Девочка Парадокс

Калина Горькая
   

   Эта красивенькая девочка с необычайно редким именем,
пришла в нашу школу в третьем классе, как и я.
Её дом находился напротив  парка, где после уроков мы
собирали листья и каштаны. Так и познакомились поближе.
   
   Маленькая, толстенькая, она была невероятно  подвижной.
Усидеть на одном месте сорок пять минут урока для неё было
настоящей пыткой. Гиперактивная. Прыгала везде, даже в
школьном туалете. Однажды у меня дома допрыгалась до того,
что с гладильной доски упал утюг и разбился вдребезги.
Я её чуть не прибила - ведь он стоил целых десять рублей!
А зарплата у мамы была всего шестьдесят.
Для нас это был самый дорогой предмет в доме!
 
Однако, на уроках физкультуры у нас с ней была общая беда:
мы не могли перепрыгнуть через "козла". Ну бессильны мы
были перед этим малосимпатичным гимнастическим снарядом.
Учитель злился, обзывал нас медведями:
"Один толстый, один худой!" Худой была я, а новая подружка похожа
на смешного милого медвежонка. Панду. Порой весёлого, порой
злого и зажимистого. Мне было обидно: у меня получалось всё -
"мостик", "свечка", кувырки, прыжки в длину и высоту, канат.
Всё, кроме перепрыгивания через "козла".
И всё это сильно портило моё настроение, снижая самооценку.
Однажды, набравшись мужества и решимости, я всё- таки ,
преодолев все страхи, разбежалась, прыгнула и застряла на
этом поганом "козле"))) Еле сняли. Кто же мог знать, что у меня
врожденный вывих бедра?...
"Медвежонок", кажется, так и не рискнул прыгнуть.
Может, тоже вывих?
 
 Так как её имя очень длинное и редкое,а воспоминания обещают
быть долгими, буду называть её просто... Зюзей. Ни Гуля, ни Муля,
ни даже Сонечка и Розочка никак не подходят. Не отражают
её характера - весёлого и жужжащего. Зюзетта! Класс!

Иногда после уроков мы небольшой компанией ходили погулять
на Центральный рынок.
Покупали там пирожки по четыре копейки и наша весёлая Зюзя
научила нас , закусывать их квашенной капустой, пробуя у бабок из бочек.
Бабки, конечно, ворчали, видя нашу хитрость. 
Мы робели, но только не наша бравая предводительница!
Она, в отличии от нас уже в десять лет отлично знала свои права.
 "Имеем право!"- громко заявляла она.
И мы смело доедали пирожки с субпродуктами, закусывая кисленькой
капусткой. Я знала, что это плохо, нечестно, но тоже ела
с удовольствием, впоследствии стесняясь подходить к этим торговкам.
 
А Зюзя была смелая! Её характер заменил ей в этой жизни всё!
Ну, а нам - робким  тихоням, оставалось только учиться,
чтобы хорошими аттестатами и дипломами компенсировать свою робость.
 
Но, вот, при всей смелости,дорогу Зюзя до сих пор боится переходить.
Даже на зелёный свет. А, если и отважится, то вовсю машет своими
авоськами, да ещё покрикивает угрожающе, чтобы водители издалека видели,
кто идёт!
 
Года через два наша подружка неожиданно расцвела и превратилась
в настоящую  красотку. Мы с Наташкой так и звали её между собой.

Пусть она не умела строить глазки, кокетничать, красиво двигаться,
одеваться, заманчиво смеяться, вкусно готовить, создавать уют.
Зато могла классно и громко хохотать! С ней было весело!

Её непосредственность меня умиляла. Но, к сожалению, только меня.
Может, неумение себя вести я ошибочно принимала за безыскусность?   
Тем не менее, в житейских вопросах Зюзя разбиралась получше многих
взрослых. И всегда умела за себя постоять. Даже, когда была неправа.
Да ещё как!

После уроков мы прежде, чем разойтись по домам, по часу могли
болтать на первом от школы углу. Потом, если не шли на наш знаменитый
на весь мир рынок, то отправлялись наслаждаться томатным соком из
больших конусов в Универмаг.Стоил сок десять копеек.
Пить его надо было правильно: медленно цедя сквозь зубы,
наслаждаясь каждым маленьким глотком.
И чтобы соли побольше. Если были копейки, угощались в кафе универмага
большими бутербродами с ветчиной, перемолотой с луком и майонезом.
Это удовольствие было не для Зюзеньки - сластёны.
Мы и в этом были с ней абсолютно разные: я ненавидела до отвращения все
супы, каши -особенно манную с комками, пенку с молока, печенье,халву,
сливочное масло и кисели. Всему этому я предпочитала фрукты и помидоры.
Обожала картошку с селёдкой и бутерброды с томатной пастой.
Потому и была самой худой в классе.  А кашами меня напичкали на всю
жизнь ещё в детском саду. Из конфет предпочитала мятные леденцы.
А Зюзик до школы была домашним ребёнком. Таким милым, пухленьким
и с золотыми локонами.

Дома нас тоже воспитывали абсолютно по-разному.
В шестом классе я сломала руку, зацепившись за корягу
в школьном дворе- двойной перелом со смещением,и меня отвезли в больницу. 
Через приоткрытую дверь кабинета, где мне пытались помочь, услышала я
разговор мамы с учительницей - они ожидали меня за дверями..
Моя любимая учительница маме говорит: " Ваша девочка -
такая хрупкая девочка. Ручку с мелом к доске протянет -
ну, прям таки статуэтка!  Вот всегда боялась, что она может
что-нибудь сломать. Я ей всегда пятерки ставлю".
И тут моя мамочка и заявляет:
 " Вот, как? А не надо, Лидия Петровна, так делать.
То-то я и удивляюсь - уроки почти не делает, а одни пятёрки.
Я, как услыхала такое, даже про сломанную руку забыла.
Ну и мама! А ведь она была права. Пришлось взяться за учёбу!
Спасибо, родная.

Бедная Зюзя росла совсем в иной атмосфере. Там внушалось,
что учителя уж слишком строги и придирчивы.
И мерилом всех ценностей были деньги.
Её родители считали, что, если они заплатили за
репетиторство, которое не сделало дочку умнее, то продолжать
ставить ей плохие отметки - просто подло и некрасиво:
 - Деньги взяли, а толку нет!
Такие рыночные отношения привели к плачевному итогу.
Хотя, как знать, как знать... Зюзя умела копить деньги.
"Абрамовичи" тоже не блистали в школе отметками...

Зюзя никогда не была болтлива. Умела хранить тайны.
И свои и чужие. Не предавала. За это я её очень ценила.
Закрытая девочка. Немножко себе на уме.
 - А, кто себе не на уме? - слышу прямо-таки её ответ.
За долгие годы общения я научилась читать её мысли. Не смейтесь.
Хитрить она совсем не умела - если и лукавила, то это было так
прозрачно. "Глупая лиса и умная дурочка,"- смеялась Наташка,
имея ввиду Зюзю и меня. Наташка всегда давала чёткие определения.

Но, вот, что интересно, людей Зюзя  чувствовала безошибочно.
Шкала ценностей у неё была несложная: кто её любит - тот хороший,
а, кто не любит - конечно,плохой. И её абсолютно не волновали
недостатки первых и достоинства вторых. Меня она любила.Я умела
дружить. Иногда даже бывала у неё дома. Родился её братик, такой
хорошенький. Года через три мы с ним уже вовсю распевали песенки:
 - Первым делом, первым делом самолёты..."
Её мамочка была ко мне добра.
Меня почему-то всегда любили родители моих друзей. Считали
хорошей девочкой.. Такой вежливой, воспитанной, которая хорошо
учится и слушает маму. Они слегка заблуждались. Ну да ладно...
Им всегда хотелось угостить такую худышку. Светлая им память!

Желание развиваться духовно у Зюзи полностью отсутствовало.
Мы с девчонками и в детские годы и потом читали до одурения,
бегали по разным кружкам.Пели, рисовали, писали, творили.
Зюзе почему-то это казалось абсолютно ненужным и даже лишним.

Она стремительно превращалась в юную красотку. Какие тут книжки!
Волосы её были прекрасны - густые, пушистые, вьющиеся.
Косы тугие отливали золотом. Красивое личико. Маленькие ручки.
Но в прищуренных зелёных глазах всегда немного таился страх.
Она была немного не от мира сего. Впрочем, как и я.

Как мы сдружились? После проверки наших сочинений на тему
"Что бы я сделал, если бы всё мог" меня на время посадили к ней
за одну парту, ну, чтобы я  научила её писать сочинения.
Как будто это возможно...
Зато, хихикая и болтая, мы сдружились!

    Нелегко ей было в нашей школе: не каждый её понимал.
Да и как понять? Вот, выучила она письмо Татьяны из "Евгения Онегина".
Вызывают её и начинает она читать. Не просто читать, а декламировать
злым голосом и даже с каким-то надрывом, слегка от волнения запинаясь.
Вместо "Я Вам пишу, чего же боле...", так и слышится:
 "Я Вас прибью! Была бы воля..."))))
Мы все дружно смеялись.
Оказывается, кто бы мог подумать, она так читала, чтобы один
одноклассник не догадался о её к нему симпатии...
И так во всём.

И, вот, дружба с этой девочкой, длится худо-бедно до сих пор.
Ни мне самой, ни другим никак не понять, что нас, таких разных,
может связывать и роднить. Но с кем ещё можно вспомнить детство
и юность? Школу нашу, одноклассников, кавалеров...
Сколько бы мы с ней ни ругались и не спорили - а всё равно связаны
той самой красной ниточкой, которая никогда не рвётся...
Да и с кем ещё вспомнишь всё то, о чём я написала и ещё напишу?

Правда,  к старости всё стало меняться местами: я толстею, а она 
усохла,я глупею - бумагу мараю бездарными мемуарами,
она же одела очки и, освоив интернет, стала пополнять свои знания.
Ходить на лекции, посещать библиотеки, пить кофе со студентами.
Её часто видят на общественных мероприятиях,на концертах, выставках
и в музеях.  Ей всё это стало вдруг интересным. Но только в первой
половине дня, так как спать ложится рано. Встаёт ни свет, ни заря
и вперёд! "Движение - жизнь!" - нашла она объяснение своей активности.
И прыгает с утра уже, неугомонная поборница здорового образа жизни.
А может спасается от одиночества? Тяжко в пустой квартире...

Зюзя в курсе всего, что, где, когда и почём. Знает все нужные адреса
и в любой момент даст полезную справку. Всегда добивается желаемого.
И даже стала удивлять нас своми знаниями, уверенно повышая голос:
" А я знаю! Даже по телевизору говорили!" И не поспоришь)))
Парадокс! Ответ найден: я люблю ПАРАДОКСЫ.

    Зюзя всегда уважала дисциплину и как-то даже отказалась дружно
"смыться" с уроков на "Анжелику и Король", когда весь класс, как один,
взбунтовался по поводу вопиющей несправедливости: все школы закрылись
на карантин из-за гриппа, а наша нет.
Как меня ругала потом моя мама:" Эх, ты! Тебе не стыдно после такого
учителям в глаза смотреть?! Не думала, что ты у меня такая!"
Но несмотря на примерное поведение, итог учёбы в школе оказался для
Зюзи плачевным -  после восьмого класса пришлось ей идти осваивать
ремесло сапожника. Пардон, закройщика обуви.
В училище ей сразу всё понравилось - форму выдали, еда халявная,
стипендия, кавалеров немеряно. И народец попроще. Никто не умничает
и не обижает.
Она и меня водила в "столовку". Подкармливала подружку, тыря порции.
Я стеснялась, но ела.
 
  Земная росла девочка, всегда находилась здесь и сейчас.
Казалось бы,что удача должна была сопутствовать ей, такой собранной,
внимательно смотрящей под ноги и по сторонам.
Ан нет. Но она не умела долго горевать. Какой в этом толк?
Надо жить дальше! Не повезло здесь, так повезёт в другом месте!
Здесь не получилось, так получится там! И получалось же.
В ней было редкое сочетание невероятной воли и глупости.
Часто в равных пропорциях. Иногда равновесие нарушалось...
Отчего и случались с ней невероятно потешные истории.
 
  Но особо не заморачиваясь, она стремительно ковыляла по жизни.
Кстати, туфли она с самой ранней юности носила только в сеточке
на всякий случай, а так - старушечья удобная обувь под названием
"прощай, молодость"! Между красотой и удобством  всегда выбиралось
второе. Между здоровьем и красотой - первое.
Не по-детски практичная. В мелочах рациональная. Не умея толком
объяснить почему, Зюзя всегда безошибочно выбирала лучший кусок.
На каком-то генном уровне, не постижимом нами, была умнее нас.

Ну, ак какие же у неё при этом могли быть кавалеры?
Деревенские хотели работящих. Столичные желали современных.
Студенты мечтали об умненьких или доступных. Это всё не про неё.
Оставались бандиты. Они-то к ней что-то так и липли. Просто ужас.
Но Зюзя их не боялась. Больше за неё боялись мы и её родители.
Помню одну блатную песню, которую она пела в те времена:

"А я вино и водку пью, а по ночам рыдаю.
 А мне всего лишь двадцать два, а я уже седая!"
И, правда, что-то рано она стала седеть.

  Многие друзья мучились вопросом - что же нас связывает, таких разных.
Одним словом и не скажешь. Но думаю, что не только мои доброта и терпение.
Она мне была, как родная. И я не задумывалась даже, почему... А я?
 Впрочем, читайте сами.