Трудно писать о войне. Евгений Буравлев

Екатерина Тюшина
        Кузбасский поэт Евгений Сергеевич Буравлёв, как  и многие, солдатом стал по необходимости, в душе же всегда был строителем, созидателем. 
Родился 27 сентября 1921 года в селе Гридино Спас-Деменского района Калужской области в семье строителей-железнодорожников. Вместе с родителями побывал на многих новостройках страны. Школу окончил на станции Промышленная в Кузбассе, затем авиационно-техническое училище в Иркутске. Всю войну, с первого до последнего дня, Буравлёв находился в действующей армии - сначала служил в военно-воздушных силах, потом за буйный нрав попал в штрафной батальон. На войне ему пришлось работать авиамехаником, затем авиастрелком; был сбит и горел в самолете, но остался жив. А ближе к концу войны стал сапером и взрывником, ходил постоянно на виду у смерти, находился ближе всех к ней. Был трижды ранен, награжден орденом Красной Звезды и многими боевыми медалями.

        Война для Евгения Буравлева стала академией мужества, она выгранила его характер, сделала поэтом. Тяжелая память о войне, унесшей миллионы молодых жизней, мешала ему писать об этом суровом времени, перебивала его дыхание. Поэтому стихов о войне Буравлёв создал мало, о чем сам написал так:

               ***
        "Я не пишу о войне:
        Трудно писать о войне.
        А уж кому, как не мне,
        Строчку не бросить на круг?
        Летчику и стрелку,
        Саперу и штрафнику,
        Взводному в энском полку
        Есть что сказать, мой друг".

               ***
        О мужестве много сказано слов.
        Я видел его в лицо.
        Его палачи привели к нам в село,
        В железное взяв кольцо.
        На окнах домов, на церковном кресте
        Метались блики костров.
        Во всей первозданной своей красоте
        Шло оно мимо дворов...
        И все, когда узел рассек за спиной
        Нож палача, остер,
        Увидели: девушкой самой земной
        Мужество шло на костер.
        Той, что осталась чиста и горда,
        Во всей первозданной своей красоте
        Шло оно мимо дворов...

        Обостренное чувство справедливости и непримиримость к любому злу  не давали спокойно жить Буравлеву и после войны. Однажды, когда он был на праздничном вечере в ресторане, увидел, как за соседним столиком подвыпивший майор ударил женщину.  Буравлев не стерпел такой наглости и, заломив офицеру руки, выволок его за двери, и с шумом спустил с ресторанной лестницы. Майор же оказался адъютантом какого-то высокого чина и в результате бывший фронтовик Евгений Буравлев отправился этапом на север, на сооружение дороги Салехард – Игарка. Дорогу эту строили ссыльные, которая так и не была достроена. В народе ее называли «мертвой».  Буравлева освободили, учтя его четырехлетний фронтовой стаж.  На севере в газете «Строитель» в 1950 году Евгений начал печатать свои первые стихотворения.
 
       В начале 50-х Буравлев  приехал в Кузбасс, в молодой город Междуреченск, и стал работать на строительстве железной дороги Новокузнецк – Абакан. Край этот заинтересовал будущего поэта. Сибири и Кузбассу посвящены почти все его стихи. Нельзя не стать романтиком, скажет поэт впоследствии, - "…когда живу твоей судьбою, твоим дыханием, Кузбасс".   
         
           ***
       "Когда бок о бок с земляками
       Шел, одержим одной мечтой,
       Ворочал бревна, землю, камень,
       Чтоб ожил край необжитой".

       Здесь в Кузбассе  он отдавал стихам каждую свободную минуту. Однако ни войну, ни свое пребывание на севере,  поэт Евгений Буравлев вспоминать не любил и в свои стихи не пускал. Да и сами стихи, как человек требовательный, прежде всего к себе, долго не решался публиковать. Его первая книга  "Кладоискатели" вышла в Кемеровском книжном издательстве в год, когда автору исполнилось 35 лет. Тогда и коллегам, и читателям стало ясно, что есть на земле Кузнецкой настоящий поэт, со своей темой, своим крепким голосом, точным ощущением окружающего мира.

            ***
        Когда бы не были поэты
        Своей лишь заняты судьбой
        Душой, локатором планеты,
        Ее сигнальною трубой –
        На кой бы черт сдались, простите,
        Со всею музыкой они,
        В которой, как там не ищите, -
        Самоанализы одни?
        Таких поэтов мало ныне.
        Их жизнь сама сведет на нет.
        Но судят "критики" иные
        Нас по законам прежних лет.
        Находят в строчках, опаленных
        Огнем волнений вселюдских,
        Намек то на богов районных,
        То на всевышних городских,
        И так и эдак попримерят,
        И - убеждай не убеждай –
        Строке болящей не поверят:
        Ты пободрее строчку дай!..
        Откуда знать им, как ранима
        Любой бедою, ложью, злом
        Душа поэта-гражданина,
        Как негодует совесть в нем!
        Откуда знать им, что немногим
        Дано пророков ремесло, -
        Чтоб протрубить сигнал тревоги,
        Едва затлеет где-то зло?

        В 1961 году Евгений Буравлев заочно окончил Литературный институт имени А. М. Горького и тогда же был принят в Союз писателей СССР. С него началось литературное движение в Кузбассе. В 1961 году Евгений Сергеевич Буравлев был принят в Союз писателей СССР. А в 1962-м создано Кемеровское отделение Союза писателей РСФСР и Буравлев был избран ответственным секретарём только что родившейся Кемеровской писательской организации, которую возглавлял до 1971 года. Евгений Сергеевич Буравлев сумел создать высокий авторитет Кемеровской писательской организации. Писательские собрания проходили в больших залах.  Это были настоящие литературные праздники. Он искренне радовался каждой удачной строчке, вышедшей из-под пера своих коллег по перу, умел сплотить вокруг себя круг единомышленников. Буравлев с уважением относился к молодым, начинающим  итераторам. Много времени и сил отдавал воспитанию новой литературной смены и вывел в жизнь целую плеяду поэтов. Он буквально по-отечески опекал молодых, бережно относился к старшим.

        Буравлева  хорошо знали в литературных кругах столицы. В Москве и местных высоких кабинетах он  бился за издание каждой книги своих земляков, занимался их бытовыми проблемами, был счастлив, открыв новое дарование. Учить своим примером было делом всей его жизни. Многие, очень многие ныне признанные кузбасские поэты и писатели на первых шагах пути ощутили и заботу, и поддержку Евгения Сергеевича, чей авторитет был непререкаем.

        Поэт, прошедший войну и стройки, охотно и много выступал перед рабочими строек и заводов, в шахтерских клубах. В 1972 году, по его инициативе,  была организована продолжительная поездка по городам и селам Кузбасса, в которой вместе с ним участвовали: поэты В. Махалов и В. Баянов,  художник Н. Бурцев. Они встречались  с рабочими и тружениками сельского хозяйства, читали стихи, а художник рисовал портреты людей. Об этой поездке газета «Кузбасс» печатала регулярные репортажи «Дыхание земли родимой». По итогам этих поездок, Буравлев мечтал выпустить книгу, но не успел.

        Евгений  Буравлев автор многих лирических книг: «Кладоискатели», «Родник у дороги»,  «Острова», «Шестая гряда», «Работа» и др. Выступал в таком трудном жанре, как поэма. Его книги выходили в Кемерове, Новосибирске, Москве. В соавторстве с композитором Мартыновым создал оперетты «Жемчужина Кузбасса» и «На крыльях мечты», которые были поставлены в театрах страны. На его стихи написаны песни.

       Евгений Буравлев был близким другом Василия Федорова, Виктора Баянова и других известных поэтов. Он колесил по стране, не считаясь со своим нездоровьем. В мае 1974 года, всего за несколько месяцев до кончины, Евгений Сергеевич побывал в городе Калининград (Кенигсберг), там, где он получил ранение при штурме города-крепости.

        Евгений Сергеевич прожил на земле всего 53 года, его жизнь оборвалась 5 сентября 1974 года. Он многого не успел. В его архиве остались сотни страниц с записями. Тут и начало романа о строителях, и строки новых поэм и стихов, и заметки для будущей повести для детей, и сюжеты пьес.
Предельно сдержанный в проявлении эмоций, остро чувствующий любую фальшь, готовый всегда прийти на помощь - таким был, таким и остался Евгений Сергеевич Буравлев в памяти людей, знавших его.

        В Кемерове на доме № 39 по Советскому проспекту, где жил Евгений Сергеевич Буравлев, в память об этом талантливом человеке – патриоте, солдате, поэте, установлена мемориальная доска.

        Поэт Буравлев отдал все, что мог, людям, оставив после себя заметный и добрый след -  стихи, учеников и свои пожелания каждому человеку, живущему на земле.

              ***
        Не скупись никогда
        на улыбку, на шутку, на доброе слово.
        Не стесняйся быть щедрым
        в дружбе, в любви.
        Даже если ошибся товарищ –
        не спеши обойтись с  ним сурово;
        даже если с любимой размолвка –
        прости, позови.
        Не скрывай никогда
        ни своей доброты, ни любви своей к людям –
        ведь они в них нуждаются
        так же, как ты.
        Оттого, что глаза чьи-то станут
        теплее, доверчивей, чище – тебя не убудет.
        Может, в мире как раз не хватает
        твоей доброты.