Глава 71. Митрофанушка

Виктор Еремин
Русская литература

Митрофанушка

Он глуп. Он ленив. Он — типичное порождение того умилительного века, когда радетели блага человеческого видели панацею от всех зол и бед в двух китах — воспитании и образовании. Прошло два века, прежде чем стало очевидным это наивное заблуждение и выяснилось, что воспитание — лишь шелуха на генетической предрасположенности личности, а поголовное образование в гораздо большей степени усугубляет общественные проблемы, чем помогает преодолевать их. Но Митрофанушка так и остался вечным недорослем — ярчайшим образцом самовлюбленного эгоиста и нахлебника на родительской шее.

Создатель комедии Денис Иванович Фонвизин (фон Визин*) (1745—1792) происходил из семьи обрусевших остзейских дворян**, перебравшихся в Россию еще при Иване Грозном. Отец его Иван Андреевич служил в ревизион-коллегии*** в Москве. Он был человеком строгим, искренне верующим, патриотом. В комедии «Недоросль» именно он стал прототипом Стародума.
__________________
* На изменении написания фамилии драматурга обычно делают особый акцент. При жизни Дениса Ивановича её писали фон Визин. Изменение произошло уже через много лет после смерти писателя. Первым слитно его фамилию написал в середине XIX в. выдающийся историк русской литературы Николай Саввич Тихонравов (1832—1893), «хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, “из перерусских русский”». (Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Том XXXVI. Спб., 1902. Статья «Фонвизин»).
** Российское дворянство состояло из великорусского московского, малороссийского казачьего, остзейского, польской и литовской шляхты, бессарабского, грузинского, армянского и инородческого. Остзейским краем (от немецкого названия Балтийского моря — Ostsee) назывались Эстляндская, Лифляндская и Курляндская губернии; остзейские дворяне были немцами. Фон Визины вели свой род от лифляндских рыцарей.
*** Ревизион-коллегия — центральное государственное учреждение в России, осуществлявшее контроль за расходованием средств бюджета в центре и на местах.

Первоначально отец сам занимался воспитанием сына, обучал его Закону Божьему, русской грамматике и древнеславянскому языку. В 1755 г. Денис был отдан в только что открывшуюся гимназию при Московском университете, оттуда в 1760 г. его произвели в студенты философского факультета университета, где Фонвизин впервые начал переводить и публиковать произведения западноевропейских авторов. Согласно правилам, университетских гимназистов в обязательном порядке вывозили в Петербург для представления их куратору графу И.И. Шувалову*. В столице юный Фонвизин впервые увидел театр и заболел им на всю жизнь.
_____________________
* Иван Иванович Шувалов (1727—1797) — фаворит императрицы Елизаветы Петровны; выдающийся государственных деятелей России XVIII в., генерал-адъютант. Прославленный меценат. Основатель и первый куратор Московского университета. Инициатор создания и президент Академии художеств России.

Через год после зачисления в университет Денис Иванович был вынужден оставить учёбу — он стал сержантом гвардии. Когда в 1762 г. Москву посетил императорский двор, Фонвизина определили переводчиком в коллегию иностранных дел, и он уехал в Петербург.

На следующий год молодого человека перевели на должность секретаря к кабинет-министру И.П. Елагину*, ведавшему в то время разбором челобитных на высочайшее имя, а с 1766 г. в его же заведывание поступили императорские театры. Фонвизин был доволен своей должностью, но вскоре у него начались конфликты с другим секретарём Елагина — драматургом В.И. Лукиным**.
_______________________
* Иван Перфильевич Елагин (1725—1794) — русский государственный деятель, многолетний директор придворного театра. Один из руководителей российских масонов. Писатель.
** Владимир Игнатьевич Лукин (1737—1794) — русский писатель; его комедия «Мот, любовью исправленный» положила начало сентиментализму в русской литературе.

И в 1769 г. в результате очередного скандала с Лукиным Денис Иванович был вынужден перейти на должность личного секретаря к Н.И. Панину* в Коллегию иностранных дел. По поручению графа Фонвизин разрабатывал проекты конституционных реформ в России. В частности, он предлагал отменить крепостное право, пресечь в стране фаворитизм, предоставить политические права всем сословиям. Когда в марте 1782 г. Панина по велению императрицы отстранили от дел, Фонвизин тоже ушёл в отставку и попал под высочайшую немилость.
____________________
* Никита Иванович Панин (1718—1783) — видный государственный деятель России, граф, участник государственного переворота 1762 г., возведшего на престол Екатерину II. Воспитатель наследника престола Павла Петровича.

Но к этому времени он уже был знаменитым драматургом. Ещё пребывая под началом Елагина, Денис Иванович написал в 1766—1769 гг. комедию «Бригадир», которая стала первой в истории пьесой на тему русского быта. Поставленная в 1770 г., комедия своей новизной и необычностью произвела на публику ошеломляющее впечатление.

Вершиной творчества Фонвизина стала комедия «Недоросль». Пьеса была написана в 1781 г. и представляла собой жесточайшую сатиру на провинциальные нравы современной Фонвизину России.

Критика нередко указывает на тот факт, что пьеса была создана через пять лет после Пугачёвщины и что её автор явно находился под впечатлением тех кровавых событий. Возможно, но цель Дениса Ивановича заключалась всё-таки в том, чтобы драматургически обосновать его идеи о реформировании Российской государственности.

Центральной фигурой комедии, бесспорно, является Митрофанушка, любимое дитя семейства Простаковых-Скотининых, «матушкин сынок» — пятнадцатилетний обалдуй, случайно выразивший смысл своей жизни в знаменитых словах, особо полюбившихся публике:

— Не хочу учиться, хочу жениться!*
______________________
* Д.И. Фонвизин. Недоросль. В кн.: Драматургия русских писателей. М.: ООО «Фирма СТД», 2005.

Недоросль уродился не каким-то исключением, он всего лишь утрированная копия своих родителей, которые, в свою очередь, стали утрированными копиями их родителей, и так тянется бесконечная цепочка самовоспроизведения духовных ничтожеств, усугубляющихся в своих потомках. И цепочке сей несть конца. И именно в этом оказался великий смысл «Недоросли», который приобрела пьеса Дениса Ивановича за двухсотлетний период независимого от создателя существования. Ничтожество порождает ещё худшее ничтожество, исключения же из правила случайны и крайне редки.

Не надо думать, что Митрофанушка — сугубо отечественное явление. Он всё тот же мировой герой, но всякий раз со своими национальными нюансами. Однако самое забавное в нём то, как в наших школах «митрофанушки» обличают Митрофанушку перед новой могучей порослью многочисленных «митрофанушек». Нельзя забывать, что в данном герое нашли отражение столь широкие обывательские слои, что его давно следует воспринимать как неизбежную данность и корректировать собственные воззрения на жизнь и человечество с обязательным учётом армии Митрофанов Простаковых. Тем и бесценен шедевр Дениса Ивановича.

Кинематограф к комедии Фонвизина почти не обращался. Известна постановка времён немого кино «Господа Скотинины», которую сделал в 1926 г. по мотивам «Недоросли» режиссёр Г.Л. Рошаль*.
_____________________
* Григорий Львович Рошаль (1899—1983) — советский кинорежиссёр, педагог; Народный артист СССР. «Господа Скотинины» был первым фильмом режиссёра; самыми известными его произведениями стали: трилогия 1950-х гг. по роману А.Н. Толстого «Хождение по мукам» — «Сёстры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро»; биографические фильмы «Академик Иван Павлов», «Мусоргский» и другие.

В 1987 г. была переведена на плёнку как телеспектакль постановка «Недоросли» Малым театром. Режиссёры В.Н. Иванов* и В.Г. Семаков**. Роль Митрофанушки исполнил актер И.В. Лях***.
________________________
* Виталий Николаевич Иванов (р. 1941) — многолетний режиссёр Малого театра.
** Владимир Григорьевич Семаков (р. 1929) — с 1970 г. был режиссёром ТО «Экран» Центрального телевидения.
*** Игорь Владимирович Лях; к сожалению, других сведений об этом актёре в отделе кадров Малого театра не сохранилось.