Не человеческий и человеческий облик жизни

Жарасбек Коргамбаев
Не человеческий и человеческий облик жизни.

Современный мир называют одним словом: «хаос», «безумие». Эти слова стали настолько привычными, что они сами по себе свидетельствуют, что мир расстроен. Идея перестройки, впервые родившаяся в распаде одновременно с идеей «обновления», просто была отброшена разъединением людей и распадом производительных сил, а идея же упорядочения становится просто идеалом в углублении внутренних противоречий мира. Тем не менее, противоречия мира впервые упрощаются, раз властелином мира становятся деньги. И это в то же время свидетельствует, что они уже разрешимы. Манипулировать деньгами – это не манипулировать людьми, не манипулировать целыми классами людей, а иметь рычаг для управления всем обществом. Деньги, в конце концов, изобретения и творения людей, а не реальное богатство. И здесь не нужно никакого кровопролития. Это просто самый уникальный и самый цивилизованный способ решения всех человеческих и общественных проблем. И социализм манипулировал деньгами как политическим рычагом и благодаря этому разрешил много вопросов, являющихся неразрешимыми с точки зрения капиталистической эксплуатации. И способы манипулирования деньгами должны быть найдены. Пока не сложилась личность, не нуждающаяся в деньгах, деньгами работают как с экономическим рычагом управления.
А теперь подведем итоги с этой стороны. Подчеркну ряд сторон в качестве основных выводов. Наиболее важными представляются развитие объединительной тенденции, происходящей принудительно, под угрозой гибели, во всем мире и основное, фундаментальное противоречие развития современного общества. Прежде чем возникло и сложилось стремление к объединению, мир за последнее столетие разъединялся и расщеплялся. И в соответствии с этим складывались и новые противоречия, основанные главным образом на деньгах. Развитие мира за это время изменилось коренным образом. Если необходимость объединения постоянно является предметом обсуждения в той мере, в какой он разъединяется, то второе, то есть фундаментальное противоречие мира – нет, и главным образом из-за не осмысленности содержания этого понятия, а потому чаще всего говорят о частных, единичных, конкретных проявлениях этого феномена, хотя известно, что именно противоречия в диалектическом смысле являются движущими силами развития явлений и предметов. А также их преобразования.
Несмотря на то, что в видимом отношении повсюду отмечается регресс, происходит нисходящее движение, в целом, в содержательном отношении, с точки зрения исторического развития мы поднимаемся на более высокую ступень, и,  в сущности,  развитие уже происходит на новой основе и в новом направлении. И это развитие, как и всякое новое, происходит в противоречиях и болезненно и чревато непредвиденными и неожиданными последствиями. Не осмысленность же этого нового направления, стихийность всего движения, слепота, – все это лишь усугубляет наше положение и не только обостряет беды, но и во многом обрекает на невежество и слепое подражание. Но это качественное развитие в его глубокой сущности сегодня в различной степени характеризует все мировое развитие, которое в не осознаваемой сущности идет тем же путем, что и мы. И это мы увидели отчетливо.
После распада социалистической системы распалось то единство, в  котором до этого двигалось человечество, а именно единство противоположных мировых систем, до этого развивавшихся во враждебном противоборстве. Иными словами, мир, расколовшийся на две враждующие системы, впервые стал единым и неделимым. В этом смысле происходило разъединение мира и вместе с тем новое мировое объединение. А это явилось предпосылкой для развития объединительной тенденции во всем мире, как могучей силы. И мы теперь вовлечены в этот всеобщий процесс объединения и определяемся им настолько, что даже отвлекаемся и отчуждаемся от своего существования. Сами понятия “интеграция”, “консолидация” имеют глубокое значение в том смысле, что человечество ныне имеет реальную возможность развиваться в направлении объединения и интеграции своих сил, где приобретают решающее значение сознательное отношение и сознательная борьба. Мы уже достаточно знаем, что лежит в основе движения мира и что является основным препятствием на пути его обновления. Идея обновления мира, впервые сложившаяся в социалистическом пространства, не умерла вместе с распадом социалистической системы, а просто наполняется новым содержанием с точки зрения человека.Мир уже не может обновляться ради капитала, ради богатства как такового и ради богатства отдельных людей. Эта форма развития исторически уже закончилась.
А это само по себе есть прогресс, шаг вперед, величайший поворот в судьбе народов, в котором развивается новое единство и новая ориентация. И в основе этого поворота объективно лежит идея человека и его свободного развития. Поэтому общественный поворот в СССР, открывший новые горизонты истории, есть историческое явление, имеющее всемирное значение, к которому не случайно приковано внимание всего мирового сообщества сегодня. Отсюда общественный поворот открыл новые возможности не только для нашего развития, но и для развития всего человечества, поскольку складываются и развиваются новые отношения и связи, новые цели и перспективы, хотя и далеко неосознанные. И они подчеркивают общность человеческих судеб. И нам еще предстоит осмыслить этот процесс в том непосредственном взаимодействии, в котором мы теперь находимся со всем мировым сообществом и в котором, идя вместе с мировым развитием, в бессознательном движении вместе с ним идем к «мировой катастрофе», прежде всего, воспринимая своим «светлым будущим» «рыночную экономику» Запада.
Надо полагать, что лишь разрушение этого иллюзорного представления, которое произойдет в ходе развития мирового финансового кризиса и который определенным образом повлияет и на нас, мы изменим свои представления и станем на историческую точку зрения, обнаружив историческую перспективу под углом зрения человека. И поскольку это произойдет именно в постсоветском пространства, то оно и даст все руководящие идеи относительно обновления мира.
И вот здесь мы можем говорить, что объективным фактором, играющим объединительную роль, пока выступают деньги – всемирные рыночные связи, которые втягивают в свою орбиту все страны и тем  делают их зависимыми друг от друга помимо их воли и сознания, и все развитие происходит в рамках этой всеобщей принудительной объединительной тенденции. Здесь решающее, определяющее значение приобретают, напротив, “рыночные и конкурентные войны”, где и противодействие и борьба, конфликты и войны так же принимают новую форму, чем на предыдущем этапе. А ослабление же мировых денег здесь говорит лишь о том, что близок час капитализма. Они, в конечном итоге, так или иначе, способствуют развитию объединительной тенденции, причем, как это мы рассматривали, с точки зрения личности, защиты прав человека во всем мире, освобождения его от рабства, насилия и т. д. И хотя парадокс состоит именно в том, что оно осуществляется именно через развитие денежного рабства. Следовательно, мы имеем дело не со сложившимися стабильными отношениями, четко выявившими свои законы, а только такими, которые только становятся как результат распада старого единства. И здесь множество государств, только недавно освободившиеся от колониального рабства, еще не успели осознать даже собственное положение и поэтому являются объектами манипуляции со стороны развитых держав, покоряющих их властью денег. Тем не менее, несмотря на трения и противоречия, объединительная тенденция развивается, и борьба за мир и безопасность становится принципом.
Но все это остается пустым и благим пожеланием, если мы не имеем конкретных научных знаний о противоречиях развития современного мира как его внутренних движущих силах, которые так же принимают всеобщую форму и повсюду выступают в новом и непривычном для нас виде.
 И здесь объективно совершаются трудные процессы преобразования социальных форм конфликтов в индивидуальные, в которых противоречия не упрощаются, а, напротив, усложняются и становятся поистине неразрешимыми. Причем они принимают неожиданные формы проявления, подчас необъяснимые с привычных позиций.
Между тем сегодня мир сотрясается уже не глобальными войнами и классовыми битвами, а чаще всего экстремистскими устремлениями людей и различных организованных групп, террористическими актами, противоправными действиями организованных групп и вообще ростом преступности, принимающей все более широкие масштабы. Во всем мире расползаются опасные силы под маской религиозных форм как противодействие «сказочному богатству» капитализма, исходящие главным образом из отстающих и обделенных стран, ранее изнывавших под игом колониализма, как выражение противоречия между Востоком и Западом. Приобретают повсюду глобальный характер такие факты, как коррупция, наркомания, алкоголизм, проституция, «бархатные революции» и т. д. Все они принимают угрожающие формы и так или иначе влияют на общественное развитие, взаимодействуют с государством, стремятся и изнутри и извне к парализации сегодняшнего устройства жизни, подрывают его основу, разлагают различные структуры. Тем самым противоречия во всем мире принимают индивидуальный и неодолимый характер и этим как бы подчеркивают, что к ним  надо подходить с иных мерок и что они не являются теми единичными и случайными фактами, с которыми имели дело предыдущие поколения и что они приобретают необходимый и неодолимый характер именно в индивидуальном проявлении и что общество и личность парализуются в их противостоянии во всем мире.
Как бы это ни оценивали, они являются выражением глубокого недовольства человека современным устройством жизни, которое развивается и углубляется по мере того, как обнаруживается несоответствие между человеком и его общественными условиями развития. Ибо мир, развивавшийся на протяжении столетий по меркам капитала и капиталистической эксплуатации, все больше вступает в противоречие с потребностями развития личности, сложившимися за последнее столетие со времени распада империализма и развития социалистической системы. Стало быть, в сложном процессе трансформации общественных противоречий в индивидуальные и в период развития индивидуальных форм выражения конфликтов  общественные отношения так или иначе изменяются и преобразуются применительно к индивидуализации человека, а,  следовательно, здесь так или иначе разрушаются препятствия, мешающие его развитию и раскрытию его способностей в новом направлении. А потому они являются лишь иным проявлением борьбы между богатством и бедностью, господством и подчинением, злом и добром, невежеством и знанием. Они и принимают форму рыночных противоречий, то есть денежного рабства. Этой форме развития характерны свои объективные противоречия.
 
С другой стороны, в глубокой и скрытой от нас сущности, противоречия являются необходимым результатом роста самодовлеющего характера денег, а стало быть, выражением неограниченной власти денег над людьми, что, естественно, ставит задачу обуздания власти денег. Ведь весь смысл происшедших коренных перемен (перемены, происшедшие в результате внутреннего распада капитала и отделения денег от стоимости), состоит в том, что деньги перестают превращаться в капитал и самовозрастают против общества и вне него. А это значит, что они перестает созидать и, изменив свою функцию, превращаются в разрушительную силу, обращенную против общества, государства, людей и т. д. И она принимает различные формы выражения и проявления и,  прежде всего,  вливается в преступные действия людей и различных преступных образований, как выражение наиболее глубокого недовольства. Деньги, накапливающиеся в руках отдельных людей или их групп, и в особенности в теневой экономике, преступном мире просто так не лежат, “ничего не делая”, и если они уже не созидают, то разрушают, принимая различные конкретные формы и находя различные способы в борьбе. И эту тенденцию невозможно преодолеть никакими иными способами, кроме как сознательного обуздания власти денег. И это не произойдет вне объединения мировых сил