Свободный человек

Александра Ковальски
***
Каждое утро, по дороге на работу я встречал его. Сперва это было чем-то неважным, я не замечал этого, потом это стало своеобразной приметой, а позднее – необходимостью. Бородатый мужчина в поношенной одежде сомнительной свежести сидел каждое утро на импровизированной скамейке около теплотрассы АТП и с наслаждением пил чай. В утренней спешке на автобус я здоровался с ним кивком головы и бежал дальше, то проклиная дождь и слякоть, то беспокоясь о пробках на дороге, которые могли стать причиной моего опоздания на важную встречу или совещание… У меня никогда не было времени на большее, чем короткий кивок на бегу.
Так проходили месяцы …  Я вечно куда-то спешил, здороваясь с ним на бегу, а он просто сидел на скамейке и пил чай.
***
- Закурить не найдется? – окликнул он меня как-то раз.
Я, молча, подошел и протянул пачку «Camel». Он, улыбнувшись, взял пару штук. Одну заложил за ухо, вторую прикурил, затянувшись с наслаждением. И, дружески стукнув ладонью по скамейке, пригласил присесть.
В то утро я никуда не спешил. Так уж вышло, что впервые за последние несколько лет мне удалось вырваться в отпуск. Поэтому я присел рядом с бородачом и тоже закурил.
- Сегодня ты поздно, - помолчав, сказал он.
- Я в отпуске. Гуляю вот…
- В отпуске?!... Отпуск – это хорошо. Но это только обман. Свободным быть все же лучше…
- Свободным?
- Да. Вот посмотри, на меня. Я – свободный человек. Живу, как хочу, ем, что хочу, или вовсе ничего не ем, - он усмехнулся. – Весь город в моем распоряжении. Да, что город, … весь мир.
- Так уж и весь мир?!
- Да. Вот оно небо над головой. Чье оно? Мое. Я могу смотреть на него, сколько мне захочется. Воздух вокруг меня тоже мой.  Я дышу. Ведь, что твое, тем ты можешь пользоваться бесплатно. А все, за что приходится платить звонкой монетой – оно не твое! Нет, не твое. Оно взятое взаймы.
- Как так? Вот, например, у меня квартира. Она моя. Я оплачиваю счета за электричество, воду, газ и прочее, но квартира-то моя. Могу ее продать или подарить, например. Меня никто не выгонит на улицу…
- Пока ты оплачиваешь счета. Но как только ты перестанешь платить, ты и года не продержишься в этой квартире. Её отберут за долги! А у меня никто ничего не отберет, и никто никуда не выгонит из этого мира, ну ежели только Господь позовет  к себе… А у тебя в жизни все иначе… Ты бежишь куда-то, торопишься. А знаешь, от чего ты бежишь? От лжи и обмана – от оков.  Давно за тобой наблюдаю, и вот все задаю себе вопрос, знаешь ли ты о том, что этой жизнью можно и нужно наслаждаться?
- Чтобы наслаждаться ею, нужно много денег и времени. У меня достаточно первого, но нет второго. А сейчас в отпуске, его так мало, что я даже не знаю, с чего начать…
- Ты не прав. Чтобы наслаждаться жизнью нужно совсем не это. Нужно только одно – желание наслаждаться ею. Этого более чем достаточно.
- О … ну этого у меня с избытком!
- И снова ты не прав. Этого у тебя вовсе нет. Ни у кого нет. Я сижу на этой лавочке уже ни первый день и все наблюдаю за окружающими. Каждое утро. И знаешь, что я вижу? Одну и ту же картину каждое утро, не зависимо от того, какой день недели и время года. Толпу людей – нет, стадо, бегущее куда-то. В вечной погоне за престижем, деньгами и властью. Стадо, не успевающее жить и наслаждаться жить, не успевающее и не желающее учиться этому и учить собственных детей. Стадо, погибающее между жерновами огромной машины, им которой современное общество. Слишком правильное, задушенное стереотипами принципами и развратной моралью, которая дает видимость свободы, любви, власти…
- А ты? Ты наслаждаешься жизнью?
- Несомненно.
- И в чем это заключается? Сидеть целыми днями на лавочке, пить чай и наблюдать за так называемым стадом, завидуя ему, имеющему квартиры, машины, деньги, отдыхающему на курортах и …
- Работающему по 250 – 300 часов в месяц, сходящему с ума от надуманных проблем и трепещущему при словах «кризис» и «дефолт». Не знающему, куда девать деньги, чтобы удержать свое призрачное положение в фантомном обществе. Забывающему о том, что жизнь всего одна, потому что, помнить об этом слишком мучительно, ведь тогда пришлось бы признать собственную некомпетентность в ответе вопрос, как ПРОЖИТЬ жизнь, без сожалений. О, нет! Увольте меня завидовать таким людям.
- Тогда …
- Я просто живу. Каждое мгновение, каждый миг. К сожалению, таких людей все меньше. Большинство, как и ты, так и осталось рабами, как и ваши предки сотни лет назад. Вы работаете за кров и пищу. Только и всего.
- А что ты скажешь о тех, кто …
- Управляет вами?.. Хм, они тоже рабы, как и вы, только работают за более роскошный кров и пищу, а кроме того еще страдают от мучительного страха, однажды стать одним из вас. Их жизнь еще ужаснее…
Мы замолчали. Докурив, я встал, собираясь уходить. Он посмотрел на меня долгим взглядом и тихо добавил: «Однажды останется всего-навсего черточка между двумя датами – это и будет твоя жизнь. Что вспомнят твои близкие, глядя на эту черту?»
Я ничего не ответил.
***
Больше мы с ним никогда не встречались. Не знаю, как звали того бездомного и куда он исчез вместе со своей импровизированной скамейкой, но, когда я вспоминаю этот наш с ним разговор, то все чаще понимаю, что он был прав…