Притча о мытаре и фарисее

Евразий
Приоритеты заповедей или на чем стоят закон и пророки

Чтобы мы поняли глубину и силу справедливости приговора, надо отчетливо уяснить, на чем стоит сам закон.

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:

сия есть первая и наибольшая заповедь;

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Ранжир  деяний виновного

Если учесть, что виновный трудолюбив, аскетичен, законопослушен (постился дважды в неделю,  не позволял себе ни малейшего упущения, отсчитывал десятую долю от каждого своего дохода и приобретения в жертву храму),

а тот, кого он презирает действительно, всего лишь, вороватый сборщик налогов в свою пользу и казну иноземных захватчиков, и к тому же язычников.

Что же мы имеем для рассмотрения, по существу?

В чем же конкретно вина осуждаемого, в том лишь что ощущает «превосходство» над преступающими закон, и довольстве собою?

Есть ведь еще разница в поведении молящих Бога.

·        менее прощенный фарисей, доволен собой, ему не в чем каяться, и при этом еще и осуждает других:

«Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».


·        а более прощенный мытарь, осознает греховность собственной жизни, не смеет поднять виноватых глаз и бьет себя в грудь:

«Боже! будь милостив ко мне грешнику!».

Чтобы лучше осознать справедливость приговора, еще раз вспомним приоритет заповедей самого закона.

Закон (как и пророки) стоит на любви:

1.    к Богу более всего, и затем

2.    к ближнему, как к самому себе.

Если оба - два пришли в храм с целью замолить грехи и получить прощение за совершенные прегрешения,

то мытарь достиг цели и был прощен более.

В то время как фарисей, вместо уменьшения, напротив, лишь увеличил свои прегрешения:

«Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

И если первая заповедь соблюдена обоими равно, то вся обвинительная база фактически остается во второй (подобной первой) заповеди.

Выводы

1.  Осуждению подлежит то, что человек возлюбил и возвысил сам себя больше ближнего своего, что самовольно взял на себя право судить раба божьего, пришедшего вымолить прощение своих прегрешений у самого Господа.

2.  Больше простится твое прегрешение в миру, чем самосуд над ближним твоим: «Не суди, да не судим будешь!».

Ведь если допустить, что судьба каждого, обстоятельства его жизни предначертаны, то в самом деле, какое тогда, ты имеешь право судить кого-либо?

Спроси же прежде себя, как бы ты сам поступил на его месте, окажись в его шкуре, пройдя его путь, в его обуви? Вполне возможно, что и еще отвратительнее, чем тот, проступку которого ты стал свидетель.

А некто самодовольный, возблагодарив Господа за то, что тот послал ему судьбу более благополучную, еще и осуждал бы тебя с презрением.

Да, пожалуй, подобное исполнение закона и заповедей, было бы не совсем по-человечески. Немилостиво, немилосердно, не по-божески как-то выглядит. Адамгершилик сыз.

PS

И все одно, если есть, хоть какая-то возможность, не становитесь мытарями, но и самосуда бегите.