Приоритеты заповедей или на чем стоят закон и пророки
Чтобы мы поняли глубину и силу справедливости приговора, надо отчетливо уяснить, на чем стоит сам закон.
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Ранжир деяний виновного
Если учесть, что виновный трудолюбив, аскетичен, законопослушен (постился дважды в неделю, не позволял себе ни малейшего упущения, отсчитывал десятую долю от каждого своего дохода и приобретения в жертву храму),
а тот, кого он презирает действительно, всего лишь, вороватый сборщик налогов в свою пользу и казну иноземных захватчиков, и к тому же язычников.
Что же мы имеем для рассмотрения, по существу?
В чем же конкретно вина осуждаемого, в том лишь что ощущает «превосходство» над преступающими закон, и довольстве собою?
Есть ведь еще разница в поведении молящих Бога.
· менее прощенный фарисей, доволен собой, ему не в чем каяться, и при этом еще и осуждает других:
«Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
· а более прощенный мытарь, осознает греховность собственной жизни, не смеет поднять виноватых глаз и бьет себя в грудь:
«Боже! будь милостив ко мне грешнику!».
Чтобы лучше осознать справедливость приговора, еще раз вспомним приоритет заповедей самого закона.
Закон (как и пророки) стоит на любви:
1. к Богу более всего, и затем
2. к ближнему, как к самому себе.
Если оба - два пришли в храм с целью замолить грехи и получить прощение за совершенные прегрешения,
то мытарь достиг цели и был прощен более.
В то время как фарисей, вместо уменьшения, напротив, лишь увеличил свои прегрешения:
«Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
И если первая заповедь соблюдена обоими равно, то вся обвинительная база фактически остается во второй (подобной первой) заповеди.
Выводы
1. Осуждению подлежит то, что человек возлюбил и возвысил сам себя больше ближнего своего, что самовольно взял на себя право судить раба божьего, пришедшего вымолить прощение своих прегрешений у самого Господа.
2. Больше простится твое прегрешение в миру, чем самосуд над ближним твоим: «Не суди, да не судим будешь!».
Ведь если допустить, что судьба каждого, обстоятельства его жизни предначертаны, то в самом деле, какое тогда, ты имеешь право судить кого-либо?
Спроси же прежде себя, как бы ты сам поступил на его месте, окажись в его шкуре, пройдя его путь, в его обуви? Вполне возможно, что и еще отвратительнее, чем тот, проступку которого ты стал свидетель.
А некто самодовольный, возблагодарив Господа за то, что тот послал ему судьбу более благополучную, еще и осуждал бы тебя с презрением.
Да, пожалуй, подобное исполнение закона и заповедей, было бы не совсем по-человечески. Немилостиво, немилосердно, не по-божески как-то выглядит. Адамгершилик сыз.
PS
И все одно, если есть, хоть какая-то возможность, не становитесь мытарями, но и самосуда бегите.