***

Сейлхан Казыбаев
         ОТБ

Прими на день рожденья
Мой скромный этот дар,
Чрез годы пусть пылает
В душе твоей пожар,
Пожар неугасимый –
Абстракций твоих мир,
Желаю, чтоб достигнут
Был идеал-кумир.
Желаю, чтоб не гасла
В душе твоей мечта,
И чтоб не пресекалась
Запретная черта.
Чтоб ты пронёс сквозь годы
Любовь к земле своей,
И чтоб неугасимым
Был жар души твоей.
Всегда пусть будут люди
Теплом тебя встречать,
И ты всегда старайся
Им тем же отвечать.
Пусть путь твой будет светел,
И счастлив будет путь,
И не дай бог когда-то
Тебе с него свернуть!
И целей всех достигнуть,
На трудность несмотря,
Руками счастье строить
Тебе желаю я!..

      25.03.80






Мысли – абстракции,
Чувства все – ложь.
В минуты иные
Это вдруг ты поймёшь
Поймёшь и решишь:
Этот мир – пустота.
Пройдёшь через жизнь,
Не оставив следа.
Пройдя, наслаждаясь
Чрез поток бытия,
Неужели не сможешь
Понять ты себя?
Неужели великим
Называя себя,
Не поймёшь, человек,
Что без мысли нельзя?
Нельзя без страданий,
Без радостей, грёз,
Нельзя без ошибок,
Обиды и слёз.
Таков этот мир,
Да иначе нельзя,
Ибо жизнь – не мечтанья,
Ибо жизнь – борьба!

17.12.80


Всегда излить тебе стараясь
Поток высоких чувств своих,
Я мог в мгновения иные
Связать слова в немудрый стих.

И эти слабые стихи я
Вручал тебе, как другу, в дар,
Лишь в этот миг и прекращался
Во мне пылающий пожар.

Но, оставаясь вновь один, я
Вдруг ощущал вулкана вой.
Из недр души вдруг вырывался
Горящей лавой облик твой.

Меня бросало в жар и в холод,
И слабость мучила моя…
О сколько раз я порывался
Сильнее стать хоть раз себя!

Ты, как богиня среди смертных,
Ты – центр мира для меня,
Была в обыденности этой
Слияньем красок и огня.

А я мальчишкой был наивным,
Из-за душевной простоты
Искал я яркость чувств и мысли
Средь этой серой суеты

31.12.80


Мне трудно бывает,
Эх, знала бы ты,
Как трудно бывает
Мне в этом пути.
Зачем я родился,
Зачем я живу,
Если с любимою
Быть не могу?!
Если все мысли,
Желанья, мечты,
Если вся жизнь моя –
Это ты?!

24.04.83


Я знаю – это в твоей воле –
И не читать, и не вникать.
Но все ж хотел бы я сегодня
Хоть пару слов тебе сказать.

Я не прошу ни сожаленья,
Ни лишних слов, ни пары строк,
Хотя, не скрою, был бы счастлив
Вдруг получить письма листок.

Совет однажды мне давали,
Не говорил, чтоб о себе,
Но я хочу, пренебрегая,
Раскрыться, девушка, тебе.

Давно, быть может, даже с колыбели
О светлых чувствах я мечтал,
Искал я счастия на свете,
Бродил везде – мечту искал.

Кто знает, может, нет такого
Высокой, светлой нет любви?
И это вымыслы лишь только
Больной мечтающей души?

Но, впрочем, может, это правда,
И болен я уже давно,
И, чтоб представить всё реально,
Я иногда хожу в кино.

А в жизни, может, всё иначе,
И принцип есть: «Жизнь коротка!
Бери, бери, бери, дружище –
Сойдёт всё скоро с молотка!»

Но не хотел бы я, однако
Здоровым стать, пусть болен я.
Мечтой, мечтой, одной мечтою
Дышать и жить хотел бы я.

И верить очень я хотел бы,
Что ты полна такой мечты,
И что краса твоя реальна,
Полна душевной чистоты!

29.08.81


Проста и горделива
Величественна ты,
Как признак неприступности,
Как признак высоты,
Как озеро бескрайнее
Душевной чистоты,
Как призрак совершенства,
Как обелиск мечты.
Такою вот особенной
Мне показалась ты,
Простая, недоступная
Богиня красоты.
,,,,,,,,


Ещё в каком-то древнем-древнем веке,
Проблемы все решая лишь силою одной,
Не думая о смысле человека,
Существовал какой-то род людской.

Жил этот род по всем своим законам,
За жизнь ведя с природою борьбу,
Ведь полагается, по философским-то канонам,
Чтоб выжить – объявлять другим войну.

И вот однажды на тропе звериной
Столкнулись интересы разных двух родов.
И чтоб спасти людей своих от голода и смерти
Охотники должны убить были врагов.

Но не пролилась кровь, ни капли крови!
В истории впервые всех времён
Конфликта мирное решение свершилось,
Закончившись рождением племён.

С тех пор миллионы уж канули в вечность,
И залпы последней отгремели войны.
Но какая-то странная, серая мрачность –
Опасность её – сохранилась, увы!

И мы, неужели мы – люди ХХ века,
Уж атом и космос начав покорять,
Не будем разумнее прачеловека,
Который других не хотел убивать?!

06.04.82


Я сам единство и борьба
Различных самых чувств,
И для одних хороший я,
Но для других – я пуст…

...............

Мухтар Шаханов(перевод)

Судьбу свою скупою,
          жестокою считай,
Коль будучи любимым,
Не любил он. Пускай!
Любовь ведь это песня
          счастливых двух сердец
А каждой песне нужен особый свой певец!

Любимая,
Нет смысла, если в жизни
                не будет красоты,
В пустой душе не может быть
                понятья высоты.
Не спорь со мной, не надо,
Напрасно сил не трать,
Чтобы потом навеки несчастною не стать.

Любимая,
Какая жизнь без песни?
Ведь красота её – в хорошей складной песне.
Супруги могут быть,
           сказать которым нечего,
Но только вот любовь – поэма бесконечная!

      8.82


Мукагали Макатаев
(Перевод)

Тысячи раз уже сменялись во мне
И радость, и боль…
То я словно в огне,
То как будто мороз пронимает меня,
Нет, узнал я, душа, не понять мне тебя.

Пустота непомерная в смехе, игре.
Ничего нет дороже доверья к тебе.
Я собой занимаюсь, познаю я себя,
То, что было вчера, жжёт и мучит меня.
Вспоминаю сегодня эти годы свои,
Что впустую, бесплодно когда-то прошли.

Думал – знаю у всех я сердца у людей,
Души, думал, пойму: кто хитрей, кто мудрей.
Не сумел различить я мороз от тепла,
Не познал я души, рад был знанью лица.

Завтра другой он – кого я любил,
Я глазам не поверил, и свет стал мне не мил.
Уподобясь животным, меняющим цвет
Не пойму я никак – кем ты стал, человек...

Кто мог знать, что однажды настанет момент,
Когда близкий забудет – есть ты или нет.
Не сумел я исследовать души людей,
Нет задачи, я понял, на свете трудней.

...............................

Я снова и снова
К тебе возвращаюсь,
Тебя вспоминаю,
С тобой говорю,
Ищу утешенья
В бесплодных мечтаньях,
В огне неудач
И сомнений
Горю…

25.04.83



Я кажется влюбился,
Меня не осуди.
Тебя я лишь увидев,
Боль ощутил в груди.

И думать начал часто
Лишь только о тебе,
И новая, прекрасная
Звезда зажглась во мне.

И веры полон новой
Смотрю теперь вперёд,
Звезда моя счастливая
Зовёт меня, зовёт!

Я вновь лечу на крыльях
Неведомо куда,
Полна душа счастливых
Надежд и грёз полна.

Гори, гори, звезда моя, гори!
Надежд моих не обмани последних!
В последний раз взошла она в груди,
Далёких грёз в реальности посредник…

10.12.82



Как часто бывает обидно:
Ты веришь в него, как в себя,
А он-то другой, и, как видно,
Неправым считает тебя.
     Как часто бывает – ты видишь
     В людях другое совсем.
     В каждом мечту ты увидишь,
     И счастья желаешь ты всем.
Но люди упрямы, как черти –
Высокими быть не хотят.
И, как минареты мечети,
Лишь издали блеском блестят.
     А лишь подойдёшь ты поближе
     Другое увидишь совсем:
     Высокое станет пониже,
     Исчезнет краса на совсем.

02.03.83


Не помню, когда в первый раз
Я к звёздам душой устремился.
Но снова и снова –
В который уж раз?! –
Величием мира в душе возгордился.

05.03.83


Другу Саше

Где ты, где ты, друг мой Саша?
Где есть ты, а где же я?
Неужели дружба наша,
Словно глина, не прочна?
     В суматохе дней бегущих,
     И ушедших, и грядущих
     Очень редко стали люди
     Друг о друге вспоминать.
Так и мы с тобою, Саша,
Позабыли друг о друге.
Но моменты часто были,
Будто я один в округе,
И нет рядом ни души.
И печаль меня съедает
      Угнетает,
              разрывает.
И твой облик сам собою
Предо мною возникает.
Ты ведь тот, о друг мой Саша,
Кто понять бы мог меня,
Поддержать бы мог меня,
Успокоить мог меня.
     И тогда я вспоминаю
     И о небе, о горах,
     Невысоких косогорах,
     На которых мы резвились,
     Словно кони на покосах,
     На которых мы играли,
     И мечтали, вспоминали…
     Словом, всё, что было в прошлом
     Проходило предо мной.
     И тогда я в мыслях снова
     Разговаривал с тобой.
Снова спорим мы с тобою
Обо всём и ни о чём:
О Вселенной, о мирах,
О белках и о жирах,
О нуклидах-изотопах,
Электронах и мезонах,
Гамма-квантах – обо всём,
Но опять же – ни о чём.
     И печаль, тоска проходят,
     Как туман, как чёрный дым.
     Почему же только в мыслях
     Мы с тобою говорим?
В суматохе дней бегущих,
И ушедших, и грядущих
Очень редко стали люди
Друг о друге вспоминать…

20.03.83


Мукагали Макатаев
(Перевод0

О, природа!
         Златорукий мастер ты
И невиданного чуда,
первозданной чистоты!
Что сказать о людях этих,
Что не ценят красоты?

Вон Луна, и Солнце светит,
И летит наш шар земной.
Человек!
      Окинь-ка взглядом,
Что ты делаешь с собой?
Ты подумай о природе –
 Нашей матери родной!

14.04.


Последнее письмо
      1
Я устал от всего
От мечтаний и грёз,
От пошлости этой
И жизненных гроз.
          Я устал от всего
          Я устал от тоски,
          Безверия в силы
          И в мысли свои,
          И поиска сути
          И песни любви.
          Я во власти живу
          Непонятной тоски!
               
      2
И с этой тоскою
Пришёл я к тебе,
Чтоб новую песню
Сложить о весне,
Чтоб снова зажечься звездой
И гореть,
Гореть, не сгорая,
Светиться и петь.
Петь о тебе,
О прекрасной весне,
О звёздах высоких,
Зовущих к себе,
О землях далёких
И людях иных,
Какими мы видеть
Хотели бы их.
И петь о любви,
Как о чуде земли,
О самом прекрасном,
Что правит людьми,
О чуде первейшем,
Не познанном ими,
Что делает лучше,
Коль были плохими,
Что крылья даёт,
Чтобы птицей взлететь
И это прекрасное
Чудо воспеть…
       3
Но ты по-другому
Меня приняла –
Поверить в меня
И понять не смогла.
       4
Не веришь – как знаешь,
Я устал от всего.
Понять не смогла?..
Да, непросто ведь всё.
И сам даже я
(Бывает порою)
Себя ощущаю
Большою горою.
Но чаще бывает
Себя вижу я
Мельчайшей пылинкой
В тропе бытия.
Я – мизер ничтожный,
Пылинка и всё!
И в жизни едва ли
Заметят её…
И сам я не в силах
Себя понимать
И где тут другим
Мою душу познать?
       5
Прости,
Не тебя, я виню,
Не тебя!
Я с собою борюсь,
И с собой говоря,
Я снова в свою
Погружаюсь тоску…
       6
Я устал от всего…
Прости уж меня.
Понять не сумел
Ни тебя, ни себя.
За странность прости
И за эти стихи
И лишние, может,
Слова… и грехи.
Забудь ты об этом,
Забудь… и прости…

19.04.83



     К.С.
Каждое утро и вечер, выходя и заходя в свой дом, ты видишь на стене надпись, сделанную угольком: «В третьей мировой войне не будет победителей и побеждённых. Одумайтесь, люди!»
Запись, несомненно, сделана детской рукой.

В этой новой войне
Уж не будет побед,
Мир сгорит наш в огне,
Сгинет белый весь свет.

Всё покроется мраком -
И люди, и звери,
И загадочным знаком
Не скрипнут уж двери,

И больше не будет
Блистать солнце в небе,
Ненужною станет
Забота о хлебе,

Моря испарятся,
Рассыплются горы,
В ничто превратятся
Степные просторы,

И дети не будут
Петь песни о мире,
А звёзды забудут
Об атомном тире,

Не будут и птицы
Петь больше у рек,
С последней страницы
Сойдёт человек,

И закроется книга
Планеты людей,
Безумием ига
Двуногих зверей…

А мы ещё дети,
Мы мира хотим,
Не атома сети
Нужны, не Хатынь.

Нам ясное небо,
И солнце нужны,
И труд ради хлеба,
И радость весны.

О, дайте же, люди,
Нам, детям, расти!
Нет! – мыслям Иуды,
Мир нужно спасти!

Одумайтесь, люди,
Одумайтесь,
           Мы
Стоим и, качаясь у пропасти тьмы,
Держим в руках
Драгоценную ЖИЗНЬ,
Рискуя убить её
В муках войны…
         
12.06.85


   «Дай мне руку,
     И я тебе дам…»
                О. Сулейменов.

Дай мне руку,
И я тебе дам,
И пойдём мы тропинкой одною.
Видишь – там, впереди,
Где-то там
Силуэты…
Не мы ли с тобою?

Дай мне руку,
И я тебе дам.
К счастью едина дорога,
С тобою мы к звёздам –
Далёким мирам –
Ринемся вместе
С земного порога.

Дай мне руку,
И я тебе дам,
Чтоб время не старило нас.
Чтоб счастье не ждало
Где-то нас там,
А было бы с нами
Сейчас.

Дай мне руку,
И я тебе дам,
Отныне мы будем едины!
Пусть будут минуты
Подобны годам,
И в сердце растают пусть
Льдинки…

Дай мне руку,
И я тебе дам…

 18.06.85



«Мгновение случается раз,
 Пусть продлиться оно
 Через многие, многие сроки»
                О. Сулейменов.

Это было недолго –
Всего два часа,
Мы ехали вместе с тобою,
Как-будто бы скорость свою не гася,
Мы гнались за нашей судьбою.

Забылась и ночь,
(Диспут в комнате был,
До утра не сомкнули мы глаз.
Но, встретив тебя,
Я про то и забыл).
Как прекрасно, что тропы
Сошлись так у нас.

Мне с тобой хорошо,
Как весною в степи Кумдагаша:
Всё цветёт и зовёт
К горизонту вперёд,
Возрождается вновь
Степь прекрасная наша.

Бесконечная ширь!
Зелень,
Зелень кругом!
Щебет птиц
И сайгачий поток!..
Вся огромная степь –
Как родимый твой дом,
Ты – и ангел в степи,
Ты – и бог!

И хоть не дано ввысь взлетать,
Всё равно ты в полёте душой.
Степь родная весной – благодать!
Как в степи, хорошо мне с тобой.

…Только время бежит, убегает,
Счастья нам посулив на ходу.
Радость долгой никак не бывает,
Два часа – лишь мгновенья в году…

                20.06.85


          А. и С.

Давно когда-то на земле
Жили андрогины,
Пели песни о весне –
Не про осень, зимы.

Пели и мечтали,
Счастливы всегда,
Жили без печали,
Так и шли года.

Всё у них гармония –
Тело и душа,
Жизнь их, как симфония,
Лилась, не спеша.

Но не всё ведь вечно
В мире под луной,
Время быстротечно,
Близок мир иной.

Возмутились боги:
- Как же это так?!
Смертные – не боги,
Не должно быть так!

Чудная гармония –
Лишь богов удел.
Шум и благозвония –
Должен быть раздел!

И боги разделили
На половинки их,
И страстью наделили,
И раскидали вмиг.

С тех пор они по миру
Блуждают половины,
Чтоб слившись воедино,
Быть снова андрогином.

И говорят, что всё же,
Сливаясь воедино,
Они всегда находят
Чужие половины.

Поэтому и в мире
Так редки андрогины…

Но времена меняются,
И уж богов забыли,
Не сказкам поклоняются,
А верят только в были.

Но всё-таки случается –
Мечта, как сон, сбывается,
И вот две половины –
Начала андрогина –
Сошлись теперь навек.

Закончу этим долгую
Беспламенную речь.
Желаю вам гармонию
Навек обресть, сберечь.

И жизнь прожить счастливую
С любовью до седин.
И пусть мечтой безмерною
Живёт в вас андрогин!

    22.06.85


             К Майгуль

Почему все вот эти зигзаги?
Ну к чему все блужданья во тьме?
Почему твои речи не прямы?
Да и писем твоих нет в столе…
Я тебе безразличен был?
Может, и так…
Может, я всё кривил,
Был, как гнутый пятак?
Я пришёл и сказал: - Дорогая,
Все надежды мои и мечты –
Это ты, только ты,
Ты богиня высот, красоты!
Не кривил я душой.
О, я чист пред тобой!
Ты могла быть единой моей
Песней грёз и судьбой.
Нет, я чист пред тобой!
Всё могло быть иначе,
Могло быть не так.
Что же это всё значит?
Как же это понять?!
…Я всегда устремлялся к тебе,
Как к мечтам,
И вдруг падал с высот,
К твоим падал ногам,
Подбитый безжалостной дробью твоей
Упрямым отказом…
                Я, как воробей,
Сражённый рогаткой мальчишеских дней.
Но я забывал и упрямо стремился
К тебе, как летит к огоньку мотылёк.
Я падал и падал, совсем уж разбился,
Душу свою,
Своё сердце я сжёг.
…Я стремился к тебе…
Ты ж бежала всегда от меня.
Несливаемы были
Наших магнитов – сердец полюса.
Грёз манили меня небеса,
И я верил: возможны они - чудеса!
Но меж мной, мотыльком,
И огнём
Кто-то стенку поставил стеклом.
Бился, бился – что проку?!
Потом
Я навстречу к другому огню,
Что тянул меня чудным теплом,
Полетел…
И - о чудо! – теперь
Вдруг исчезло стекло,
Появилось тепло,
Но, как прежде, заряды сердец
Не сливаемы наши… Конец!
Никогда я душой не кривил,
К двум огням не тянулся  я сразу.
И заряд поменять,
И в огне воспылать
Я в твоём не могу,
Дав надежду другому огню…
Ты прости, не вини,
Бесконечно сложна ведь природа.
Мы различны, сложны,
Но с мечтами дружны
И кому-то нужны,
В даль зовёт нас дорога.
Как Онегин и Таня… Татьяна,
И мы
Не сумели дороги
Друг к другу найти,
Чтоб вместе по жизни,
По миру идти.
Будь счастлива, слышишь?
Забудь и прости…

 27.06.85


Тебя я вижу снова…
Тебя? Иль это сон?
Мечта ты, мир, основа,
А я – загробный звон.

Я возрожусь, увидишь,
Могу я птицей быть.
Могу покой и тишь,
И бывший мрак забыть.

Могу я стать бессмертным,
Цвести могу весной,
Пойти к звездам заветным
Сквозь мрак, огонь и зной.

Могу свернуть я горы
И соловьём запеть,
Земли родной просторы
Теплом могу согреть.

Я всё смогу, сумею,
Чрез всё смогу пройти,
Лишь только б ты надеждою
Светила мне в пути!..

8.07 85


Я снова, как птица, в полёте,
Я снова над миром лечу.
И нет ничего уж на свете,
Что не было б мне по плечу

С высот голубого пространства
Мир вижу я в розовом цвете,
Хоть нет в мире грёз постоянства,
Счастливей меня нет на свете!..

       ….08.85


Сказала ты: - Спустись с небес,
Нельзя быть вечно там.
И на земле не без чудес,
Есть место здесь мечтам!

- Я не хочу, - ответил я, -
Мне тесно на земле.
Богиня ты, - заметил я,
А боги – в вышине!

Богиня ты, волшебница,
Весна моя и сон!
Чудесница, кудесница,
Вселенная – твой трон!

А я ж пыльцой невзрачной
Скачусь к твоим ногам
И воспылаю сказочной
Звездой назло врагам.

Тебе построю храмы я,
Тебя лишь воспою.
Владенья Зевса, Брамы я
У ног твоих сложу.

И мы с тобой, с богинею,
По Млечному Пути
Пойдём в Супервселенную…
(О, вечно б так идти!)

Не изгоняй, чудесная,
Меня с своих небес,
И будь ты вечной песнею.
Будь чудом из чудес.

Богиня моя милая,
Волшебная весна!
Прекрасная, любимая…
Я сплю? Иль нету сна?!.

 12.07.85


Если я мечтатель –
Значит, слаб душой,
Если я искатель
Счастья за горой -

Значит, я какой-то
Странный сумасброд,
Не прислужник чёрта,
Сам, скорее, чёрт.

Мефистофель что ли,
Ненормальный бес:
Ищет что-то в поле,
Позабыв про лес.

А в лесу-то, может,
Спрятано оно –
Истины (всё то же!)
Чудное зерно.

И мечтам наивным
Предаваясь весь,
Он кричит на дивном
Диалекте: - Есть!

Есть она, заветная,
Где-то там вдали,
Богу неприметная,
Чёрту – знак зари!

И пусть иду, непонятый,
Я через этот лес,
Но всё ж найду за горами
То чудо из чудес!

…Если я мечтатель,
Значит ли, что я –
Грёз пустых ваятель,
Без травы земля?

…Разве слабый я?!.

   28.08.85


 Айнурке

Ты в мир пришёл, младенец,
В мир прекрасный,
В прелестный мир,
Где бури есть и зной,
Где радость есть, и муки, и страданья,
Где есть цветы с чудесною весной.

Ты в мир пришёл,
В пути твоём пусть будут
И счастье, и тревога, и печаль,
И жажда знаний,
Поисков и чуда,
И голубая, сказочная даль.

И небо голубое-голубое,
И солнце, звёзды и луна
Пусть будут вечно над тобою,
Как мир, надежда и весна.

Живи, младенец, в мире этом,
Познай все радости дорог
И следуй древнему завету:
Ты Человек – и царь, и бог!

 28.08.85


М.К.

Гляжусь опять я в твой портрет,
Июль я вижу вновь,
Когда счастливей меня нет,
Иду с тобой, любовь.

Иду, лечу над миром я,
Как птица, в синей мгле,
И ты со мной, мечта моя,
Знак счастья на земле.

Весь мир исчез, лишь ты одна
И я один с тобой.
Ты – океан, мой мир без дна,
Ты мир мой голубой!

А я лечу, а я плыву
В тебе, мой океан.
Сны вижу, вижу наяву,
Мне мир счастливый дан!

Но вот вдруг буря…
Что стряслось?!
Откуда ветер, шум?
Спуститься мне с небес пришлось,
В мир тяжких серых дум.

Что вдруг случилось?
Как понять?
Как быть мне без тебя?
Ведь, чтобы жить, я должен знать,
Что ты есть у меня!

Что в мире нашем, на планете,
Есть и любовь, и андрогины,
Что ты одна - моя! – на свете,
И что пути у нас едины…

Гляжусь опять я в твой портрет,
Смотрю я вновь и вновь.
Всего, что было, больше нет,
Так есть ли ты, любовь?!.
               
25.09.85


Я не люблю осенний мрак
И серость этих дней.
И без причины – просто так! -
Тоска в душе моей.

Она гнетёт и давит грудь,
Как груз в десятки тонн.
Так давит – даже не вдохнуть!
Вся жизнь – как мрачный сон.

О, мрак бездонный,
Сгинь скорее!
Уйди в безбрежие снегов,
Чтоб вновь по солнечной аллее
Бежали струйки ручейков.

Чтоб вновь светило солнце ярко,
Душа и мир чтоб пели вновь.
Как-будто крылья обретая,
Как песнь, предчувствуя любовь.

Уйди, гнетущая пора,
С тоской моей уйди!
С души пустынного двора
Пустыню уведи!

И пусть тебя во мне заменит
Пора надежд, полётов, грёз,
И радость пусть унынье сменит,
Благоуханье – вялость роз.

Как мне любить осенний мрак
И серость этих дней,
Когда, ну даже просто так,
Тоска в груди моей?..

 19.10.85



ГК

Бродило Солнце одиноко
По бесконечным небесам,
Искало счастие далёко
По долам, горам и лесам.

В чём счастье – даже и не знало,
Искало просто – вот и всё.
Бродить везде не уставало,
Но разве в мире просто всё?

Ведь проходя над миром тленным,
Светило-бог (бог Гелиос)
Одних обдаст теплом весенним,
Другим разрушит песню грёз.

Как он уйдёт – мрак покрывает
Земную твердь и неба сферу,
И всё живое угасает,
В себя, в богов теряя веру.

Мольба живых дошла до Зевса,
Создал Селену он, Луну,
И бог, блуждающий повеса,
Влюбился сразу… Ну и ну!

Луне он тоже приглянулся,
И вот теперь с тех давних лет
Огонь, который в них проснулся,
Несёт по миру человек.

Любовь их счастьем стала вечным
Не только Солнцу и Луне,
Потоком жизни бесконечным
Она развилась на земле.

Легенда – вымысел, конечно,
Но суть менять всё ж недосуг,
Любить и жить не сможешь вечно,
Как и идти всегда на юг.

И потому любите верно,
Живите счастливо всегда!
Пусть будет счастие безмерно,
А беды – только иногда.

Друг друга дополнять умейте,
Как Солнце в небе и Луна,
И мрак в сердцах других развейте,
И миру будьте, как весна,
Что так прекрасна и чиста!

  19.10.85



- Объясни мне это чудо:
Почему всё это так?
Почему стремятся люди
К счастью в розовых мечтах?

Почему, упав однажды
На пути к своим мечтам,
Упадём ещё не дважды
И не трижды… Всё к чертям!

- Ищем призраков мы в людях,
Ищем дальнюю звезду,
Где бы ни были – мы всюду
Предпочтём ходьбе езду.

Вот под боком, просто рядом,
Ходит чудо-человек,
Нам б открыть глаза бы надо,
Не ходить чрез сотни рек,

Не блуждать, не рваться в небо,
В даль безмерную… Зачем?!
Потерять последний невод
И остаться вновь ни с чем?

Всё равно ведь в невод этот
Не идёт златая рыбка…
- Но надежда всё же светит,
Как печальная улыбка…

И бросаем снова невод,
Снова вдаль глядим, вперёд,
Небо синее, о небо,
Нас надеждой вдаль зовёт.

Там вдали, в небесной сини
Тьма различных вариантов,
Воспевая, шли за ними
Сотни лучших из вагантов.

Трудно выбрать и ответить
Самому себе без лести,
Что сумел звезду заметить,
Полюбить лет так на двести.

        - Но полюбил, поймал ли счастье,
Рыбку счастья золотую?
Ведь она ушла в ненастье,
Всё разрушив впрополую…

Ведь она ушла к другому,
В невод чей-то вдалеке,
А всё было б по-иному,
Шёл б без дум ты, налегке.

А вон она – другая – рядом,
Приглядись, пойми её.
Вот взглянула чудным взглядом…
Посмотри же на неё!

Но ты вдаль опять стремишься,
Мимо взгляд твой пробежал.
Коль посмотришь – удивишься,
Чуда ведь вблизи не ждал.

- Объясни мне это чудо,
Почему всё это так?
Почему стремятся люди
К счастью в розовых мечтах?

И не видят счастья рядом,
Ищут там его, вдали?
Видят мир далёким взглядом.
Говори – не говори…

 12.11.85


        Л.К.

Поздравляем с днём рожденья
И желаем Вам веселья,
Счастья, радости, дорог –
Трудных и счастливых троп,

И ещё надежд прекрасных
И детишек целый рой,
Целей в жизни всегда ясных,
В даль зовущих за собой,

Неба чистого над вами,
Мира в доме и везде.
И ещё всего, что сами
Вы желаете себе.

        5.12.85


О как надоело всё это!
Я снова во мраке тоски.
Я снова во мраке – ни света
Не видно, не видно ни зги…

Закроюсь во мраке душевном
В стенах неуютных своих,
Забудусь во сне беспросветном,
Во грёзах безумных моих.

Пусть дни пролетают и годы,
Пусть гибнет весь звёздный простор!
Космический облик природы
Стирает пусть пики всех гор…

Пусть мрак покрывает планеты,
Пусть хаос повсюду царит.
Покинув земные тенеты,
Мой мозг воспалённый горит.

Все кружится и исчезает,
Я падаю в бездну тоски.
Завидую тем, кто не знает,
Как душу сжимает в тиски…

 6.12.85


        Динаре

Над миром тленным вновь звезда
Взошла – родилась ты,
Как воплощённая греза,
Как обелиск мечты.

Отец твой где-то в сапогах
Шагами мерил путь,
Когда, впервые крикнув: «Нга–а–х»,
Вдохнула воздух в грудь.

А мать счастливая никак
Держать не уставала
Кусочек плоти на руках,
Что свёрнут в одеяла.

Пока ты спишь, забот не зная,
Но там вдали дорога ждёт.
Иди вперёд тропой познанья,
И счастье, верь, к тебе придёт.

Познаешь радости и грёзы,
Сомнений тягость и тревог,
Познаешь мир стихов и прозы,
И счастье дома и дорог.

Всё это будет скоро очень,
Ну а пока спокойно спи.
Пусть дни летят, уходят ночи,
Приходят сказочные сны.

 20.12.85


          Азамату

Пока ты спишь, и сон – забава,
И ночь глухая, будто день,
Но вижу я – тебя ждут слава
И счастье с шапкой набекрень.

Пути далёкие и тропы,
И звёзды дальние в ночи
Тебя ждут в будущие сроки,
Ну а пока ты плачь, кричи.

И спать родителям спокойно
Ты не давай и в ночь, и днём,
Будь от рожденья беспокойным
И с первых дней гори огнём.

А подрастёшь, ты тот огонь
Весь людям подари.
Впустую зря ты не трезвонь,
К мечте вперёд иди.

Своей заветною тропой,
Горя звездой в ночи,
Пойдёшь за счастьем и мечтой.
Пока же плачь, кричи!

Пока младенец, ещё мал,
Ты спи спокойно, спи.
Никто с пелёнок ведь не знал,
Что ждёт там впереди…

      20.12.85


Что есть любовь?
Не просто грёзы,
Не просто кто-то вне меня.
То мир надежд, счастливой прозы,
Чудесный жар души огня.

Любовь есть радость вдохновенья,
И нежность встреч,
И мрак разлук,
Она – вся жизнь в одно мгновенье,
Она – и счастье, и недуг.

Она – волненья и страданья,
Она – надежд паденье, взлёт.
Она – счастливые свиданья,
Она – огонь, она и лёд.

…Что есть любовь?
Мои то грёзы,
Мечты ушедшие мои.
То боль потерь моих и слёзы
Моей мечтающей души…

  24.12.85



Познать нам суждено обиды,
Минуты радостей и слёз,
И суждено в других увидеть
Любовь, мечту и песню грёз.

Чрез всё прошёл, увидел лето,
Взошёл на пик своей мечты.
Познал, увидел я всё это…
Взлетал и падал с высоты.

Нет, не хочу я возвращенья,
Пути назад теперь уж нет.
Беда людская – всепрощенье,
И люди все – источник бед.

Пусть будет так, как то случилось,
Путь не един у нас с тобой.
Вода ручьёв в поток не слилась,
Не стала бурною рекой.

Пусть будет так… Тропой другою
Вперёд с надеждой я пойду.
Но что случилось вдруг с тобою?
Понять хочу и не могу…

Что суждено, то я увидел,
Обиды, грёзы и мечты.
Тебя я с радостью забыл бы,
Когда б могла забыться ты…

 9.01.86



Будь проклята ты,
Будь бездетной вдовою,
Будьте все прокляты
Вместе со мною!

Сгинь всё на свете,
Вся нечисть и мразь,
Жизнь, уж поверьте,
Не роскошь, а грязь.

Хотел я добра вам,
Не ссор и ненастий,
К чему этот хлам
Денег, славы и власти?!

Хотел я любви,
А нашёл лишь презренье,
Свет искал я зари,
Находил униженье.

Надоело мне всё!
Белый свет, будто мрак.
Не хочу ничего,
Что хочу – всё не так!

Будьте прокляты вы,
В рабстве ваших сует,
И будь проклята ты,
Кого в сердце уж нет…

 19.01.86


Я во власти опять
Безысходной тоски.
Невозможно понять,
Что ж то значит – «прости»?

Ведь была ты со мной
И в объятьях моих,
Ты чудесной весной
В мир вошла мой и в стих.

Говорил я тебе
Про любовь и мечту,
И, как в сказочном сне,
Жил тогда наяву.

Целовал я тебя
И богинею звал.
Я поверил в себя
И горой будто стал.

Я взлетел высоко
В грёзах чудных своих,
Улетел далеко
В мир мечтаний моих.

Счастлив был я всего
Краткий жизненный миг,
Не познал ничего,
Ничего не достиг.

Сон пропал, будто дым.
Ты сказала: «Прости»,
Страшно быть молодым,
Умеревшим почти.

Внешне молод, душой –
Одряхлевший старик,
Сон прекрасный ушёл,
Мрак в душе вновь возник.

Не понять мне никак
Всех извилин пути.
Ты – обида и мрак,
Вот что значит «прости»…

   22.01.86



Посмотришь на неё –
Подумаешь: «Уродина!»
Но встретишь с ним её –
Аллаха вспомнишь, Одина.

Вся стала вдруг приятней,
Светлее, красивей,
И мир вдруг стал понятней
И радостнее ей.

И он вдруг стал, посмотришь,
Иным – ну богом впрямь!
А кем был раньше? – вспомнишь:
Алкаш, бандюга, дрянь.

Наверно, правда это:
Был в мире андрогин.
Один ты – мрак без света,
Но свет – коль не один.

13.02.86


К.К.

Что было, конечно, уже миновало,
Резона нет в прошлом надеждами жить.
Наверное, лучше, как это бывало,
Ушедшие годы навеки забыть.

Забыть о паденьях и взлётах душевных,
О счастьи недолгом ушедших тех дней.
Забыть о минутах, секундах волшебных,
Когда возгорал ты, как сотни огней.

Когда уносился ты в грёзах чудесных
В мир красок иных и цветов.
Когда вдруг в просторах гигантских, но тесных,
Ты был не пылинкой, но ритмом стихов.

Забыть обо всём… Что же будет тогда?
Станешь роботом просто бездушным.
Вся память исчезнет, уйдёт в никуда,
Всё станет, наверно, ненужным.

Поэтому помнить старайся друзей,
Они в твоей жизни – и свет, и опора.
Без них растеряешь ты душу… Верней, -
Пустышкой никчемною станешь ты скоро.

Что было, конечно, уже миновало,
Но в памяти это храни.
И вечно пусть всюду, не так, как бывало,
Памяти нашей нам светят огни.

      14.02.86



Л.Б.

Пусть небо будет чистым
И необъятной степь.
Простор небес лучистый
Пусть вечно шлёт привет.

И век твой без болезней
Пусть будет, без беды.
Ты миру будь полезной,
С надеждой вдаль гляди.

Ведь там вдали – романтика,
Там радость и мечты,
Там новая Антарктика,
Её откроешь ты!

Ведь там твои сомнения,
Победы, поражения,
Души твоей стремления
И счастье разных троп.

Вперёд с надеждой, верою,
По жизни ты иди.
Не будь ты тенью серою,
Звездой горя, живи!

Ты будь счастливой самою
И не мирись с судьбой,
Кому-то в жизни главною
Надеждой стань, мечтой.

Иди вперёд, не зная бед,
Живи счастливо много лет…

     9.03.86


Понять я пытался,
Что в сердце твоём,
И грёзам предался,
И знал – мы вдвоём!

И знал – не один я,
С тобой мы вдвоём,
Творя андрогина,
По жизни идём.

Но ты изменила
Все грёзы, мечты,
(О глупость!) решила
Разрушить всё ты.

Понять я пытался:
С чего же всё так?!
С корытом остался
Разбитым, дурак!

Теперь уж не надо
Искать оправданий,
Познал я немало
Падений, страданий.

Не надо теперь
Твоих слов или слёз,
Я где-то всё ж дверь
Отворю новых грёз.

Сумею идти я
С надеждой в груди,
И счастье своё
Я сумею найти.

А тебя проклинаю:
Будь проклята ты!
Живи ты, не зная
Любви и мечты…

  9.03.86


Она и сложеньем своим, и душой
Не хуже красавиц  других.
И может быть скоро ей кто-то другой
Подарит и сердце, и стих.

И будет, как я же, богиней,
Идеей священною звать.
И будет судьба та завидней
И, может, счастливей – как знать?

Что будет – меня не заботит,
Назад я уже не вернусь.
Сердце в надеждах забудет
Мечтанья ушедшие, грусть.

Пойду я тропою иною,
Вперёд надо твёрдо смотреть.
Не буду унижен другою,
Иначе – позор мне и смерть…

        15.03.86


Что скажешь ты –
Не всё равно мне,
Не всё одно - мрак и мечты,
Не всё одно – паденье с выси
И чудно-сказочные сны.

Что скажешь ты?
Ответишь что мне?
Моя надежда – это ты,
Моя надежда, мои грёзы
И песни славные весны.

Что скажешь ты?
Жду с нетерпеньем,
Ты - жажда звёзд и высоты,
Ты – грёз последняя обитель,
Весны, надежды и мечты.

…О, что же,
Что же скажешь ты?!!

..................


С.К.

Пусть над миром твоим
Синева бесконечных небес
Не исчезнет вовек,
Не исчезнут озёра и лес.
Не исчезнут пусть в мире твоём
Чайки белые грёз,
Песни чудные роз,
Пусть поменьше в пути
Будет ветров и гроз.
Пусть удача тебе
И надежда в груди
Не изменят в пути.
Вечно пусть впереди
Расцветает заря,
Вдаль зовут корабли,
Горизонты, моря.
Бесконечность небес,
Поиск в жизни чудес
На пути пусть всегда
Ожидают тебя.
Ты достигла мечты,
Пик своей высоты
Покорила,
                Теперь
Открываешь ты дверь
В завтра грёз и мечты,
И от этой черты
(Финиш был, а теперь это старт)
Ты по жизни вперёд,
Куда сердце зовёт,
За другою мечтой
С верой снова пойдёшь.
Будешь счастлива в мире,
Будь веры полна,
Что нет в мире силы
Сильнее добра.
Будь самою – самой
Счастливой навек,
Будь вечно простой,
Как ты есть, человек.
…Желаю я искренне
Счастья навек…

    20.03.86


С.К. и С.

Я вам желаю в мире
Жить без войны и гроз.
Быть не мишенью в тире,
А песней алых роз.

Пусть жизнь течёт, как бурная,
Безмерная река,
Мечта пусть вечно юная
Прославит вас в веках.

Пусть возродится снова
Из мифа андрогин.
Поэты скажут слово
О счастьи половин.

И детский смех беспечный
Пусть украшает дом.
Ведь мир наш бесконечный
Стоял, стоит на том.

Счастливых вам желаю
Прекрасных долгих лет.
Чтоб люд сказал: - О, знаю,
Счастливей их и нет!

Я это вам желаю
На долгие года.
Ведь жизнь утекает,
Как в ручейке вода…

  20.03.86



Промелькнула звездою чудесной
На моём горизонте ты вдруг,
И душа вся наполнилась песней,
Светом всё озарилось вокруг.

Только наши пути не едины,
Ты красива, как роза, а я,
Как осколок разбившейся льдины,
Плывущей, не зная ни выси, ни дна.

Будь такой же красивой, как есть ты,
Весенней, прекрасной звездой.
Счастливою песней надежды,
Недоступно далёкой мечтой…

   23.06.86


             Т.О.

Пусть неба над тобою
Весенний свет не меркнет,
Заветной, голубою
Мечта вдали пусть светит.

Пусть розовые грёзы –
Оплот, крыло души,
Цветут в тебе, как розы,
В саду надежд… Ищи!

Иди вперёд упрямо
К звезде своей мечты.
Пороги, скалы, ямы –
Всё одолеешь ты.

Придёшь к заветной цели
Сквозь тернии веков,
Откроешь счастья сени,
Сломав замки оков.

Всё это будет, знаю,
Всего достигнешь ты:
Любви, почёта, знаний,
И счастья, и мечты.

Лишь только пусть не будет
Проклятия войны.
О бедах позабудем,
Всего достигнем мы…

25.03.86



«Нет Лейли у меня,
Но Меджнуном назваться хочу»
                Махтумкули.

Нет тебя, мечты заветной,
Нет Лейли, Джульетты нет.
Всё иду я неприметной
Серой тенью… Где ж рассвет?!

Где она – заря мечтаний?
Где же песня и любовь?
Через тысячи страданий,
Где найду тебя я вновь?

Был когда-то я Меджнуном,
Был Ромео… Но теперь
Стал беспомощным я гунном,
Потерявший стаю зверь…

Нет теперь Лейли прелестной,
Нет Джульетты моих грёз.
В мире щепкою безвестной
Уплываю в море слёз.

Уплываю я в печали,
В грусть безмерную мою.
Но (о, чудо!) в звёздной дали
Блеск надежды узнаю!

Нет со мной мечты заветной,
Но надежда всё же есть:
Где-то есть цветок чудесный,
Без меня ему не цвесть!

И к нему, к цветку, приду я,
Мне дано Меджнуном быть!
И, надеждам салютуя,
Про ушедшее забыть…

  22.04.86


Бесконечны степные просторы,
Нет предела морской синеве.
Алатау – наши Пёстрые Горы –
Шлют приветы далёкой Неве.

Что уж там говорить о планете,
Мы со звёздами речи ведём!
Мы с заветной мечтою на свете
И с надеждою вечной живём.

Видим звёзды далёких галактик,
Многих, может, уж в мире и нет.
Но мечтатель, душою романтик,
Верит в счастье далёких планет.

Верит в высокие горы
И в синеву их небес.
В необъятные моря просторы,
В города, звёзды, разум и лес.

Верит, что скоро когда-то
Сквозь тернии космоса к нам
Разум чуждый, узнавший в нас брата,
Прибудет и скажет: «Мир вам!»

Романтикам вовсе не чужды
В мире любом чудеса.
Забыв про суетные нужды,
Он взгляд устремит в небеса.

О, слава поэтам мечтаний,
Живущим надеждой всегда!
Пусть вечно, сквозь тьму расстояний
Мерцает вам ваша звезда.

И пусть разум чужой воспоёт
Алатау – наши Пёстрые Горы.
И надежда пусть вечно зовёт
В бесконечной Вселенной просторы…

23.04.86



Выпускникам 1986 года

Прошли года счастливые,
И, как птенцам из гнёзд,
Пора пришла проститься нам,
Лететь до чудных звёзд.

Лететь из мира книжного
В реальный строгий мир,
Познать надежды ближнего
И грозный антимир.

Искать своё начало
И место средь людей,
Чтоб жить всегда мечтами
И миру быть нужней.

Нам предстоит проститься,
Быть может, навсегда,
Друзей счастливых лица
Мы вспомним иногда.

Мы вспомним этот город
И звуки дискотек,
И страстность разговоров,
И тишь библиотек.

И лекции, и практики
Мы вспомним в этот час.
О, вечные романтики!
Кто был счастливей нас?!

Здесь обрели мы знания,
Друзей нашли, любовь,
Мы тайны мироздания
Искали в недрах слов.

В веселии, в мечтаниях.
В труде прошли они,
Как дивные предания,
Студенческие дни.

И вот пора настала,
Уходим мы уже.
Должны мы всё ж расстаться,
Так грустно на душе.

 27.04.86



Сказка о Кадыре, искавшем счастье.
      (казахская народная сказка)

Когда-то жил в степи бескрайней
Один глупец. Кадыром звали.
Не мог он жить, как все,
И вот
Однажды вышел в дальний путь.
Пошёл искать по свету счастья,
Прошёл чрез грозы и ненастья,
И у опушки леса вдруг
Увидел льва. Тот занемог,
Лежал, стонал – болел живот.
- Куда идёшь, о человек?
- Иду я к Счастью, мудрый лев.
- Его коль встретишь, то спроси,
          Что с хворью делать мне, спаси!
Я буду ждать здесь, о Кадыр!..
Пошёл он дальше – в Кара-Адыр,
Бетпак прошёл и Алаколь,
В пустыне чёрный стал, как смоль.
Вдруг встретил хижину одну –
Старик, старуха, дочь-краса –
Всё слёзы льют. Беда? Беда!
«Не я один. У всех беда», - Кадыр подумал…
- Оу, бала! -
Старик Кадыра заприметил.
- Скажи, кто ты? Будь гостем здесь.
- Я тороплюсь, прости, отец.
Ищу по миру счастья я,
Мне без него никак нельзя.
- О коли так, коль ты найдёшь,
Спроси его ты вот о чём:
Здесь мы живём в степи втроём,
И с потом трудный хлеб растим.
Но счастья нет. Земля, как лев:
Всё семя съест, а хлеба нет.
…Простился он. Идёт опять.
Вдруг видит град –
Высоки стены…
Но тут вдруг люди налетели,
Связали странника и к хану
Приволокли.
- Кто ты?
- О, хан! Я из страны пришёл далёкой,
Ищу я счастие своё…
Хан приказал принять его,
Дать отдохнуть, поесть, попить…
Прощаясь же, велел спросить
У Счастья глупого Кадыра,
В чём грусти и тоски причина
В душе безоблачной своей.
…И вышел в путь Кадыр опять,
Шёл десять лет, а может пять,
А может год (не важно знать),
Но факт есть факт:
Нашёл в степи
Под древом Счастие в тени.
Лежит косматое и спит.
Едва-едва он растолкал
Его. О, как же он устал!
- Где твоя совесть?! У других
Счастье будней, выходных,
Не зная, трудится в поту,
А ты же спишь.
Ну встань, прошу!
И, разбудив, спросил про льва,
Про хана и про стариков.
На всё ответ уж был готов.
И только о самом Кадыре
Не стало Счастье говорить.
- Иди вперёд, тебя там ждёт
Любовь и счастье, и почёт,
Иди вперёд…
И захрапело снова Счастье.
Как ни пытался разбудить,
Не смог Кадыр.
…Дошёл до ставки хана он.
- Хан не мужчина, - молвил он. -
Печаль и грусть – всё потому,
Что ты есть женщина! – ему
Такой ответ давало Счастье.
Хан снял корону, и краса
Девичья зал вдруг осветила.
- Ты первый из людей, кто тайну
Мою узнал. Останься здесь.
Будь мужем мне, будь ханом здесь.
Но отказался вдруг Кадыр:
- Меня ждёт счастье впереди,
Прости, ханша, и не держи…
Ушёл Кадыр, и вот в степи
Он стариков жильё приметил.
- У вас, старик, в земле есть клад,
Богатства, коим нет числа.
И потому молчит земля,
Не кормит хлебом бедняка…
Вскопали клад. Богат старик
И счастлив, счастлив беспредельно.
- Сынок, останься. Дочь-краса
Тебе жена пусть будет, да,
Богатство всё, земля моя
Наследством будет. Скоро я
Навечно к предкам ухожу…
- Прости, старик, я не могу.
Ждёт меня счастье впереди,
Прости, отец,
И не вини.
Ушёл опять.
Дошёл до льва.
- Эй, лев, съешь мозги дурака,
И хворь пройдёт наверняка!
- Спасибо, друг,
Ты не спеши,
В какой стране, в какой глуши –
Где был, что видел, - расскажи…
Всё рассказал глупец ему.
- О, трижды мир я обойду,
Глупей тебя всё ж не найду.
Своё ты счастье упустил.
Ханшу-красавицу и дочь
Тех стариков…
Всё бросив, прочь
Уйти!..
О нет, глупей тебя мне не найти!
Сказал так лев и прыгнул,
Но
Он промахнулся…
И - в бревно!
Расшиб свой лоб и дух спустил.
Едва живой Кадыр вскочил:
- Какое счастье – я живой!
Счастливый он пошёл домой.
(…Немногим позже он женился,      
Не покладая рук, трудился.             
И счастлив был Кадыр-дурак          
Да, в жизни все, наверное, так…))    

8.05.86



Кадыр, искавший счастье (продолжение)

Пришёл Кадыр к себе в аул,
Всё верил – счастье впереди
Но здесь – кричи хоть «караул» -
Не видно девушки мечты.
Он льва слова всё вспоминал
Себя и счастье проклинал:
- Какой дурак! Какой дурак!
Был свет в руках
       Я ж выбрал мрак!
Какой дурак!..
Где уж тут быть какому счастью?!
Он потерял покой и сон.
И поиск счастья стал несчастьем.
И в путь обратно вышел он.
Пошёл он в степь к тем старикам,
Нашел и дом их, наконец.
То был не дом – а целый храм,
Богатый в зелени дворец.
К хозяйке дома он пришёл.
И принят был с почётом.
Старик уж в мир иной ушёл,
Он с жизнью свёл все счёты.
И бабка тоже этот мир
Покинула за ним.
А дочь – краса судьбу свою
Слила с купцом одним.
Кадыр гостил недолго там,
Ушёл с тоской на утро.
Одна надежда – это хан,
Точней – ханша Захустра.
Шёл долго так в бескрайней степи,
Но вот пришёл он в град ханши.
- Ханум, глупца, как я, прости,
Забудь, что было, не вини,
Стань мне женой, судьбой моею,
Душой моей и сердцем правь!
- Кадыр, ты опоздал…
Едва ли вплавь
Догонишь ты паром ушедший…
Ты мог догнать -
Мог стать мне мужем,
Но это всё – уж день прошедший:
Другому сердце я отдала…
Ты опоздал… - ханша сказала.
И так он, сгорбленный тоскою,
Ушёл опять. Надежды крах
Вверг дурака в безвольный мрак
Шёл долго он, душевной жаждой
В пустыне жизненной томим.
Устал смотреть и видеть в каждой
Знак, небом посланный самим.
И вот однажды сон увидел:
Пришло вновь Счастье, говорит:
«Кто свет любви уж раз увидел,
Тот в грёзах пламени сгорит.
Ты знаешь это, но бесплодно
Идёшь, сомнениями томим.
Забыл, что реки многоводны, 
И мраком свет не заменим.
Твоя мечта, надежды, счастье,
И радость жизни, и любовь
Подобны солнцу, что в ненастье
Вдруг промелькнёт, исчезнет вновь.
Эх ты дурак… Идёшь вперед,
Найдёшь ли счастье и почёт,
Любовь свою и дом, и род?!
Эх ты, глупец, иди вперёд!»
Вскочил Кадыр: «Я знаю это,
Но изменю я весь уклад!
Готов я биться об заклад:
Найду любовь – весну и лето!
И он пошёл блуждать опять,
По миру счастия искать.
И говорят, что до сих пор
Он бродит средь степей и гор.
… Таков судьбы был приговор

29.05.86



 «Романтику легко стать ретроградом»
                О.Сулейменов.

Романтику легко стать ретроградом,
Как я не понял истины простой?!
Манил всегда далёким райским садом
Надежд моих бесплодный звон пустой.

В мечтаньях шёл вперёд всегда упрямо,
Всё верил, что найду заветную Одну.
Зигзагом где-то шёл, а где-то очень прямо,
Взлетал орлом, и камнем шёл ко дну.

Весною где-то снова возрождался,
А где-то умирал с ушедшей вдаль мечтой.
Заветного Свиданья дожидался,
Не замечая света, в темень шёл с свечой.

И проглядел я счастье. Ретроградом
Так незаметно, видишь ли, я стал.
И не красивым праздничным парадом,
А грустной песней мир надежд предстал.

Теперь уж поздно. Слишком уже поздно.
Ретрограду трудно наверстать.
Многого вернуть уж невозможно,
Жизнь не сможешь заново начать…

 19.05.86



           К.К.

Живи счастливо,
В мире слов
Ты счастье находи.
И не в плену беспечных снов –
В реальности живи.
Не уходи из мира грёз,
Романтики, мечты,
И о гармонии берёз,
И неба помни ты.
Не забывай о птицах в небе,
О пчёлах, звёздах и степи.
О красоте в душе и теле,
И бесконечности мечты.
Не верь тому, что ты не гений,
А заурядный человек.
Ищи в бою, в труде прозрений
И цель для счастия навек.
Путь пред тобой открыт далёкий,
Мир чудных слов, мир языка.
Познаешь тайну песен звонких
И душ людских наверняка.
Чтоб не твердить о том, об этом,
Скажу одно: - Не будь поэтом,
Не будь певцом,
Не будь талантом,
Не будь Атлантом, музыкантом,
Но будь хорошим человеком,
Поверь мне – счастье только в этом!

 19.05.86



«Есть берег любви,
Но нельзя отыскать переправы»
               Махтумкули

Давно,
Может в детстве далёком,
Я впервые увидел зарю,
И стремился всегда к ней,
Высокой,
Воспевая надежду свою.

Она заревом дальним манила,
Призывала меня вновь и вновь.
Она в колокол чудный звонила,
Та заря называлась «любовь».

К ней всегда я бежал бесконечно,
Очень близко уже подходил,
Может, сам виноват был, конечно,
Но пустыню всегда находил.

А она всё манила миражем,
Как озёрами в серых песках,
Поглотила всего меня разом,
Душу давила, сжимала в тисках.

Хоть и знаю я твёрдо, что где-то
Есть страна этой майской зари,
Нет дороги к весне, только лето,
Да и серость осенней земли

Ждут меня по дороге тернистой,
Что зовётся обычно судьбой.
И под деревом счастья тенистым
Уж не так мы сойдёмся с тобой.

Да, не так, как хотелось всегда мне,
Не в весенний расцвет той страны.
Впрочем, может случиться, как камни,
Рок разрушит и эти мечты.

И уже ни весной, и ни летом –
Никогда я не встречу Тебя.
И погаснет заря та с рассветом,
И уйду я, лишь призрак любя…

 23.05.86



Учителям Октябрьской средней школы от 10 кл.

Вы не растили хлеб,
Не строили ракет,
Не расщепляли атом
На частицы,
Не изучали звёзд
И спутников планет,
И в небе не летали, будто птицы.
Но вы своим трудом –
Неутомимо, верно,
Всё строили, как дом,
Душ космос многомерный.
Тот космос бесконечен,
В нём – и мечта, и свет,
Надежды факел вечный
И доброты расцвет.
И силы небывалые,
Великие и малые,
Победы в жизни разные
И трудности дорог;
В них чем-то повторитесь вы –
В своих учениках.
Руками их творите вы
Сад-город на песках.
Вы с ними улетаете
В заоблачную высь,
И звёзды изучаете,
И подземелий тишь.
Учителя, всё можете:
И море осушить,
И горы сдвинуть можете,
И вечно, в общем, жить.
Спасибо вам за это,
За все, что дали нам.
Мы этим чудным летом
Уходим вдаль к мечтам.
Уходим для свершений,
Побед и поражений,
Чтоб людям быть полезней,
Как вы, учителя…

      24.05.86



Кто ты?

Кто ты? –
Звезда иль призрак света?
Кто ты – огонь иль пустота?
В мирах затерянных планета
Иль воплощённая мечта?
Иль откровение извыше,
Или поток бесплодных слов?
Весна ль, которой нету чище
И выше в мире моих снов?

Кто ты?
Заветною, святою
Богиней чьей ты рождена?
Кому счастливою мечтою
Судьбой ты будешь вручена?
Кто ты? – Ответь:
Зима иль лето?
Кто ты – закат или рассвет?
Кто ты – скажи,
Я жду ответа.
Кто ты, кто ты –
Иль мрак, иль свет?!

 2.08.86


Взлетать душою ввысь
Не раз нам суждено.
Как жаль, что наша жизнь –
Не яркое кино.

Не всё бывает так,
Как это должно быть.
Покроет душу мрак,
Что было – как забыть?

На всё ответы ты
Едва ли так найдёшь.
Зов яростный мечты –
Неужто это ложь?!

Как веру обрести мне?
Как воспарить душой?
Взлететь опять к весне,
К звезде лететь другой?

Как жить, не веря в радость
Вдруг сбывшейся мечты?
Жизнь без надежды в тягость…
Надеждой станешь ль ты?!.

2.08.86


Заринке

Взошла звезда,
Взгорел огонь,
Из мрака явлен свет.
Из клеток двух – живая плоть!
Ну чудо или нет?!

Явилась в мир,
Как песней новой,
Явилась в мир
Звездой с небес.
Явилась в мир
Зарёй особой
И новым чудом из чудес.

Пусть будет мир над ней нетленным,
И небо синим, и моря.
Пусть вечно радостно-весенней
Её приветствует Земля!

Цветы пускай цветут повсюду,
И светит солнце в небесах.
Пускай поют о мире люди
И о подобных чудесах.

Пусть воспоют её поэты,
Гордится пусть весь белый свет.
Ведь из любви родилось это,
А выше в мире чуда нет!

     14.08.86



Родился новый гражданин
Планеты голубой,
Частицей – новый андрогин,
Зарёю золотой,
Весною новой, как мечта,
Звездой надежд и грёз.
Чудесным миром бытия,
Буранов, ливней, гроз.
Слиянье радости и песни –
Мир беспредельный и простой,
Мир в оболочке плоти тесной,
Мир бесконечный и большой.
Кто в нём - Абай иль Аль-Фараби?
Кто в нём – Шопен или Шекспир?
Гремящий музыкой парада –
Кто этот новый чудный мир?!
Кто б ни был он, пусть в мире этом
Он будет счастлив и здоров,
В душе пусть будет он поэтом,
Познает счастие дорог.
Познает радости скитаний,
И тягость дум, и хмель побед,
И сладость грёз своих, мечтаний,
И тяжесть всех потерь и бед.
Пусть он достойным гражданином
Земли своей родной растёт.
Судьбы являясь властелином,
Пусть твёрдой поступью идёт
Вперёд к мечте
С надеждой в сердце,
И с верой в счастье новых лет.
Вперёд к заре
С любовью к песне,
К земле, которой краше нет!..

   19.08.86


Бродил пока один по свету,
Ты был философ и поэт.
В бесцельной жизни смысла нету,
Как жизни нам без женщин нет.
     Один женат, другой женился,
     Редеют так ряды у нас.
     В тоске немало ты томился,
     И вот теперь твой пробил час.
Твой пробил час, и ты решился.
Нарушать жизненный уклад.
Надежды голубь в небо взвился,
Навёл тебя на этот клад.
      Что в кладе этом – серебро ли,
      Сапфиры, жемчуг иль алмаз?!
      Машина, мебель, мотороллер
      Или набор чудесных фраз?
В нём, в кладе этом отраженье
Надежд и грёз твоих, мечты.
В нём – в чём-то, может, повторенье,
Того, что так искали мы.
     И вам теперь, двоим уж вместе,
     Творить гармонию одну.
     Жить долго в мире – сто иль двести,
     Воспеть заветную весну.
Весну воспеть – надежду мира,
И крылья юности – любовь.
Творить из дум своих кумира
И вдаль бежать безумно вновь.
     Бежать к мечтам, надеждам, звёздам,
     Бежать, идти всё до конца
     Пока в душе есть место грёзам,
     Пока горят огнём сердца.
Бродил пока один по свету,
Ты был философ и поэт.
Но в том, пожалуй, смысла нету,
Как нам без женщин жизни нет…

20.09.86



Сон.

Ночь в кошмарах прошла,
Будто вечность,
Память в далёкое время войны
Унесла:
Я в каком-то концлагере
Где-то
Среди пленных стоял, как стена.
Фельдфебель на ломанном русском,
В грудь толкнув кулаком,
Гаркнул: «Ты!..»
И таких же, как я,
Он с десяток
Бросил во власти темноты.
Гнали вначале нас к лесу,
Заставили лечь
И потом
По-пластунски ползти
Приказали
Под летящим,
Свистящим свинцом.
И вдруг будто небо взорвалось,
Земля, будто червь поползла,
И мы, люди, мы умирали,
Проклиная судьбу
И мир зла.
Наши тела разрывались –
Руки, ноги, кровь, голова –
Всё смешалось,
Как будто бы прахом
Разлетались не мы,
А Земля.
Да, пожалуй, так то и было –
То не мы, а Земля
Умирала,
В муках атомных гроз
Голубая краса погибала…
… Я проснулся в поту…
Слава Богу,
Что это всё было лишь сном,
Как прекрасно,
Что мир, как и раньше,
Также жив
И шумит за окном!..

27.03.84