Привет тебе... приют све - щенный... М. Булгаков

Ирина Маркова 4
 - Господин доктор…, что  хотите ...денег  дам...Деньги берите,  какие хотите.Продукты   будем доставлять. Только  чтоб  не померла.  Калекой останется  - пущай.- Пущай, -  кричал он   в  потолок, -  хватит прокормить, хватит...  М. Булгаков  «Полотенце   с петухами».


Эти слова    готов сказать каждый из нас,  когда  дело касается    здоровья, жизни и смерти, близких и дорогих нам людей. В этот момент обесценивается  все , ради чего люди всю жизнь жили, работали, копили,  все, кроме   ...-  здоровья. И  именно  тогда понимаешь, что вот   она -  единственная, пожалуй, ценность, без  которой  человек  ничего не сможет совершить в этой жизни... А как забавно, по -  стариковски, звучит фраза:   «дай  Бог Вам  здоровья». Забавно?

Совсем  недавно   случай свел  меня    с   необыкновенными   людьми. Я  бы сказала  обладающими   «жизненным   бесстрашием»,  людьми , которые   вопреки  всему   борются за  свою жизнь, здоровье.  Оказывается,  никакая медицина  ни в состоянии   помочь человеку, если   он  не  будет верить в себя, в собственные силы,  и эту веру  дают ему  самые  близкие и   любимые люди.    Вместе  с ними переживают и преодолевают, казалось  бы,  невозможное.   Хочется   «низко поклониться»  детям, тяжело больных стариков, которые с  самозабвенно и с любовью ухаживают за своими родителями. 

На  первый взгляд, Люда  не производила впечатления  «самоотверженной дочери»: хохотушка,  в свои 45  выглядевшая на 30, привлекала  больных    отделения своей жизнерадостностью, оптимизмом  и юмором.  Но  наступала    очередная «бессонная ночь»  рядом с тяжело больной матерью, от которой  она  «не отходила».  А утром, опять « на ногах» - процедуры,  перевязки, массаж… Дома муж, двое детей, а «по больницам» уже третий месяц…  Где  берет силы эта хрупкая женщина, чтобы  без раздражения с любовью бороться  за выздоровление  своей  82 – летней матери? И каждый  ли из нас способен на такое?

В одночасье  человек  понимает,  что он нужен и любим, и   жизнь, лукаво улыбаясь, говорит: «Ну  вот видишь, я же тебе говорила, что все  будет хорошо, а ты боялся, борись…». 

«Вот так потухает   изорванный человек, -  подумал я, -  тут уж ничего  не сделаешь… Неужели же   умрет?...,  Неужели придется …
- Готовьте ампутацию, сказал я фельдшеру  чужим голосом…
В  дверь постучали.  Это было  два  с половиной   месяца.  Вышел  он … Затем шелест…  На  двух костылях   выпрыгнула  очаровательной красоты   одноногая  девушка…Обвисая на костылях  развернула сверток,   и  выпало   длинное   снежно  -  белое  полотенце   с  безыскусственным  красочным  вышитым петухом… 
- Не  возьму, - сурово  сказал  я…,-  но у нее  стало такое   лицо, такие глаза, что я взял… И много лет оно  висело у меня  в спальне…»  М. Булгаков «Полотенце с петухами».

Автобиографические   черты  произведений   М. Булгакова, врача  по профессии,   дают творческий импульс, выстраивая систему образов, например образ  молодого врача, его благородство,  беззаветную преданность своему делу.  И  этот   - лейтмотив, когда мы  произносим врач -  поныне    актуален.  Десять дней   наблюдала, с восхищением, за работой молодых хирургов в   сельской больнице. Для которых не существует понятия – конец  рабочего дня, выходные, день –ночь, если  дело касается   жизни людей.  Удивительно было наблюдать, когда заведующий отделением вместе с ведущим хирургом  и санитаром привозили в палату больного, осторожно   перемещали с каталки на кровать,  а после   наблюдали лично, чтобы он поел после наркоза    и   просто  беседовали с ним  «за   жизнь». Назовите мне   еще  такую профессию, где  возможно такое бескорыстное и преданное служение своему делу?   Бороться   за жизнь вместе с пациентом...

«Ну  нет...я буду  бороться. Я  буду...Я...  И сладкий сон после трудной ночи охватил меня. Потянулась пеленою тьма египетская  .. и в ней  будто бы я  ..не то с мечом, не то   со стетоскопом. Иду.. Борюсь... В глуши.  Но не  один.  А идет моя рать:  Демьян Лукич, Анна  Николаевна,  Пелагея Ивановна . Все в  белых халатах,  и все  вперед  и вперед,  вперед...» М.  Булгаков  «Тьма египетская».

Поистине героическая работа  не только за жизнь пациента, но  и с невежественным отношением пациентов к  лекарствам,   к  интерпретации   «Медицинской энциклопедии», к  диагнозам «лечить и учить мы все умеем».   И порой   «опускаются руки»   даже у  героев…

«Сознаюсь, что в порыве малодушия я проклинал шепотом медицину и свое заявление, поданное пять лет назад    ректору университета…»  М. Булгаков  «Полотенце с петухами».

Но  наступает новый день и начинаются очередные  будни  врача… Дай им Бог сил  и здоровья на нас, пациентов. И главное  помнить -  они те, кем  гордится нация!