Святая земля. 4 мая 2002 год. Великая Суббота

Галина Николаевна Николаева
        "Вот и закончился погребальный обряд, - говорит протоиерей Валентин Амфитеатров. - Мы пели гимны похоронные, мы своим сердцем возносились к небесам и там искали разрешения недоумений разума: каким образом, выражаясь языком церковного песнопения, Невместимый был ограничен, удержан гробом и печатями? Церковь ныне обращает наш взор к лику Умершего в состоянии Его гробового покоя и здесь, на самой крайней степени Его уничижения, под этим покровом мертвенности указывает в Его крестных страданиях и смерти чудную глубину вольного Божественного истощания (песнь 4,ирмос).
       Этот Мертвец, заключенный во гроб под землею, есть Тот державный Господь, Который Сам некогда покрыл волною морскою гонителя и мучителя отцов его распинателей и был прославлен от них потом победными песнями. Церковь побуждает нас с трепетным благоговением смотреть на этот гроб, как на неизреченное чудо (песнь7,ирмос). Всесильный Бог, сотворивший безчисленно многообразные чудеса, во гробе мертв бездыханен полагается (песнь7,ирмос) для нашего спасения. Она обращает все наше внимание на то великое событие, потрясающее ужасом небо и основания земли, как в мертвецех вменяется в вышних Живый, и во гроб мал странноприемлется (песнь8,ирмос).

       Указав на все это, Церковь нынешнюю субботу называет Великой. Чувству нашей скорби она дает уже спокойное и мирное выражение. Здесь, у этого гроба, она вызывает в душе вздохи тихого умиления, которые окрыляются священным созерцанием тайн Искупления и Воскресения. Сам Христос запрещает в лице Своей Матери рыдания и скуку. Здесь приличны теперь слезы мироносиц, те слезы, из которых вырастает радость... Это слезы всепрощения, слезы чистого собеседования верующей души со Христом у гроба Его о славной победе добра над злом, истины - над ложью. У этой гробницы полагается в уме светлое убеждение о воскресении, о вечной жизни.

       Перед этой гробницей вырастает значение человеческого достоинства и совершенно уничтожается опасение и боязнь смерти. Ведь все мы имеем в себе Духа Святаго, следовательно, все мы вступим во врата вечности. Все мы напоены благодатью Духа Божия, Духа разума и премудрости, и не можем, следовательно, не видеть очами веры, что смерть есть не более как сон. Тому умирать страшно, у кого исчезли из души чувства веры, надежды и любви.
       А мы все, по милости Божией, веруем, любим и уповаем. Потому-то для нас эта гробница, эти пелены смертные, эта плащаница есть светлый богооткровенный символ и образ, как говорит апостол Павел, того упования, что когда земная храмина тела нашего разорится, то мы получим там, на небесах, другую храмину, нерукотворенную, вечную (2 Кор. 5, 1).

       Итак, Спаситель из гроба велит нам жить без боязни смерти, успевать в христианских добродетелях, трудиться добрыми делами, достигать совершенства. Умножайте свое внутреннее счастие и не бойтесь ни старости, ни смерти, потому что с нами во всем присутствует воля Господня: зло, как бы оно ни было сильно, слабее добра. Как ни неприятна смерть, но ее влияние ограничено; за пределом ее, за рубежом могилы у нас есть небесное отечество; там будет деятельность и жизнь по сердцу; ее даст нам Тот, в честь Которого мы сегодня торжественно поем хвалебные гимны жизни и воскресения, ибо Он сказал: « Верующий будет иметь жизнь вечную, ибо Я есмь воскресение и жизнь». Аминь.

        Глава из книги "Дикая розга" СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ. ВЕЛИКАЯ СУББОТА

                СХОЖДЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ

        Когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своей Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. "Ад вострепетал при встрече со вторым Адамом, язвы Которого являли всемогущество, и погиб от грозного взора. Сокрушились "вечные вереи" ада. Кончилось владычество смерти и дьявола: Святый и Истинный, имеющий ключ Давидов, открыл для верующих заключенные грехами прародителей двери Рая и в сопровождении сонма искупленных вошел в самое небо. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада" (Служба Вел.Субб.;Посл.к Кор.15,45,47,48; Посл.к Евр.2,14;9,24; Апок.3,7).               
        Божией милостью я нахожусь в ту Великую Субботу у храма Господня. Рано утром мы пришли к храму Воскресенья, двери храма были закрыты. Площадь перед храмом перекрыта железными ограждениями в несколько рядов и охранялась полицией. Народу уже было много, мы встали в ряд справа поближе к центральному входу. С собой взяла раскладной стульчик, свечи пасхальные. Рядом оказались паломники из Украины, мы обменивались своими впечатлениями о Святой Земле.
         
        Площадь быстро наполнилась людьми до отказа, потом стали залезать на все доступные места и крыши. В десятом часу открыли двери в храм и поток людской пришел в движение. Подошла очередь нашего ряда: до дверей я прошла самостоятельно, а далее в храме толпа понесла меня и остановилась с правой стороны не так далеко от Кувуклии. Поток вроде бы остановился, а паломники все прибывали и прибывали, вроде места не было свободного, но с каждым разом нас уплотняли, и, потом так уплотнили, что я уже не могла вытащить руки, а сумку с раскладным стульчиком  и свечами можно было не держать в руке, ее зажали ноги, стоявшие вокруг. Наконец толпа успокоилась, и мы стояли в ожидании.
        Во всем храме и Кувуклии со вчерашнего вечера (Великой Пятницы) огни не горят. Храм освещается только лучами солнца, проникающими через отверстие в центре купола. Но затишье оказалось недолгим. В шагах двадцати от нас с правой стороны стояли несколько мужчин, которые решили облегчить свою участь, стоять свободнее и своими плечами и руками начали с невероятной силой толкать, отодвигая от себя людей. Я стояла у бордюра и вдруг, как морская волна, прошлась по всем стоящим и докатилась до нас. В этот момент я собрала все силы, чтобы не оказаться под ногами толпы, и нас еще более зажали. С этого момента я начала молиться: "Господи, помилуй". Через некоторое время мужчины, стоявшие еще далее за нами, захотели пройти поближе к Кувуклии.
        И опять повторилась качка в бушующем море. Страсти накалялись. Было страшно. Тут уже из последних сил и, только с Божией помощью, подключились мои резервные силы, и я едва устояла. И так происходило не раз. Но для меня испытания на этом не закончились. Передо мной стоял  молодой мужчина высокого роста в кожаной куртке, а по левой стороне - молодая упитанная паломница стояла на бордюре, смотрела на меня сверху вниз, ее рукам была предоставлена полная свобода действий и она удобно устроилась на моем плече, найдя в нем точку опоры. Я изнывала от тяжести, несколько раз обращалась к ней, но безуспешно. Меня утешало то, что я могла еще видеть Кувуклию и спереди и сбоку.
         
        Наконец-то наступило затишье... Несмотря на огромную высоту храма (храм вмещает 30 тысяч человек), было жарко и душно. Грудная клетка зажата "в тисках" до предела, лицо мое упиралось в кожаную куртку, источающую от высокой температуры запах животного. Пытаюсь, но едва получается отклонить голову назад, чтобы дышать; сердце напоминает о себе, но молитва "Господи, помилуй" не сходит с уст. Струйки пота текут по лицу, а протереть лицо не имею возможности. "А как же Господь терпел, и какие страшные муки переносил?!" И вдруг, неведомо откуда на лице я почувствовала нежное, прохладное дуновение и мне стало легче. "Слава Тебе, Господи, за Твою милость к грешнице".
       И так, в критические для меня минуты, милостью Божией, появлялась живительная струйка прохлады и утирала ручейки с моего лица. И каждый раз удивлялась, откуда может быть ветерок? "Благодарю Тебя, Господи за благодатные минуты".               
        Мысленно возвращаюсь к событиям 34 года I века. Настала "Великая и благословенная Суббота": Единородный Сын Божий, смиривший Себя до крестной смерти (Посл.к Филп.2,8) и предавший дух Свой в руки Отца (Лк.23,46), субботствовал плотью, почил от всех дел Своих ( Служба Вел.Суббот.). Недавно видели Его уничиженным, а ныне покой Его – честь.
        Но не было покоя в Иерусалиме: одних его лишала злоба, а других - тяжелая, гнетущая скорбь. Враги преследуют теперь распятую Истину даже во гробе, "куда низвели ее неправды человеческие и правый суд Божий". В субботу, несмотря на свой великий праздник, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его:
        - Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: "после трех дней воскресну". Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого.
        Пилат сказал им:
        - У вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете.
        Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа, и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою синедрионову печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.
         
        В храме тишина. Наступил момент - совершается опечатывание Святого Гроба. Отцу Пантелеймону передали в руки огромный восковой кусок, и он с усилием начал разминать его руками. Затем, придав огромную, круглую форму, вдвоем наложили на дверь Кувуклии и в нескольких местах поставили еще печати в удостоверении того, что внутри не горит ни одна лампада.            
        И вдруг раздались шум, крик. Я пришла в оцепенение - подумала, что началась потасовка у Гроба Господня. Рядом стоящие, они уже не первый раз приезжают на Пасху, рассеяли мой страх. Оказалась, что это арабская православная молодежь на своем языке скандировала: "Господи, помилуй! Наша вера правая!". Один другому садился на плечи, и так, возвышаясь над толпой (их все видели), начали танцевать, махать в такт хлопкам в ладоши и выкрикивали: "Наша вера лучше всех!", и, окружающие их, арабы повторяли эти слова. Начали они медленно, а потом быстрее стали бить в маленькие барабаны. Они трижды обошли  Кувуклию. Это продолжалось  примерно час. Один сменял другого, влезали  на стену Кувуклии по железным укреплениям, ловко подтягиваясь, помогая друг другу, оттуда выкрикивая и хлопая.
        Безсмысленные крики, показавшиеся для меня вначале, оказались молитвы, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, Георгию Победоносцу, особенно чтимому Православным Востоком, и просто с утверждением, что они православные арабы, народ "самый восточный, самый православный, живущий там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания от Святого Огня".
         
        Для нас, русских православных так непривычен такой молитвенный темперамент. А если вникнуть в историю, как это близко к самому древнему библейскому отношению к вере и к Богу! Древние евреи так "вопили" свои молитвы, что рушились иерихонские стены. Пророк Давид, так  и сказано в Библии, скакал и плясал перед Ковчегом Завета.
        Иоанн Дамаскин, автор пасхального канона, восклицает: "Если перед сенным (то есть прообразовательным, являющимся лишь "сенью", тенью, прообразом будущего) ковчегом так ликовал и скакал царь Давид, как же нам, христианам, нужно скакать и радоваться перед подлинной богоносной скинией - святым Гробом Господним!" Просто мы приучены к другой пластике богослужения и молитвы, к другому ее ритму, к другим способам выражения своего отношения к Богу и миру.   
         
        Арабы сохраняют исконную древнюю традицию ветхозаветного молитвенного "вопля", являя собой, может быть, последний отголосок Иерихона и "труб иерихонских" - той огненной молитвы, которая одна только и может сводить огонь с неба, как сводил его когда-то своей молитвой пророк Илия. 
        Говорят, в годы британского мандата, английский губернатор попытался запретить эти "дикарские пляски". Патриарх молился в Кувуклии два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов.   
        И вот, громогласные молитвы-прославления смолкли. Около 12 часов дня раздался звон колокола и появился  Патриарх перед Кувуклией, народ наконец-то стих. Начался крестный ход со множеством хоругвей и греческий Иерусалимский Патриарх Ириней, а за ним певчие и все духовенство поют на греческом: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на Небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити", обходят трижды Кувуклию и останавливаются перед запертой и запечатанной дверью в Гроб Господень.
            
        Я  увидела, как начали разоблачать Патриарха Иринея: сняли с него все облачение и митру,  оставили в одном подризнике, а рядом стоящие стали ощупывать его - нет ли при нем чего-нибудь воспламеняющего, и тогда сняли печать с двери Часовни. В Кувуклию  впускают Патриарха Иринея, в руках у него пучки свечей (33 свечи в каждом пучке по числу земных лет жизни Иисуса Христа) и он один идет в темный Гроб к ложу Спасителя, за ним входит армянский Патриарх с пучками свечей, но он остается в приделе Ангела близ южного отверстия в нем.
        Двери Часовни закрыли. Воцарилась гробовая тишина. В самой пещере темно и Патриарх Ириней, преклонив колена, у ложа Спасителя, молится Господу. Все в гробовом молчании ждут от Господа Благодатного Огня...
         
        Теперь все зависит от него одного, от его тайной молитвы. Момент этот поистине захватывающий и своего рода единственный. Под открытым отверстием купола, как перед грозой, небо потемнело.
        И вот в полумраке перед Кувуклией блеснула как будто молния, затем где-то выше. Через некоторое время опять стали появляться сполохи в разных местах и потом уже все чаще и чаще по всему верхнему пространству храма. С трепетом и замиранием сердца ожидаем момента первого появления Святого Огня: сойдет или не сойдет Священный Огонь? Перед отъездом в Иерусалим священник говорил, что монахи из России собираются ехать в Иерусалим на Пасху и молить Господа о послании Благодатного Огня, за Москву, чтобы сохранил ее от бедствий и разрушения.               
        Мысленно пытаюсь проникнуть в Святая Святых и узнать загадочную тайну явления Святого Огня. В томительном ожидании безконечно долго длится время. Голубоватые молнии уже постоянно зигзагами метались в разных направлениях по всему храму. Напряженность ожидания достигло высшей точки.
        Вместо того чтобы молиться, в это время из толпы стали изрыгиваться человеческие страсти: крик, свист, визг, как будто пришли на шоу. Я перенесла величайший стыд перед Господом за нас нетерпеливых и забывших, что стоим у Священного Гроба Господа Спасителя нашего. Может по этой причине долгое время не сходил Святой Огонь. Я стояла в испарине, а точнее как в сауне, человеческая масса немилостиво давила со всех сторон, но молитва "Господи, помилуй!" не прекращалась.
        И опять спасительное нежное дуновение... "Слава Тебе, Любящий и спасающий праведников и грешников, слава Тебе!" Я ждала с надеждой, что Господь не оставит нас и даст еще год на исправление и покаяние. Наконец-то после невообразимого шума и суеты опять наступила гробовая тишина.
         
        14 часов... Вдруг у окошка Кувуклии опять закричала арабская молодежь - сошел  долгожданный Огонь!!! Просто невероятно, в мгновение зажглись одновременно сами все лампады в храме и раздался громовой взрыв многотысячной толпы. Из распахнутых дверей Кувуклии появился изнеможенный и как бы отрешенный Патриарх Ириней с горящими пучками свечей в руках. Он как будто возвращается из другого мира. Кажется, он не держит в руках свечи, а сам из последних сил держится за них, держится за Святой Огонь от Гроба Господня. К нему устремилась толпа, чтобы зажечь свои свечи именно от него, но специальные люди буквально выхватывают Патриарха  из толпы и выносят его на своих плечах в Храм Воскресения.
        Гонцы с факелами передавали Огонь, и каждый передавал далее по цепочке. В одно мгновение "ныне вся исполнилась света: небо и земля и преисподняя", по храму разливается море Святого Огня! Впервые слышу такое ликование, мощный крик восторга и радости. Огонь еще не опаляет, он повсюду: у всех в руках, и люди купаются в нем. Вот и я зажгла свои свечи и теплый огонь руку не обжигал. От восторга и благодарности покатились слезы и многие плачут слезами радости и умиления. "Боже, Ты еще нас, грешных любишь и терпишь, прощаешь и даруешь нам грешным еще год на покаяние и исправление! Хвала и слава силе Твоей, Господи!"
         
        Восторг людей теперь уже ничем и никем не сдерживаемый не имеет себе предела. Кругом все в огнях, каждый с поднятой рукой держит по одному пучку из 33-х свечей, а кто держит по два пучка зажженными, обливая стоящих горячим воском. Весь храм полыхал Святым Огнем. При такой массе народа и при таком море огня у меня появилась мысль о пожаре. Но в этот день никогда не было пожара. Это явное небесное знамение невозможно забыть...
        "Слава Тебе, Господи, за великое чудо ниспосланное грешным в утверждение истины веры православной! И сегодня Иисусе Христе Сыне Божий, Ты укрепил во мне веру в Тебя. Какая же Божия благодать сошла на людей! Как ее сохранить? Господи, не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене".
         
        С того утра, поет Церковь, когда апостол Петр, прибежав к пустому Гробу и наклонившись, "увидел свет" в нем, - празднует Православие, явление Небесного Огня на Святом Гробе Господнем. Празднование Святого Огня исключительно принадлежит Иерусалиму и нигде больше не повторяется, точно так же, как не повторялись вне Иерусалима праздники ветхозаветного огня. Святой Огонь поддерживается в храме до следующего года.
        "По своему началу новозаветный праздник сошествия Святого Огня относится к первым векам христианства. По свидетельству историка  Евсевия, поводом его к установлению послужило чудо, совершившееся при Патриархе Нарциссе, когда при недостатке масла, налитая в лампады, силоамская вода была зажжена сошедшим с неба чудным Огнем и горела как елей во все продолжение пасхальной службы" ( Воскрес.чтен.1879г.N14,с.153-154). http:/www.mozilla.com/ru/firefox/central/
         
        Иеромонах Мелетий из знаменитой Саровской пустыни, совершивший паломничество в Святую Землю в 1793-1794 годах, в своем "Хождении" передает рассказ, как Святой Свет виден бывает на Гробе, со слов архиепископа Мисаила, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение почти четырех десятилетий. Входя внутрь ко Святому Гробу, он видел на всей крыше гробной блестящий Свет, подобный рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня. Но Огонь этот, в течение времени как только можно прочесть не спеша 40 раз: «Господи, помилуй!» не жжет, и от этого-то Огня, уготованные лампады и свечи возжигаются".
        Радостно осознавать, как пишет инок Парфений: "что теперь и, не хотя прочие христиане православную веру уважают, а на православных как на пресветлое солнце взирают: ибо все надеются получить благодать Святого Света именно от православных".
         
        Но однажды, когда греки были под турецким игом, богатые армяне вздумали вытеснить греков из Гроба Господня и из Воскресенского храма. Армяне, подкупив иерусалимское начальство, уверяя неверных, что Святой Огонь сходит не ради греков, но ради всех христиан, и если там в Кувуклии и храме Воскресения будут армяне, то они тоже его получат. Турки пошли на сделку. Окруженные турецким воинством, Патриарх и весь народ православный стояли со свечами напротив входа в храм, надеясь от армян получить Благодать.
        Но Господь показал истинную веру Своим огненным перстом и утешил Своих истинных рабов, смиренных греков. Вдруг ударил гром, и на левой стороне входа средняя мраморная колонна треснула, а из трещины вышло пламя. Патриарх встал и зажег свечи, а от него и все православные. Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты есть един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан». Они бегали по всему Иерусалиму, подняв шум и крик.
         
       Турецкие воины, стоящие на страже и видевшие это чудо, удивились и ужаснулись. Один из них, Омир, стоявший у Авраамиевского монастыря, уверовал во Христа, прыгнул вниз с высоты более десяти метров на твердый мрамор, на котором, как на воске, запечатлелись следы его ног". Турки отсекли ему голову, а тело сожгли. Греки собрали его кости, положили в раку и поставили в женском монастыре Великой Панагии, где они до конца 19 века и находились, источая благоухание. Армяне ничего не получив у гроба Господня, остались с одним стыдом.
       После этого случая другие конфессии не решаются оспаривать право православных на получение огня. Колонна с опаленной трещиной стоит до сих пор. Мы также с благоговением к ней прикасались при каждом входе в храм Воскресения.
         
        Есть предсказание, что перед концом Благодатный огонь не сойдет. Три приметы укажут на близость конца. Одна из них – когда Благодатный огонь не сойдет на Гроб Господень. Другая – когда Мамврийский дуб засохнет, тот, под которым патриарх Авраам принимал трех Ангелов – Святую Троицу. И третья – когда Иверская икона Божией Матери, сама пришедшая по морю на Афон, уйдет.
        К сожалению, мы узнали, что и в эту Великую Субботу 2002 года армянский иерусалимский патриарх пытался отнять у Патриарха Иринея Благодатный огонь, и была борьба...
        Получив благодать, людская толпа заторопилась к выходу и куда… от Бога? В суетный мир. Я пошла в гостиницу и заблудилась в узких улочках старого города, долго ходила, пока не услышала русскую речь. Вышла из города, а место мне незнакомо.  Хорошо, что у меня была визитная карточка гостиницы, сев в такси, благополучно доехала. В номере переоделась, а снятую одежду можно было отжимать.
        Слава Богу за все!   
      
        Вечером мы вернемся в храм Господень, чтобы встретить Пасху.               
        Пасха – это Праздник праздников и встретить его на Святой земле двойной праздник. Здесь, как нигде в других местах, проявляется с наибольшей силой торжество Православия – возгорается Благодатный огонь ежегодно, вот уже какое столетие. Ничего подобного нет ни в одной религии мира. Это ли не подтверждение святой и праведной веры, так угодной Господу.

                ***

     P.S. Прошло 18 лет...
     Сегодня, 18 апреля 2020 года в связи с беспрецедентными мерами безопасности из-за пандемии коронавируса вход паломникам в Храм Гроба Господня был запрещён - на церемонии присутствовали только клирики. Однако увидеть чудо схождения Благодатного огня мог каждый.
    
     Слава Богу! Чудо, которое так ждали миллионы людей по всему миру, случилось. Схождение Благодатного огня в Великую Субботу в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме произошло, а значит, Господь даровал шанс на покаяние и исправление каждому из нас.