Интервью Еленой Бурхановой, ведущей Конкурса Акро

Попова Марина
Здравствуйте, уважаемые читатели Проза.ру! Предлагаем вашему вниманию интервью с ведущей Конкурса Акростиха на Парнасе, Еленой Бурхановой. Интервью было взято у Елены 10 апреля, 2015 года на сайте Парнас. Приятного вам общения.

***
Здравствуйте, дорогие парнасцы! Сегодня у нас в гостях – КОНКУРС АКРОСТИХА в лице ведущей  –
 Елены Бурхановой!

Беседует с Еленой наш интервьюер, Марина Попова.

М.П.: Здравствуйте, Елена! Спасибо, что откликнулись на приглашение и пришли в нашу Жемчужную комнату!
Предлагаю начать с небольшого погружения в прошлое, как и когда возникла идея создания Конкурса Акростиха. Как давно вы его возглавляете?

Е.Б.: Здравствуйте, Марина! Приветствую всех авторов нашего милого Парнаса!
Для начала хотелось бы рассказать немного о таком интересном, своеобразном литературном жанре, как Акростих.

Многие считают Акростих таким же легкомысленным и несерьезным жанром, как частушки или лимерики. Хотя, сочинить отличные лимерики или частушки очень даже не простая задача.
А Акростих написать тем более не так просто!

Что же это за жанр?

Акростих это:
 1) осмысленный текст, сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения;
2) литературная форма: стихотворение, в котором некоторые буквы каждой строки составляют осмысленный текст.

От античности и до средних веков выбор этой формы чаще связан с сакральными мотивами (читается имя Христа, Девы Марии и т. п.), или с обращением поэта (к своему покровителю, собрату по перу), или с подписью, встроенным в первый столбец букв авторским именем (считается, что именно так использовал акростих его изобретатель, древнегреческий поэт и драматург Эпихарм;

у истоков русского акростиха также стоят акростишные подписи жившего в XVII веке иеромонаха Германа, занимавшегося переложением псалмов: например, его переложение 140-го псалма показывает по первым буквам фразу «Герман монах моляся писах»).

Акростих-ключ:

Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями — не быть я создана.
(Юрий Нелединский-Мелецкий)

Акростих-посвящение:

Бывало, я с утра молчу
О том, что сон мне пел.
Румяной розе и лучу
И мне — один удел.
С покатых гор ползут снега,
А я белей, чем снег,
Но сладко снятся берега
Разливных мутных рек.
Еловой рощи свежий шум
Покойнее рассветных дум.
(Анна Ахматова)

Радость, как плотвица быстрая,
Юрко светит и в воде.
Руки могут церковь выстроить
И кукушке и звезде.
Кайся нивам и черемухам, —
У живущих нет грехов.
Из удачи зыбы промаха
Воют только на коров.
Не зови себя разбойником,
Если ж чист, так падай в грязь.
Верь — теленку из подойника
Улыбается карась.
(Сергей Есенин)

(Материал  мною взят из Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ )

М.П.: Лена, неужели цензоры не знали об этих приемах написания стихов? Неужели они не замечали, что каждый стих несет двойной смысл.

Ел.Б.: Например, акростих-шифр. Читается по первым буквам строк. Текст не имеет прямого отношения к содержанию стихотворения и вводит в произведение новую, побочную информацию. Нужно знать эту тайнописть, чтобы прочесть скрытую информацию. Часто такой тип акростиха использовался, как средство обойти цензурные или иные запреты.
 
М.П.: Лена, раз уж мы с вами сразу с головой окунулись в мир акростихов, расскажите, пожалуйста, о самых известных необычных акро.

Ел.Б.: Марина, в различных мемуарах встречаются упоминания об акростихе Феликса Чуева с зашифрованным девизом «Сталин в сердце», об опубликованных в советской провинциальной периодике акростихах Николая Глазкова «Дорогому Леониду Ильичу» (само стихотворение носило невинный лирический характер, что делало иронию в адрес Л. И. Брежнева одновременно безобидной и едкой) и Евгения Шешолина «Христос воскрес».

***
акрости;х
(греч. akrostichis – буквально краестишие), графический приём, вследствие которого начальные буквы строктекста (реже слоги или  слова) складываются в слово или осмысленную форму. Складывающиеся из вертикального ряда букв слова могут либо указывать на автора или адресата произведения, либо служить смысловым дополнением к тексту, соотноситься как загадка и отгадка:

Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;
Оттуда на землю водою возвращаюсь!
С земли меня влечёт планет всех князь к звездам;
А без меня тоска смертельная цветам.
 
(Г. Р. Державин, «Родясь от пламени, на небо возвышаюсь…»)

Изобретатель формы – сицилийский поэт Эпихарм (6–5 вв. до н. э.) Кроме традиционного акростиха, вевропейской поэзии существуют и другие: акростих «обращённый» (читаемый по вертикали, но снизу вверх), мезостих (зашифрованные слова складываются из срединных букв каждой строки), телестих (слова складываются из последних букв строк) и «лабиринт» (слова складываются, например, по диагонали).
(Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006).
 
***
М.П.: Лена, какие ещё существуют типы акро?

***
Другой эффект, достигаемый акростихом, заключается в том, что посвящение («Валерию Брюсову», «Николаю Бернеру»), соединяется в одно с самым посвящаемым произведением, — как бы сплетается сним: этим подчеркивается факт посвящения, обостряется тот художественный смысл,  который есть во всяком посвящении вообще (см. посвящение»). Еще более явственно это тогда, когда весь акростих по содержанию своему связан с лицом, которому посвящен. Благодаря этому, и содержание его становится отчетливее и живей, и имя всеми своими буквами как бы отпечатывается в сознании:

Валерию Брюсову.

Валы стремят свой яростный прибой,
А скалы все стоят неколебимо.
Летит орел, пределов жалких мимо,
Едва ли кто ему прикажет: «Стой!»
Разящий меч готов на грозный бой,
И зов трубы звучит неутомимо.
Ютясь в тени, шипит непримиримо
Бессильный хор врагов, презрен тобой.
Ретивый конь взрывает прах копытом.
Юродствуй, раб, позоря Букефала!
Следи, казнясь, за подвигом открытым!
О, лет царя! Как яро прозвучала
В годах, веках труба немолчной славы!
У ног враги — безгласны и безглавы.
М. Кузмин.
***
Ел.Б.: Еще один тип акростиха — алфавитный акростих (абецедарий), при котором каждый первые буквы стихов или строф образуют алфавитную последовательность.
 
М.П.: Можно посмотреть пример такого акростиха?

Ел.Б.: Марина, самым ярким примером такого акростиха является ветхозаветный Плач Иеремии, первые четыре песни которого состоят каждая из 22 строф. Причем каждая строфа начинается с новой буквы, в последовательном порядке еврейского алфавита.

Формальными разновидностями акростиха можно считать более редкие телестих и месостих. В них дополнительный текст читается не по первым, а по последним и средним буквам стихотворной строки, а также акротелестих.

***
В XX веке был опробован ряд усложнений формы, начиная с двойных и тройных акростихов (первые, третьи и пятые буквы в каждом стихе), встречающихся в поэтической переписке Михаила Лозинского и Константина Липскерова. Крупнейшим современным мастером русского акростиха является Валентин Загорянский, в чьих стихотворениях (автор называет их акрограммами) дополнительный текст может читаться сразу во многих направлениях (по первым, последним и средним буквам, обеим диагоналям и т. п.)(материал из Википедии, Ел.Б.).

***
М.П.: А в прозе, случаем, не используют этот же тайный прием?

Ел.Б.: Да, Марина, и в прозе изредка встречается аналогичная акростиху форма. В начале XX века Александр Амфитеатров написал фельетон. В нём антиправительственный лозунг читался по первым буквам слов.
 
М.П.: Для того времени нужна была смелость, чтобы написать подобное...

Ел.Б.: Марина, не только Амфитеатров использовал подобный приём. Допустим, у Владимира Набокова, «Сёстры Вейн».

 Последний абзац англоязычного издания: первые буквы всех слов выстраиваются во фразу, представляющую собой ключ к рассказанной в основном тексте истории.
 
М.П.: Наверное, для прозы более реально написать подобным образом - один абзац, какую-то часть текста. Слишком уж это трудоёмкий процесс. Хотя, как знать, всё возможно в этом мире. Способности человеческие безграничны.

Ел.Б.: Возможно, Марина, по этой причине акронимию рассматривают не как самостоятельную форму, а как литературный приём. Поскольку речь идёт об организации определённого фрагмента текста, а не произведения в целом.

М.П: Лена, как вы пришли к акро?

Ел.Б.: Я начинала свое сочинительство с жанра пародий, а потом случайно попала и в конкурсы Акростихов. Этот жанр мне очень понравился и увлек.

М.П.: Как давно вы занимаетесь Конкурсом Акростиха? Кто его создал?

Ел.Б.: На сайте Парнас Конкурс Акростиха появился благодаря участию Светланы Невской.
Когда-то в переписке я обмолвилась ей о том, что мне нравится и близок этот жанр, она сразу предложила организовать такой конкурс на нашем сайте.

М.П.: Дата рождения Конкурса?

Ел.Б.: Датой рождения считается 25 августа 2012 года.
А крестной мамой «новорожденного» я считаю Светлану Невскую, и очень благодарна ей за поддержку!
И, конечно, большое спасибо всем администраторам! Когда у меня возникают какие-то вопросы или проблемы, они всегда охотно помогают.

М.П.: Значит, Лена, совсем скоро будем праздновать очередное трёхлетие! Ваш конкурс получается один из самых молодых на нашем сайте.  Вам кто-нибудь помогает в организации и проведении конкурсов?

Ел.Б.: Дипломы и грамоты для конкурса оформляет моя любимая подруга Ольга Розенберг! И я ей бесконечно благодарна за помощь и поддержку!

М.П.: Лена, как много времени уходит на организацию и проведение конкурсов?

Ел.Б.: Не скрою, ведение конкурса отрывает времени, которое можно было бы посвятить семье, работе, делам и заботам в реале.

М.П.: Лена, большинство конкурсов на нашем сайте – анонимные.

Ел.Б. Да, Марина, это так. И наш конкурс является анонимным.
 
М.П.: Чем отличаются акро от обычного стиха?

Ел.Б.: Единственное, что отличает от обычного стиха – это то, что первые буквы каждой строчки уже заданы! Этим и сложен жанр Акростиха.
В Акростихах есть еще одна особенность: нужно выделить красным цветом первые буквы каждой строчки. Ведь, если не выделить начальные буквы, то задание теряется, его очень трудно прочитать в общем тексте, да и будет смотреться не так красиво.

Акростих-ключ –  текст стиха должен максимально раскрыть смысл заданного слова, не называя его напрямую ( в тексте не должно быть самого заданного слова.)
Однокоренные слова допускаются.

Например, слово КОРОЛЕВА:

Как волчица, что за деток жизнь свою отдаст без страха,
Охраняешь, прикрываешь, защищаешь короля.
Роль свою играешь с блеском, гордо, весело, с размахом...
Он же - слабый, беззащитный, и в атаку шлет тебя!
Лишь бы выиграть тот бой, и не важно, что с тобой!
Если даже ты погибнешь, он заменит враз другой.
В бой опять идешь бесстрашно, атакуя всех подряд.
А сегодня ты в ударе! И - победа! ШАХ и МАТ!!!

Слово КОРОЛЬ допускается, а КОРОЛЕВА - нет.
(Ел.Б.)

М.П.: Какие сложности возникают у поэтов при написании акро?

Ел.Б.: Часто авторы пренебрегают основными правилами, допускают в тексте заданные слова.
Или, что бывает гораздо чаще, делят строчку на две, подгоняя под первые заданные буквы, или, наоборот, в одну строчку объединяют 2 строчки, что тоже недопустимо.

Такие стихи я возвращаю на доработку.

Акростих – это обычный стих, в нем, как в любом стихе, должны соблюдаться размеры, ударения, рифмы.
 
М.П.: Лена, какие проблемы возникают в процессе подготовки и проведения конкурса?

Ел.Б.: Некоторые авторы очень нетерпеливы. Только работу отправят, и тут же пишут:
- Почему я не вижу свой стих?

Не учитывают, что нужно сначала сделать подготовку ( а иногда приходится выделять до 200 начальных букв), проверить ошибки (так как некоторые авторы вообще не заморачиваются со знаками препинания))), а потом только выставить в произведение.

Поднимался вопрос – слабые работы не принимать, чтобы КТО-ТО их сначала редактировал.
Во-первых, кто будет редактировать? Я подсказываю авторам, если вижу явный сбой в ударении, размерах, но не более. Если автор согласен и принимает мою помощь, я делаю исправления в тексте. Если автор не согласен, то оставляю его вариант.
 
М.П.: Лена, это же огромный труд, редактировать самой все конкурсные работы! Может, лучше создать что-то типа клуба или школы по созданию акро?

Ел.Б.: Я считаю, что редактировать конкурсные стихи недопустимо!
Тогда будет не конкурс авторов, а конкурс редакторов – лучше или хуже отредактировали неудачный стих!
Представьте такую картину:
Идет конкурс певцов или танцоров!)))
И если конкурсант неудачно пропел что-то или какое-то коленце неудачно сплясал, так что же, его учитель выйдет и вместо него возьмет нужную ноту или спляшет?))))

М.П.: Есть еще вариант – мастерская. Но в таком случае, Лена, эти стихи не подойдут для конкурса, имя-то будет всем известно.

Ел. Б: Да, Марина, если кто-то хочет учиться правилам стихосложения, может обратиться в Мастерскую. На сайте есть много редакторов, которые могут подсказать, помочь, научить.

М.П.: Наверное, и постоянное участие в конкурсе, помогает поэту держать форму.

Ел.Б.: Да, видя работы более сильных авторов, начинающие набираются опыта, и постепенно слабые работы превращаются в шедевры! На конкурсе то и дело вспыхивает то одна, то другая творческая звёздочка. Кому-то очень удаются лирические темы, кто-то блещет в темах с юмором, а кто-то неподражаем в патриотических стихах.
 
М.П.: Лена, как на конкурсе организовано голосование?

Ел.Б.: Голосование у нас анонимное, количество баллов зависит от количества присланных работ.
Голосовать могут не только участники, но и все авторы сайта.

М.П.: С судейством не поняла, если можно подробнее, по какому принципу оно осуществляется?

Ел.Б.:  Судейства, как такового, нет. Голосование анонимное. Голосовать могут как участники, так и все авторы, зарегистрированные на сайте Парнас.
 
М.П.: Лена, как вы поступаете со стихами, которые не отвечают условиям конкурса?

Ел.Б. : Если автор допускает нарушения, о которых я писала выше, но не соглашается исправлять, я предлагаю поставить его стих ВНЕ КОНКУРСА.
Если он против и этого, Акростих в конкурс не допускается.

Кроме того, в конкурс не допускаются стихи откровенной антироссийской направленности, тем более, это указано в правилах сайта.

НЕ попускаются пошлые стихи, с низменной лексикой, все-таки, у нас творческий литературный сайт. Для низменных стихов существуют специальные сайты, где выражаться матом даже приветствуется.

М.П.: У вас есть любимые поэты среди постоянных участников конкурса?

Ел.Б.: Особо кого-то из авторов отмечать и выделять мне не хочется. Мне дороги и ценны все участники!
Есть очень успешные авторы, есть менее успешные, но им нравится участвовать, и я всем рада!
Есть постоянные авторы, есть авторы, кто иногда участвует в конкурсах. Хотелось бы показать сложные Акростихи наших авторов.
Ажурные бабочки Ольги Фил:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ! . . . !
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .*. . *
волны на сушУ ............................ У .......................... Узкой полоской
катятся снят эпизоД .................... Д ................ Дюны по краю ползут
в сценах без гримА ..................... А ........................ Альт обрыдался
. . . . . плечи украсил загаР .......... Р ........ Радость лишила ума
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .*
. . . . . . съехал на пафоС .............. С .......... Сделалось дурно
. . . голову вдруг напеклО ...........О ....... Он ведь о шляпе забыл
кепку заныкаЛ ........................... Л ............................ Лето в разгаре
полдень распластаН ...................Н ....................... Новость с афиши
. . . чтоб ускользнуть наконеЦ .... Ц … Цедит с одышкой глухой
. . . . . . . .словно медузА ............. А ............. Арию зноя

Или Акромегателе или месастихи некоторых авторов, когда заданное слово повторяется 4 и 5 раз, или идет дополнительно дугами или по диагонали.

Например, вот такой Акростих Олега Индейкина

По ПоПутчику мне видно, -
ОбОсОблен «индивид».
ПаПа Пискнул: «Не солидно!
У тУжУрки жалок вид!»
ТоТ сТарик смутился малость,
ЧаЧи Чуть хлебнул пока…
И тИпИчная усталость
КаК сКосила старика!


Или такой Акростих Андрея Канавщикова, где в строчке все слова начинаются на одну букву.

Таинство слов
Авторитетный Акт, Астрал,
Картина, Камерность Колонн,
Рыча, Реваншем Рокотал
Орган Отдельно От Окон.
Сатиры Саркастичный Сыск,
Такой Таинственный Трюизм,
Иронии Искатель, Иск,
Храм Химерических Харизм!

Некоторые авторы соединяют несколько заданных слов, но правилами разрешено соединять не более двух слов.

Надо суметь максимально раскрыть смысл заданного слова в 8, 10 или 12 строчках.
Или такой стих Андрея Канавщикова, он взял не одно конкурсное слово, а три: ЭХ, ДОРОГИ; ВОДИТЕЛИ; СВЕТОФОР.
 
Час пик
Это Вас Сорвали круто,
ХорОшо Войти б одетым,
Два ДесЕрта для маршрута,
ОтлИчиТельные меты.
РвуТся Обувь, шапки, курки,
ОплЕух, Фингалов масса,
Где ЛадОни стёрты утром,
ИгрИщ тРуд - в маршрутке трасса.
 

 
Хочется еще сказать про такого яркого автора, как ORIT GOLDMANN.
В июньском конкурсе администрации 2012 года она сочинила Акростих практически на все буквы алфавита и по праву заняла первое место.
 
Ярких и сильных авторов у нас много! Всё показать здесь невозможно.
 
М.П: Лена, вам приходилось когда-нибудь использовать в обычной жизни свое умение сочинять акро, чтобы скрыть какую-то информацию? Либо кому-то из ваших знакомых?

Ел.Б.: В обычной жизни я очень редко сочиняю Акростихи.
Пару раз подругам писала на их имена посвящения.

М.П.: Елена, вы уделяете огромное количество времени организации и проведению этого конкурса…

Ел.Б.:  Мне нравится жанр Акростиха, и я рада, что и другим он нравится. Времени уходит довольно много, в силу специфики этого жанра.

М.П.: Сколько как часто проходит ваш конкурс?

Ел.Б.: Конкурс проходит 1 раз в две недели. Примерно, 2 конкурса в месяц.

М.П.: Много поэтов принимает участие в конкурсах?

Ел.Б.: В среднем принимает участие от 25 до 30 участников.

М.П.: Среди ваших конкурсантов есть постоянные участники?

Ел.Б.: Постоянных участников человек 25-30. Иногда и прежние участники находят время и присылают свои произведения. Периодически приходят новички, чему я всегда рада.

М.П.: Где вы черпаете идеи для новых конкурсов?

Ел.Б.: Темы конкурсов бывают посвящены каким-то праздникам, датам, событиям, известным людям. Но бывают и свободные темы, просто подбираю какие-то слова и фразы для Альтернативного конкурса.
Но иногда, когда фантазии истощаются, или неважно себя чувствую, прошу о помощи победителей, и выбираю уже подходящее из всего присланного. Иногда что-то меняю, добавляю.

М.П.: Сколько стихов автор может выставить на один конкурс?

Ел.Б.: Согласно правилам, в основной конкурс участники могут прислать не более трех Акростихов и в Альтернативный – не более двух. Всё, что свыше я, с согласия авторов, ставлю ВНЕ КОНКУРСА.

М.П: Что такое Альтернативный конкурс?

Ел.Б.: В Альтернативном конкурсе я несколько раз отходила от жанра Акростиха и предлагала другие жанры, такие как, МОНОРИМ, ТАВТОГРАММА, Сэндвич.

М.П.: Лена, есть отличие первых конкурсов от текущих?

Ел.Б.: В первых конкурсах было очень много участников, в силу новизны конкурса. Но потом число авторов стало уменьшаться. И остались те, кому действительно нравится этот жанр.

М.П.: Лена, как вам идея:
 провести конкурс Акростиха межсайтовский? Это же будет иной уровень общения, привлечение новых авторов, своего рода и реклама. Глядишь, после вас и другие конкурсы пойдут по вашему пути...

Ел.Б.: Спасибо вам, Марина, за идею с проведением межсайтовского конкурса.  Я уже начала ее обдумывать.))))

М.П.: Какими вы видите перспективы у Конкурса Акростиха?

Ел.Б.: Перспективы пока одни – успешно проводить конкурс. Чтобы участникам нравилось задание. Иногда, мне авторы пишут – Прости, не моя тема, я пропущу. Вот и стараюсь, чтобы задания были более разнообразные, чтобы авторы могли выбрать то задание, которое им близко.

М.П.: Лена, у вас есть новые идеи по организации и проведению конкурса?

Ел.Б.: Идеи есть. Но пока я не буду их озвучивать.)))

М.П.: И всё же, Лена, как вы полагаете, любому поэту под силу научиться писать акро? С чего следует начинать?

Ел.Б.: Любой автор при желании напишет стих в жанре Акростиха.
Не все авторы любят сковывать и ограничивать себя какими-то рамками. А Акростих труден именно этим – жесткими рамками в силу своей специфики – первые буквы каждой строчки уже заданы, и приходится брать слова, начинающиеся с этих заданных букв.
А все остальное – самый обычный стих.)))

М.П.: Что вам помогает выстоять, не растратить потенциал, вновь и вновь зажигать своим огнём устремления участников на новые творческие свершения?

Ел.Б.: Особая атмосфера творчества, благожелательного отношения на конкурсе помогает ему все эти годы. Всем участникам большое спасибо, ведь без них никакие конкурсы не существовали бы.
 
М.П.: Лена, спасибо, что выбрали время для нашего виртуального общения! Спасибо вам за интересный материал об акростихах. Было приятно узнать, что среди нас есть настоящие виртуозы по созданию акростихов. Весеннего вам настроения и новых интересных творческих находок при организации и проведению Конкурса Акростиха.

Ел.Б.: Большое спасибо нашей администрации за постоянную поддержку и доброе отношение!
Всем авторам сайта Парнас хочу пожелать творческого вдохновения, успехов и удач во всем!
Доброй весны и солнечного настроения!

И приходите участвовать в конкурс Акростиха!
 
М.П.: Дорогие друзья, спасибо вам за внимание! Приглашаем всех на страницу Конкурса Акростиха.
Уважаемую Администрацию благодарю за помощь и всестороннюю поддержку данного познавательного проекта.
Всем желаю мирного неба над головой! Творческих полётов и весеннего настроения! Радости и всего самого доброго! Удачи!

С любовью ваша, Марина Попова.
Источник: http://parnasse.ru/intervyu/akro.html