Тиамат - расчлененная Мать

Марта-Иванна Жарова
ТИАМАТ - РАСЧЛЕНЕННАЯ МАТЬ: ЖРЕЦЫ «СВЕТА» ПРОТИВ ЖРИЦ «ТЬМЫ»
Термин «амальгама» для обозначения хитросплетения правды и лжи, реальных фактов и чудовищных вымыслов с целью очернения оппонентов впервые появился в период якобинской диктатуры (Великая Французская революция). Л.Д.Троцкий активно использовал этот термин, разоблачая сталинские методы пропаганды, направленные против него и его сторонников, а позднее – как универсальный принцип работы советской «термидорианской» пропагандистской машины, обеспечивающий формирование заранее заданных выводов.
Принцип амальгамы в действительности универсален. Он лежит в основе практически любой патриархальной идеологии. Поскольку «победителей не судят», они пишут историю, а точнее – переписывают ее всякий раз в связи с задачей снова убедить побежденных и порабощенных в том, что жертва всегда во всем виновата сама и заранее.
История патриархата – это, с одной стороны, реальная история завоевания кочевыми патриархальными племенами представителей мирных, а потому беззащитных перед ними матриархальных культур, а с другой – постепенное переоформление картины мира под новую реальность, сотворение мифологии, не только оправдывающей, но и воспевающей насилие, приписывая жертве заведомую порочность. В патриархальных религиях образы Богини Матери, Универсальной Создательницы, были демонизированы, отождествлены с абсолютным злом. И в религиозных представлениях завоеванных племен и народов под влиянием патриархальных насильников и насилия, возведенного в систему, все больше проявляются дуалистические представления.
Миф об извечной борьбе «добра» и «зла», «света» и «тьмы» - главная идеологическая ловушка патриархата. Никогда не бывает оснований сомневаться, что победители в любом случае объявят носителями «добра» и «света» именно себя, а побежденных, порабощенных, униженных и изнасилованных запишут в противоположный лагерь.
Эта формула работает безотказно уже несколько тысячелетий. Принцип насильственного разделения на противоположности и удержания каждой в заданных рамках обеспечивает воспроизводство иерархии. Отсутствие иерархии понимается как хаос, неупорядоченность, зло (опять-таки). Шумеро-вавилонский миф об убийстве «доблестным» Мардуком своей матери Тиамат прославляет торжество «порядка» (патриархального и фаллоцентрического) над «хаосом», при котором «героические» (мужские, «духовные», «светлые», «солярные») силы борются и побеждают «демонические» (женские, «материальные», «темные», «лунные»).
А между тем именно в до-патриархальной, недуалистической картине мира, где правила Богиня, царил закон Равновесия, при котором природные циклы и естественные ритмы служили залогом единства человека со всем сущим, залогом вечности, неуничтожимости бытия: и времена года, и день и ночь сменяли друг друга и друг друга дополняли. Богиня Мать Создательница в своей древнейшей, хтонической форме выступала как Богиня Жизни-Смерти-Жизни, и в таком контексте Смерть как завершение старого цикла обеспечивала начало цикла нового, являясь естественной и невычленимой составляющей непрерывного процесса развития – того «хаоса», против которого восстал патриархальный «герой», метящий в боги (сначала – загробного мира, а потом и в боги небесные).
Если Богиня Мать – Дарительница Жизни, то мужское божество как персонификация обожествленной фаллической гордыни и жажды власти, как бы оно не претендовало на роль Творца, самоутверждается за счет убийства, насилия и ужаса, наводимого своей жестокостью. В патриархальных религиях природные циклы отступают на второй план, а сама природа описывается так, чтобы лучше проиллюстрировать становящийся «естественным» принцип патриархальной иерархии. «Светлые», «»солнечные» божества воюют против «темных», «лунных».
Патриархальный уклад налагает на интерпретацию допатриархальной мифологии свою специфику. Например, ацтекская богиня Коатликуэ, богиня Земли и Огня (а также Женской Самости – у нее нет и никогда не было мужа, хотя есть исторически более поздняя мужская ипостась – Кетсалькоатль) каждый вечер рожает Луну и звезды. И каждое утро она поднимается на гору, чтобы родить Солнце. Луна и звезды в своей ревности хотят убить мать, но Солнце, едива родившись, защищает ее, убивая Луну и звезды. У индейцев-арауканов (мапуче) есть легенда о том, что в древности мужчины якобы прибывали в полном подчинении у женщин, державших их в трепете при помощи особых тайных чар. По ночам женщины совершали свои шаманские ритуалы, и ни один мужчина не мог при этом присутствовать. Но однажды некий смельчак подглядел ритуал, и чары потеряли силу, а мужчина обрел шаманские способности. С тех пор, возмущенный вековым тиранством женщин, Солнечный Шаман все так и гонится по небу за Лунной Шаманкой, но никак не может догнать. (Интересно, что мужской шаманизм у арауканов все равно практически не прижился – он так и остался чисто женской практикой).
Солнечный культ, противопоставляемый лунному – важная дуалистическая реформа древней космогонии, возвращающая нас к мифу о расчлененной Тиамат. В данном контексте солнечный культ не есть аспект универсального культа Матери Природы в ее качестве жизнетворного Тепла и Света. Солнечный культ, используемый для подавления лунного, связанного прежде всего с женскими циклами, превращается в свою противоположность и обнаруживает уже не солярные, а сатурнические качества (иссушающие, сжимающие, подавляющие, и они же перекликаются с качествами «сожженной» Луны), проявляет кроме того марсианские качества агрессивной маскулинности, склонности к насилию. При этом все перечисленные качества приписываются «жрецами Света» лунным жрицам, дочерям Великой Матери, которые обвиняются ими в том, что, говоря современным языком, те стоят на пути прогресса подобно тому, как грубая и инертная материя сопротивляется благотворному действию духа (согласно Аристотелю). Отсюда уже недалеко до понимания Духа как способности навязывать другим свою волю (насиловать).
Так «жрецы Света» становятся жрецами Сета, духа смерти и пустыни, возвеличившего себя до ранга творца неба и земли. Сета, убившего и расчленившего Озириса…
Очень важно помнить, что первое расчлененное божество – это не бог, а древнейшая Богиня, Великая Тиамат, превращенная идейными наследниками матереубийцы в демоническое чудовище, олицетворяющее тьму и хаос.
Именно такова цена мужской эмансипации от Универсальной Природы (Великой Матери) ради фаллоцентрического нарциссизма и иллюзии собственного обожествленного всемогущества. Вот только ум, обособившийся от Универсума, как раз связан с лунными, а не солнечными богами: то видит ясно (Полная Луна), то впадает в ослепление (Луна Сожженная). И всюду, где замешаны козни духа пустыни и фаллоцентрическая гордыня, мы можем наблюдать подобные отзеркаливания и искажения, перемешанные с украденным из первозданного мира Богини знанием. Так были искажены и лишены силы практически все «языческие» религии, зародившиеся в эпоху матриархата и извращенные до неузнаваемости.
Когда христиане говорят «Бог есть Любовь» и при этом мечтают уничтожить всех геев и лесбиянок, а мусульмане рассказывают о своей «религии мира», настаивая на законах шариата – и те, и другие наглядно показывают суть авраамических религий, созданных на основе ханжества и откровенного патриархального зверства, вдохновляемого яростным духом смерти родом из Аравийской пустыни. А все, что в этих религиях способно привлечь к ним людей гуманистически настроенных – не от бога, а от Богини. Но оно присутствует там лишь в качестве приманки и не существует само по себе, а в составе амальгамы.
И надо ли говорить, что древнеиудейская сказка о «грехе» Евы нужна для того, чтобы скрыть совершенно очевидную истину: первым грехом человека после утраты единства с Богиней было насилие мужчины над женщиной!
С тех самых пор оно так и не прекращается…