Экзамен на смирение

Ангелина Кныш
Так получилось, что после просмотра последних православных телепередач в памяти отложилось известное в общем-то наставление: на литургии в храме необходимо стоять на одном месте, не разговаривать и никому не мешать.
 
А тут еще книга подвернулась о смирении («Одеяние Божества»), где речь идет о путях приобретения этой труднодостижимой добродетели. Особенно впечатлила рекомендация постоянно заниматься внутренним самоуничижением перед другими людьми, во всех случаях жизни ставить себя ниже их и не искать никаких преимуществ перед ближними.

Вскоре и повод для испытания усвоенного подвернулся – присутствие на службе в Вербное воскресенье. Давно не приходилось бывать в церкви – война внесла свои коррективы в привычный жизненный распорядок.
 
Храм был забит под завязку – как много, оказывается у нас верующих людей! Но что это? Внушительная масса народа напоминала копошащийся муравейник – многие сновали туда-сюда, постоянно задевая молящихся прихожан и ничуть при этом не смущаясь. Как оказалось, целью этих людей было поставить свечи в разных местах храма, приложиться к иконе и сразу же уйти с чувством исполненного долга.
 
Казалось, этой беспокойной веренице не будет конца. Куда все они так спешили? Ведь было воскресенье, которое по заповеди нужно посвятить Богу. А торопились они туда, где их ждали более важные и интересные для них дела. В церковь же зайти по пути – ну, это как визит вежливости отдать, принято так и все тут.

Честно говоря, подавить в себе раздражение от этого интенсивного круговорота стоило немалых сил. А ведь истина лежит на поверхности – если «претерпевший до конца спасен будет», то что ждет того, кто не желает терпеть?

Какая же пропасть между этими «мотыльками» и теми, кто ищет настоящего спасения! В вышеуказанной книге рассказывается, как преподобный Арсений Великий, оставив высокое положение при императорском дворе, прибыл в египетский Скит и объявил о своем намерении принять монашество. Его привели к преподобному Иоанну Колову. Старец решил подвергнуть Арсения испытанию. Когда монахи сели за трапезу, он не пригласил его к столу, а взял сухарь и кинул его бывшему императорскому сановнику.
 
Арсений подумал: «Старец познал, что я подобен псу, даже хуже пса». После этого он встал на четвереньки, подполз к сухарю, взял его зубами, отнес в угол и там съел. Старец же сказал монахам: «Из него получится искусный инок». После этого он поселил Арсения рядом с собой и стал делиться с ним своим богатейшим духовным опытом.

Сравнивая нас, таких далеких в большинстве своем сердцем от Бога, с этими подвижниками, начинаешь понимать, почему Бог не только не является людям в наши времена лично, но и не посылает к ним святых или ангелов для каких-то знамений и поддержки.
 
Не заслужили! Спасибо нужно сказать хотя бы за то, что с целью вразумления нам еще посылаются целительные по своей духовной сути тяготы и испытания.
 
Когда в сотый раз зализывая раны, поймешь, наконец, что все это не просто так, и что ты – ничто в этом мире без воли Божьей, лишь тогда забрезжит свет в конце тоннеля и будет протянута спасительная рука помощи. И это не пустые слова.