Глава 72. Александр Андреевич Чацкий

Виктор Еремин
Трудно найти в русской литературе более ничтожного и бессмысленного героя, чем Александр Андреевич Чацкий (в первой редакции пьесы — Чадский). Даже самые несимпатичные персонажи из творений Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина или А.П. Чехова оказываются рядом с ним людьми более достойными или даже благородными.

Со школьной скамьи нам внушают, что это первый романтический герой русской литературы, человек очень положительный, противостоящий косной среде окружающего его мира. Но стоит только задать себе и апологетам Чацкого несколько сугубо житейских вопросов и о самом персонаже, и о его поведении в обществе (в котором с детства воспитывался), как всё обаяние этой личности рассыпается в прах, а перед нами вырастает центральный вопрос пьесы: «А судьи кто?». Но обращён он прежде всего к самому Чацкому, который в пьесе пытается использовать эту закавыку в целях осуждения других.

Любопытно пронаблюдать историческую эволюцию образа Чацкого. Современники Грибоедова с восторгом приняли поэтическую сторону его сатиры, но саму пьесу — пренебрежительно, как искусно сработанную шалость. В.Г. Белинский в статье 1838 г. «“Горе от ума”. Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А. С. Грибоедова» открыто, чуть ли не по явлениям продемонстрировал несостоятельность драматургии пьесы, и в особенности её до последнего жеста выдуманного положительного героя. «Чацкий Грибоедова представляет собою… противоречие идеи с формою: он хочет исправить общество от его глупостей, и чем же? — своими собственными глупостями, рассуждая с глупцами и невеждами о “высоком и прекрасном”, читая проповеди и диспутации на балах и всякого ругая, как вырвавшийся из сумасшедшего дома. И его противоречие смешно, потому что оно — буря в стакане воды…»* А в конце статьи Белинский блестяще охарактеризовал интригу Чацкого: «Да если бы это были и не Фамусовы, не Загорецкие, не Хлестовы, а люди отлично умные и глубокие, и те приняли бы его за помешанного!»
_________________________
* В.Г. Белинский. «Горе от ума». Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А. С. Грибоедова. Спб., 1839. Далее статья цитируется по этому изданию.

Зато уже глубокоуважаемый критик А.А. Григорьев подчеркнул, что «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы»*. А со времён И.А. Гончарова и его бездоказательной, но восторженной статьи «Мильон терзаний» (1872) публика безоговорочно приветствовала в Чацком «нового и деятельного человека». Вершины восторга приходятся на советские годы. Но всё ближе и ближе к концу XX столетия критики стали искать зацепки для оправдания Чацкого! Почему? Видимо, потому, что создатель его, будучи дилетантом в драматургии, пошёл на поводу у моды и вопреки здравому смыслу именно Чацкого сделал главным положительным героем своей комедии. А ещё потому, что направлена комедия была вовсе не против косности, глупости и карьеризма в высших слоях российского общества — это было всегда и останется навечно, с этим всегда боролись и даже сейчас делают вид, что борются. Лучше всего круг лиц, против кого была направлена комедия и против кого гремят пылкие речи Чацкого, обозначил поэт Д.Б. Кедрин в стихотворении «Грибоедов» (1936).
________________________
* А.А. Григорьев. По поводу нового издания старой вещи. В книге: А.А. Грибоедов. Горе от ума. Спб., 1862.

Помыкает Паскевич,
Клевещет опальный Ермолов*...
_______________________________
* Дмитрий Кедрин. Русские стихи. М.: Правда, 1990.

К этому списку добавить еще М.С. Воронцова, и величайшие созидатели Российской империи второй четверти XIX в., именно той России, которою мы сегодня так гордимся, будут в полном составе*. Другими словами, гениальная поэзия была обращена прежде всего против тех, на ком и по сей день неколебимо стоит слава русского народа.
____________________________
* Иван Фёдорович Паскевич (1782—1856) — граф Эриванский, светлейший князь Варшавский, генерал-фельдмаршал; герой войны 1812 г. и битвы при Бородино; наместник на Кавказе в годы Русско-персидской (1826—1828) и Русско-турецкой (1828—1829) войн; с 1831 г. наместник в Царстве Польском; возглавлял подавление Польского восстания (1830—1831) и Венгерской революции (1848—1849); во время Крымской войны был главнокомандующим русской армии на западных границах и на Дунае (1853—1854); четвёртый и последний в России человек, имевший орден св. Георгия всех четырёх степеней; был ненавистен русскому либерально-демократическому дворянству, имя его очернено в многочисленных мемуарах и публицистике. Алексей Петрович Ермолов (1777—1861) — генерал от инфантерии, герой Отечественной войны 1812 г. и битвы при Бородино; командующий Кавказским корпусом и главнокомандующий в Грузии во время Кавказской войны. Михаил Семенович Воронцов (1782—1856) — великий государственный деятель России, светлейший князь, генерал-фельдмаршал; герой Отечественной войны 1812 г. и битвы при Бородино; новороссийский и бессарабский генерал-губернатор (1823—1844); наместник на Кавказе (1844—1854).

Теперь кратко расскажем об авторе комедии.

Александр Сергеевич Грибоедов происходил из столбовых дворян. Он родился в Москве в 1795 г. Отец его, отставной секунд-майор Сергей Иванович Грибоедов (1740 — ок. 1815) в жизни сына никакой роли не играл, всеми делами в доме заправляла мать Анастасия Федоровна Грибоедова* (1768—1839). Она же во всём подчинялась указаниям её брата Алексея Фёдоровича Грибоедова (1769—1830), ставшего впоследствии прообразом Фамусова. С младых ногтей мальчика приучали к строгому соблюдению светских обычаев, дабы он не уронил честь рода.
_____________________________
* Родители Грибоедова были родственниками и носили одну фамилию.

Первоначальное образование Саша получил дома. В 1810 г. пятнадцатилетний Грибоедов поступил в Московский университет на этико-политический факультет.

Когда началась Отечественная война 1812 г., Российское правительство обратилось к студентам с призывом идти в ополчение, и 26 июля Грибоедов по ходатайству дяди вступил в гусарский полк графа Салтыкова, затем перешёл в Иркутский гусарский полк в составе резервного кавалерийского корпуса.

В боях молодой человек не участвовал, зато лихо по-гусарски хулиганил и развлекался от души. К счастью, Александр скоро сдружился со своим однополчанином С.Н. Бегичевым (1790—1852), под влиянием которого оставил кутежи и вернулся к литературной работе. В 1814 г. на страницах «Вестника Европы» впервые были опубликованы сразу две статьи Грибоедова — «О кавалерийских резервах» и «О празднике, данном генералу Кологривову его офицерами».

В том же году молодой гусар познакомился с князем А.А. Шаховским (1777—1846), маститым драматургом и театральным деятелем. Под влиянием нового знакомого Грибоедов перевёл с французского пьесу «Молодые супруги». Когда Александр Сергеевич вышел в 1816 г. в отставку, он уже всей душой принадлежал театру. По свидетельству С.Н. Бегичева, к этому времени он уже начал сочинять свою бессмертную комедию*, и работа эта продолжалась более девяти лет, вплоть до 1824 г.
_______________________
* А.М. Скабичевский. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность. Спб., 1895.

За эти годы Грибоедов успел стать автором нескольких легковесных пьесок; вошёл в неразрешимый конфликт с «Арзамасом»*; нанеся некоторым членам кружка личные оскорбления; в 1816 г. вступил в масонскую ложу Филалетов**, члены которой оказали на драматурга значительное влияние, что нашло отражение в «Горе от ума».
_______________________
* «Арзамас» — литературный кружок в Петербурге (1815—1818). Назван по сатире-шутке Д.Н. Блудова «Видение в арзамасском трактире, изданное обществом учёных людей»; участниками кружка были В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, А.С. Пушкин, В.Л. Пушкин, А.Ф. Воейков, Д.В. Дашков, А.И. Тургенев, Д.Н. Блудов, Н.М. Карамзин, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов, Н.М. Муравьев и другие.
** Филалеты, или Друзья истины — масонская ложа мистическо-морального направления; основана в 1773 г., распущена в 1830 г.; при Грибоедове членами ложи были П.Я. Чаадаев, В.С. Норов, П.И. Пестель.

В 1817 г. по настоянию матушки и дяди Александр Сергеевич был вынужден поступить на службу в Коллегию иностранных дел переводчиком.

В Петербурге он жил на одной квартире со своим близким приятелем графом А.П. Завадовским (1794—1856), который ухаживал за балериной А.И. Истоминой (1799—1848). Счастливым соперником Завадовского был кавалергард В.В. Шереметев 2-ой (1794—1817).

Грибоедов через Шаховского был хорошо знаком с Истоминой. Однажды после спектакля он пригласил балерину к себе на чай. Истомина согласилась, но, опасаясь ревности Шереметева, попросила Александра Сергеевича подождать её с санями у Гостиного двора. Так и было сделано, но Шереметев выследил их. Друг Шереметева будущий декабрист А.И. Якубович (1792—1845) уговорил кавалергарда вызвать Грибоедова на дуэль. Тот так и поступил, но Грибоедов согласился стреляться только с Якубовичем. Тогда Шереметев заодно вызвал на дуэль Завадовского и получил согласие.

Первая половина знаменитой в истории четверной дуэли закончилась трагически: Шереметев был смертельно ранен в живот. Престарелый граф Шереметев, понимая вину сына, уговорил императора не подвергать участников дуэли суровому наказанию. Александр I повелел выслать Завадовского за границу, Якубовича перевести из лейб-уланов в драгунский полк и направить служить на Кавказ, а о Грибоедове просто забыл.

Однако сам Александр Сергеевич был потрясён случившимся, у него перед глазами постоянно стоял умирающий Шереметев. Писатель довёл себя до такого состояния, что стал искать пути к бегству из столицы. Тут и подвернулся хороший знакомый Грибоедова С.И. Мазарович (1779—1852), поверенный России в делах Персии, который уговорил писателя ехать с ним в должности секретаря посольства.

Первый раз Александр Сергеевич приехал в Тегеран 8 марта 1819 г. Важнейшим его делом стала борьба за освобождение русских пленных, захваченных в войне 1804—1813 гг. Мазарович от этого дела отстранился. Уже тогда Грибоедов чуть не поплатился головой за свою настойчивость, но уверенно записал в своём дневнике: «Голову мою положу за соотечественников». При этом писатель получал столь мизерный оклад и вынужден был делать столь серьёзные расходы за свой счёт, что почти обнищал.

Только в конце 1821 г. вернулся Александр Сергеевич на родину — его направили с поручением в Тифлис. Там-то писатель и познакомился со своей будущей женой, а тогда юной княжной Ниной Александровной Чавчавадзе (1812—1857).

В Тифлисе Грибоедов написал два первых действия «Горя от ума», после чего засобирался в Москву — ему не хватало красок для работы над комедией, слишком притупилась в Персии память об отечестве. Грибоедов приехал в родной город весной 1823 г. и сразу же взялся за доработку пьесы. Прежде всего он стал заядлым посетителем всевозможных светских собраний, балов, пикников, постоянным гостем на частных приёмах… А ночами, благодаря вечерним впечатлениям, в один присест писал целые сцены.

Вскоре по Москве поползли слухи, что Грибоедов пишет комедию-пасквиль, в которой даны карикатурные портреты знаменитых московских аристократов. Многие были возмущены, в их числе и ссыльный А.С. Пушкин, который написал из Одессы: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чаадаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны»*.
______________________
* А.С. Пушкин. Собр. соч. в 10-ти томах. Т. IX. Письма 1815—1830 гг. М.: Художественная литература, 1962. П.П. Чаадаев в то время находился в опале.

Зато Петербург встретил комедию Александра Сергеевича с восторгом, благо «Горе от ума» было завершено в 1824 г. Возмущение московской знати невозможно описать. Там даже сообща подзадоривали известного скандалиста Ф.И. Толстого-американца (1782—1846) стреляться с Грибоедовым на дуэли за честь Москвы.

Глубоко были оскорблены и уважаемые старики-аристократы. Время и дела их были запросто очернены бог знает кем. Не будем забывать, что Александр Сергеевич в те годы был всего лишь секретарём посольства во враждебном нам далёком государстве и мог похвастаться только древностью рода и связями при дворе.

Когда драматург стал просить о постановке комедии на столичной сцене, он тут же получил отказ. Но не по политическим причинам, как это пытались представить в советское время. «Горе от ума» никогда не рассматривалось как политическое произведение. Однако император встал на защиту достоинства и чести стариков-ветеранов (уже тогда главный лейтмотив комедии видели, говоря словами Гончарова, в противостоянии «старой силы» и «силы свежей»), да и москвичей следовало защитить от незаслуженных насмешек. Тревожили Александра I и доклады о назревающем среди российской дворянской молодежи антимонархическом заговоре. Восстание декабристов произошло чуть больше чем через год с того времени, как Грибоедов начал чтение своей пьесы в петербургских салонах.

Так почему же именно Чацкий стал самым спорным героем великой пьесы? Дело в том, что Грибоедов вознамерился соединить несовместимое: в традиционной по форме классической комедии XVIII в., где обязательно присутствует персонаж-резонёр*, драматург сделал таковым модную в его времена чайльд-гарольдовскую личность Чацкого. Но Чайльд-Гарольд объективно не может стать положительным героем и всегда несёт в себе великое зло себялюбия!
______________________
* Устами резонёра автор высказывает свои взгляды и нравоучения; обычно это мужчина в летах, известный своей порядочностью и жизненными достижениями, с большим житейским опытом.

По этой причине и выглядит так жалко и ничтожно Чацкий. А если мы вспомним, что события пьесы происходят в Москве примерно в 1819—1820 гг., то он вообще превращается в клеветника и демагога, обличаемые же им люди приобретают совершенно иную суть. Ведь прошло всего семь лет после нашествия Наполеона и великого Московского пожара! И особняк Фамусова, где происходят события комедии, наверняка восстановлен лишь пару лет назад, и служба его вряд ли такая уж праздная. Когда же Фамусов предлагает молодому человеку, три года путешествовавшему неизвестно где:

— А, главное, поди-тка послужи; —

он получает в ответ от болтуна и лоботряса:

— Служить бы рад, прислуживаться тошно*.
_____________________
* А.С. Грибоедов. Горе от ума. В кн.: Драматургия русских писателей. М.: ООО «Фирма СТД», 2005.

Да кто ж гонит Чацкого прислуживать? Ведь ему отечески посоветовали служить, работать. И тогда Фамусов, спровоцированный хамством воспитанника, вошёл в раж и стал доказывать свою точку зрения — пусть глупо, пусть неумело, но ведь всё это можно объяснить возрастной раздражительностью. А вот списать гордыню Чацкого на юношеский максимализм не получается. Вроде бы и великовозрастной обалдуй, и по свету поездил, а всё мнит, будто его умозрительные мечты о правильности превыше реальных дел презираемых им людишек. По ходу пьесы становится ясно, что Чацкий за всю жизнь палец о палец не ударил, а если что-то и намеревался сделать, то непременно дело проваливал.

Кто такие Чацкие можно увидеть на примере его прототипа — П.П. Чаадаева (1794—1856). Версию о том, что прототипом Чацкого послужил В.К. Кюхельбекер (1797—1846) мы рассматривать не будем, как малодоказательную. Так вот, в начале 1820-х гг. впав в глубокий духовный кризис, для «оживления его прекрасной души» Чаадаев отправился в путешествие за границу. Промотав там огромное состояние, он с легкой душой продал в рекруты своих крепостных — молодых парней-крестьян, а на вырученные деньги купил шикарную карету для путешествия лёжа, которую, впрочем, впоследствии бросил. Вернувшись в Россию, Пётр Петрович благородно возмутился нищетой русского крестьянства и стал писать философские письма о превосходстве Запада над Россией*. В этом и есть внутренняя сущность Чацких со всеми их патриотическими речами против глупых «бездельников» Фамусовых.
_______________________
* Об этих и ещё многих «прекраснодушных» деяниях «великого мыслителя» можно прочитать в книге Б.Н. Тарасова «Чаадаев». М.: Молодая гвардия, 1990.

Завершить разговор мне хотелось бы еще одной, довольно большой цитатой из статьи В.Г. Белинского, которая, на мой взгляд, чётко расставляет все точки над «i»: «…в комедии нет целого, потому что нет идеи. Нам скажут, что идея, напротив, есть и что она — противоречие умного и глубокого человека с обществом, среди которого он живёт… Неужели представители русского общества все — Фамусовы, Молчалины, Софьи, Загорецкие, Хлестовы, Тугоуховские и им подобные? Если так, они правы, изгнавши из своей среды Чацкого, с которым у них нет ничего общего, равно как и у него с ними. Общество всегда правее и выше частного человека, и частная индивидуальность только до той степени и действительность, а не призрак, до какой она выражает собою общество. Нет, эти люди не были представителями русского общества, а только представителями одной стороны его, следственно, были другие круги общества, более близкие и родственные Чацкому. В таком случае зачем же он лез к ним и не искал круга более по себе? Следовательно, противоречие Чацкого случайное, а не действительное; не противоречие с обществом, а противоречие с кружком общества. Где же тут идея?.. Очевидно, что идея Грибоедова была сбивчива и неясна самому ему, а потому и осуществилась каким-то недоноском. И потом: что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразёр, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий всё святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами — значит быть глубоким человеком? Что бы вы сказали о человеке, который, войдя в кабак, стал бы с одушевлением и жаром доказывать пьяным мужикам, что есть наслаждение выше вина — есть слава, любовь, наука, поэзия, Шиллер и Жан-Поль Рихтер?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади... Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, — только не от ума, а от умничанья».

«Горе от ума» впервые было поставлено на сцене в Москве в 1831 г., вскоре после гибели драматурга. Героическая смерть А.С. Грибоедова сняла все вопросы об оскорблении старших поколений. С этого времени комедия прочно вошла в репертуар многих театров нашей страны.

Сегодня более всего известен телеспектакль 1952 г., снятый по постановке Малого театра режиссёром С.П. Алексеевым*. Роль Чацкого исполнил М.И. Царёв**.
__________________________
* Сергей Петрович Алексеев (1896—1969) — один из зачинателей телевизионного художественного кинематографа в СССР; с 1967 г. и до кончины — художественный руководитель объединения «Телефильм» киностудии «Мосфильм».
** Михаил Иванович Царёв (1903—1987) — великий русский советский актёр и театральный режиссёр, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской и Государственной премий.