Русские в Ушуайе

Александр Шалларь
               
                Посвящается 
                Юрию Андрущаку  и
                Евгению Коломийцу

    Ушуайя не просто на краю,  она на самом краю земли и на всей планете нет города южнее её. От архипелага Огненная Земля, где расположен город, рукой подать до Антарктиды,каких - нибудь девятьсот километров.
     На фоне величественных гор с заснеженными вершинами Ушуайя выглядит на расстоянии нескольких миль, как россыпь разноцветных камешков вдоль берега пролива.Её здания просматриваются  и сквозь лесные заросли на склонах предгорья. Отчетливо видимая издалека широкая просека, вырубленная в лесном массиве в направлении гор, выглядит словно царапина на холсте замечательной картины.
    В лучах солнца, иногда появляющегося между облаками, все вокруг вдруг оживает и окрашивается в яркие краски: темно-серая вода пролива становится синей, лес в предгорьях ярко-зеленым, снег на горных вершинах сверкает серебром и клубящиеся вокруг них легкие  облака отбрасывают огромные тени, скользящие по горным склонам.
     На небольших скалистых островках и мысах  пролива  множество морских котиков и  морских львов. Одни, ловко работая ластами, взбираются почти на отвесные скалы, другие греются наверху, располагаясь группами. В центре их крупные самцы. Иногда они громко ревут, видимо отпугивая других животных, покушающихся на их территорию.

      В предшествующие круизу годы Алексею со Светланой посчастливилось побывать во многих странах в различных частях света, но впервые в жизни они увидели на Огненной Земле и в Патагонии потрясающую природу, пока еще не изуродованную цивилизацией.
      Огромный круизный лайнер медленно, со скоростью не более 12 узлов двигался между бесчисленными островами архипелага. Вдоль пути на берегах- покрытые мхом и  совершенно голые скалы, горы с вершинами закрытыми облаками, темно-серая вода сверкает отблесками света от пробиваюшегося сквозь облачность рассеянных лучей солнца. Кое-где    между поросшими бурым мхом скалами ниспадают в пролив бело-голубые потоки ледников. Иногда попадаются низменные берега, покрытые травой, вспыхивающей ярким зеленым цветом под лучами солнца, появляющимся на несколько секунд между тучами. Слава Богу, человек пока не испортил   заповедные места, еще оставшиеся кое-где  на планете.

    Аргентинская Ушуайя – оживленный город с населением семьдесят пять тысяч жителей. В летние месяцы (в северном полушарии в это время зима) оно увеличивается вдвое. Сотни тысяч туристов со всех концов света ежегодно посещают эти замечательные места. В период навигации ежедневно на рейде Ушуайи останавливаются круизные лайнеры и научно-исследовательские суда, направляющиеся вдоль побережья Южной Америки и к Антарктиде.
    В городе несколько параллельных побережью улиц, на них - десятки магазинов сувениров, ювелирных изделий, одежды и обуви. Здесь же рестораны, кафе, отели , все для обслуживания туристов и всевозможных делегаций, прибывающих в Южную Америку. Для них Ушуайя  и экзотические окрестности часто обязательный пункт программы. Город разрастается. Одно - двухэтажные социальные дома и коттеджи все выше забираются на лесистое предгорье, за которым уже совсем близко  высокие горы.

   В Ушуайе Алексей с супругой и друзьями Владимиром и Наташей оказались в январе, во время морского круиза вокруг Южной Америки. Здесь они и познакомились с русским гидом Евгением. Алексея поразил не столько рассказ об удивительном городе и Огненной Земле,  сколько история появления Евгения  и его  компаньонов здесь и описание  деятельности их фирмы. В последние годы Алексея чрезвычайно волновали проблемы малого и среднего бизнеса в России. «Черт возьми, - говорил он друзьям, - у нас огромное число  граждан, желающих и умеющих работать, но  деятельные люди в городе и селе зачастую не могут организовать и вести свое дело. И это, несмотря на  заявления властей   о поддержке предпринимателей.  В любой успешной стране,   даже  совершенно незнакомой, эти же люди находят себе применение. И не потому ли эти страны успешно развиваются, что их власти обеспечивают свободу  деятельности для предприимчивых людей в отличие от нашей России? Сотни тысяч граждан, способных сделать процветающей нашу страну, богатую образованными, инициативными людьми вынуждены уезжать из нее, помогая процветанию других стран.
      Неужели это безумие будет продолжаться и дальше, пока оставшееся  население  не превратится в послушное быдло, предназначенное для обслуживания  «золотого миллиарда»? Может быть в этом и заключается цель «мирового» правительства, но в чем же тогда цели и функции нашего правительства?

           Конечно, полученных от Евгения сведений было недостаточно для полного представления об с их Юрием  фирме и по пути из Ушуайи в Сантьяго Алексей решил, что когда вернется в Петербург, во чтобы то ни стало свяжется с ним. К счастью, он сохранил у себя   билеты на экскурсию по Ушуайе, где был указан телефон Евгения и, возвратившись после круиза домой, позвонил ему без всякой надежды на успех. Неожиданно с другого конца планеты ему ответили. На проводе, правда, был не Евгений, а его компаньон Юрий, но разговор состоялся и был вполне успешным.

    Алексей объяснил, что хочет довести до широкой, по возможности, публики рассказ об их фирме как пример успешной работы наших деловых людей повсюду, даже на краю земли.
    Через день он отправил Юрию и Евгению по электронной почте письмо. В нем он более подробно рассказал о сути интереса к их фирме. И чтобы не закралось у них подозрение – не  заслан ли он какой-либо компанией, выведывающей сведения о конкуренте, сообщил, что он, Алексей- генеральный директор научно-производственного объединения, член-корреспондент Международной академии наук МАНЭБ, занимающейся проблемами экологии, Почетный гражданин России (ну  не может же Почетный гражданин России быть шпионом!). Он составил подробный перечень вопросов, на который его новые друзья должны были , если пожелают, ответить по скайпу.

      Пару дней спустя он связался с Евгением и довольно долго беседовал с ним по скайпу. Юрий к этому времени отправился на полярную станции  «Барнео» в Арктике. Его с Евгением  пригласил директор Фонда поддержки ветеранов Арктики и Антарктики, Почетный полярник Владимир Кошелев. В свое время он возглавлял полярную станцию СП-32. По инициативе Евгения и Юрия осуществлен проект «Георгиевская лента и знамя Победы от полюса до полюса».   

     «Каким образом вы с Юрием оказались в Ушуайе?» - спросил Алексей. И Евгений рассказал историю их появления в Аргентине. Наверное, это была судьба. Трудно представить, чтобы житель Камчатки случайно оказался и стал жить на другом конце планеты.
     После  школы  Евгений поступил в Ростовскую коммерческую академию, а в конце 90-х переехал в Луганск,  окончил Южно-украинский государственный университет по специальности анализ систем  и получил диплом менеджера старшего звена управления производством.
     В 2000-м по приглашению  друга, уехавшего после горбачевской перестройки в Южную Америку, Евгений с братом приехали в Аргентину. До 2001-го, когда в этой стране разразился экономический кризис, сюда был большой приток переселенцев из бывших советских республик. Аргентине нужны были рабочие руки и особенно, опытные специалисты. Существовала даже программа по переселению, закрытая с начала кризиса.
       Евгений успел получить рабочую визу и несколько лет жил в Буэнос-Айресе. Здесь он познакомился с Юлией, приехавшей в Аргентину из  Донецка. Свадебное путешествие по стране они завершили в Ушуайе. Климат на южной оконечности континента напоминал камчатский. Здесь они и остались.

      Первое, что сделали молодожены -  познакомились с русской общиной. В основном эта была заслуга Юлии. Русскими здесь, как и повсюду в мире, называют выходцев из Советского Союза и России. Здесь живут, кроме собственно русских, украинцы, казахи, армяне, латыши. Все говорят по-  русски и дома их дети тоже говорят на этом языке.
     С помощью новых знакомых они устроились на работу в торговлю, Юлия- кассиром, Евгений- простым продавцом в магазин спортивной одежды. Через два года Евгений получил должность главного менеджера сети магазинов, Юлия стала финансовым директором фирмы.
    Вскоре они открыли небольшой ресторан, где успешно продвигали русскую кухню. Сибирские пельмени, блинчики, борщи и гуляши понравились жителям города и они с Юлией стали известны в Ушуайе. Местное телевидение пригласило их вести  программу мастер-класса «Деликатесы мира» и Юлия, закончившая в Буэнос – Айресе курсы шеф-повара международного класса, была на высоте.

    Потом они продали свой ресторан и стали работать с Юрием, появившимся в Ушуайе еще в начале 90-х. До этого пару лет он плавал на грузовом судне в качестве судового инженера. Когда их судовладельческая компания разорилась, судно арестовали и Юрий вместе с командой оказался на берегу без средств существования.
   Часть моряков и он в их числе устроились работать в порту, другие отправились в Буэнос-Айрес. Затем Юрий организовал небольшую строительную фирму, получил со временем гражданство Аргентины и стал полноправным членом аргентинского общества.
      Судьба свела его с Евгением и Юлией.Пятью годами раньше Юрий зарегистрировал турфирму и теперь они стали работать вместе. Турфирма обслуживает туристов круизных судов, останавливающихся в Ушуайе. В период навигации с октября по март у них много работы и не только с туристами, но и с моряками грузовых и направляющихся к Антарктиде научно-исследовательских судов.
      Они установили тесные контакты с московским туроператором и другими компаниями.

      При их   инициативе и огромной энергии им уже мало было работ в турфирме. И они решили организовать Фонд «Русский Дом». Деятельность его распространяется по всей Аргентине и даже шире.
      Ушуайя, пусть и на краю земли,   удачное место для реализации их инициатив.    Город и Огненная Земля в целом привлекательны для  многих людей, прибывающих в эти экзотические места. С другой стороны, это ворота для посещения не менее экзотической Антарктиды.
     Юрий стал президентом «Русского дома», Евгений – генеральным секретарем, их жены -соучредителями. Поле  деятельности стало безграничным, были бы инициативы и желание работать. Того и другого у них было достаточно и они развили активную деятельность.             

     В задачи «Русского Дома» входила помощь соотечественникам, оказавшимся на краю света, причем в самых различных ситуациях: кто-то попал в больницу или застрял в аэропорту, кому-то нужно было сделать перевод с испанского на русский и наоборот. Но это была лишь часть их деятельности.

     Главным направлением работ Фонда стало продвижение русской культуры в Аргентине и аргентинской – в России. В Ушуайе они организовали курсы русского языка для аргентинцев.Жена Юрия Татьяна, ставшая атташе по культуре Фонда к этому времени уже десять лет  вела школу  балета, готовившую настоящих балерин
     Перед юбилеем победы над фашистской Германией они организовали  показ советских фильмов и выставку плакатов о Великой Отечественной войне. Их деятельность была замечена в российском посольстве в Буэнос- Айресе. 
      Департамент культуры Огненной Земли выделил им помещения  для проведения культурных мероприятий. Иногда им помогали в качестве спонсоров различные фонды, занимающиеся культурными связями Аргентины с другими странами, в том числе с Россией.
    Российско - аргентинские отношения, как и отношения России с другими странами Южной Америки, спустя 20 лет после перестройки значительно укрепились. Континент  перестал к этому времени считаться задворками США и его страны избавились от диктата северного соседа.
     Деятельность «Русского Дома»  стала набирать обороты. Перед Юрием и Евгением открылся простор для реализации  новых проектов.

   Алексей по-хорошему им завидовал. Двадцать лет назад он со Светланой был в чем-то похожей ситуации.С пятью такими же энтузиастами он организовал закрытое акционерное общество, состоящее из президента, четырех вице-президентов и одного сборщика природоохранных и медицинских аппаратов, которые они проектировали и изготавливали. Президент ЗАО занимался контрактами, вице-президенты (Алексей был одним из них) проводили исследования и разработки, размещали заказы на изготовление у контрагентов  корпусов их замечательных приборов. Кроме того, они писали статьи в научные журналы и доклады на конференциях, оформляли заявки на изобретения, испытывали свои аппараты, заколачивали ящики с продукцией и выполняли роль экспедиторов.
       Это были замечательные годы. Времени не хватало, денег было мало, жили в общем бедно. Но они получали огромное удовлетворение от сумасшедшей по темпам работы, ощущения независимости от вышестоящих органов , свободы инициативы и творчества, от сознания, что несмотря ни  на какие трудности они могут создавать и создают что-то новое, что их фирма становится узнаваемой.
      В последующие годы предприятие (оно, правда, изменило форму собственности) стало достаточно известным и изготавливало оборудование несопоставимо более сложное и разнообразное по сравнению с первыми годами, востребованное в самых разных отраслях. Их семьи  получили, наконец, относительное благополучие, во всяком случае не жили впроголодь, как в первые годы перестройки. И все же уже не было, как в те годы,того  восторга от своих достижений, была по-прежнему напряженная работа, новые исследования и разработки, расширение производства, борьба с конкурентами, но это была уже обычная будничная работа.

  Санкт-Петербург,апрель 2015 г.