поколение потерянное... поколение проклятое...

Фор Нит
Захотелось поднять вопрос о воспитании молодого поколения.  В свое время и я приняла в этом процессе почти трехгодичное участие, вбивая в юные головы нормы поведения и правила морали. Сразу вспоминается выпуск «Ералаша», в котором бывшая учительница, а ныне каскадер, гордо говорит «после школы мне ничего не страшно». Соглашусь с каждым словом…
В свое время, именно трехгодичный стаж работы в учебном заведении стал финальным аргументов в пользу моего последующего трудоустройства. Начальник рассудил, что если я смогла договориться с детьми, то и с будущими подчиненными общий язык найду без проблем.  И действительно, порой на самых серьезных совещаниях или сложных тренингах, я говорила себе «соберись, это же даже не 7-А, а, значит, справишься»… И справлялась…

На тот момент своего кабинета или класса у меня не было, поэтому мне выделили рабочее место в школьном музее украинской культуры и быта. Это была небольшая, но очень колоритная комнатка. В центре находился макет украинской хаты, вокруг которой был тын с горшками, по стенам висели национальные костюмы, вышиванки и рушныки, одна из стен была оформлена как печь, рядом с которой стоял ухват и настоящая старинная прялка. И посреди всего этого великолепия гордо стояли мои стол и стул.
Чтобы попасть в мой музей, мне нужно было пройти еще через один – музей воинской славы. Эта комната была раза в четыре больше, экспонаты преимущественно находились под стеклом, стены были оформлены в виде диорам. Эта экспозиция являлась определенно одной из самых лучших в городе, там было все: образцы оружия, карты с диспозициями, письма с фронта, форма, личные вещи бойцов.

Зачем я об этом пишу? Наверное, потому что именно в этих двух смежных музейных комнатах и отражена наиболее четко та гражданская позиция, которую жители Донбасса до недавнего времени проявляли по отношению к Украине. А как еще назвать мирно соседствующий музей украинской культуры и музей воинской славы ВОВ (позднее найду его точное название). Старшеклассники воспринимали эти музеи как должное, а вот малышня обожала туда приходить. За  несколько лет работы, я увидела столько экскурсионных групп первоклассников, которые раскрыв рты бродили что по одной, что по другой музейной комнате, одинаково восхищаясь  чучелом петуха, сидящим на заборе украинской хатки или противогазом времен второй мировой.

Точно также дело обстояло и с комплексом мероприятий, которые педагоги организаторы разрабатывали для детей. Дань украинской культуре в русскоязычной школе отдавалась сполна: конкурс вышиванок,  фестиваль песни, чтения стихов украинских поэтов, народные гуляния, проходили как на школьном, так на районном и городском уровнях. Но параллельно с этим дети встречались с ветеранами, несли вахту на вечном огне, убирали памятники, рисовали картины «война глазами детей», участвовали в поисковых мероприятиях, военных смотрах и многое другое. И, как ни странно, все это гармонично совмещалось, и никто и не задумывался о тех аргументах непринятия и розни, которые так активно теперь муссируются на территории Украины.

Наши дети умели любить Родину и при этом отдавать дань памяти подвигам своих предков – просто так, без идеологической привязки, навязывания и внушения. И теперь, когда проукраинцы говорят, что надо смотреть в будущее (то бишь в Еуропу), а как «деды воевали» им, мягко говоря, насрать, становится больно и обидно за это поколение, потерявшее память, а вместе с ней – силу рода и себя.
Растение без корней обычно долго не живет, оно может вообразить себе новые корни, написать историю о том, какие корни у него будут в будущем, пофантазировать на тему, как теперь ему, обновленному, с новыми – правильными корнями предоставят безвизовый въезд на заветные поля.. Но, повторюсь, растения без корней гибнут, даже укроп, как это не грустно.

Одним из моих любимых школьных мероприятий было соревнование по строевой и военной подготовке, куда меня, как самую молодую и менее всех занятую всегда отправляли в  качестве сопровождающей. Я отвечала за команду наших мальчишек, которые делали недовольные лица, но тайно радовались такой возможности – день провести вне школы, побегать, показать себя.
Смотры всегда были весной, в начале мая, и проходили на базе военного училища. Это было для меня маленьким счастьем - посидеть на лавочке, подставляя лицо солнцу и наблюдая, как детвора сдает нормативы – с удовольствием и куражом.
Они надевали противорадиационный костюм и противогаз на скорость, собирали автомат, бегали пять км. на выносливость, отжимались, подтягивались, проходили эстафеты по выносу раненого с поля боя и оказанию первой мед. помощи.

Мальчишки мои, кто мог подумать, что вам это в жизни пригодится, и  не на уровне просто попавших в армию, а в банальных реалиях военной жизни Донецка.    А я помню вас на строевой подготовке – светлый верх, темный низ, чеканите шаг, выполняете команды и вот она заветная – «Запевай»...
Никогда не забуду, как однажды вы ошарашили  жюри, выбрав в качестве сопроводительной песни «Кипучая, могучая, никем не победимая…». Я думала не выкрутимся, ан нет, дальше прозвучало «страна моя, страна моя, ты самая любимая…», но мысленно у всех в голове все равно прокрутился оригинальный вариант. В итоге судьи рассмеялись и поставили высшие баллы за находчивость.
Не знаю, куда вас сейчас завела судьба – кто-то  живет на украинской территории, чьи-то лица я узнаю  на групповых фото ополчения, но я уверена, что те уроки настоящей любви к своему краю и уважения к его истории и памятным событиям, вы сохранили до сих пор…

Но если вернуться к дню сегодняшнему, то посмотрела недавно репортаж о детских письмах, которые нашли в Дебальцевском котле на месте дислокации украинских военных – целые кипы, многие, даже не распечатанные…

Знаю, что перед Новым годом в  школах Донецка тоже проходила акция «поздравь солдата с праздником», задание  было простым – нарисовать  рисунок на новогоднюю тематику и написать поздравление и, тем не менее, у многих родителей оно вызвало массу негатива. Они не хотели, чтобы их дети принимали участие в этом, ведь, написав эти письма, они как будто привязывали себя еще одной ниточкой к этой непонятной войне, которой просто напросто не должно было быть в их обычной детской жизни. Родители не хотели давать детям лишний повод задумываться о происходящем, а впрочем, никто и не настаивал, так как мероприятие было полностью добровольным.

Я видела эти письма, милые детские рисунки – елочки, забавные зверьки,  снеговики, подарки и украшения и пожелания, искренние и безыскусные.
Что желали? Конечно мира, а еще здоровья, добра и счастья… Как специалист скажу, что война прокралась тайком в эти рисунки, нарушила яркость цветов, добавила угловатости персонажам, сделала открытки более сдержанными и , наверное,  серьезными – не было в них той наивной детскости и простодушия. Ребята понимали, кому они рисуют открытку, осознавали, что человек, который прочитает это послание, в следующую минуту может погибнуть, вот и писали малыши свои «взрослые» детские письма (прошу прощения за оксюморон), вкладывая в них чуть больше, чем положено вкладывать в обычную открытку. Каждое письмо было НАДЕЖДОЙ, как для самого ребенка, так и для того, кто его читал. Надеждой, что все будет хорошо, что в цветущий город вернется мир и благополучие, а война забудется, стертая мокрой тряпкой с доски памяти.

Читала я и письма, найденные в Дебальцево, друзья выслали сканы, не поленились. Задание украинским школьникам дали в обязательном порядке и явно сформулировали его по-другому. Поводом стал вовсе не праздник, а тема звучала как «письмо поддержки украинскому солдату».
Могу сказать, что если даже эти письма и не писали под диктовку по заготовленным, разработанным специально для этого случая шаблонам, то план письма  украинским школьникам выдавали точно. Слишком уж одинаково построены тексты, слишком похожие мысли в них звучат, чтобы это было просто совпадением.

Попробую восстановить шаблон и написать по нему свое письмо,  намного лояльнее, прочитанных мною исходников,  а заодно и проф. комментарии напишу.

Стандартная структура письма:
1. Обращение к солдату (пафосное и безличное, сделан упор на военные подвиги, которые боец совершил или совершит в ближайшем будущем и на его достоинства, которые послужат во благо стране)

«Приветствую тебя, защитник Украины, смелый и бесстрашный, готовый жизнь отдать, чтобы спасти меня и Родину от врага»

*Явная попытка вначале похвалить адресат за что-то, а потом повернуть это что-то таким образом, чтобы оно было идейно применимо в этой войне. Т.е. боец,  вначале должен возгордиться, признавая свои достоинства, а потом принять то, что эти достоинства могут у него проявиться только при условии активного участия в военных действиях. Тем самым, выбора ему не оставляют. Назвался груздем – полезай в кузов, или по-современному: назвался бесстрашным героем – сдохни, но не сдавайся.

2. Рассказ ребенка о себе (трогательный, немного наивный и показательно искренний)

"Меня зовут Машенька, мне восемь лет, я  живу в городе Павлоград и учусь в 3-в классе. У меня есть маленький братик, две кошки и попугай.
Я очень люблю петь, поэтому в этом году начала ходить в музыкальную школу.Когда я вырасту, то стану  врачом, чтобы лечить людей и помогать им".

*Это пишется, чтобы письмо приобрело более личный характер, чтобы боец почувствовал ответственность за этого ребенка, ведь, зная, как зовут малыша, откуда он, чем интересуется, о чем мечтает, солдат воюет уже за него.
Не за правительство, идею, страну, в которых он может и разочароваться, а за эту Машеньку из 3-в, что верит в него и ждет защиты и спасения.

3. Пожелания солдату (идейно выдержанные, четко сформулированные, содержащие установку на «победу любой ценой», «смерть врагам» «слава Украине»)

«Я  желаю тебе сил и мужества, чтобы победить врага, спасти нашу великую страну,  не сдаваться, бороться до последнего вдоха и сделать все, чтобы у нас снова был мир.  Я верю, что ты вернешься домой с победой,  война закончится и все будет хорошо. Машенька»

*Как уже написала раньше, бойцу дается шаблон развития событий и порядок действий:  убей врага – конец войне – все хорошо… Ну вариаций может быть много, стандартные пожелания «смерть москалям», «гори, Донбасс»,  «пленных не брать», «Украина- це Европа» написанные  детской рукой, шокируют даже меня - любителя триллеров и ужасов.

4. Добавьте к этому обязательный набор нарисованных флагов – Украины, ЕС, Правого Сектора, кучу гербов вокруг, а порой может и свастика незаметно затесаться. Ну и конечно изображения оружия, танков и прочей техники, часто работающих, а иногда и попавших в цель (со всеми вытекающими последствиями)…
___________________________________________________________
Вот и получилось у нас обычное детское письмо украинскому солдату. Возможно, сама по себе идея письма ребенка воину - хороший ход, но как по-разному реализован он с обеих сторон противостояния.  Страшно то, что украинские дети начинают рассуждать на взрослые темы - какой из президентов ху..о, какая нация доминирующая, кто патриот, а кто враг и какими методами надо этого врага уничтожать.

И как подтверждение моей гипотезе, прочитала у одной проукраинской киевской знакомой историю, которая недавно произошла с ее дочкой в начальной школе. Меня порадовало, что произошедшее вызвало раздражение даже у крайне лояльной новой власти и военному конфликту в стране мамы. В этом случае страшно не то, что ребенок пишет письма солдатам, а то, что детям навязывают жестокие сюжеты и формулировки, которые крепко укореняются в их хрупком бессознательном, а  со временем прорастают в виде непринятия, агрессии и ненависти. 

Перевела для вас на русский для более удобного восприятия,  а выводы сделаете сами:

"Вышла из себя!
Дали детям в школе задание  -  подготовить рисунок для украинских солдат АТО. Весь вечер дочка рисовала, старалась, писала поздравления, выдумывала пожелания.
Тему рисунка помогла ей выбрать я - знаю много военных, поэтому объяснила дочке, что во время войны им больше всего хочется  мира и спокойствия.
Дочка нарисовала лесную опушку и птиц. Написала, что она хочет мира, чтобы солдаты вернулись домой, к семьям и отдыхали в тишине на природе.
Забираю вечером после уроков - рыдая, бросает в меня рисунком.
-Что случилось?
-Мой рисунок не подошел. Нужно было рисовать войну, солдат и танки, а ты мне все испортила.
-Так что, только твой рисунок не правильный?
-Нет, еще не взяли пожелания с цветами и бабочками. Мама, скажи, почему мой рисунок плохой, я ведь так старалась?.."
__________________________________________________________
Как специалист, могу вам сказать, что на Юго-востоке уже есть потерянное поколение - нынешних детей, которые увидели самое страшное, и теперь будут учиться жить заново в то мирное время, что, надеюсь, уже не за горами.

Но на их фоне, дети Украины, написавшие свои принудительные письма, руководствуясь навязанными стереотипами и ложными идеями – это  даже не потерянное, а проклятое поколение...
Ведь то, что им навязали, никуда не денется и обернется против тех, кто их такими вырастил.
                «ибо по плодам их узнаете их»...