Синенькая юбочка

Наталья Анисимова 2
Не часто, но бывает, что меня на улице останавливают прохожие, здороваются и, видя моё недоумение в глазах, напоминают: « А помните, вы мне к юбилею сшили платье (костюм, пальто и проч.)»? Я ведь то платье до дыр затаскала!
Нет, не помню. Ни платье, ни эту даму. Столько в те годы их, моих заказчиков, через мои руки прошло! Тяжёлые были времена, когда по году и более не платили зарплату. Каждый выкручивался, как мог, или спивался.

Я тоже выкручивалась: сама научилась шить так, что могла сшить всё, кроме обуви. У меня была отличная швейная машинка. Даже две. Порой приходилось шить сразу на обеих, сидя на вращающемся стуле в тесном углу между двумя столами.
Несмотря на все трудности, я как-то очень светло вспоминаю то время, когда переделав все вечерние дела, уложив детей спать, тихонько включала радио, придвигала лампу-грибок поближе и до четырёх утра шила одежду на заказ. Это было самое благодатное время, потому, что ничто не отвлекало от любимого дела. Ночь пролетала незаметно.

За свою работу я брала по-божески, поэтому заказов хватало. Клиенты меня передавали из рук в руки как эстафетную палочку. Где уж тут всех упомнишь! Но были и постоянные клиенты. Это в основном бизнес-леди, жёны или любовницы состоятельных  чинов. Некоторых из них помню до сих пор. Потому что у богатых были свои причуды.

***

Лариса, стройная молодая эффектная красавица с ухоженными руками и безупречным свежим маникюром, вела себя со мной по-простому, без тени спеси, так свойственной людям состоятельным. Шить на её стандартную фигуру было легко и приятно.

За время визита ко мне она успевала рассказать о своём пятилетнем сынишке, пожаловаться, как устала сидеть дома в ожидании мужа с работы. С тех пор как она вышла замуж, подруг у неё не стало. Были только исключительно жёны коллег её высокопоставленного супруга. Поболтать о своём, о женском можно было лишь с маникюршей и портнихой.

Как-то за пару недель до Нового года Лариса забежала ко мне вдохновлённая с объёмным пакетом, из которого достала восхитительный отрез искусственного меха. В то время только-только стали появляться очень качественные дорогие  меха, которые от настоящих можно отличить лишь при очень близком рассмотрении.
- Муж уехал в Москву, вернётся к праздникам, а я решила сделать ему подарок. Будем шить мне шубку. Коротенькую, расклешенную снизу. Такую нигде не купишь. Новый год отмечаем в ресторане, будут все его коллеги с жёнами. Муж приедет – обалдеет! Его жена будет самой неотразимой!

К шубке мы подобрали дорогую стильную фурнитуру, и вещь получилась такой, что хоть сейчас выставляй на обложку глянцевого журнала вместе с её хозяйкой. Это была, пожалуй, одна из лучших моих работ. Но самое дорогое, когда клиент уходит от меня довольный, а сшитую вещь носит долго и с удовольствием.
За день до праздников Лариса появилась у меня со знакомым уже пакетом и вывалила из него обновку:
- Забирай назад. Деньги можешь не возвращать.

Я на минуту потеряла дар речи. Такого в моей практике ещё не было. И тут Лариса рухнула на мой диван и, обливая шубку слезами, поведала.
Супруг вернулся из командировки и жена, подпрыгивая от нетерпения, встречала его в обновке. Произведённый эффект даже превзошёл её ожидания. Очарованный муж ходил вокруг и разглядывал как новогоднюю ёлку. Естественно, первым же вопросом было: где купила и сколько потратила. Богатые люди умеют считать деньги.
Лариса ожидала ещё большего восторга, когда призналась, что шила на заказ и уложилась в скромную сумму. Муж окаменел, позеленел и рявкнул:
- Что? Искусственный мех? Выбрось сейчас же эту дрянь на помойку! МОЯ жена носить это не будет никогда!
- Ну, можно, я хоть буду в ней гулять с ребёнком во дворе, с горки кататься, - жалобно скулила Лара, обняв любимую вещь.
- Возьми в шкафу настоящую шубу и можешь кататься на ней как на подстилке, а этот позор – вон из моего дома!
- Ага! Катайся? Тогда у меня останется всего одна шуба, если на другой кататься буду!

Тогда муж спесиво надулся, протопал в прихожую, вынес увесистый чемодан и достал из него две новеньких шубы. Одну – длинную в пол, коньячного цвета из норки, а другую короткую серебристо-голубую из песца. Это был его новогодний подарок любимой супруге.

После праздников я услышала забавное продолжение этой истории. Многие из коллег супруга Ларисы тоже ездили покупать подарки для своих половин в Москву. Оригинальностью они не отличались и закупались вместе в одном магазине. Поэтому на торжество часть жён пришла в коньячных шубах, а другие - в голубых. Что впрочем, ничуть не смутило их мужчин, главным критерием для которых был дорогой натурпродукт.

***

Другая моя клиентка была очень… м-м-м…объёмной. Весом в центнер с хвостиком. При этом несимметрично сложена. Одежду ей подобрать в магазине было просто невозможно. Однако дама могла позволить себе шить на заказ всё, вплоть до нижнего белья. Она владела собственным бизнесом что-то по части торговли.

Дама появилась у меня по рекомендации одной из моих клиенток. Принесла сразу несколько отрезов, и я под диктовку набросала на бумаге её фантазии, которые она хотела воплотить в тканях. Сразу стало понятно, что фантазия у клиентки богатая, а вот вкус не просто на нуле, он у неё в глубоком минусе. То, что она хотела, будет смотреться на ней как на корове седло. Когда я деликатно попыталась внести коррективы в модели будущих изделий, меня сурово оборвали:
- Шейте, как сказано! Не нравится, найду другую портниху. Вас много.
«А ты, Звезда - одна такая!», - мысленно продолжила я её речь. Вот потому и называла её про себя Звездой.

У меня дома висят два зеркала. Одно большое, в полный рост, в прихожей. Другое в комнате – поменьше. Оно имеет свою особенность. Очень люблю в него смотреться, когда набираю лишний пяток килограммов. Зрительно оно слегка сужает и вытягивает фигуру. Понятное дело, что всех своих клиентов с размерами Звезды я на примерках приглашала именно к нему.

Звезда, каждый раз молча, без эмоций, разглядывала себя в обновке. Придраться было не к чему. Всё было сшито в точном соответствии с заказом. А я с грустью смотрела ей в спину и думала, что носить она это не будет. Сама не понимает, так другие скажут – безвкусица. А ещё я мечтала, чтобы она больше никогда у меня не появилась.

Однако Звезда приходила снова и снова, а мне очень были нужны деньги. Но я всё сильнее начинала ненавидеть то, чем занимаюсь.

Однажды, когда мадам принесла мне очередной отрез дорогой ткани, я провела по мягкой поверхности рукой и зажмурилась от восторга – до чего ж ткань была хороша! А ещё я представила, какой шикарный костюм можно было бы из неё сшить и главное – цвет и текстура впервые очень подходили моей клиентке!
Но когда клиентка начала в очередной раз диктовать свои фантазии, я сочла их святотатством:
- Или я сошью то, что считаю подходящим  для вас, или мы расстаёмся навсегда!
Не знаю, что на неё повлияло: моя отчаянная категоричность или отсутствие времени искать другого мастера, но она оставила всё на столе и пошла на выход.
В дверях Звезда мне бросила через плечо:
- На примерку не приду. Буду десятого числа. Постарайтесь успеть. Это очень важно.

Хорошенькое дело! Без примерки, да на такую кривобокую фигуру! Впрочем, эту фигуру я уже изучила, как свои пять пальцев.
Новый костюм клиентка разглядывала в этот раз очень долго и придирчиво. И хотя не было сказано ни слова, я кожей чувствовала, как она довольна. С тех пор так и повелось. Она приносила ткани, а я, зная её гардероб, сама решала, что и как буду шить. Я снова стала любить свою работу.

Уже спустя несколько лет, как я перестала шить на заказ, как-то случайно встретилась со Звездой в театре. Она меня не заметила, но я сразу узнала свою работу. Это был тот самый костюм - первый и лучший комплимент от Звезды за всю историю наших с ней отношений.

***

Лиля была единственной и любимой дочкой богатых родителей. Умом не блистала, чего не скажешь о её внешности. Девочка была крайне избалованной, капризной, но не злой. Ко мне она ездила редко по причине природной лени, больше предпочитала шопинг.

Главным смыслом её жизни было удачно выйти замуж. Найти спутника жизни в точности похожего на её папу. Если не лицом, то уж кошельком и внимательным отношением к её капризам - обязательно
Мне запомнилась наша с ней последняя встреча. Я тогда уже не шила на заказ, а работала в буржуйской конторе до половины шестого. Вечером после работы я встретила у своего подъезда Лилю.
Увидев меня, она буквально повисла на моей руке:
- Ты просто обязана спасти меня! Вопрос жизни и смерти! Помнишь, мою синюю короткую юбку? Ты должна сшить точно такую же!
Юбку я помнила. Обычная юбка. Но если уж чего Лиля себе в голову вбила, то не отстанет. Поэтому я согласилась:
- Хорошо. В ближайшие выходные.
- Нет! Немедленно! Прямо сейчас! – запричитала она.
Пока мы поднимались ко мне в квартиру, она протарахтела свою душераздирающую историю.

Совсем недавно Лиля познакомилась с молодым человеком и сразу поняла, что это – судьба. Такой лапонька, такой душка! Имеет свой бизнес, разъезжает по заграницам. Всё при нём. Сегодня у них первое свидание, а домработницу  рано отпустили. Лиля отважилась сама погладить себе любимую юбку. И тут позвонил ОН! Телефон стоял в прихожей. В то время ещё не было сотовой связи.
Как результат: горелое пятно на юбке на самом интересном месте.
- Бред! – фыркнула я, - Тебе больше надеть нечего? Да иди хоть вот так, как сейчас. Классно смотришься.
- Ты не понимаешь! Эта юбка - мой талисман. Если я в ней прихожу на первое свидание, ни один мужик от меня не уйдёт по своей воле. Проверено. Шей, тебе говорю!
Я, вздохнув, глянула на часы:
- Во сколько свидание?
- Да он уже там стоит! Я видела, когда мимо к тебе ехала.
- Ты сумасшедшая! Какой кавалер столько ждать будет? Знаешь, сколько времени нужно, чтобы юбку сшить?
- Не знаю. Этот будет ждать! Шей!
Наверное, я заразилась её убеждённостью и побила все собственные, и даже мировые рекорды по пошиву синей юбки.

Если бы Лиля не забыла дома деньги, чтобы расплатиться со мной за работу, я так бы и не узнала, дождался ли её принц. Она появилась через два месяца, когда я уже мысленно пожелала ей удачи и простила долг. Клиентка щедро расплатилась, но гораздо дороже мне было узнать, что я умею шить счастливые и чуточку волшебные юбки.
Лиля вышла замуж и собиралась на Канары в свадебное путешествие.

04.03.2015г.