Мои охотничьи лайки

Алексей 37
 

               
С детства мечтал завести себе лайку.  Да жизнь складывалась так, что все не получалось. Поселившись в таежном поселке, думал, что здесь-то полно классных лаек. Да не тут-то было! Собак было чуть меньше, чем людей.  Завозили с других мест собак всех пород и видов. На привязи не держали, случались свободно. Это приводило к таким немыслимым ублюдкам, которых нужно было немедленно и беспощадно уничтожать. Однако насильно уничтожать нельзя, а хозяева держали любых…В соседней коми-деревне, где был зверпромхоз и промысловики занимались охотой и рыбалкой, на удивление, так же практически не было путных лаек. Ежегодно привозили щенков из питомника лаек, да что-то они все были твари бездарные и не работали в лесу. Правда, промысловики в основном добывали пушнину капканами, ловушками и петлями. А собаки в этом случае только помеха...
 И тут мне подвернулся случай. Посадили в тюрьму мужика, у которого, по слухам, была неплохая лайка. Сожительнице того мужика собака была не нужна, болтался пес беспризорно. Купил я его за пару бутылок водки…
  То, что это была лайка - слишком громко сказано. Лайкоид. Крупный пес, похож на западносибирскую лайку, хорошо одетый, рыже-серо-белый, уши висят на хрящах. Звали его Бандит. Люди говорили: вон идут по поселку два бандита - бандит Усов с собакой Бандитом.
  Продержал я его два дня на цепи, выгуливая вечерами, потом отпустил одного побегать.
Глядь - нет Бандита! Недалеко сосед около дома ходит… - Ты Бандита не видел? - Нет, не видал!  Кричу :-Банда! И слышу лай из сарая соседа. – Выпускай собаку! Я ее за пару бутылок купил!   Куда деваться? Выпустил. Банда вперед меня прибежал к будке - привязывай! Признал за хозяина, надоело бродяжничать. Да я давно заметил, что собаки, как и дети хорошо чувствуют людей. К одним – жмутся,  других – избегают.
Пес был умный, но хитрый. Никогда не пытался нагло чего-то добиваться, всегда демонстрировал свое послушание, но иногда шел на обман. У детей была с ним любимая игра: На нос Банде кладут кусок сахара  -тот сидит неподвижно, не пытаясь сахар схватить и внимательно смотрит в глаза. Но стоит только на мгновение отвести взгляд в сторону, как сахар тут же исчезал без следа.- Банда, где сахар?- кричат дети. А тот преданно смотрит в глаза, - какой, мол, сахар? Не было никакого сахара! И только получив разрешение:- ладно  уж, ешь!- начинал хрупать.
Однажды Бандит бегал во главе собачьей свадьбы. Увидел меня и спрятался за дом. Он кругом дома, да я навстречу! Столкнулись нос к носу. Он изображает бурную радость встрече с хозяином, виляет усиленно хвостом и весело бежит впереди меня домой. Но. завернув за угол соседнего дома, сразу исчезает! Деваться ему было некуда, значит в подъезд спрятался…Захожу в подъезд - нет собаки! Не верю! Поднимаюсь на 2-й этаж, а он притулился под чердачной лестницей. Понял, что разоблачен и опять изобразил бурную радость от встречи…
Был у него один серьезный недостаток, который не раз ставил меня в опасные ситуации. Любил драть всех встречных кобелей, не глядя на размеры,  породу и силу. Особенно в тайге. Потому и звали его Бандит. Хотя мы чаще звали «Банда» с подачи детей.
Когда только еще поселился у нас Бандит, во дворе верховодила крупная овчарка с гнилыми зубами. Бандит что-то нюхает на помойке. Овчарка отходит на 5 шагов, разбегается и бьет плечом в бок так, что Бандит летит кубарем. Тут же встает, отряхивается и опять, как ни в чем не бывало, нюхает в помойке. Овчарка решила повторить свой прием. Опять с разбегу хочет ударить, да Бандит слегка посторонился, схватил собаку за шиворот, тормознул всеми 4-мя ногами. Та сделала в воздухе сальто-мортале и шмякнулась спиной оземь, аж земля дрогнула! А Банда уже держит ее за горло и давит!  Та только ножками сучит…
-  Банда! Фу! Нельзя!  И собака в полтора раза крупнее его пошла в сторону,  хрипя и шатаясь…С тех пор Бандит стал признанным первым номером во дворе. У  собак тоже есть иерархия. А овчарка та всячески его избегала. Впрочем, она что-то недолго прожила…
   Другой раз дело вышло гораздо серьезнее. Идем мы с Бандой по таежной тропинке. Вдруг Банда насторожился, замер. Смотрю - навстречу идет участковый милиционер с собакой - хороший был у него кобелек - лайка. Бандит стремглав туда! Кричу, что есть мочи:- Роман возьми собаку на поводок. Не понял…Не успел…Бандит забил ту собаку под корни болотной сосенки и душит в воде…Подбегаю, хватаю за шиворот, оттаскиваю пса. Тот кобель с писком кидается бежать в сторону дома… Участковый выхватывает пистолет:- Пристрелю к чертям твоего зверя! ( Роман охотился с мелкокалиберной винтовкой и пистолетом на поясе в открытой кобуре - от медведей что ли?) Тут же два ствола упираются ему в живот.-  Бандита стрелять не дам! А я спущу курки даже мертвый.  Весь живот разнесу вдребезги!  Убери пистолет!
 Роман медленно бледнеет и начинает часто и судорожно дышать.
-Ты правда стрелять будешь?
-Я сказал:- Убери пистолет! Они собаки, а мы люди. И не могу я собаку по тайге на поводке водить!  Кое-как угомонились, покурили и разошлись…
 Другой раз возвращались с охоты в таежную избушку. Надо перейти речку по переброшенному дереву на 2-х м. высоте от воды.  А на том берегу, лесники с вещами готовятся тоже переходить на наш берег. При них три собаки. Успеваю взять Бандита на поводок.  Идем по бревну, как эквилибристы по проволоке…У меня за спиной рюкзак с 5 глухарями и всякой прочей мелочью. Килограмм 25 потянет. Бандит уже перешел  и резко рванул на берег. Меня мотнуло, еле устоял на бревне, но поводок выпустил из рук. А чертова Банда уже чужую собаку давит! Хозяин хватает железный крючок, с палец толщиной и бьет моего пса по хребту…Я вскидываю ружье:- Не смей, пристрелю!            Их 4 человека, да ружья сложены в стороне. Один, было, рыпнулся к ружьям, да я рывком перевожу стволы на него.- Стоять все! Смотрю, Бандит скрючившись побрел в сторону избушки… - Зачем собаку-то уродовать?
             - Он мою покусал…
             - И ты его покусай, а бить по спине крючком не смей, пристрелю!
Лесники засмеялись, дело кончилось миром. А Бандит сутки отлеживался, даже пил лежа…
И вот так в тайге не раз доходило до опасных стычек - тайга большая - все спрячет, да у меня выбора не было. Собаку в обиду не дам, а перевоспитывать его уже поздно было…
В первую же осень принялись мы с Бандитом за дело. В четверг - короткий рабочий день. Было у меня 2 часа, чтобы сбегать на бор, где росло много брусники. Ну и глухари с рябчиками там водились - без добычи не возвращались.  А в воскресение можно было уйти в тайгу на весь день. Глухари да рябчики были на столе постоянно…Нас было 5 душ, да как раз гостила питерская тетушка (дальняя родня, но у нее-то больше никого не было.) Вот утром встает тетушка и идет на кухню. – Фая,  глухаря когда тушить будем? (Это жене).
  - Так нету сегодня глухаря!
— Как нету? Он же вчера на охоту ходил!  Почему нету?
-Так ведь не в курятник же ходил, а в тайгу…Вот настолько тетя привыкла к нашим успехам. Не считая того, что съедали походя, на зиму мы заготовляли порядка 30 глухарей.
Хватало до Нового года, а потом вымерзало мясо, невкусное. Медведи мне не попадали, лосей было совсем мало, да ведь надо было браконьерить и как-то вытаскивать из тайги. А глухаря добывали на законных основаниях. Тайга была не населенная людьми, между поселками 70-90 км., а в сторону Урала так все 300км. Тайга - сосновые боры в основном, потому и глухаря много, а пресс охоты только вдоль дорог да рек…Сколько лет было Бандиту - трудно сказать, но стал он сильно стареть - не то чутье, не та хватка и неутомимость…А в это время один охотник и браконьер, финн по национальности по фамилии Гринев, завел себе щенка, что-то вроде помеси лайки с овчаркой. Во всяком случае, заезжий кинолог лайку в нем не признал. Так вот в 6 месяцев этот щенок уверенно находил и облаивал белку, тогда как породистые лайки из питомника только в 3 года начинали лаять белку! Потом его хозяина посадили в тюрьму за поножевщину на 7 лет. А пес оказался бездомным. Студенты практиканты подкармливали его кусками - привык хватать на лету…Звали его Пират. Тот же Бандит, только морской! Вырос крупный гладкошерстный пес с растянутой как у овчарки колодкой, большими стоячими ушами и полностью черный без единой отметины.   Прибрал я его себе. А что делать? Все сирые и бездомные - мои. А потом все мне завидовали и сплетничали, сколько мяса у нас было, да сколько чемоданов шкурками было набито. Кто сам не может, тот судит других.
Охотился я обычно один,  широко ходил по тайге, был добычлив. Идя на шесте против течения, стоял в лодке как коми рыбак, рыбу ловил не плохо. Вообще, ни в чем не уступал местным охотникам и рыбакам. Промысловики стали поговаривать, что он, дескать, коми морт (коми человек).только почему-то это скрывает. Я этим обстоятельством был очень горд…
  Вообще-то, может быть, я сделал ошибку, взяв Пирата себе. Пес крупный, характера тяжелого, страха не ведает…Прожил он у меня пару дней и взял я их с Бандитом по грибы: Надо же когда-то приучать друг к другу…
Только сел отдохнуть, как Пират улегся рядом. Бандит, конечно, такого нахальства стерпеть не мог и кинулся воспитывать наглую собаку…Сцепились пасть в пасть! Сцепились не на жизнь, а на смерть! Бандит никогда и никому не уступал, а новичок был крупнее,  сильнее,  моложе. Вообщем, нашла коса на камень…Хватаю обеих за шиворот, растаскиваю в стороны. Бью Банду подвернувшимся под руку прутом, замахиваюсь на Пирата…Тот присел,  глаза налиты кровью,  тело - сжатая пружина. Сейчас прыгнет на горло!
Пружина его мускулистого тела уже начала распрямляться,  но тут я с силой бью прутом прямо по пятачку носа. Прут с палец толщиной, удар получился хлесткий и точный. Пес взвыл, зарылся носом в холодный мокрый мох,  долго плакал и скулил. А я читал ему, лекцию о том, что нельзя кидаться на хозяина. А про себя думал - Испортил собаку!
Где-то через полчаса пошел я в лодку. Бандит впереди, Пират плетется сзади, повесив хвост и низко опустив голову. Обошлось без последствий, но Пират признал меня хозяином и вожаком стаи и с тех пор слушался во всем безоговорочно! Со стареющим Бандитом установился у него вооруженный нейтралитет. Правда, это ничуть не мешало, дружно трепать чужих собак. Характером Пират был совсем не похож на Бандита. Считал меня за бога, домочадцев только терпел, никогда ни с кем не играл,  да и понятия такого, как игра, не имел. Был прямолинеен как палка и исполнителен как хорошо вышколенный солдат. К примеру: Сидит пес 2 дня на цепи - побегать надо, выходиться…Отпускаю. Несется стремглав, вытянувшись в струну. Через 50 м. кричу:- Пират! Сразу встает. - Ко мне! Тут же возвращается и садится  - привязывай. Очень редкая собака в этой ситуации послушается с первого слова! И так было во всем. Но бить себя не позволял даже мне, сразу нацеливался на горло. И я не рисковал! Впрочем и нужды не было…А вот за других я боялся. Дело в том, что Пират молча, без предупреждения кидался на грудь,  сбивал с ног и рычал, держа оскаленную пасть у горла. Человек, обычно впадал в полуобморочное состояние…Правда, никого не покусал ни разу.
    Так прожили они у меня еще 4 года. Бандит совсем одряхлел, клык выпал, бельмо на глазу. В лес я его уже не брал…
Встал вопрос о нашем переезде в Ярославскую обл. А что делать с собаками?  Трое малых еще детей, парализованная теща… Две пересадки на самолетах, сутки на поезде да от Ярославля, два автобуса или такси. А, главное, проблема с жильем не решена, а на дворе конец сентября. Какие уж тут собаки!
Пришел местный охотник, просит отдать Пирата. - Не дам! Он у тебя жить не будет, тебе с ним не справиться - пес серьезный. Будет бродяжничать, а меня будут поминать недобрым словом, пока не застрелят…
  Выкопал я яму и привел обеих. Бандит спрыгнул в яму ознакомиться и получил выстрел в затылок. Пират не понял, что произошло, прыгнул следом и тоже получил заряд в затылок…Похоронил я их обеих в этой братской могиле…          Когда патологоанатом будет считать рубцы на моем сердце, там окажется и рубец от тех собак…