Конь унёс любимого

Жан-Поль Март
«Береги брэ снову, а честь смолоду» - «Зерцало короля», средневековое норвежское военное руководство

«Святая Земля. 1177 год. Между христианами и мусульманами идёт война за город, священный для обеих религий - Иерусалим... Чтобы защитить паломников и торговцев, церковь призвала своих лучших воинов - рыцарей-тамплиеров. Одни считали их армией Господа, другие - демонами, слугами Сатаны...»
Те, кто ждёт после такого начала бодрых баттлов между Добром и Злом, будут разочарованы, потому что «Арн: Рыцарь-тамплиер» Петера Флинта о другом. В первую очередь это картина о Любви и Чести. Неспешная. Жанровая. Эстетически красивая и духовно наполненная…
Исторические фильмы – скользкая дорожка для их создателей. Мало того, что толкование «давно ушедших дней», как правило, является для толкователя блужданием в лесу с повязкой на глазах. В лесу, который щедро изрыт ямами-ловушками. Которые, хоть и припорошены сверху архивными документами, но имеют внутри уверенно стоящий острием вверх кол дуализма. Вдобавок к этому автора исторических реконструкций за каждым деревом поджидают «истинные знатоки» истории! Со своими куканами и рогатинами правды…
Впрочем, в случае с Арном «правдисты» правы - Петер Флинт с фактами действительно поступил довольно авторски. Арн Магнуссон – персонаж, созданный фантазией шведа Яна Гийу. Конечно, в писательских фантазиях ничего плохого нет. Но дело в том, что воткнуть его в генеалогическое древо Фолькунгов можно, только закрыв глаза на исторические факты. Что и сделал режиссёр с подачи Яна Гийу. Далее, орден тамплиеров по фильму возглавляет магистр с именем очень созвучным имени «де Тур Руж». По факту в 1177 году магистром ордена тамплиеров был Одон де Сент-Аман. Да и короля Эрика Йедварсона убил совсем не Карл Сверкерссон…
Вот только «Арн: Рыцарь-тамплиер» - это не «Слово о полку Арна». Фильм Петера Флинта о другом.
Арн: «Для меня ты сердце моё... сестра моя... невеста...» Сесилия: «Ты тоже для меня моё сердце, Арн Магнуссон...»
«Арн: Рыцарь-тамплиер» именно об этом. Именно поэтому картина Флинта наполнена длительными флэшбэками. Ко всему прочему, Петер Флинт без обиняков даёт понять зрителю, что командировка Арна, этого глубоко верующего рыцаря-тамплиера без страха и упрёка, на Святую Землю дело временное. Именно для этого пейзажам в интенсивных песочных тонах, с отсутствием голубого неба, зелени и воды, противопоставлена прекрасная камерность мест, откуда родом Арн. Скандинавская природа в фокусах патриота-оператора заслуженно обрела истинное величие и святость. Суровая необузданность первобытных лесов, обрывистых берегов, холмистых равнин завораживает.
Завораживает и то, с какой точностью авторами картины воссоздана сама эпоха! Правильные мечи, щиты и шлемы; сюрко и плащи на меху, брэ и шоссы главного героя; факелы и затянутый пергаментом фонарь; аутентичная упряжь и сёдла; элементы быта, постройки, лица… Фантастический подход создателей фильма к деталям своего прошлого вызывает восхищение и искреннее уважение.
Вызывает уважение и то, как Йоаким Наттерквист и София Хелин сыграли своих героев. Впрочем, ничего удивительного. Как говорится, в своей хате и фьорды помогают! Мудрые фьорды, которые знают глубины глубин…   
Как жить и любить в мире перманентных междоусобных распрей? Как жить и любить в мире постоянной тревоги и ожидания войны? Именно на эти вопросы отвечает «Арн: Рыцарь-тамплиер», картина Петера Флинта о жизни, силу которой даёт любовь.
«- За любовь наказывают. Неужели на то Божья воля?
- Никакого отношения к Божьей воли это не имеет. Это просто интриги и происки людей…»
Так отвечает Арну Венсан Перес. То есть, монах Гилберт, бывший тамплиер. 
«Арн: Рыцарь-тамплиер» входит в дилогию про Арна. Про Арна, который, пройдя через горечь расставания и страдания, через сомнения и сражения, сумел остался самим собой – настоящим Мужчиной, благородным адептом Чести и Любви. Репутация - это то, что о тебе знают другие. А Честь - это то, что знаешь о себе ты сам.
«Тебе следует испытывать отвращение и избегать убийства людей в любой форме, кроме как законно наказывая их или во время обычной войны…» - «Зерцало короля», средневековое норвежское военное руководство, написанное как наставление отца сыну.
Петер Флинт тренировками Арна Магнуссона по владению мечом правой и левой рукой в равной степени, преднамеренно отправляет зрителя к «Зерцалу короля». И не только для того, чтобы напомнить, что задача рыцаря – «соблюдать справедливость в любой её форме». Но и для того, чтобы представить зрителю Средневековье не в формате мракобесия, а в формате Ренессанса. Флинт показывает историю родных его сердцу скандинавских земель именно как Высокое средневековье. Как эпоху, в которой есть место Вере, Долгу, Чести и Любви. Эпоху, в которой боль и счастье сплетаются воедино руками предков. Эпоху, в которой есть место Женщине. Той Женщине, без которой нет ни света, ни любви, ни самого тебя. Женщина – это вчера и завтра, и вечно единственное сегодня. Женщина – это чистейшая мечта и материальная реальность. Полюби её - и увидишь сущее без масок. Люби её! Ибо Женщина есть начало мира! Именно об этом «Арн: Рыцарь-тамплиер». 
Неспешность повествования картины Петера Флинта сейчас, когда время агрессивно ускорилось и уплотнилось, дорогого стоит. Мы, исполняя свою жизнь, уже привыкли к агрессии, как способу существования, и к разрушению, как способу доказывания своей правоты. Поэтому нам жизненно необходимо время от времени останавливаться, чтобы оглянуться по сторонам и оценить масштабы своей правоты. И «Арн: Рыцарь-тамплиер» даёт такую возможность. А ещё, помимо всего прочего, фильм ещё раз напоминает нам о том, что мужчина и женщина созданы для того, чтобы взаимно дополнять и обогащать друг друга. Даже в разлуке.