Звёзды падают в августе. Часть 5

Ирена Панченко
           Картина четвертая
         Двор Нины и Бориса.. За столиком Нина и Марина. Перед ними на столе два    таза. Чистят рыбу.
Марина(перемешала рыбу в тазу). Сколько тут этих окуней! Чисти, если хочешь, сама. Все пальцы исколола. (Кивает головой в сторону дома.) Приехали, поели, улеглись. Наработались!
Нина. Не ворчи. Тебе-то должно в охотку. Раз в году. Ну ладно, хватит так хватит. (Убирает рыбу.)
Марина. Вы бы в магазин, сейчас же можно на договорных началах.
Нина. Да что там!
Марина. Ты всегда так. Смотрю на тебя... Непрактичная. До войны — кандидат партии, инструктор МОПРа! Такие перспективы! Всё упустила!


Нина. Не помнишь разве: «Был ли в плену?», «В оккупации?». В каждой анкете... А тут букет: мать в концлагере, сама в тюрьме у немцев. Это уже потом книгу про наше подполье выпустили, а вначале ещё доказывать всем надо было...
Марина. Ну и надо было. А как иначе? Вон по лесам сколько шастало.
Нина. Да почему-то спрашивали как раз те, кто без единой царапины... (Махнув рукой.) Забыть хотелось... Бориса на Беломор¬канал отправили... Дети одни... Одеть-обуть. Хлеб и то не каждый день.
Марина. Да, но не уборщицей же идти?!
Нина. А куда было податься? Свекровь на порог не пустила. А там комнату дали. Была бы мама...


Марина. В партии надо было восстанавливаться, дуреха.
Нина(усмехнулась). О чем ты говоришь!
Марина. Знаю, о чём! Ведь брал же тебя тогда начальник станции. И с детьми.
Нина. При живом отце... Не могла. Сердце за Бориса болело.
Марина. Болело! Зато в партии наверняка была бы, да и работу он нашёл бы тебе не такую. Вон куда его занесло — в министерство, и ты бы с ним поднялась. Устроила свою судьбу, мне поперёк дороги не стояла.
Нина. Я — тебе?


Марина. А ладно, сестра! Дело прошлое. Может, ты и не виновата.
Нина. Да о чём ты? Опомнись, Марина!
Марина. Будет! Вечно святую корчишь. Будто не знала, что у Коли планы были... с тобой сойтись.То-то, чуть на работе какая неделя свободней - "Поехали к нашим в гости"! Ты же старуха по сравнению с ним. Пять лет разницы. Что смотришь, скажешь, не знала?
Нина. Показалось всё тебе!
Марина. Нет, сестрица. Я в его бумагах письмо нашла. Тебе назначалось. Не отправил. Не успел. Я с этим письмом на другой день к командиру.
Нина(закрывает лицо руками). Господи, стыд-то какой!


Марина. За семью бороться не стыд. Вместе до майора дошли — и отдать? Нет... Никто не скажет, что семья плохая. А сколько перенесла! Страшно вспомнить. А кто бы Коля с тобой-то был? Знаешь, честно если, иногда ненавижу тебя за всё, а иногда так жалко станет...
Нина. А себя не жалко?
Марина. Нет, правда, что ты видела? Тянешь тут одна, как лошадь. Совет ветеранов, уличный совет. Что, тебе больше всех надо?
Нина(невесело засмеялась). Как Боря заговорила.


Марина. А что? Борьку можно понять. Еще в прошлом году смотреть на тебя без зависти не могла. А теперь... Я  - медсестра, войну прошла, знаю, так просто не бывает.  Кашель твой не нравится. Завтра пойдёшь к врачу. Или ещё лучше — с нами в Москву. Вот на взморье съездим, а на обратном пути — за тобой. В платную устрою.
Нина. Ладно, всех вас отправлю, схожу.
Марина. Знаю тебя! Бьёт, бьёт судьба, а всё не научит. Нет, мне и одного урока хватило. Я Петьку всю жизнь помнить буду. И мамин ремень тоже.


Нина. Боялась она за тебя.
Марина. Боялась... Откуда было знать! Он же любил меня. Между нами всё было решено. А его отец узнал — ни в какую! Конечно, Метлишку, голь перекатную, замуж? С хутора нашли. Богатую.
Нина. Может, и к лучшему. Коля у тебя добрый. Нет, Марина, как ты могла такое сказать? Не успокоюсь.
Марина. Добрый! Я его... Я его сотворила... вот этими руками. Тогда, после Петьки, и решила: или меня жизнь, или я её... за глотку. И на фронт пошла — или пан, или пропал.
              Помолчали.
А вы будто из другого теста. То ли хватки житейской нет... Тот же Пашка. Редкая сейчас профессия — печник! Какие деньги мог иметь! А он...


Нина. Люди такие. Денег вроде жалко, бутылку — нет, самогон ничего не стоит. Ставишь, сам же и пьёшь — экономия... Не все, конечно. Он же и кладет больше по дружбе.
Марина. А я о чём? Иногда думаю: что Пашке не живётся? Жена работящая, дом держит, дочка, внуки.
Нина. Марина, посоветоваться хочу. Конечно, давно было. Написать хочу, только куда лучше?

Продолжение следует