Карл Шпицвег и стиль бидермейер

Алина Алексеева-Маркезин
Карл Шпицвег, «Бедный поэт», 1839, Мюнхен

   Мы  с вами ещё не рассматривали очень интересный стиль в искусстве- БИДЕРМЕЙЕР.Прежде,чем мы познакомимся с одним из его представителей,нужно получше вникнуть в смысл этого слова.

            Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Айхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер»

            Основная черта бидермейера — идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека.               

             
             Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, КАРЛ ШПИЦВЕГ   1808-1885гг, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии,филистеров, каким он был и сам.
         Его герои -это маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари.

          В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно. Сам он был человеком прогрессивным, принимал участие в революционном восстании 1848 года.

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ.

               Его отец был богатым мюнхенским торговцем. Карл, средний сын в семье, по воле отца сначала стал помощником аптекаря, а после окончания Мюнхенского университета - дипломированным провизором.
               С детства он увлеченно рисовал, копировал картины старых мастеров и мог бы всю жизнь проработать в аптеке, оформляя упаковки и витрины.
               

                Но в 25 лет Карл твердо решил оставить профессию aптекаря, обещавшую прочное положение, и стать свободным художником.Но в  Мюнхенской академии художеств Шпицвега сочли слишком взрослым для студента. Пришлось становиться самоучкой.
                Первое время полотна художника Карла Шпицвега зрители не жаловали особым вниманием. Все кардинально изменилось, когда закончилась Парижская всемирная выставка в 1867 году. Бюро переводов опубликовало прекрасные отзывы о картинах. Живописец стал широко известен.

              Слава художника быстро росла и наконец перешагнула пределы Германии. Картины Шпицвега покупали жители Вены, Парижа, Праги, Нью-Йорка. Среди заказчиков были император Фердинанд Австрийский и императрица Елизавета.
                В 1830—1860-е годы он много путешествовал, побывал во многих городах Германии, Швейцарии, был в Париже, Лондоне, Антверпене, Вене. Изучение классической живописи в крупных европейских музеях обогатило его впечатлениями. С середины 1850-х годов он жил и работал в Мюнхене и Берлине.


    Однако в родном Мюнхене Шпицвега не очень любили. Только в 60 лет он, наконец, получил звание почетного члена Мюнхенской академии художеств.
В 1869 г. Шпицвега ожидал шумный успех на Международной выставке в Мюнхене среди прославленных европейских мастеров живописи — Гюстава Курбе, Камиля Коро, Шарля Добиньи, Теодора Руссо, Франсуа Милле, Эжена Изабе.

       А по-настоящему художника признали на родине только через два десятка лет после смерти. Этому очень помогла выставка в Берлине, посвященная 100-летию со дня его рождения. Она произвела сенсацию — оказалось, что вся Германия давно знает и любит Шпицвега.

              После этого мюнхенские собрания живописи стали охотно приобретать его картины. Шло время, и наивные истории из жизни мюнхенских чудаков завоевывали мир. Во многих странах сейчас саму Германию представляют именно по уютным картинам Шпицвега.


     Картины Шпицвега отличались умением подметить комическое в жизни, умением видеть и показывать смешное. Именно так он писал жителей городков – в смешном виде, но всегда с сердечностью и добрым к ним отношением. Шпицвег – типичный и наиболее известный представитель стиля бидермейер в искусстве.

    Скончался он в возрасте 77 лет, в собственной постели от инсульта. Творческое наследие мастера огромно: он оставил после себя более 1500 картин, акварелей и набросков.

      В живописи направление бидермейер является ответвлением романтизма и отражается, как правило, в изображении бытовых сценок с тщательным прорисовыванием мелких деталей и идиллическим восприятием повседневной рутины.
Со временем бидермейер распространился и на другие сферы жизни, прикладное искусство, дизайн мебели, моду и т.д.

      В России это направление было популярно при Пушкине, а его ярчайшими представителями в живописи были А.Г. Веницианов и В.А. Тропинин
В начале ХХ века стиль бидермайер оценивался как пошлый и мещанский из-за присущим ему сентиментальности, идиллизации и камерности.


«Вечный жених» (1860)
        Большим успехом пользовались полотна из серии «Вечный жених» (ок. 1860), в которых изображены сцены ухаживания немолодого и неловкого бюргера за очаровательными горожанками. Особую занимательность придают им фигуры любопытных соседей, выглядывающих из окон и дверей соседних лавочек.

БЕДНЫЙ ПОЭТ.( Иллюстрация вверху)

     Эта картина прославила Шпицвега на весь мир. Между тем в Мюнхене, родном городе художника, она подверглась резкой критике. Некоторые исследователи считают, что Шпицвег изобразил здесь мюнхенского поэта Маттиаса Еттенхубера. Во времена Шпицвега очень популярна была тема юноши-поэта, полностью независимого от общества, который чужд каждодневным заботам и тяготам и живёт в прекрасном мире искусства.

       Шпицвег воспроизвёл романтическую обстановку, в которой должны обитать музы. На чердаке, в комнатушке, лишённой мебели, под дырявой крышей поэт свободен, как птицы в небе. Однако он уже стар. То, что подошло бы романтическому юноше, делает смешным человека почтенного возраста. Должно быть, труды не приносят поэту ни признания, ни денег.

           Может быть, потому, что поэт он бездарный, чего за всю свою жизнь так и не понял. А возможно, от стихов вообще не следует ожидать материальных выгод, и за право вести поэтический образ жизни, за право творить нужно непременно заплатить — пусть даже нищетой и комичным видом.
Эта картина была похищена в 1989 году из замка Шарлоттенбург в Берлине. До сих пор не известно, где она находится.

Воскресный охотник.

      Подслеповатый и уже полнеющий бюргер вышел на охоту. Розовые сапоги и зонтик на всякий случай – это юмор Шпицвега, а обед, бережно упакованный супругой, и початая (он же не пьяница) бутылочка вина – это не шутки, но обязательный компонент всякого выхода на природу.

Запах роз» (1845)
     А этому как не стыдно. Ведь совсем ещё юноша, скорее всего студент, сам бы прекрасно смог устроится на месте того парня, а вместо этого, как старый козёл, подглядывает, делая вид, что нюхает куст розы. Нехорошо поступает юный книголюб, говорит нам господин Шпицвег.

Купающаяся нимфа

        Манера написания и страсть к теплому колориту, жирные мазки и многоцветие в картинах выдают автора. Все его труды отдают привкусом этюдности, что объясняется богатым опытом наблюдателя и любителя пленэрных зарисовок, правда с небольшим искажением. Карл любил разбирать свои полотна по крупицам, как бы раскрывая суть сюжетной линии – так, для простоты восприятия, по–дружески рассказывая анекдоты в картинах.


«Друг кактуса» (1856)

              Вот он замер у окна, по-птичьи склонив лысоватую голову, и любуется своими уродливыми колючими друзьями. Солнце сквозь огромное окно заливает комнату и кактусы, которые очевидно наслаждаются и теплом, и светом, и вниманием хозяина, а самый большой кактус (наверняка с пушистыми белыми волосами вместо колючек), даже наклонился вперед, навстречу человеку.
          Так и стоят, в зеркально симметричных позах, в приветственном поклоне,и кто знает, о чем их задушевный разговор?
И дела им нет до того, с какой силой раскачивается ошалевший маятник. Часы летят... На полу - отработаное время, груды прошлого - кипы старых книг...Ну что ж, в конце концов, пусть летит, раз так заведено...Может, оттого жизнь и прекрасна, что преходяща!


          В картине «Воскресная прогулка» (1841, Зальцбург, Художественный музей) яркими светлыми тонами цветов написан пейзаж с полем пшеницы и шествующим по нему семейством бюргеров. Пятна зеленых зонтиков дам, их желтых соломенных шляпок привносят дополнительные цветовые доминанты в яркую гамму полотна.

   
Вдовец. 1845
 Вдовец в парке, глядящий вслед двум хорошеньким девушкам 
 
Любовное письмо. 1845-46          
        Юноша, изображенный за забором крошечного палисадника, делает знаки молоденькой служанке, читающей книгу своей старой хозяйке. При помощи немногих предметов Шпицвег умеет рассказать о быте своих героев, о размеренном укладе их жизни.
 
Нищий музыкант. 1860-65    

      Вертикально удлиненный формат картины позволяет передать сцену в пленэре, показав отражающую солнечный свет стену старого дома, игру света и тени на ее поверхности. Грустно смотрится фигура старого музыканта, разбудившего своей игрой ворчливого жителя дома, взирающего из окна верхнего этажа.
 
        Искусство Карла Шпицвега характеризует целую эпоху в истории немецкой живописи XIX столетия. Он занял в ней свое подобающее место как талантливый и самобытный художник.

Здесь можно посмотреть другие работы художника. http://maxpark.com/community/6782/content/3203769