Что есть Я? И есть ли Оно вообще? - 2

Машенька Фролова
Иллюстрация: русская художница Лариса Мораис и ее сюрриализм.


                Записки Циника. Вопросы Без ответов.
                Вопрос ~2~
                Что есть Я? И есть ли Оно вообще?


   Моя рука сняла с лица маску из черного дерева и с силой зашвырнула ее в дальний угол моих покоев. Она ударилась о стену и упала куда-то за спинку большой кровати, которая занимала едва ли не пол всего пространства. Никогда не любил прибывать в пантеоне перед особо «избранными», но последний визит туда опечалил сердце, как-то особенно сильно. Хотелось забыть неприятный день, поспешно стереть его из памяти, вычеркнуть и выбросить, но такая роскошь нам непозволительна.

  Прикрыв глаза, я сделал несколько глубоких вдохов и уже почти потерял связь с топким и липким потоком времени, но меня позвала тень. Она стояла по левую руку от моего кресла и держала поднос, склонившись в глубоком поклоне. На подносе лежал свиток, а точнее даже несколько грамот, скрученных в рулоны, пара перьев и маленькая чернильница. Я уже и забыл, что желал поработать над своими записками, после посещения пантеона, а потому и дал распоряжение тени найти лучшие перо, бумагу и чернила, прошлые вызывали приступ презрения, а это опасное чувство, способное  в любой момент перерасти в ярость.

  Я кивнул на стол, стоявший у самого окна моих покоев. Тень церемонным шагом отнесла туда поднос и подготовив все к моей работе повернулась ко мне.
- Господин желает еще что-то? – спросила она.
- Нет. Поди прочь и сделай так, чтобы меня не беспокоили.
- Как будет угодно господину! – поклонилась тень  и шагнув в стену пропала вместе с подносом.

  Я остался один. Пламя в большом камине украшало все покои причудливыми узорами теней, но ни одна из них не была моей тенью, а потому я мог быть спокоен, что любопытных глаз и ушей здесь нет. Должно быть я сентиментален, потому что не раз отмечал, что не могу работать под присмотром. Мне, почти как человеку, нужно уединение, дабы создать что-то, что устроит и меня и тех кто будет изучать мои записи спустя время.

  Время, должен отменить, что оно раздражает меня едва ли не сильнее, чем все прочие мои обязанности, а с недавних пор особенно. Наверно это можно было бы называть скукой, быть может и правда я настолько удручен единообразием его потоков, чьи вихри раз за разом приходиться просматривать, что мне уже стали не чужды и людские эмоции.  А впрочем кто может знать?

  Я встал и прошел к столу. Тень действительно постаралась. После нашего последнего визита суда она многое переделала по моему вкусу.  Теперь стол был достаточно крепким с наклонной столешнице и маленькой полочкой для бумаг под ней.

В круглом углублении, у верхнего левого края, стоял резной подсвечник  в форме ястреба с распахнутым клювом, из которого возвышалась длинная свеча, чуть красноватого оттенка. Я и не сразу заметил, что от нее исходил еле уловимый аромат клюквы. Сейчас достать такую свечу, чей воск так старательно готовят для подношений, и правда трудно. Конечно, стоит отметить и бумагу. Ее, как и перья с чернилами, нельзя было бы раскритиковать. Качественные вещи, значит тень действительно приложила все силы. У стола стоял изящный широкий стул с резной спинкой, в ней проглядывали сюжеты уже почти забытых мною былин, от чего на сердце становилась тепло, если бы оно у меня было. Такие вещи не делают, наверное, века три, по людским меркам, а значит тень задумала его сама и после нашла мастера где-то в миру. Быть может я пробыл в пантеоне несколько дольше, чем мог и сам подумать раз у нее на все это хватило времени. Я, кажется, упоминал, что время для меня несколько докучающая вещь, теперь и вам должно быть хоть немного понятно почему.

  Я вздохнул и сел за стол. Раскрыл одну из берестяных грамот, принесенных тенью, остальные убрал на полочку, потом поставил чернильницу рядом с подсвечником. Мне почудилась из-за пляски огня за спиной, что глаз ястреба смотрел на меня то ли со страхом, то ли с такой ненавистью, что если бы его не сдерживали путы металлического тела он несомненно приложил бы все силы, чтобы выколоть мне глаза.       

 От такого предположения мне стало смешно. На мгновение я замер с пером в руке, раздумывая о теме своего сегодняшнего изливания и тут мне вспомнились лица тех самых «Избранных», что мелькали перед моей маской в пантеоне.  Я снова улыбнулся и записал, украшая каждую букву заголовка милыми вязями, давно забытых узоров, ах это вечно спешащие время… как много оно собой смывает, оставляя нас, пантеонцев, нетронутыми.

«    Что есть человеческое Я? И есть ли Оно вообще?
В первой своей заметке  я уже отмечал, в своем ответе на вопрос: «Что есть человек?», что люди с развитием ума пришли к созданию многих смешных и нелепых замков и убеждений, подтверждением которых нет и быть их не может, по крайней мере пока сам человек не придумает способ подтвердить собственные фантазии в реальности.

Но есть одна, я бы сказал, уникальная вещь, в создании которой преуспели не только люди, как вид, но многие до них, и, я думаю, после. А именно: они сотворили мнение о собственном существовании. О том, что они есть и есть не просто как любое, наделенной жизнью существо, а есть совершенно Особенно, так сказать, уникально. И это Особенно у каждого человека свое, личное, собственное и настолько индивидуальное, что это даже душой назвать нельзя, так как у душ есть нечто общее. Что именно Общее, спорят не один век многое культуры, но оно несомненно есть. А вот это самое Особенное, уникальное, что есть в каждом человеке, назвали единым и весьма туманным словом – Я. Вот о нем, этом самом Я, я и хотел бы поговорить сегодня, так сказать вставить и свое слово среди тех слов, что уже были сказаны многими до меня.

Итак, начнем, пожалуй с первого: Что же есть Я для человека?

Во многих культурах человек по разному отвечал на этот вопрос, но самым частым ответом было: Я – это уникальность. Набор неких качеств души и характера человека, которые настолько неповторимы в своей комбинации, что могут встретиться, только раз. В этом убеждены все культуры и веры. Я в человеке одно и оно больше никогда не будет повторено, скопировано и сохранено. Набор предпочтений, личных вкусов и пристрастий вместе сплетаются в некий букет, который невозможно повторить, кстати именно на этом утверждении и базируется большинство философий «Не убий», ибо если убить одну уникальность, то ее потеря будет просто невосполнима для всего оставшегося в материальном мире человечества.

  Удивительно, но такая простая логика собственных фантазий и мечтаний вовсе не освободила человека от войн, что следовало бы ожидать, так как вера в Я приобрела просто поразительные масштабы. Все люди, разных культур и мест обитания прекрасно восприняли весть о своей уникальности и следовательно бесценности, но при этом они не стремились проникнуться уважением к уникальности вообще, а только сохранили понимание, точнее даже просто веру в собственное Я, а вот чужие Я и даже их наличие, уже никого из людей особенно не волновали.

  По законам логики и элементарного здравого смысла, если ты что-то понимаешь про себя, то так же ты должен понять это же и про остальных, но это не относилось к людям. Они легко и быстро поверили в идею, ими же созданию, про собственную уникальность, но не стали переносить это понимание на остальных. Наоборот, вместо того, чтобы начать ценить  каждую человеческую жизнь, они раскололись на множество воюющих орд, потому как решили, что их Я, Я их культуры, намного выше, значимее, чем Я любой другой культуры и народа.

  Человеческий мир ушел в кровавые выяснения чье Я значимее и дороже, а чье Я и не Я вовсе, а только копия настоящего. Так продолжалось довольно долго, даже не одну тысячу лет и в этом споре всегда побеждало, то Общее, Культурное, народное Я, которое оказывалось сильнее, подлее и наглее всех прочих Общих Я. Это, наверно, могло бы привести к полному уничтожению человеческого вида, если бы ни один забавный факт, который я отмечал в прошлых заметках, а именно: « И человеческому уму и человеческому телу быстро становиться скучно». А потому так или иначе, но массовые убийства показались, в конечном итоге, Общим Я слишком нерентабельным и глупым занятием.  На место иррациональным  войнам за собственную значимость пришла, так называемая, человеческая «культура», то есть мнение о том, что любое Я имеет-таки право не просто быть, а еще и называться именно Я, а не как-то иначе. Войны и уничтожение друг друга у этого вида, конечно, никуда не исчезли, но приняли несколько сглаженный характер.

 Если раньше попытки уничтожить друг друга практически не прекращались или же имели очень узких промежуток, то  теперь, во времена новой «культуры», которую почему то люди назвали «гуманной»,  войны стали более редким событием, а промежутки между стычками разных культур длительными, хотя стоит отметить, что и количество жертв возросло просто в умопомрачающих размерах. Однако дело здесь не только в том, что самих войн стало меньше, а мирные периоды стали значительно ощутимее, но и то, что между этими самыми войнами люди полюбили много говорить о самоценности каждого индивидуума, о его правах и свободах.

Это, конечно, смешно и даже нелепо, потому как сама суть людских отношений никуда не исчезла и даже не претерпела изменений, разве что люди научились скрывать свои реальные мотивы по истреблению нежелательных Я за красивыми и причудливыми  фасадами сложных слов и мыслей. Культура самого развития человеческого ума вышла на качественно новый уровень и теперь стало принято много говорить о Я одного, отдельно взятого человека, скрывая при этом планы по уничтожению целого народа Я. Впрочем эти изменения привычны практически для любого мира.

Я же хотел бы отметить, что так как жизнь отдельно взятого человека стала относительно спокойной и мирной у него появилось много времени на усовершенствование самого этого понятия – Я. Если раньше Я боролось только за само право на существование, то теперь в периоды перемирия, когда не надо за него бороться, Оно стало отстаивать права, комфорт своего пребывания в мире. И война между разными Я, как общими, так и отдельными, приобрела несколько иной формат. Еще недавно война значила кровь и смерть, но сейчас война – это разговор и требования комфорта для своего отдельного Я уже просто за столом и желательно по громче.

  Есть интересное мнение о том, что само понятие Я – это синоним души в эпоху, когда религия несколько отошла на второй план. Душу стали называть Я именно потому, что называть это душой стало как бы плохим тоном и выдавало в человеке необразованность и некоторую дремучесть. В цевилизованном мире, в эпоху науки говорить о Боге, его творениях не просто не модно и не красиво. Не хорошо просто верить в Бога и называть его Богом, а потому придумываются новые, современные, более научные названия для старых верований. Так Бог стал «Высшими Силами», а душа – «Я».  Однако есть и мнение о том, что Я и душа понятия все-таки разные.
Душа – это что-то вечное и непонятное, оно вроде бы есть, но об этом не стоит слишком сильно задумываться, ибо ее не ощущаешь. А вот понятие Я стало более близким для большинства людей, потому что Я есть постоянно, оно существует и хорошо ощущается на протяжении всей жизни человеческого существа.

  Интересно отметить, что хоть само понятие Я и было придумано, и в него легко поверили и приняли почти все люди, но при этом ни один человек не может четко и внятно объяснить даже самому себе, что такое это самое Я.
Самое частое объяснение, которое можно услышать от большинства людей: Я – это то, что я чувствую в данный момент времени.
 
   Весьма забавная трактовка должен отметить, потому как и она не постоянная. Я может быть я и сейчас и завтра и всегда. Я – это вроде бы и то, что есть в каждом человеке с момента его появления и вроде бы то, что легко меняется, стоит самому человеку захотеть что-то под редактировать.

  Понятие Я, как впрочем и почти все понятия придуманные человеком, весьма и весьма непостоянная вещь, без особой конкретики и сути. Давайте разберем:
   1.Если Я – это то, что я чувствую в данный момент, тогда Я это просто  совокупность сигналов от окружающей среды, которые поступают в тело человека через органы чувств. Таким образом выходит, что Я легко меняется в зависимости от окружающей среды и информации. Но мало, кто из людей с этим согласиться. При всей зыбкости создаваемых людьми миражей, все они уверены, что их убеждения и верования тверды и постоянный. Из этого выходит второй пункт.
   
   2.Если Я – это что-то более менее постоянное и статичное, тогда Я – это не только совокупность сигналов об окружающем мире, но и само мнение человека об этих сигналах. Его личная интерпретация событий и реальности. Тогда если человек видя несколько раз похожие ситуации выносит один вердикт по их походу, тогда эта постоянность мнения и будет считаться его личным Я. Но если человек меняет все мнение о событии или погружается в новое, то вердикт по его поводу будет отличный от предыдущих вынесенных решений. Пример: Если человек часто употребляет одно и тоже блюдо много лет, но потом из-за несвежести продуктов он претерпевает отравление и тяжелый период очищения своего тела от испорченных ингредиентов этого блюда. Что происходит после этого события? Человек больше не есть так полюбившиеся ему блюдо из-за страха снова пережить отравление. Что получается? Еще пример: человек не верил в Бога, но происходит ряд событий, он читает несколько книг и начинает верить в него. Что случилось?

 Его Я изменилось под давлением внешних факторов, потому что изменились его вкусы или же появилось новое Я, которое ненавидит это блюдо или верит в Бога? Многие люди скажут, что их вкусы и действия связанные этими вкусами не есть Я. Тогда получается третье.

   3.Если Я человека – это не постоянно меняющиеся субстанция, зависящая от окружающей его действительности; не относительно постоянная, тогда что же? Я – это коктейль из шаблонов поведения и мнений, который человек выдает на события, вопросы и вещи в его жизни. Бытует мнение, что с этим набором отличительных черт человек рождается и они не меняются с годами. Однако даже сам человек готов признать глупость подобных убеждений сам. В детстве его мнение одно; в отрочестве он меняется и часто радикально; в средние годы оно легко становится третьим по тем же вопросам и шаблонам в голове, что и в детские годы; под закат жизни мнение может быть настолько иным от ранних , что даже не вериться, что это один и тот же человек.
 
Таким образом остаются открытыми несколько интересных вопросов:
*Что есть Я?
*Это Я в человеке одно или их много и они легко сменяют друг друга, а если таr, то как часто это происходит?
*Я понятие постоянное или нет?
*Если Я меняется, то это происходит по решению самого этого Я или же под давлением факторов внешней среды?
  Я мог бы еще продолжать и продолжать, но думаю вы поняли смысл.

Лично для меня интересен и тот момент, что не только на каждый из выше перечисленных вопросов нет постоянного ответа, но и то что сам человек не находит на них ответ сам для себя. Ему это просто не интересно не смотря на то, что он сам постоянно ищет смысл собственного бытия и постоянно придумывает все новые и новые воздушные замки, в которые с легкостью верит.

Однако лицемерие самих человеческих убеждений достигает апогея не только по отношению к собственным Я, но и к другим таким же, и к мнению о нем вообще. Люди не просто верят в наличие у себя Я (совершенно не задумываясь о том, что это такое и есть или вообще) но и легко могут отказаться от него же. Например: если человека вынуждают обстоятельства сделать что-то, что ему делать не хотелось бы он говорит: « Это не мое; Это против меня» Но при этом это относиться, только к самому человеку, но он сам с большим удовольствием принуждает делать что-то нежелательное другого и находит тому сотни и тысячи причин, на этом построена так называемая «мораль» (свод законов и правил поведения); «институт брака»; «воспитание детей»; понятие «работа»; «субординация» и т.д. и т.п. 

Еще стоит отметить, что помимо принуждения человек научился и сам обходить созданные им законы и совершать совершенно немыслимые действия с точки зрения морали. Для этого достаточно просто оказаться у власти отдельно взятой Общей Культуры Я и переписать законы или просто не обратить на них внимания. Причем если действия таких Общих Я встречают сильное сопротивление других Общих Я. Тогда такие действия называют - ошибкой и запрещают похожие действия другим Общим Я. Но если действия не встречают сопротивления и уничтожение культуры Общих Я проходит успешно, тогда на них просто не обращают внимания или называют «движением истории». Более того: Я которые встали у руля победивший культуры не зависимо от ужасов, которые они творили, становятся героями своего времени и примерами для подражания. Не смотря на то, что в обществе при этом много говорят о совсем другой морали и принципах жизни. Человек даже придумал, как оправдать собственные действия не имея при этом власти и не имея возможности переложить ответственность на другого. Была придумана болезнь: «Состояние аффекта», при которой можно не только полностью нарушить законы культуры, в которой живет человек, но я снять с себя всякую ответственность за совершенное, ибо при этой болезни никакого Я не было или же оно не ведало что творило.

  Думаю ход моих умственных порывов вам понятен, остается только добавить, что не смотря на всю абсурдность веры в Я не найдется человека, который в это самое Я не верит, хотя и само его существование доказать невозможно. Я не только есть, по мнению людей, но оно и легко корректируется не только отдельным человеком, но и теми Я, которые являются властителями большого количества Я. В любом случаи: Я вроде бы есть; вроде бы нет; Оно легко меняется, переписывается и структурируется в зависимости от того, что говорят вокруг, но при этом любой человек уверен, что его Я уникально и есть только у него. Хотя и сам человек может вообще никогда не задаваться вопросом, что его Я из себя представляет, и тем более не станет его переделывать, им управлять и самосовершенствовать …
  Уверенность в этом у меня полная, так как редкие люди задающиеся подобными вопросами серьезно так редки, что они становятся создателями новых религий и за ними идут миллионы, а то и миллиарды, так называемых, уникальных я.

Надеюсь Вы поняли, что я хотел передать в своей записке о человеческом Я.»

   Я свернул грамоту и задул свечу.