Воспоминания о детях, живших в послевоенные годы

Новикова Лариса Дмитриевна
   В послевоенное время в городах Урала  скопилось очень много нищих.  Многие люди бежали от войны на восток и устраивались в тылу, как могли.
   Мой отец работал  тогда на химическом заводе и ему не пришлось воевать, т.к. он был в"броне"  т.е. для армии нужны были взрывчатые вещества, а их кто-то должен был производить и квалиицированных работников на фронт не всех брали.
   Мы жили в трёхкомнатной квартире и занимали одну большую комнату, а в других жили беженцы. Помню в кухне была большая печь,которую топили дровами. На печи была сверху громадная чугунная плита, на которой пекли картофель, нарезанный колёсиками. Картофелем была заполнена вся поверхность печи и мы сидели все вокруг и ждали,когда его можно было поесть с селёдкой. В те годы её привозили в больших бочках и селёдка была главной едой в наших семьях. 
   Самое смешное, сейчас селёдку хвалят за содержание полезных омега-жирных кислот , значит в моё брюшцо с детства, даже в тяжёлое послевоенное время , попадали антиоксиданты. В те годы много продавали очень солёной трески, которую вымачивали и отваривали. Кроме того, молодые советские города, а Березники был таким городом, пополнялись населением из близлежащих сёл и деревень.  А оттуда везлась родственникам в город отличная еда, о которой сегодня можно только мечтать.  Это были лесные дары: грибы во всех видах - солёные рыжики, грузди, сушёные и маринованные белые и красноголовики,мёд, который невозможно было много съесть,т.к. весь рот горел. Ягоды лесные-малина,клюква,брусника и другие, плоды трудов с огорода. Выжила Россия  в те годы благодаря селу и его труженникам. Конечно, это были разовые гостинцы, а не постоянная еда.
   В магазинах было пусто. В нашем подЪезде в подвале был такой магазинчик,почти пустые полки...буханки хлеба, кой-какая крупа,чай,конфетки подушечки, а хлеб был не всегда. В подвал вела лестница,которая была сверху до низу оккупирована нищими. Они были грязные,чесались,в оборванной одежде...сидели на батарейных трубах и в магазине. У многих были просто лохмотья и открытые гноящиеся раны.Они все протягивали ладошки и просили милостыню.Среди них много было детей и подростков.
   Тогда у меня была красивая белая шубка и я сама себе в ней нравилась . В тот день мы с мамой  пошли в баню и на обратном пути зашли в наш  магазин за продуктами. Дома у нас был гость из деревни и они с папой отмечали встречу.
   Я качалась на качели,которую отец соорудил в проёме двери из верёвки и, вдруг, почувствовала, что у меня зачесалась голова...и я из волос достала одну вошку. Я побежала к маме и она очень удивилась. Потом я снова прибежала к ней с насекомым, но тогда она в сердцах прижала  мою голову к себе и заглянула в волосы...
   В следующую секунду она закричала,заголосила,запричитала и стала звать отца посмотреть на меня. Я от испуга заплакала и не понимала, почему мама оттолкнула от себя с силой и закричала не своим голосом. Прибежали мужчины и не сразу поняли,что пыталась сказать мама. Оказывается,когда она посмотрела мою голову,то увидела целые полчищи вшей,которые были на шее,в голове...а когда посмотрели на шубу и  шапку, то мама заголосила ещё больше. Вся одежда была во вшах.
   Мужчины гребнем вычёсывали мне волосы и жгли бумагу, на котоую  вошки падали. Мама в бешенстве собирала в охапки  постельные принадлежности,на которые я кинула свою шубку и шапку.За это мне позже попало от неё.
   Тогда при банях были спецприёмники,где проводили дезинфекцию острым паром белья из госпиталей,больниц и моя шуба после такой обработки была уже никому не нужна.
   А вши появились у меня в подарок от нищих,обитавших при нашем магзине.Тогда сразу же была версия,что они собирали их в коробку и вывалили на чисто и красиво одетого ребёнка, в отместку за свою невыносимую жизнь...Тогда эта история получила широкую огласку в городе и нищих постепенно в магазине не стало, а в городской газете была статья на эту тему.
   Вспоминаются смешные истории, связанные с детством. Такие моменты долго вспоминались в семье. 
   В тёплый летний день я отпросилась у мамы на улицу и хотела быстренько нырнуть в дверь, но её взгляд перехватил на мне несуразицу...в тёплый день с летним платьем я одела вязанную шапку с завязками. Она стала настаивать, чтобы я её сняла, но я вцепилась и не давала снять. Когда она сдёрнула её с головы, то увидела на волосах, спрятанные бордового цвета конфеты-подушечки.. Хотела похвастаться перед ребятами, которые в посллевоенные годы испытывали дефицит сладкого. Мама долго смеялась и рассказывала эту историю с приукрашиванием.
   В те послевоенные годы у детей не было столько игрушек, как сейчас громадное бесполезное количество, пылящееся в ящиках. Довольствовались одной,двумя. Фантазия детская нашла очень интересное времяпровождение, которое занимало у девочек значительное время детства.
   Мы рисовали куклы на бумаге, а потом клеили на картон. У каждой были целые семьи из всех членов семьи, на них рисовалась и вырезалась одежда ,которая накапливалась в коробках. С этим богатством мы ходили друг к другу в гости и часами играли с ними, сравнивали у кого интересней одежда, обменивались,играли в ролевые  игры. Не поверите, играли до восьмого класса.
   На улице играли в "счастье". Повидимому, не хватало ярких красок в жизни и мечталось о чём-то необычном...особенном. Наивные были ... Находили  битые стёкла, накапливали разбитые черепки от посуды, с рисунком ценились выше;  интересной формы и цвета камешки и формировли "счастье"...выкапывали ямку, в которую складывали накопленные "богатства" сверху стекло и закапывали...Другой должен был найти это "счастье".
   Особенно любили играть в сыщики-разбойники. Сейчас следов такой интересной игры для детей не найдёшь,наверно, нигде, если только организованной взрослыми в лагерях. А тогда ребята из одного двора сами делились на две группы. Заранее договаривались о специальных знаках, используемых разбойниками при убегании от сыщиков. Весь город у нас был измазан мелом, которым рисовали стрелы на стенах строений, на асфальте. Стрелы показывали движение разбойников. Применялись другие знаки...для остановки сыщиков и поиска в этом месте записки от разбойников. Носились с ружьями из палок, пистолетами из железок; девочки были санитарками , перевязывали "раненых"; в игре очень сказывалось влияние прошедшей войны. Мы гурьбой  ходили раз по пять на один и тот же военный фильм и пересказывали его друг другу, мальчишки при этом имитировали стрельбу, грохот, взрывы бомб...
   Очень была развита игра в классики  на афальте...сейчас она сохранилась, но нет исписанных, как раньше, асфальтов сплошь и везде. Теперь не встретишь игру в мяч, когда стучишь им по асфальту и одновремённо до десяти должна передать свои знания о именах, потом фамилиях, городах, реках, озёрах и т.д. Побеждал тот, кто хлопал мяч беспрерывно и дольше всех перечислял.
   Тогда тоже были качели лесенкой и мы устраивали соревнования с мальчишками, кто больше всех  перевёрнется вокруг оси...и все хором считали количество перевёртышей...доходило до нескольких сотен раз . Сейчас в наше время млачшая внучка в пять лет тоже переворачивалась много раз, но со всех сторон взрослые кричали  и требовали прекратить , осуждали меня , что я разрешала молча. Я ей рарешала бегать с мальчишками  по крышам гаражей около домов и многие меня осуждали. Бегать по крышам и делать сальто-мальто  в сугробы снега, а потом расправив руки в стороны изобразить в снегу крылья бабочки -было главной игрой зимой у нас на Урале. Мы выросли нормальными людьми, почти все  получили высшее образование. 
    Конечно, воспоминания о жизни в послевоенное время отрывочные ...но некоторые моменты всплывают в памяти хорошо. Все жили тогда почти одинаково, но были семьи,в которых кто-нибудь работал около продуктов...поэтому еда моей подруги из соседнего подъезда очень отличалась от нашей. Её мама работала в столовой и дома всегда на печи стояла громадная кастрюля, наполненная щами из квашенной капусты и большим количеством мясных костей...суп был очень наваристым, вкусным, горячим.
   Подруга всегда наливала полную чашку, а потом давала с собой целый пакет костей с мясом и я довольная приносила домой...где тоже все с удовольствием их глодали.
   Кроме этого, её мама стряпала дома прямоугольный торт во всю площадь громадного противня, толщиной сантиметров десять с большим количеством масла.  Завидовали тогда подруге очень,так как дома не было никогда таких явств.
   У этой семьи была очень старая бабуся, которая всегда говорила, что тараканы к богатству...и, действительно, с торца широкая печь у них вся была покрыта тёмным пятном из тараканов и она не давала их травить.  Мы дети всегда с любопытством и брезгливостью смотрели на это зрелище и дома рассказывали родителям. Наверно, бабушка права была - угощались мы только у них вкуснятинкой...по нашим меркам они были богатенькие.
   Обо всё этом мы часто вспоминали с моей мамой и я решила рассказать о послевоенных годах и детях того времени, на долю которых выпало непростое время истории нашей страны.