Факел непопалимый 10

Виталий Голышев
Предыдущая:http://www.proza.ru/2015/03/31/615



       Повторюсь – наибольший интерес представляют записи деда о событиях, окружающих людях, собственных мыслях и переживаниях, позволяющих окунуться и почувствовать ту удивительную, столетней давности, эпоху, в которой формировалось мировоззрение моего пращура, становление его как Человека и Гражданина, на фоне важных исторических событий в жизни Государства Российского – Первой мировой войны и Февральской революции.

       Поэтому я позволю себе дать характеристику записям каждой из четырех книжек, а в приложении поместить весь текстовой материал, который мне удалось прочитать и расшифровать (некоторые записи оказались трудночитаемыми – и из-за давности сделанных записей, и по причине скорописи, а также условиями правописания тех лет, с их «ятями», «ерами» и т.д.).


       В записной книжке за 4 класс (1913-1914гг.) преобладают материалы по учёбе:

       -изучаемые предметы с подробной их тематикой. Здесь интересен и сам подбор дисциплин, явно более разносторонний, нежели в современной школе (а, может быть, и любом современном техникуме), и внутреннее содержание каждого предмета. Особенно интересно сравнивать с современностью изучаемые материалы по литературе и истории, отличающиеся более глубокой гуманитарной составляющей, широкой её историчностью, позволяющей проследить развитие общественно-литературной мысли в её историческом и гуманистическом развитии.

       Не знаю, как сейчас, но в наши ученические годы (50-60-е прошлого столетия) над всей учебной мыслью довлела пресловутая марксистско-ленинская теория с её классовостью, теориями «лишних людей», революционностью и т.д. А сейчас, мне кажется, вообще всё дается схематично и приземлённо, не оставляя в детских головах ничего светлого, лиричного, возвышенного…

       - посещение внеклассных занятий, лекций, экскурсии в музеи, а также известного своей популярностью и доступностью Народного дома с его постановками, операми, где не гнушались выступать и знаменитости, такие, как Ф.И.Шаляпин. Здесь 16-17-летний сибирский деревенский паренек Флегонт Попов  впервые смог ознакомиться с такими шедеврами русской и европейской музыкальной классики, как оперы «Евгений Онегин», «Демон», «Снегурочка», «Тарас Бульба», «Корневильские колокола» и другими.

       - скрупулёзно зафиксированы сведения о литературных произведениях, в том числе как находящихся в личном пользовании, так и взятых для прочтения в библиотеках, а также перечень произведений, необходимых для прочтения в виде задания на каникулы. Ну, разве можно сравнить этот удивительно обширный объем с тем минимумом, что сейчас дают на лето моему внуку Диме и который мало что читает вообще!.. Не в этом ли корень всех бед нашего нынешнего гуманитарного  образования?..

       Особое внимание в записях отведено коммерческим делам. Видимо, семья деда, занимавшаяся переработкой овчинно-шубного материала и производившая меховые изделия из них, решила доверить ему некоторые коммерческие сделки (продажа готовых изделий в Красноярске, а, может, и в самом Питере). Поэтому есть записи о подробных ценах на большой ассортимент меховых изделий (дохи, шубы, пальто, пиджаки, рукавицы, еманы и т.д.).

       Видимо, взяв на себя финансовую сторону обучения младшего отпрыска семьи, ему доверили либо приучали к коммерческой стороне семейных дел. И это, наверно, было целесообразно и оправданно – ведь в книжке есть записи о денежных средствах, высылаемых деду на учёбу: так, за период с октября 1913 по март 1914 гг. он получил из дому 188 рублей.

       А это в те годы были большие деньги, если учесть, что я 53-мя годами позже, учась в Питере, на эти же цели я сам получил из дому в 2 раза больше (375 руб.). Но ведь и покупательная способность тех советских рублей была значительно ниже царских, обеспеченных разумным министром финансов Российской империи Витте реальным золотым содержанием.

       Присутствуют в книжке и записи бытового характера: расписание движения поездов в Сибирь, адреса, различные денежные расчеты.



                ПРИЛОЖЕНИЕ № 12:

                4 класс (1913-1914 гг.).
                Раздел «Ежедневные отметки» (стр.41-76).


6.10.1913г. – Была экскурсия в Императорский Эрмитаж.
20.10.1913г. – Была экскурсия в Музей им. Александра III.
19.10-21.12.1913г. – (Задания):

       Немецкий и французский языки - Новые слова. Написать ответы на вопросы; переводы с русского на нем. Осень.

       Российская история  – «Русская Правда». Потомки Ярослава Мудрого, Владимир Мономах. Управление Новгорода. Нашествие татар. Дальнейшее владычество татар. Александр Невский. Московское государство. Иван Калита. Дмитрий Донской. Василий I и II, Иоанн Третий.

       Средняя история – Начало феодализма. Папа Григорий VII. Первый Крестовый поход. Иерусалимское королевство. Второй крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Латинская империя. 5-7 походы и их значение.

       Всемирная история - Общий взгляд на историю личности папы Григория VII. Его   преобразования.

       Алгебра и геометрия – Извлечение корня. Вписанные и описанные многоугольники. Репетиции (11.11;14.11). Задачи об углах в круге. Противоположные углы в многоугольнике. Квадратные уравнения, корни. Дальнейшее преобразование корней и квадратные уравнения. Построение углов в четырехугольниках. Уравнения с 2-мя неизвестными. Подобие многоугольников. Биквадратные упражнения. О пропорциональных линиях.

       Физика – Законы Ньютона. Движение тел. Падение тел в воздухе и безвоздушном пространстве. Равновесие сложения и вычитания. Рычаги, весы, о силах. Блок. Весы. Равновесие. Весы.

       Литература – Летопись Нестора. Слово о полку Игореве, Моленье Даниила Заточника. Задонщина. Нил Сорский, Иосиф Волоцкий. Иоанн Грозный. Его переписка с Курбским. Домострой. Домострой и Котошихин.  Литература Юго-Западной Руси. Симеон Полоцкий. Первые драмы и комедии. Репетиция (6.12.1913). Протопоп Аввакум и старообрядческая литература. О повестях. Иулиания Лазаревская, Повесть о Ф.С. (не разобрать название). Юрий   Крижанич.

       Гигиена – Меры предосторожности против заболевания. Больничный лист.

       Закон Божий – труды прочих Апостолов. Дальнейшее распространение христианства. Репетиции (14.11.1913). Гонения на христиан. Константин Великий. Ересь Ария. Второй вселенский Собор. 3-7 Вселенские Соборы.

       Искусство – Искусство Египта. Халдея, Сирия, Вавилон, Персия. Искусство в древней Греции.

       Этнография – Происхождение человека. Расы. Языки народов. Язык междометий.

       Психология – Органы слуха. Представление по Фаусту. Память.

       Анатомия – Зубы. Пищевод, желудок. Толстая кишка, печень и поджелудочная железа.

       Зоология – Пиявка. Беззубка. Жемчужина. Осьминог. Морской ёж. Звезда.

       Минералогия – Глетчеры и медники. Кристаллография.

       Ботаника - Видоизменение листа. Цветок. Оплодотворение. Плод.

       Химия – Гидраты и их соединения. Азот.

       Антропология – Откуда появилось письмо у разных народов.


22.12.1913 – 6.01.1914гг. – Зимние каникулы (?). Заданий нет, а занятия?..
22.12.1913г. – Была лекция П.В.Нестерова (преподавателя зоологии) на тему «На окраинах            России».
24.12.1913г. – Были два часа упражнений по алгебре.
25.12.1913г. – Был у Кыштымова, читал.
26.12.1913г. – Был в народном доме, смотрел оперу «Евгений Онегин».
27.12.1913г. – Был в Народном доме, смотрел оперу «Демон».
28.12.1913г. – Были упражнения по алгебре. Ездил в сборный пункт.
29.12.1913г. – Был в Народном доме, смотрел оперы «Снегурочка» и «Тарас Бульба».
30.12.1913г. – Был в Народном доме, смотрел «Кисмет» (судьба) арабское придание об одном   нищем.
31.12.1913г. – «Ничего особенного» (а как же Новый год?!В.Г.).
01.01.1914г. – Был в Народном доме, смотрел оперу «Корневильские колокола».
02.01.1914г. – Были практические занятия по математике (алгебра).


       07.01. – 02.04.1914г. – (Задания):

       Закон Божий – Священник дал таблицу Великих Соборов. Монашество. Иоанн Златоуст. Католичество. Святители на Руси. Ереси на Руси. Евреи и католики. Патриарх Никон.

       Всемирная история – Значение крестовых походов. Папа Иннокентий III. Монашеские ордена. Индульгенции. Франциск Асизский. Святой Доминик. Великая хартия вольности. Парламент. Восстание крестьян в Англии. Англия. Германо-французский пакт. Города и торговля. Ян Гус. Гуситское движение. Данте. Флоренция. Венеция. Ренессанс.

       Зоология – Членистоногие. Раки. Вскрывали лягушку. Практические занятия – резали рыб. Ракообразные. Резали птицу. Паукообразные. Таракан. Бронзовая бабочка. Тарантул. Скорпион. Майский жук. Бабочки. Органы жевания у насекомых. Насекомые.

       Литература – Петровское время. Посошков, Татищев, Кантемир. Общество по сатирам Кантемира. Возникновение духовных мистерий в России. Тредиаковский. Ломоносов. Сумароков и его комедии. Литература Екатерининского времени. Дворянское гнездо. Поэма «Душенька». Новиков и его деятельность. Первые сатирические журналы в России. Фонвизин. «Бригадир». «Недоросль». Капнист, Аблесимов (?), Княжич (?), Державин (поэты). Державин и его произведения. О футуризме. Личные воспоминания о Толстом. Ордын-Нащёкин. Крылов. Басни Крылова. Характеристика басен Крылова. Сентиментализм. Футуризм в историко-литературной перспективе. Радищев. Карамзин.

       Математика – Приложение алгебры к геометрии. Прогрессии. Геометрические прогрессии. Логарифмы. Проценты.

       Психология – О воле. Характеры. Психология масс и народов.

       Химия – Хлор, фтор, бром и йод. Сера. Сернистые соединения. Сероводород. Йод Висмут. Углерод. Органическая химия. Бор и алюминий. Натрий. Калий. Магний. Радий. Магний. Периодическая система Менделеева.

       Русская история – Иосифляне. Максим Грек. Иоанн Грозный. Детство. Война с Ливонией. Опричнина. Жестокость. Конец царствования Иоанна Грозного. Фёдор Иоанович. Борис Годунов. Смутное время. Лжедмитрии. Шуйский. Тушинский вор. Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Царь Фёдор Алексеевич.

       Физика – Закон всемирного тяготения. Сжатие земли. Работа. Простые машины. О жидкостях. Гидравлический пресс. Закон Архимеда. Газы. Жидкости. Теплота.

       Антропология – Бронзовый век. «Любовь» и плод.

       История искусств – Скульптура и живопись в Греции.

       Минералогия – Картины вулканов. Золото. Серебро. Медь. Горный хрусталь. Золото. Серебро. Платина. Железо.

       Ботаника – Линней. Ламарк. Дарвин и дарвинисты. Цветковые растения.

       Анатомия – Органы дыхания. Органы речи. Органы выделения. Кожа и волосы. Внутренняя секреция. Почки.

       Русский язык – Писали сочинение о Ломоносове и Сумарокове.

       Гигиена – Продукты и их переваривание. Проценты питательности. Процент воспринимаемости пищи.

       Биология – Ч.Дарвин. Уоллес. Общий обзор. Натурфилософия. Дарвинизм.


14.02.1914г. – Была вечеринка на курсах.
23.03.1914 г. – Была товарищеская вечеринка на курсах.
25.03.1914г. – Экскурсия в Зоологический музей (под рук. Павловича).


       06 – 12.04.1914г. – Записи о движении поездов в сторону Красноярска (стр.77) – видимо, дед собрался на каникулы:
- №№ 7 и 8 – Петербург – Иркутск; 10 ч. 5 м. утра.
- №№ 3 и 4 – Петербург – Омск; 9 ч. вечера.


       На стр. 78 чужой рукой сделана запись:
«В гор. Ковель Волынской губ., ул.Александра II, казенная винная лавка № 619,    Василию Феодосьевичу, фамилию забыл». Ниже – подпись – Цещинский (это, видимо, его запись для деда. Почему – Цещинский, а не Цешинский – друг деда по учебе на курсах – не ясно. В.Г.).

       На стр. 80-81 произведены какие-то денежные расчеты и сделана запись: «Кирюшкин поряжен (наверно – подряжен?) за 7 руб. Денег дано 1 руб. 15 коп.

       На стр. 94 и 82 сделаны следующие записи: «20 августа 1914г. выехал из Минусинска в Красноярск на пароходе «Сокол». Из Красноярска отправился 23 августа 1914 г. в 8 час. утра». (Это возвращение деда на учебу в Питер – в 5 класс училища. В.Г.).


       На стр. 83-88 сделаны записи, связанные, по-видимому, с коммерческой деятельностью семьи Поповых в Минусинске, которым дед наверно помогал с реализацией произведенного ими товара – меховых изделий, в период своих каникул. По всей видимости, эти записи – ориентир для деда, данный ему семьей на предмет цен для последующей реализации произведенного ими товара:

«Медвежина        - 18-20 руб.
  Оленина               - 1 руб. 70 коп.
  получше               - 2 руб. 50 коп.
  Кочмы                - по 1 руб. 20 к.
  Дохи барловые (?):
1-13            - 15 руб.
1-14            - 17 руб.
1-15            - 19 руб.
Еманьи (?) дохи
можно всп. по 7 руб.
Черные дохи
-с плохим подкл. (подкладом?) – по 15-16 руб.
-с хорошим подкл.                – 25 руб.
Еманы (?)       - 2 руб.; 1-70; 1-50.
Черемуха      - 4 руб. и дор (дороже?).
Еман был и разн. по 30 коп.
Седые -  по 40 коп.
Шубы белые сост. пидж. по 9-10 руб.
Шубы сост. получше - 12 руб.; 11-50.
Плохого сост.шубы – по 10 руб.; 9 руб.
Русские пиджаки – по 13 руб.
Русская шуба – по 19 руб. по дес (по десятку, т.е. оптом наверно);
В розницу - 20 и дороже.
С серым воротником – по 25 руб.
Пальто с серым воротником – 20 руб.
Пальто, партия – 16 руб.
Рукавицы – по 75 коп.».


       Сам себе задание определил: «Дома что нужно сделать:

- Купить циновок у Вильнера по 25 коп. 20 шт.
- Если нужны будут шубы – будет телеграф (т.е., надо полагать – он вышлет телеграмму в Минусинск);
- Портного рассчитать;
- маме послать – кофту черную бумазеевую, катанки (т.е.- валенки).
- черных липаков (?)».


       На стр. 95-96 записаны некоторые адреса (все вроде бы московские?):
- «Частная реальная в Москве Н.Н.Алябьева.
Тверская ул. Пеменовского пер. д.№64/2 Молчанова в I и II кл.
- Н.М. Урвачева Б.Полянка М.Каменнов… мост… (плохого качества запись?).
- Виноградова и Козинцова, Петровка д.Самариной.
- Р.о. Ляшука (?), Красные ворота, д.Афремова.
- В.П.Никитина, Плющиха, д.Лепениной.
- Т-во Педагогов, 3-я Мещанская № 3., б.лазманной (не виден текст?) Сухаревой   площ.

       Через несколько листов, на отрывных листках идут дополнительно адреса учебных заведений (скорее всего, питерские):

-Гимназия и Реальное уч. Им.Иозефовича, Троицкая 13, т.469-91.
- Гим. и Р. А.Х.Юргенсона.
- Г. и Р. К.Н.Мая.
- В.О. 14.л.39 413-31.
- Петровское ком.учил. Фонтанка 62, 13-63.

       В разделе Адреса» (стр.250) записано два адреса людей, упоминание о которых в записной книжке отсутствует. Кто они – выяснить не удалось:
-М.Д.Курагин – Прядильная 8, кВ. 9;
-М.С.Баскаков – Б.Белозер. д. 31, кв. 30.

       Далее, на отрывных листах идет перечень литературных произведений:

«Библиотека.
- Байрон «Дон Жуан»;
- Шиллер «Разбойники»;
- Шекспир «Ромео и Юлия»
- Толстой «Живой труп» и др.;
- Леббок «саамов. И ум. Жить»;
- Мопассан «Напр. Красота»;
- Ж.Санд «Замок Пиктор… (не понятно);
- Шекспир «Ричард Третий»;
- Мольер «Скупой»;
- Толстой «Крейцерова соната».

       На стр. 113-115 раздел «Каталог книг моей библиотеки».
К.Рот «История славян», I  и II части;
Алексан. «Новая педагогика»;
Мейер «Вселенная», I  и II ч.;
Гааке «Человеческие расы»;
Томас «История английской литературы»;
Освальд «Натурфилософия»;
Козловский «Лекции по современной философии»;
Гёте «Фауст», I  и II ч.;
Лехер «Физическая карта мира»;
Битнер «Спутник экскурсанта»;
Толстой «Воскресение», «Детство и отрочество»;
Вольтер, том I;
К.Фламарион «Конец мира»:
Ланелонг «Вокруг света», I  - III ч.;
Бельмонт «Дело при закрытых дверях»;
Антошко «История Чехии»;
Бебель «Женщина и социализм»;
Блн и Андре «Гигиена школьных упражнений»;
Скворцов «Новая космология»;
Пуанкаре «Современная физика»;
Ч.Дарвин, т. 4 и 5;
Де Вега, I – III книги;
Костомаров «Русская история», 1-15;
Леббок «Самовоспитание»;
Дош «Общ. Лич. И гос.»;
Вейнтит (?) «История мироздания»;
Шмепль «Ботаника».


       На стр. 117-118 в разделе «Книги, взятые для прочтения» (с отметками дат получения книг и их возврата) записано:
Гоголь «Вечера на хуторе…»;
Григор. «Рыбаки»;
Тургенев «Рудин»;
Шекспир «Гамлет»;
Салтыков «Губернские очерки»;
Гончаров «Обыкновенная история»;
Гёте «Фауст»;
Тургенев «Отцы и дети», «Накануне»;
Мякотин «Б.Аввакум»;
Пушкин, ПСС;
Лермонтов, ПСС;
Суворин «Ермак»;
Гончаров «Обломов»;
Тургенев «Дворянское гнездо», «Дым»;
Магомет;
Франциск Асизский.

 
       В начале записей его рукой сделана запись « В библиотеке училища и курсов. По вторникам, четвергам и по субботам – от 1 до 3 час. дня и от 6 до 8 вечера», в конце запись «Больше книг не выдавали». Период прочтения им этих библиотечных книг – с октября 1913 г. по конец марта 1914г.

       В разделе «Работы на каникулы» (стр.249) записано 32 фамилии писателей, с которыми деду, по всей видимости, предстояло ознакомиться. Сравнивая этот список с количеством тех авторов, которые сейчас рекомендуются прочесть на каникулах школьникам (в частности, к примеру, моему внуку Диме), можно только поразиться этому несоответствию. Судите сами:

       Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Крылов, Кольцов, Помяловский, Фонвизин, Грибоедов, Марлинский, Аксаков, Григорович, Тургенев, Гончаров, Островский, Л.Толстой, А.Толстой, Салтыков, Достоевский, Майков, Полонский, Фет, Случевский, Ростан, Мольер, Короленко, Куприн, Андреев, Гамсун, Ибсен, Мопассан, Купер, Майн Рид.

 
       В разделе «Театральный и концертный листок» (стр. 122-123) сделаны записи»:
15 декабря:
                - А.Генкель читал лекцию на тему «Дилетантизм в науке».
-К.Ф.Жаков «Три идеи в истории русской философии».
-Грен «Магнетизм и спиритизм. Хиромантия».
25 марта:
-Шаскольский «Университет и выбор факультета».
30 марта:
-С.А.Золотарев «Футуризм в историко-литературной перспективе».


       В разделе «Моя корреспонденция» (стр.129) сделаны записи о полученных, скорее всего, из дома денежных средствах:
-22 октября получил 40 руб.
-9 декабря получил 25 руб.
-5 января получил 73 руб.
-13 февраля получил 25 руб.
-14 марта получил 25 руб.

Продолжение:http://www.proza.ru/2015/04/17/1539