Сторожевые корабли

Ольга Суслова
 

Тральщик предназначен для поиска и уничтожению мин, а также проводки кораблей через минные заграждения.
Дополнительные задачи:  конвоировать транспорты,  совершать набеговые операции, обстреливать побережье высаживать десант, эвакуировать войска.
На главной базе Северного Флота до 1941 года были три сторожевых корабля - это «Смерч», « Ураган», « Гроза».

Тральщики « Смерч» и « Гроза»,  на которых воевал и проходил службу мой  отец, краснофлотец Суслов Сергей Арефьевич, участвовали  так же в отражении самолётов, прикрывая вход тактического десанта.

Моряков сопровождала непрерывная грозящая опасность подорваться на мине. 
"Борьба" с минами – это борьба с врагом, это кропотливая и точная работа убирать смертельные ловушки, как поверхностные, так и глубинные.
Вот два примера из многочисленных  ежедневных боевых действий.

Уничтожая мины, тральщик «Смерч» подвергся атаке от пикирующих бомбардировщиков, сбросивших 65 бомб, которые упали в 10-20 метрах от борта. В результате было повреждено орудие, и были мелкие осколочные пробоины, но тральщик смог вернутся к берегу.
В одной из набеговой операции, прикрывая вход врагу «Смерч» выпустил по береговой охране врага 130 снарядов, уничтожив около 400 немецких  моряков.
Был рассеян  батальон противника.

Корабли постоянно подвергались обледенению. 20-ти сантиметровый и более слой льда, покрывал не только палубу и борт, но и практически весь корабль.  Приходилось  освобождаться от обледенения, рубили лед топорами, моряки часто падали в ледяное море, но их спасала команда, при этом была полярная ночь, и освещение было слабое - очень сложные условия.

Командирам этих сторожевых кораблей присвоено звание Героя Советского Союза.Мой отец был награждён тремя  боевыми медалями.
               
Моему отцу,родившемуся  20 октября 1925года, было 15 лет, когда началась Великая Отечественная война.  Родители жили в пос. Покровка, который находился в 9км от Хабаровска( сейчас это пос. Приамурский).
 
Юношей отец работал в порту г.Владивостока,  где жил в семье старшего брата. Брат был в звании лейтенант и служил в Китае.  Чтобы попасть на фронт, отец прибавил себе год, и по новым документам осенью 1941 г. ему должно было исполниться не 16 по дате рождения, а 17 лет.

Добившись в военкомате Тихоокеанского Флота разрешение на фронт, он только в конце декабря 1941г. по возрасту был отправлен на базу Северного флота в  боевую воинскую часть, где обучался  на специальность  машинист-турбинист. Командиром этой части был Е. Алексеев капитан 2-ранга, затем отец был переведён на корабль флота.

Первый сторожевой корабль был «Гроза», (капитан-лейтенант Козин). На этом корабле отец воевал с  1943 до июня1944года. Затем вся команда была переведена на сторожевой корабль « Смерч» ( капитан лейтенант С.С.Орлов). Здесь отец служил с 24 июня по 9 мая 1945г.  Эти корабли входили в состав действующей армии Северного Флота.

Сразу после Победы, «Смерч» оставили в Полярном на базе флота, это в 35км от Мурманска. Боевой команде матросов был предоставлен трофейный корабль, который был отвоёван у врага в боевых операциях на море.

В мае 1945г во главе с командиром героем Советского Союза А. Марковым  корабль вышел из Кольского полуострова и был направлен  в Черноморский Флот в город Севастополь.
Поход был с остановками в странах союзниках (Англии, Франции), помимо этого останавливались и в Испании, Греции, Болгарии. В Англии, их тепло встречали простые жители. Краснофлотцы дарили им выточенные из металла звездочки.  Особенно восхищались женщины, они снимали бескозырки, ища рожки на голове матросов. Наших матросов Европа называла «морскими чертями» за их смелость.
 В Севастополе  мой отец служил ещё  до 1950года включительно.

После войны московский комсомол взял шефство над Северным флотом. В связи с этим родилась идея устроить в столице учебный военно-морской центр при Досфлоте. Командование ВМФ ре­шило выделить для этих целей «Смерч», исключенный из боевого состава флота 28 февраля 1948 г ,который мог бы по внутренним водным путям дойти до столицы.  5 июня того же года он покинул Полярное, перешел в Архангельск, а затем в Беломорск.  От Беломорска до Онежского озера по Беломорско-Балтийскому каналу корабль шел на буксире. После Онежского озера до Череповца путь, длиной 368 км, проходил по Мариинской водной системе, построенной еще в начале XIX века. Четыре раза «Смерч» садился на мель. За сутки прошли 26 км и 26 шлюзов. 12 ию­ля сторожевик прибыл в Москву. Его поставили кормой к стенке водного стадиона «Динамо». 8 февраля 1949 г. СКР официально передали Досфлоту. Так «Смерч» стал учебным кораблем военно-морского учебного центра Досфлота. Тысячи молодых людей, стремившихся служить на флоте, прошли на нем курс обучения.

На фото мой отец в верхнем ряду второй слева.