Огонек в ночи -о конкурсе детей-

Виктор Сорокин
/К международному конкурсу "По ту сторону экрана"/

Если бы я задал вопрос: «Какое событие после 1945 года является в истории цивилизации САМЫМ значимым?», почти все ответили бы: полет Гагарина. Я придерживаюсь иного мнения и хотел бы обосновать свою точку зрения, ибо таковым событием считаю создание в 1956 году Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Генрихом Альтшуллером, о чем сегодня все еще мало кто знает. Действительно, ЛЮБАЯ научно-техическая задача (а тем более сформулированная) рано или поздно будет решена. А вот задачи типа «пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что» решаются в основном разве что в сказках.

Так вот, Генрих Альтшуллер создал по существу нового человека – человека с новым сознанием. Если раньше люди были таковыми, какими они получались под воздействием окружающей среды (по Марксу, человек есть функция обстоятельств, и до поры до времени он был прав), то Генрих Альтшуллер дал людям инструмент, с помощью которого любой (здоровый) человек, если захочет, может стать гением в любой области науки и искусства. (Так что хотите быть гениальными – изучайте ТРИЗ!)

А вспомнил я о ТРИЗ потому, что на наших глазах происходит еще одно сверхчудо: конкурс «По ту сторону экрана». Не верите? Попробую убедить вас в этом.

В основании чуда лежат четыре поистине чудесных фильма:
«Иваново детство» (реж. Андрей Тарковский). 1962 г.
«Сто дней после детства» (реж. Сергей Соловьев). 1975 г.
«Девочка и эхо» (реж. Арунас Жебрюнас). 1964 г.
«Каток и скрипка» (реж. Андрей Тарковский). 1960 г.

И должен был найтись гений, который из тысяч и тысяч фильмов отобрал бы именно эти четыре, очень богатых по человеческим качествам, да к тому же, чтобы предложить их школьникам для осмысления. Не знаю, кто предложил, но то, что это был педагог выдающийся, у меня сомнения нет! В эпоху, когда почти во всем цивилизованном мире люди живут ради вина, зрелищ, секса и власти, пойти поперек течения и вытащить из сундука с хорошо забитой крышкой  не просто единичный алмаз, а целое мировоззрение, для этого нужно многое.

Но ему что, больше других надо?! Цивилизация оскотинивается? – «Да и черт с нею! Главное – тебя не трогают!..»  Не трогают – потому что никто никому не нужен! Казалось бы...  Но человек, вытащивший из сундука фильмы, оказался великим педагогом, и он раздул, казалось бы, потухший огонь: побудил детей сказать СВОЕ слово, коли взрослые молчат. И дети сказали, да еще КАК!..

Чем больше я читал их эссе о фильмах, тем больше я поражался: ТАК дети писать не могут, «не доросли»! А взрослые – тем более!! Так кто же написал 75 работ?!. Я допускаю, что многое в детских работах пришло от их руководителей-учителей. Но это не уменьшает достоинства работ, а, на оборот, удваивает его: значит великих душ было не 75, а 150! Но что же поразило меня конкретно?

В мировой истории цивилизации был краткий миг – с 1956 по 1964 годы, – когда интеллигентная духовность захватила широкий общественный слой. Это случилось в послесталинском Советском Союзе, в Хрущевскую оттепель. Великие нравственные и духовные ценности дореволюционной питерской интеллигенции, казалось бы, навсегда задавленные сорокалетним тоталитарным гнетом, вдруг воскресли! (А лично мне повезло даже общаться и дружить с настоящим дореволюционным питерским интеллигентом!) Из сталинских концлагерей в столицы вернулись тысячи самых культурных людей России. Раскрыты и осуждены самые страшные злодеяния в Истории. Опубликован рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Снят запрет на переиздание произведений самого нравственного романтика человечества – Александра Грина. Возникли молодежные движения «Физики – лирики» и «Алый парус». В экономические вузы недобор, зато на отделение астрономии в МГУ конкурс 25 человек на место (я испугался и пошел на общее отделение, где конкурс был «всего» 8!). И даже (из-за неполноты информации) патриотические стройки – целина и БАМ – не воспринимались как обман народа.

Короче, общество бурлило высокими ценностями. На первом месте стояли творчество, любовь, честность, преданность, наука, романтика. Недоставало разве лишь терпимости к иному мнению да свободы политической мысли (опять началось тайное преследование диссидентов, но независимой общественной системы информации еще не было, и общество оставалось в неведении)...

И вот на этой нравственно-либеральной волне и появился ряд фильмов, в которых прямо или косвенно проповедовались любовь, человечность и достоинство. Но времена меняли и сменялись. На место романтики закономерно пришла прагматика, которая с крахом коммунизма вообще отказалась не только от всяких духовных ценностей, но и от норм поведения. Так что идеология романтичной интеллигентности и интеллигентной романтики опять исчезла из поля зрения. И вдруг!...

Вдруг – это вот этот Конкурс. Я согласился войти в жюри исключительно из желания помочь коллегам. Но когда начал читать работы ребят, то от факта ЧУДА потерял всякую способность проставлять оценки детским работам, ибо это были НЕ работы, а искренние исповеди. А как можно оценивать искренние исповеди?! Можно оценить грамотность, можно оценить объем написанного, с трудом, но можно оценить качество изложения... Но оценивать искренность?! Это мясной фарш бывает первой или второй свежести, а искренность, он либо есть, либо ее нет, искренности второго сорта НЕ бывает!

И я, как гриновский словоохотливый домовой из одноименного рассказа, несколько дней не могу отвлечься от чуда. И опять: а что же это за чудо, наконец? А вот смотрите.

Я не знаю, когда и как появилась интеллигентная духовность (та, которую мы наблюдаем у Радищева, Чехова, декабристов, Грина и др.), но к началу 20 века она почти телесно захватила в плен университетскую среду, российские науки и искусства, Российский флот. Нигде и никогда в мире не было ничего подобного! Тот, кто прикоснулся этого мира, уже никогда не сможет его покинуть по доброй воле...

Придя к власти, большевизм со своей ДИКТАТУРОЙ пролетариата огнем и мечом стал выжигать интеллигентную духовность. И, надо сказать, в этом деле он преуспел: треть интеллигенции была расстреляна, треть была вынуждена эмигрировать, треть отправлена в концлагеря. Казалось бы, зачистка была произведена добротно. Тем не менее в хрущевскую оттепель интеллигентная духовность, как птица Феникс, воскресла из пепла.

Но потом тучи опять надолго сгустились, и интеллигентная духовность вновь воскресла лишь в конце 1980-х. И опять не надолго: на этот раз враг оказался коварнее – на «большую дорогу» вышел сам КАЙФ. И пошло-поехало!.. Кайф оказался эффективнее физической силы (по меньшей мере в России) и к середине 2000-х одержал верх над интеллигентной духовностью. Теперь, казалось бы, навечно...

И вот Конкурс! 75 человек из четырех регионов бывшего СССР показали, что интеллигентная духовность ЖИВА! Что нормальные – чистые и честные – люди на этой планете еще остались! И к этим 75-ти следует причислить еще и их родителей и воспитателей, которые сохранили и донесли до детей СВЕТ достойной жизни (хотя ребята вряд ли догадываются об этом)...

А теперь мое слово к детям.

Дорогие ребята! Плеяда настоящих волшебников сотворила чудо: дала вам возможность увидеть себя ВМЕСТЕ. Чтобы найти достойного друга или спутника жизни, люди тратят годы и десятилетия нередко тщетных поисков. А тут враз 75 прекраснейших душ! Поэтому не упустите уникальную возможность навсегда остаться среди СВОИХ людей, обратите внимание на каждого и постарайтесь наладить личные дружеские отношения с каждым. Конкурс вам такую возможность даёт!

...У меня был друг. Он жил в Болгарии, где и окончил русскую гимназию в 1937 году. Война разбросала однокашников по всему свету, но до самой смерти (а умер он в 2006 году в возрасте 86 лет) они жили как братья и сестры. Последуйте и вы их примеру!