.Жили мы в одной комнате общежития и в нашей с ним коммуне был Чага Мордвинов, сын якутского писателя.В начале мы все трое были закадычными друзьями. Позже Чага отдалился от нас , нашёл себе собутыльников.

          Катыршат рассказал, что после выпускных, он остался на кафедре нашего факультета и защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Женщины и ислам» и теперь работает деканом нашего историко-филологического факультета, женился он на сокурснице Мануре, которая работает секретарём ЦК  Комсомола Казахстана. В Алма-Ате имеют хорошую квартиру.Растят двух сыновей.

            Вспомнили мы некоторых однокурсников , коренных жителей Алма_Аты, чистоплюев и белоручек, которые с пренебрежением относились «иногородним» и всегда стояли в стороне от от общественно полезных дел комсомольцев, а сейчас  работают  Завами, Замами,  отделов и Инструкторами в самом ЦК КП Казахстана. Вот где было начало нашего конца .А позднее такие грамотеи из рабочего класса ,как тракторист Миша Горбачёв, стал даже Секретарём ЦК КПСС и погубил первое в мире государство рабочих и крестьян Союз Советских Социалистических Республик  , последствия которого расхлёбывают мои дети и будут хлебать еще внуки. 

         Надо же! Никогда бы и  не подумал, что такие, как  Духовников, Артемьев, Иголинский и иже с ними окажутся на вершине Олимпа столичного города. И начинаешь понимать , что главный враг нашим светлым устремлениям к всеобщему благосостоянию не столько за рубежом, хотя это и так, как мы со своей Октябрской революцией пошли не в ногу со всем капиталистическим миром и которому мы стали злейшим врагом, сколько враг был внутри самого нашего  государства, и более того, внутри каждого из нас, потому , что хочется быть господином....а не работником.

        Все они люди слова, а не дела, которые свои сугубо эгоистические желания и устремления , скрывают за красивыми и правильными лозунгами, но бог для них только «золотой телец» , за который они продадут не только Родину, но и мать родную

           Катыршат заехал к нам с Галей в гости по пути к родителям, которые живут под Экибастузом, откуда и он сам.Расстались мы тепло,как и встретились.Посетовали , что ни он, ни я ни чего не знаем, где сейчас и чем занимается наш закадычный друг якут Чага Мордвинов...

              Расстались мы с Катыршатом друзьями и единомышленниками, но разошлись в во мнениях и чувствах много лет спустя, после Алма_ Атинских событий, когда студентов нового поколения вывели на площадь перед Домом Правительства  протестовать против  избрания Первым Секретарём  ЦК КП  Казахстана русского, а не казаха.Это было одно из первых националистических выступлений против дружбы народов.

           Мне, как и многим другим, было всё равно, кто  является первым руководителем республики. У Катыршата на этот счёт было другое мнение.Что в последствии в конце концов получилось  известно давно .Парад суверенитетов отдельных частей единого целого привело к развалу государства в угоду «ГОСПОД»  Гусь свинье не товарищ. И из обращения было исключено слово ТОВАРИЩ и возвращено слово ГОСПОДИН. И теперь «ГОСПОДИН ДВОРНИК» снимает  шляпу перед «ГОСПОДИНОМ РАБОТОДАТЕЛЕМ» И всё вернулось на круги своя...

           Порою нам кажется, что мы в своей работе  самостоятельные и варимся в собственном соку. Но на деле это не так не только  потому, что он регламентирована законами и инструкциями, но и всевозможными совещаниями и семинарами.

           В конце февраля в Целинограде было проведено совещание Наблюдательных комиссий по вопросу усиления контроля за деятельностью  исправительно-трудовых колоний, куда были приглашены и замы  начальников  колоний.

                В одном купе поезда « Павлодар-Целиноград» я оказался вместе с Нуркеновым, Шалифовым и Пастуховым. По дороге мы обсуждали положение дел в своих колониях и в частности поспорили о Вершинине.

Ещё Чехов в рассказе «Палата номер 6» заметил, что работа чиновников в органах суда, прокуратуры и мест лишения свободы  притупляет их внимание к душевному состоянию человека , порождает формализм и бездушное отношение к личности. И между прочем, когда меня школьником на день закрыли в КПЗ , (смотри повесть «Школьные годы), дежурный милиционер так мне и сказал: « А ! все вы такие, не за что сидите!» 

           Вот и Нуркенов в Вершинине не видит человека и утверждает, что он  отпетая личность, высокопарный тунеядец, злостный нарушитель режима, что его надо только прессовать и давить,как клопа. Ему-Нуркенову чуждо понятие милосердия и то, что надо бороться за человека в самом человеке, а не против его самого.

               Когда я прочёл кое что из стихов Вершинина, и сказал, что из его стихов мы можем извлекать знания и понимание психологии осуждённых и учитывать в своей воспитательной работе, то Шалифов с сарказмом возмутился: «Ещё чего?! Не чего мне у них учиться, пусть они учатся у меня!»

                На мой вопрос, чему они должны учиться у него, он только фыркнули ответил: «Чему надо, тому и пусть учатся»

            Претензии к поведению Вершинина имеют свои основания. Они были и у меня,когда он ещё был у меня в отряде.они есть и сейчас- соблюдать режим, не отказываться от работы,не нарушать правила общежития. И тем не менее надо проявлять терпение, наставляя человека на «праведный путь», знать его характер и проявлять к нему индивидуальный подход.

          В Целинограде на совещании я выступил в прениях и не вложился в регламент, но аудитория попросила продлить мне время для выступления . Я продолжил и сошёл с трибуны под аплодисменты всего зала и президиума. На подобных совещаниях много формализма поэтому аудитория бывает пассивна и «покорно-равнодушна». Мероприятие проведено, галочка о выполнении плана поставлена.

           На обратном пути мы снова все вместе ехали в одном купе и скептически оценивали работу наблюдательных комиссий, которые при своих правах и полномочий не несут ни какой ответственности за свои принятые решения. И всегда встаёт извечный вопрос: « А судьи кто?»


         Кроме своих служебных обязанностях по должности  каждый  сослуживец  из начсостава по графику назначался ответ дежурным по колонии на целые сутки и нёс персональную  ответственность за положение дел в колонии.

        Особенно напряжёнными  были дежурства в выходные и праздничные дни., когда все находились в жилой зоне и их надо было и занимать полезными делами , и развлекать , и решать житейские проблемы,представлять свидание с родственниками. Массовые свидания всегда сопряжены с ухищрениями передать в зону деньги, алкоголь, наркотики и другие запрещённые предметы.

Особенно  случались сложные ситуации, когда сами прибывшие родственники были под «кайфом», т. е. в нетрезвом состоянии или обкуренные наркотиками , и предъявляли свои требования сверх всякой меры.

           Моё очередное дежурство выпало на День Советской Армии со всеми вытекающими от сюда последствиями. Но всё прошло благополучно. Когда я вернулся домой на утро следующего дня , то меня встретила Галя с распростёртыми объятиями, а на радиоле стояла хрустальная ваза с открыткой: «Поздравляю тебя , Родной, с праздником !А это подарочек...Ты, конечно, скажешь: у-у..у...Но сам знаешь , сегодня на большее у нас нет денег. А эта ваза пусть тебе напоминает, что я всегда думаю о тебе, что я, как обычно, одна, а ты на службе, мой капитан.
                Твоя нераздельная половина.»

          Галя для меня, как всегда, была права. А эта ваза стала моим талисманом и лучшим украшением нашего жилища и моего письменного стола.

          Статейку с названием «Нарушителя этапирывать- совесть потерять» я отправил в журнал «На страже».

              Злые февральские морозы не устояли перед приходом весны. С каждым днём всё выше над горизонтом солнце, от чего всё горячие его лучи. Вокруг  стеблей растений и даже вокруг отдельных травинок аккумулируется тепло и появляются проталины, обнажая чёрную землю. Воздух стал наполняться ароматами весны. Запахло талым снегом, испарениями земли, ароматом набухающих почек на берёзах , ольхе и красно тале.

          Галя дохаживает последние недели перед  декретным отпуском.К дню рождения третьего ребёнка мы собираемся переселиться в трёх комнатную квартиру.

              С весеннем появлением перелётных птиц обостряются весенние настроения и в зоне. Ностальгия по свободе повышает нервозность заключённых и поэтому учащаются ссоры и рукоприкладство. Особое напряжение создают попытки к побегу. Так в понедельник на рабочем объекте после обеда двое заключённых на автомашине таранили шлагбаум и совершили побег, но через 20 минут были задержаны. Оба оказались в сильном опьянении и дальше крутого поворота не смогли уехать. Обоим оставалось до конца срока по два года , к которым  теперь добавят, если не  3 года, то по 2 года обязательно. И вот , мочи мочало и начинай всё сначала. Весенняя тяга к свободе ломала и без того изломанные судьбы. Так случилось и с этими беглецами.

            Самым большим стимулом к соблюдению режима является возможность быть представленым к условно досрочному освобождению по отбытию половины срока. И поэтому очень важно , чтобы каждый не утрачивал эту перспективу. А принимать решение о представлении того или иного заключённого к УДО не только ответственно, но и сложно. Никогда  за ранее не знаешь , правильно или нет удовлетворил просьбу одному и отказал другому.

                Решение о представлении к досрочному освобождению принимается с учётом поведения за всё время заключения под стражу, которое фиксируется в личном деле каждого. Но фактическое осознания своей вины и исправление своего поведения у человека происходит  в «тайниках сознания и души», скрытых за семью печатями. Практика учит, что часто  самые горячие клятвенные заверения, что осознал и больше не будет нарушать законы, бывают ложью и обманом.

               На вопрос,  кто встал на путь исправления, даёт только сама жизнь , потому что критерием истины является практика. Сознавая свою ответственность за свои решения, важно и не быть перестраховщиком, которое так же вредно, как и безответственность.

            Всем известно поучение: «Не всё то золото, что блестит». И это так. Так у одного заключённого  личное дело, с учётом которого принимается решение о досрочном освобождении, «чистое», что значит в нём нет документов о нарушениях режима и правил поведения,но по своей сути ,по своим душевным качествам он может быть хуже того, у которого были нарушения и соответствующие взыскания. На первого представить материалы в суд для досрочного освобождения проще и менее ответственно, чем на второго.

               И в каждом случае принимая то или иное решение , ответственность берёшь на себя.И когда жизнь подтверждает  твою правоту, ты радуешься, когда нет-огорчаешься.При проводах каждого досрочно освобожденного я напутствовал внушением: «Запомни, меня, нас ты можешь обмануть, но себя ты не обманешь!  Почему? От нас  ты уходишь, но от себя самого ещё не ушёл не один человек. Значит твоя ложь остаётся при тебе и она сама за себя спросит с тебя. Так что я не говорю «До свидания», а говорю «Прощай!» береги свою свободу сам. Не убережёшь , не жалуйся, что с юных лет счастья нет. Каждый человек сам кузнец своего счастья.

              Избрание меня секретарём нашей партийной организации возложила на меня дополнительные обязательств и ответственность не только за положение  служебных дел в колонии, но и за морально политическое состояние самих работников, за решение их семейных и житейских проблем, которых у  каждого хоть отбавляй.

               Что касается злоупотребления спиртными напитками, то эта извечная проблема и бич не одного нашего коллектива из-за самих условий и специфики  расположений и самой работы.   Едва остепенился и взял себя в руки лейтенант Ростунов, как пошёл в разнос опер уполномоченный младший лейтенант Никулин.

               Будучи в отряде Павлоаского ,я обратил внимание на то, что сам Павловский находился в сумрачном состоянии и выяснил, что он вчера был на именинах у Никулина и не то  «перебрал», не то «не добрал», и теперь не дождётся, года рабочий день закончится, чтобы снова « раскумариться»  После этого я стал разбираться с самим Никулиным, что это он устраивает у себя попойки , он мне ответил в стиле-лучшая оборона;это наступление: «Ну, ну , вы это мне бросьте, - и заметался по кабинету, как мышонок в клетке,-Что мне уже нельзя и дома выпить?! У меня был день рождения! Да, вот, что я и дома не могу,как хочу?Что был день рождения , может подтвердить офицер Павловский! Вот.»

           Но самой большой неприятной «новостью» была развязка семейной трагедии у Новожилова. Этот капитан, начальник опер части, пустомеля и пьянь, который показал свою домашнюю изнанку ещё когда мы были у него в гостях на дне рождения дочери, довёл жену до белого каления и она уже под утро, когда он угомонился и заснул прямо за столом , вылила ему в лицо кипяток из термоса, тем самым причинила ему телесные повреждения.

            «Бесстыжи» глаза остались целыми, но морда т. е. лицо покрылась пузырями и начала облезать и краснеть ,но не от стыда, а от боли. Можно понять состояние женщины-жены и последнюю степень её возмущения и презрения к своему спутнику жизни, коль она потеряла самообладание и в гневе и обиде потеряла контроль над своими действиями. И вот вам новый преступник, а он нет. Он потерпевший.

                На неё не возможно смотреть и говорить  с ней. Вся почернела, внутренне дрожит, раскаивается  в случившимся, но уже сделанного не воротить. Нет мира не только под оливами, но и на  иртышских просторах.Жить врозь скучно, а жить вместе тошно.Преступление совершено, надо по заявлению потерпевшего принимать меры...