Арктур и телескоп

Рона Михайлова
— Ну, и что ты надеешься там увидеть?

— Я всего лишь... Эй, ты встала прямо перед объективом. Так он не будет работать.

— Desculpe*, тогда подвинусь. Хм-м-м... Что это за штука?

— Дедушка называл это — «те-лес-коп». Удивительно, правда? Смотри, сбоку есть гравировка: «З. Х.» Точно помню, что дед свои вещи подписывал.

— С ума сойти! Жуткая древность! Где ты его нашел?

— Я его выкупил. Знаешь ломбард на углу Берри-Роуд?

— Ну?

— В свое время дедушка много чего заложил. Было очень туго с деньгами, мы жили впроголодь... В общем, иду вчера мимо того ломбарда, а на витрине выставлен телескоп. Я глазам своим не поверил. И сразу же понял, что он мне пригодится. А потом, гравировка...

— Сколько?

— Брось, это же дедушкин телескоп! Считай, единственное наследство. Да за такое денег вообще не жаль.

— Солнечный генератор не пашет уже неделю. Потолок подтекает. И от Сети нас вот-вот отключат...

— Деньги можно занять.

— Снова? Никто не даст, все же знают, что мы без гроша сидим. Слушай, да оторвись ты от своей штуковины! Я серьезно!

— А Матиас?

— Он уже грозил тебе увольнением. Говорила я, что нельзя брать в долг у начальства! Но ты, надеюсь, вернул ему деньги?

— Да-а-а... Вчера я как раз за этим к нему и шел. И не дошел.

— Ты же не...

— Те-лес-коп... Звучит здорово. Представляешь, с ним можно... Ай!

— Idiota! Балбесина! Матиас нас живьем съест!

— Ну же, не кипятись. Что сделано, то сделано. Матиас — хороший человек и наверняка войдет в положение.

— И что ты ему скажешь? Вот спросит он: «Где мои деньги?» — и ты честно ответишь: «Потратил на совершенно ненужную вещь!» А он, конечно, обрадуется: «О, это здорово, черт возьми! Ты уволен!»

— Ха-ха-ха! А что? Очень похоже на Матиаса! У тебя настоящий талант.

— Смейся-смейся! Нет, в голове не укладывается: неужели не страшно так рисковать работой? Ты хоть знаешь, сколько людей мечтают оказаться на твоем месте? Тысячи горожан! Десятки тысяч! А ты берешь и...

— Думаю, если здесь подкрутить — будет видно гораздо лучше...

— Вот скажи, зачем надо было учиться, стажироваться, не спать ночами? Сколько миров мы с тобой обошли, ну-ка вспомни? Что, все было зря? А квартира? Да мы вовек за нее не расплатимся! Не знаю как ты, а я в общежитие возвращаться не собираюсь! И вообще...

— Ух ты, выдвижной объектив? Вот это да!

— Вещь, которая принадлежала твоему деду — конечно, я все понимаю, не думай, что не понимаю! Но ведь он заложил ее, чтобы вы не умерли с голоду! Умный был человек, знал, что почем! А ты, в отличие от него, только и добиваешься...

— Взгляни-ка.

— Что? Зачем? Ты вообще меня слушаешь?!

— Взгляни, говорю. Вот сюда, в окуляр. Другой глаз прищуривай, будто смотришь в свой наноскоп.

— ...Мамочки!

— Испугалась?

— В жизни не видела Белую Мглу так близко...

— А ведь отсюда до нее — не меньше двадцати миль. Видала когда-нибудь старинные подзорные трубы? Вот тебе такая же труба. Только на ножках. Владелец ломбарда много раз пытался пустить с молотка дедушкин телескоп, но даже антиквары не позарились. Им просто было невдомек, как этим пользоваться.

— Но для чего же он все-таки предназначен?

— О... Телескоп был нужен землянам, чтобы смотреть на звезды.

— Ясно же! Снова звезды! Во всем городе не найти большего чудака, помешанного на звездах! Мне следовало догадаться.

— Я знал, что тебя это впечатлит. Завтра, когда мы отправимся в новый мир, возьму телескоп с собой. Ты ведь знаешь, как я мечтаю взглянуть на Луну поближе. Интересно, правда ли, что на Луне есть моря и океаны?

— Видел бы ты себя... Вот чудак человек! Настоящий мечтатель! Ну, а мне... дашь взглянуть хотя бы разочек? На Луну и все такое...

— Хм... Может быть.

— Так бы и стукнула снова!

— Вообрази: Большая Медведица, Лев, Андромеда...

— Лично я из этих ребят никого не знаю.

— Вдруг нам удастся рассмотреть даже Арктур? Ты понимаешь? Говорят, на Земле мой дедушка был последним, кто смотрел на звезды. Может быть, именно в этот телескоп... Но однажды Землю окутала и поглотила Белая Мгла.

— Да, так пишут в школьных учебниках... Espere**, к чему ты клонишь?

— Подумай вот о чем: нам открыты сотни миров, и все они — совершенно разные. Но что в них всегда было одинакового, так это — звездное небо. Где бы я ни был, глядя на него, я чувствую себя человеком. Настоящим, понимаешь? Я представляю, что эти звезды видели моего деда, и прадеда, и весь мой род. Тебе, например, многое известно о твоих предках, а вот я о своих ничего не знаю. Но звезды... Они знают. Вот поэтому для меня нет ничего важнее этой работы.

— Это так трогательно... Но посмотрим, когда тебя в третий раз оштрафуют за задержку груза...

— Что?

— Ничего! Нет, ничего. Кажется, холодает... Вот что, складывай свою шту... свой телескоп. Давай-ка мы слезем с крыши да пойдем домой. Звезды — это, конечно, здорово, но у нас потолок течет.

— И светогенератор вырубился.

— И Матиас наверняка колотит в дверь!

— И завтра нас ждет очередная работа...


Desculpe (порт.) — извини
Espere (порт.) — постой