Талант земли тульской

Александр Бочаров 3
ТАЛАНТ ЗЕМЛИ ТУЛЬСКОЙ
(Из книги «О людях и для людей»)
         
   (Памяти художника)

 Умер ХУДОЖНИК. Ушёл из жизни талантливейший человек земли тульской. Он оставил незаконченными свои картины, замыслы, планы. Ушёл из жизни замечательный человек. Печальная весть о неожиданной кончине Евгения Самуиловиче Дрофина больно ударила в сердца всех, кто был знаком с его творчеством, в сердца его друзей и знакомых, в сердце каждого интеллигентного человека. Ибо нельзя не понять значение этой утраты для  всех нас туляков и особенно косогорцев
 Есть замечательная, верная мысль, слова, высказанные кем-то из великих : «…помогать нужно таланту, а посредственность пробьётся сама!». И на жизненном пути Евгения Самуиловича это очень наглядно подтверждается,  ему в жизни встретилось  немало хороших людей, которые  ему помогали, они  чувствовали в нём удивительный талант ХУДОЖНИКА! И он, этот талант, пробивался  в нём с раннего детства.
  Трудную, но очень яркую, можно сказать счастливую жизнь, насыщённую всёпоглощающим творчеством и яркими событиями,  прожил он, пусть она была и  не столь долга. Оптимизм и воля, жажда знаний и любовь к искусству, одержимость в достижении цели наполняли её и помогали преодолевать ему все препятствия. И ещё, без чего не мог жить Евгений Дрофин, так это его друзья. Они всегда  были вокруг него, хорошие люди всегда тянулись к нему, он притягивал их к себе потому, что с ним было интересно общаться.  Среди них были и  его первые учителя Евгений Васильевич Любенков и Сергей Иванович Романов – руководители кружка ИЗО  клуба им. Ленина нашего посёлка. Именно под их тоже талантливой рукой он и приобщился к живописи, здесь, на Косой Горе в клубе им. Ленина, проходили его первые занятия.  Об этих людях, своих учителях,  он помнил всю свою жизнь  и был очень благодарен им за оказанное ему внимание и приобщение его к искусству..
  Родился Евгений Самуилович Дрофин  22 июня 1932 года в нашем посёлке. В детстве жил на улице Революции в одном из домов (в доме №2), которые тогда назывались «красными казармами», затем на улице Октябрьской в доме №1, затем в полуподвальном помещении на улице Трудовой, в доме под номером восемь.  В автобиографии, которую он писал при приёме на работу на Косогорский металлургический завод, и которая поныне хранится в отделе кадров, сказано: «Отец – Дрофин Самуил Семёнович, уроженец  Крапивенского района Тульской области, деревни Захаровка. Русский. Мать – Гусева Александра Ефимовна, уроженка Крапивенского района, деревни Захаровка. Русская». Однако очень рано Евгений Дрофин остался без отца, семья обосновывается на Косой Горе  и все заботы об этом  многодетном семействе  легли на женские её плечи, плечи его  матери Александры Ефимовны,  работницы отдела капитального строительства нашего завода.
  В девятилетнем возрасте, в 1941 году, Евгений Самуилович пережил оккупацию посёлка немецко-фашистскими захватчиками. И эти детские впечатления не прошли бесследно, они  позже нашли своё довольно сильное отражение  в его творчестве.  Прежде всего, как  горькая  память о войне: холоде, голоде, людском горе и людских несчастьях, и эта незаживающая боль  хранились постоянно в его памяти. Но одновременно, не с меньшей, а может быть даже и со значительно большей силой,  звучала в его творчестве тема крепости духа русского человека. И это чувство послужило основой для многих его работ на военную тематику.  В том числе эта тема патриотизма особенно ярко прозвучала и в одной из работ, совсем недавно представленных вниманию  посетителя в Выставочном зале на Красноармейском проспекте в нашей Туле. Это есть его большое полотно под названием:  «Косогорцы идут на защиту Тулы». Полотно довольно большого размера и рассказывает нам  о Косогорском истребительном отряде, походным маршем покидающим родную Косую Гору для того, чтобы стать  в строй защитников Тулы. Именно этот отряд и станет потом костяком второго батальона Тульского рабочего полка, стаявшего на главном направлении удара танковой армады Гудариана.   Выставка посвящена была 50-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
  В семнадцатилетнем возрасте Евгений Дрофин поступает работать на наш завод маляром в железнодорожный цех. Но здесь он работает недолго, всего лишь  с января по август тысяча девятьсот сорок девятого  года, а затем поступает трудиться  мотористом на шахту №3 треста «Скуратовоуголь». Но и здесь работает он на шахте не долго, до апреля пятидесятого  года, после чего увольняется и возвращается вновь на Косогорский металлургический завод, но уже не в железнодорожный цех, а в цех водоснабжения. Вначале работает  учеником, а затем  слесарем по ремонту оборудования водоснабжения завода и посёлка, а в конце  пятьдесят четвёртого  года переходит трудиться в   ЦЭС (центральную электростанцию).  То есть, в сегодняшнюю ТЭЦ-ПВС, где начал осваивать профессию  машиниста. В этом коллективе он работает до января пятьдесят пятого  года, то есть до самого своего призыва в армию.
 Три года служит Евгений Самуилович  рядовым мотоциклистом в городе Джульфа, что в Азербайджанской ССР. А после службы  поступает учиться в Кишинёвское художественное училище. Здесь он является одним из самых лучших студентов. Но в столице Молдавии он проучится совсем недолго и уже в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом  году  Евгений Самуилович переводится в Московское художественное училище Памяти 1905  года. Другими словами, поступает учиться в одно из самых лучших художественных училищ СССР. И этот переход был обусловлен не только одним его желанием получить более качественную подготовку  в изобразительном искусстве, причём  в самом лучшем столичном училище, но и близостью к дому, к родной Туле.
  Вся жизнь Евгения Самуиловича Дрофина была тесно и непосредственно связана с нашим посёлком и развитием изобразительного искусства на Косой Горе. С раннего детства он не мог равнодушно смотреть на картины известных художников, работы великолепных мастеров, которые ему попадались на глаза пусть не в оригинальном звучании, а в печатном виде или в виде копий.  Целенаправленные  и регулярные занятия  рисованием и живописью  под  руководством  Сергея Ивановича Романова и Евгения Васильевича Любенкова в кружке ИЗО в клубе им. Ленина  многое ему дало. Он в их лице нашёл не только своих учителей, старших наставников, но и единомышленников, охваченных, как и он, жгучим  желанием  рисовать, охваченных  единым творческим порывом. Евгению Дрофину были всегда присущи такие черты характера и личности, причём  в течение всей его жизни, как  постоянная жажда знаний и тяга к  познанию. Он обладал неудержимой тягой к самообразованию, неубывающим  оптимизмом  и жизнерадостностью, а бурлящей и взрывной энергией, которой хватило бы и на десятерых,  не давала ему остановиться в покое в своём творческом поиске.
   Евгений Самуилович Дрофин,  даже ставший  довольно известным художником  не только в Туле, но и по всей России,  всегда находил время не только писать свои картины, но и принять участие в открытии различных выставок самодеятельных художников в нашем посёлке,  принимать участие в таких мероприятиях, как собрание творческого актива заводской газеты «Дзержинец». Ибо у него всегда была связь с посёлком, болела у него  душа об искусстве, а точнее о живописи, он всегда с интересом следил за развитием самодеятельного творчества на Косой Горе, появлением новых имён, за развитием той самодеятельности, из которого вышел и он сам. Евгений Самуилович  любил общение с людьми, земляками, всегда был готов оказать помощь каждому самодеятельному художнику в посёлке и  радовался появлению каждого талантливого человека  на Косой Горе.
  А с газетой «Дзержинец» у него была своя особая, старая и крепкая, давняя дружба. Свои первые рисунки он начал публиковать  именно на её страницах. В том числе,  его рукой и его друга -  Валерия Бочарова, были сделаны первые рисунки из  только что открывшегося в шестидесятом году  Дома культуры. Именно они зафиксировали это важное для посёлка событие для потомков.
 Шестьдесят первый год  стал для Дрофина  особенным и счастливым - он  успешно сдаёт вступительные  экзамены  и  вновь становится студентом. Причём, самого престижного в стране-  Московского государственного  высшего художественного   училища имени Сурикова. А в тысяча девятьсот шестьдесят седьмом  году завершает учёбу дипломной работой, с оценкой  «отлично».  Дипломная его  картина была под названием «Легенда о матерях» и тема была взята им именно из его воспоминаний  о  тяжелом военном детстве.Его картина- это память, торжественная и величественная песнь всем матерям,составившим крепкий тыл нашей армии и растившим юное поколение страны в невозможно трудное и голодное время.  Это именно его гимн женщинам-матерям, в том числе и его маме, вставшим в военные годы вместо мужчин  на самые трудные работы, это его песнь песней их трудовому подвигу.
 После окончания института Евгений Самуилович Дрофин  целиком отдаётся своему любимому творчеству-живописи, он много и активно работает, участвует во всевозможных выставках – всесоюзных, всероссийских, зональных. В  тысяча девятьсот семидесятом  году он вступает в члены Союза художников СССР. Его замечают, его работы публикуются в художественных журналах и каталогах, даже  в зарубежных. Это может служить и зарубежным признанием. Он выдвинут на представление ему звания «Заслуженный художник России»!..
 Но вот – преждевременная смерть,она выбила его из седла на полном скаку. Сколько  он мог ещё сделать, написать,оставить нам прекрасных работ!! Он был на довольно ощутимом творческом подъёме,ему постоянно не хватало времени, потому  он спешил и писал безотрывно. Он умер, даже не дописав своей новой работы, которая так и осталась у него на мольберте в его квартире. Он писал и дома, и в мастерской!
  Среди его работ много замечательных полотен, и как не назвать хотя бы три, особенно запомнившихся мне. Это «Дорога в Ясной Поляне», « Косогорские металлурги», « Дмитрий Донской». Можно сюда добавить и выше названную картину «Косогорский истребительный батальон идёт на защиту Тулы». Да разве их все можно назвать и перечислить, вышедших из-под его талантливой кисти?!
 Помнится, ехали мы однажды вместе из Тулы домой и на подъезде к посёлку, с высоты Ивановских дач он, оглядывая  панораму завода, он сказал мне: «…Вот с этой точки я хотел бы написать наш завод!..».Это был певец не только нашей замечательной русской природы, окрестных родных мест, пейзажей, но и всей своей малой родины- Косой Горы. Впрочем, Евгений Самуилович Дрофин  побывал и во многих городах нашей необъятной страны – в  Пскове, Борисоглебске, даже на Соловках!И все эти красивейшие места Родины отражены на его полотнах.И всё это можно было увидеть на его персональных выставках, и на всех тех,в которых он принимал участие.
   Евгений Самуилович был не только прекрасным живописцем, но и графиком, иллюстратором.Как память этого его творчества остались оформленные им замечательные, просто прекрасные, иллюстрации к детским книжкам. Они призваны радовать детей и воспитывать в них чувство правильного понимания искусства, истинной красоты.Среди них «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом Петушке» Александра Сергеевича Пушкина. И этого я думаю достаточно, чтобы оценить Евгения Самуиловича, как замечательного художника.    
  Но не только художественному творчеству была отдана жизнь нашего земляка-художника Дрофина.Не менее самоотверженно и всепоглощающе любил он и свою дочь, которую в честь своей мамы  назвал Александрой и любил называть её  Сашей. Он передал ей своё самое дорогое чувство- любовь к живописи, всё, что у него было,–свою безоглядную и бесконечную любовь к художественному творчеству. Вместе со своей женой – Жанной Георгиевной(инженером ТЭЦ-ПВС «КМЗ»),он воспитал её достойным человеком. Его дочь стала его продолжением в творчестве, она закончила, также как и он, Московский государственный институт им.Сурикова. Она стала участницей многих престижных выставок,в том числе и в дальнем зарубежье. Она член Союза художников России.
  … Сегодня не хочется верить в то, что нет с нами Евгения Самуиловича Дрофина, этого замечательного человека, доброго и умного, талантливого  художника. Болит сердце и горько на душе. И потому особенно хочется верить в то, что память о нём останется навечно в сердцах его друзей и знакомых, его земляков. Он оставил память о себе, прежде всего в своих работах, в которые мы ещё не раз будем вглядываться и размышлять о том, что он хотел нам ими сказать. Прощай дорогой друг и земляк Евгений Самуилович Дрофин, вечная тебе память!
А.Бочаров.
1995.