О Бердяеве, монастыре, колючей проволоке и заборах

Лилия Соловьева
...Как пророчески пишет Бердяев: << вместе с чувством вступления в зону большей свободы у меня было чувство тоски расставания на неопределенное время со своей Родиной>>...

Но кажется, будь он жив, и вернись он в Россию человеком  написавшим 40 книг и 400 статей, (такое количество было переведено на основные европейские языки), вернись он сейчас  человеком по книгам и лекциям  которого судили о русской душе, русском народе, истокам русской революции, смог бы он сейчас спокойно и вольно вдохнуть полной грудью воздух своей современной Родины? Вопрос конечно интересный но не мудреный.

Я решила поиграть текстами, решила переплести их, для того чтобы, с одной стороны, ярче подчеркнуть действительность, и, с другой стороны, яснее оттенить(показать) нескончаемое расставание с Родиной Николая Александровича Бердяева, который принадлежал к мыслителям с  русской душой.

Моей целью является создание картины:  я живу в будние дни, передвигаюсь, вижу, думаю и параллельно  читаю книгу  Бердяева, осмысливаю его.
[прошу читателя понять мою задумку, чтобы далее, он -- читатель,-- не пыжился и не возмущался]

                ______________________________________

О Бердяеве, монастыре, колючей проволоке и заборах.


Прошло девяносто три года с того момента как Николай Александрович Бердяев покинул Россию.
Было это так:
Порвав с марксизмом , Бердяев не помышлял лично ни о какой политической борьбе. С коммунизмом он вел "не политическую , а духовную борьбу, борьбу против его духа, против его вражды к духу". Тем не менее он дважды подвергался аресту. В августе 1922 года последовал второй арест; на сей раз, обвиненный в антисоветской деятельности, Бердяев просидел в тюрьме неделю, после чего ему было обьявлено, что согласно решению Политбюро ЦК РКП (б) и Президиума ВЦИК он подлежит высылке за пределы РСФСР. В сентябре 1922-го Бердяев в группе таких же "инакомыслящих профессоров" отбыл  в Германию. В группу входили философы С.Л.Франк, Ф.А.Степун, священник Сергий Булгаков , И.А.Ильин, Л.П.Карсавин , Б.П.Вышеславцев, Г.В.Флоровский , Н.О.Лосский , ректор МГУ зоолог М.М.Новиков , историки А.А.Кизиветтер , В.А.Мякотин , А.А.Боголепов и др. <<Мы ехали через Петербург и из Петербурга морем в Штеттин  и оттуда в Берлин , -- вспоминал четверть века спустя Бердяев. -- Высылаемых было около двадцати пяти человек, с семьями это составляло приблизительно семьдесят пять человек. Поэтому из Петербурга в Штеттин мы наняли целый пароход, который целиком и заняли. Когда мы переехали по морю советскую границу, то было такое чувство, что мы в безопасности, до этой границы никто не был уверен, что его не вернут обратно. Но вместе с этим чувством вступления в зону большей свободы у меня было чувство тоски расставания на неопределенное время со своей Родиной>>.

Мы свыклись со многими вещами способными вызывать чувство тоски.
Мы уже не замечаем сколько раз в день, перед нами, глядящими из окон мрачного общественного транспорта, мелькает колючая проволока. Нет, это не та проволока представляющая собой заграждение от животных, а настоящая  -- колючка от человека.Только не подумайте  что я живу в зоне военных действий. В округе нет никаких режимных и психиатрических учреждений, нахожусь я не совсем в "дыре", и даже  не на границе с Ливаном. Наши места считаются курортными, они далеки от приграничных, ведь живу я в районе Кавказских Минеральных Вод (в буклетах такие городки всегда мило и красочно описывают). Люди каждый день перемещаются, курсируют между городами,  так проходит день за днем, -- обычный быт, обычных граждан, иии... колючая проволка...

Бердяев: "Самопознание": << У меня всю жизнь было абсолютное презрение к так называемому «общественному мнению», каково бы оно ни было, и я никогда с ним не считался. Для меня даже не существовало вопроса об отношении к «общественному мнению». При таком складе характера трудно быть политиком.>>

Я вижу колючую проволоку  пять раз  в день!
А четыре раза в день  вижу придорожные кресты из мраморной крошки.
"Спаси и сохрани" и колючая проволока -- два ярких, тревожащих символа. Каждый из них открывается моему взору несколько раз в день.
Проволока новая,  поблескивает на солнце,  видимо  её производство расширили -- есть спрос, есть и предложение. На всех ограждениях она завита богатыми кольцами, которые совсем не растянуты, а лежат плотными защитными,  довольно щедрыми  локонами.

Бердяев: "Самопознание":  << Я мучительно чувствовал чуждость всякой среды, всякой группировки, всякого направления, всякой партии. Я никогда не соглашался быть причисленным к какой-либо категории. >>

Современные заборы, если их сравнивать с заборами  семидесятых и восьмидесятых годов, стали гораздо выше и основательнее.
Забор -- примета сегодняшнего дня, -- глухой, приближен к двум метрам, кирпичный или металлический, обязательно сплошной, без просветов. Государственные  структуры и учреждения отгораживаются от граждан, серьезно волнуясь за свою безопасность. Граждане же, в свою очередь, и тоже волнуясь за свою безопасность,  отгораживаются  от государственных структур-учреждений, и от соседей, и, от всех  вместе взятых внешних врагов. В итоге заборы тех и других  сливаются в  любовном экстазе  виноградных  улиток-гермафродитов,  превращаясь в одну длинную и внушительную  примету времени...
Одно тело вбирает в себя другое, скрепляясь склизкими  мантиями.
Те же, кого любовный экстаз пока еще не успел захватить своим  переполненным  слизью ртом, делают ежедневные вылазки в свой рабочий день,-- за пропитанием, а потом обратно,-- за персональную ограду.

Всё смешалось... кто есть люди без лица? кто злодеи? кто несчастные уроды? где виноградные улитки?

Бердяев: "Самопознание": << В противоположность распространенному мнению, я всегда думал что свобода аристократична, а не демократична. Огромная масса людей совсем не любит свободы и совсем не ищет её. Революции масс не любят свободы. >>

Бывает так, что по вечерам  металлический забор сотрясается и слышен страшный стук. Приезжий человек содрогается от звуков, но я его успокаиваю. Выясняется,  что это  совсем не воры и не бандиты лезут. А это... --  кот (увесистое  животное с мягкими и пушистыми лапками); он пытается перелезть через мой забор; уцепиться ему нет никакой возможности, кот бешено карабкается растопырив лапы; скользя когтями по металлу и издавая протяжный скрежет, он изрядно старается, но все же съезжает вниз.
К этим звукам я тоже привыкла....

Бердяев: "Самопознание": << Русскому народу присущ своеобразный коллективизм, который нужно понять не социологически. Употребляю слово коллективизм условно, вернее было бы сказать «коммюнотарность». У нас совсем не было индивидуализма, характерного для европейской истории и европейского гуманизма, хотя для нас же характерна острая постановка проблемы столкновения личности с мировой гармонией (Белинский, Достоевский). Но коллективизм есть в русском народничестве, левом и правом, в русских религиозных и социальных течениях, в типе русского христианства. Хомяков и славянофилы, Вл. Соловьев, Достоевский, народные социалисты, религиозно-общественные течения начала XX века, Н. Федоров, В. Розанов, В. Иванов, А. Белый, П. Флоренский – все против индивидуалистической культуры, все ищут культуры коллективной, органической, «соборной», хотя и по-разному понимаемой. И осуществилось лишь обратное подобие этой «соборности» в русском коммунизме, который уничтожил всякую свободу творчества и создал культуру социального заказа, подчинив всю жизнь организованному извне механическому коллективу. И сейчас русские культурные люди могут лишь мечтать о свободе творчества, об индивидуальной независимости и достоинстве. Такова русская судьба, такова двойственность России.>>

У нас, под горой Бештау, есть монастырь (мужской). В интернете можно почитать его историю и посмотреть рекламные фото. Снимки красочные, с великолепными ракурсами, манящие, привлекающие своим умиротворением и благолепием.
Буквально лет восемь назад, это  была  еще открытая и доступная, с зеленой оградой территория. Беспрепятственно можно было пройти  в вечернее время  по темной  аллее вдоль старых сосен, посеребренных лунным светом, и выйти на площадку с подсвеченными ликами святых. Я прекрасно помню как прозрачные балдахины, льнущие к  ликам, нежно колыхались на ветру и придавали их очертаниям еще большую таинственность, и еще большую святость. А в небе сияли звезды...
А теперь?
Теперь это огороженная площадь.
Неожиданно в лесу ты натыкаешься на сплошной, гофро-металлический двухметровый забор. К стойке каждого пролета двухметрового забора, прикручен маленький  прожектор. Все в лучших традициях современного государства: наемные охранники -- шлагбаум -- мониторы -- видео наблюдение.
Туда  возят экскурсии.
Там зарабатывают деньги.

Бердяев: "Самопознание": << Всякая идейная социальная группировка, всякий подбор по "вере" посягает на свободу, на независимость личности, на творчество. >>

Люди, приехавшие на экскурсию, сбиваются в кучку у глухого уродливого забора перед закрытыми воротами и ждут позволения пройти  вовнутрь; женщины поправляют на голове непривычные платки и  одергивают на ходу длинные юбки. Мужчины напускают на себя загадочно-сосредоточенный и вдумчивый вид,-- все готовятся, настраиваются на определенный -- таинственный лад.
(Интересно, делают ли монахи зарядку?)

Бердяев: "Самопознание": << Я всегда знал, что свобода порождает страдание, отказ же от свободы, уменьшает страдание. Свобода не легка, как думают её враги, клевещущие на неё, свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя. >>

Экскурсовод подает знак (чуть ли не взамахом носового платочка), и,  очередная партия эскурсантов начинает гуськом семенить вглубь территории монастыря.
Говорят там живет умалишенный старец, который сидя в темном уголке, за определенную плату брякает любому  обратившемуся к нему что ни попадя. Это "что ни попадя", следует принимать за прорицательство твоей судьбы... . Старец как-бы подсказывает что  надо сделать, чтобы разрешились твои жизненные проблемы опутавшие тебя с ног до головы.

Бердяев: "Самопознание": << В моей семье совершенно отсутствовала авторитарность. Я в ней я не чувствовал инерции традиционного быта. В ней было что-то заколебавшееся. Она принадлежала к толстовскому кругу, но было что-то от Достоевского. >>

Старец, своими советами помогает решить жизненные проблемы....Ааа, каково?!  Получается что-то среднее между гадалкой и убогим  экстрасенсом. -- Дикая смесь!
А вообще эта территория, на которой стоит монастырь, принадлежит  Бештаугорскому заказнику, который в свою очередь, охраняется государством. Монастырь расстраивается, канализации соответственно нет, мусорка перед воротами  всегда переполнена, стоящий рядом с этой мусоркой маленький отхожий домик засран под завязку.  До постройки уродливого забора, было видно и еще одно место, где сбрасывались отходы (уже самими монахами), но сейчас оно  удачно скрыто от посторонних взоров.

Бердяев: "Самопознание": << Я совсем не поддаюсь коллективной заразе, хотя бы хорошей. Мне совсем неведомо слияние с коллективом. В экстаз меня приводит не бытие, а свобода.
Но я совсем не силипсист, я направлен на иное и иных  и очень чувствую реальность. >>

На подъезде к монастырю  тоже все загажено пластиковыми бутылками, пакетами, стаканчиками, использоваными презервативами, и белыми синтетическими салфетками (их сейчас в продаже уйма --  влажных и универсальных, детских, женских, мужских.)
С гигиеной день ото дня  все лучше и лучше у наших граждан....

Бердяев: "Самопознание": << Я с болезненной остротой воспринимаю дурной запах мира. У меня есть брезгливость и к самому себе. Думаю, что брезгливость связана со структурой  моего духа. Душевная брезгливость у меня  не меньшая. Дурной нравственный запах мучит меня не меньше, чем  физический запах. Брезгливость вызывают интриги жизни, закулисная сторона политики. >>

Валяется масса пустых коробок из-под новогодних питард,  банок из-под пива и множество пластиковых бутылей. Активисты, имеющие своей целью развитие туризма, устраивают субботники для сбора мусора, покупают большие пластиковые пакеты и перчатки за свой счет, а монастырь конечно же идет навстречу и,  выделяет грузовичок, для вывоза собранных отходов жизнедеятельности наших симпатичных граждан. Но надолго это не спасает, экскурсанты и вольные отдыхающие довольно быстро успевают замусорить прилегающие к монастырю территории заново.
Кольцевая дорога вокруг горы Бештау, протяженностью около 14 км., имеет свою  историю, связанную   с добычей урановой руды. Курировать эти разработки начинал Берия, увозя с собой тайные, дописанные от руки (в целях безопасности ) отчеты  самому  Сталину. Все держалось в строжайшей секретности, связанной с  интересами государства.

Бердяев: "Самопознание": << Предчувтвия возможности большевизма у меня очень рано были, еще когда я вращался в марксистской среде. Тогда я уже боролся с тоталитаризмом  во имя свободы мысли и творчества. >>

Гора Бештау, это уникальный  природный памятник. Лес  заказника  болен, (дятлы трудятся  не покладая своих клювов, но это не спасает), лес завален сухостоем падающим  в разные стороны.
Перед монастырем, монахи сняли довольно большие пласты прилегающей скальной породы, что позволило им иметь строительный камень и расширить дорогу, а заодно обустроить просторную стоянку для многочисленных машин и автобусов с экскурсиями. Всё делается масштабно, с размахом и безжалостно по отношению к природе.
По всей кольцевой дороге (а она, повторяюсь, принадлежит заказнику) разбросаны выбитые на камнях надписи   выполненные руками монахов, живущих нынче в монастыре.
Вот такая складывается жизнь  у нашей  государственной собственности, вот таким образом медленно, но явно происходит  клерикализация....

Бердяев:  "Самопознание": << У меня не было традиционного православного детства, я не изошел ни от какой наивной ортодоксии. В шиллеровском смысле «наивная» ортодоксия существует лишь у тех, кто имеет ее с детства, по наследству, в кровной традиции. Всякая другая ортодоксия должна быть названа «сентиментальной». В нашей семье не было традиционной православной атмосферы. Мой отец был вольтерианец-просветитель. Во вторую половину жизни он сочувствовал религиозным идеям Л. Толстого. Он верил в Бога в деистическом смысле. Почитал Иисуса Христа, но христианство сводил исключительно к любви к ближнему. Он любил читать Библию и на полях делал свои критические замечания совершенно в вольтерианском, рационалистическом духе. К церковным догматам относился отрицательно и видел в них искажение учения Христа. За обедом он любил нападать на Библию и на церковь и высмеивать традиционные взгляды. Это вызывало у матери реакцию, и она говорила: «Alexandre, si tu continues, je m en vais». Я говорил уже, что моя бабка, мать отца, была монахиней. В детстве отец жил в церковно-монашеской атмосфере, и его заставляли большую часть года поститься. Это вызвало в нем отрицательную реакцию. Он определился в одной из традиций русского барства, в традиции вольтерианско-просветительской. >>

Будь Бердяев жив и здоров, думаю он и сегодня, в 2015-ом,  по-прежнему  писал бы из Франции:
 << Все политическое устройство этого мира рассчитано на среднего, ординарного, массового человека, в котором нет ничего творческого. >>
                ______________________________


* Книга, выдержки из которой здесь приводятся, была написана Беряевым за восемь лет до смерти.
  Черновик ее под названием «Философская автобиография» писался в 1939 — 1940 г.