Будьте любезны

Нина Володченко Член Союза Русск
БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ…

Миф о безоблачном детстве выдумали взрослые. Человек, забывший, что сам был ребенком. Я.автор этих строк, этот миф о безоблачном детстве, не принимала всерьез. А если кто-то говорил со  вздохом или раздражением ребенку:-« Мне бы твои проблемы…»,- считала отталкивающими в общении с детьми. Мое детство определялось послевоенным временем, когда на плечи моего отца, оставшегося в живых, упала еще более ответственная задача - восстановить разрушенное войной и воспитать новое поколение своих детей. Конечно, на своем примере. Мои родители были так похожи друг на друга., трудясь, как на заводе, так и дома. Слияние двух «похожестей» превратилось в наследство из трех детей.  И сейчас  свежи в памяти, а с возрастом они становятся  ярче, наши детские  слезы, обиды и разочарования. Детство мое, при всем при этом, не было  ни счастливым, ни несчастным. Как у всех детей, в нем были свои  скорби и  горести, свои радости и чудеса .Ведь ребенок приходит в мир полным доверия и открытым миру. А личностный  рост человека на самом деле  есть путь к человеку открытому и доверяющему, искреннему и незлобному. Это возвращение к себе истинному, искомому. И этот путь лежит через весь мир. По этому пути придется  идти всю свою жизнь .Тот, кто  сумел открыться, научился доверять- преодолеет  любые трудности, дойдет до поставленной цели .не станет преждевременным стариком. Может быть, не впадая в детство, а возвращаясь в него, мой рассказ снова кого-то научит  желать счастья ближнему  своему, как самому себе. БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ!

Эта фраза исходит из  уст Людмилы Петровны  Петровой ежеминутно! О времени, которое пришлось на ее детство она вспоминает так:-«Это время навсегда ушло от нас и навсегда осталось с нами… Забыть первые месяцы войны невозможно. Хотя мне было  чуть больше трех лет. Папа мой был штабной офицер, майор. Я родилась в г. Новосибирске. Перевод в Воронежский военный округ пришелся на начало  войны…Вся семья  только-только переехала на новое место  назначение отца, а тут война…Маму тут же призвали в армию. Военврач  1 ранга Чижкова Мария Сосипатовна стала хирургом военного госпиталя «на колесах». Эшелон с тяжело ранеными солдатами следовал до Воронежа, а я с бабушкой ,маминой мамой, находилась в соседнем вагоне. На фронте большие потери, у мамы нескончаемые операции. На санитарный поезд налетели немецкие самолеты…Мама посылает  к нам свою хирургическую медсестру Галю и в этот момент происходит прямое попадание в операционную, но Галя была уже с нами. Мама спасла ей жизнь чудом…А моя бабушка закрыла меня своим телом и погибла от осколков бомб, моя правая ножка была изуродована…От увиденного я впала в беспамятство  А Галя, подняв к небу свои кулачки и, сотрясая ими, кричала:-«Будьте  вы прокляты! В кого вы стреляете?» В сознание я пришла в Москве .В одном из госпиталей женщина-врач, профессор, спасала мне ножку, голеностопный сустав и колено требовалось отнять…» Проси Всевышнего, не могу я этого сделать, ты же девочка!»-шептала она мне на ушко. Вскоре и из Москвы нас эвакуировали за Урал, а ,вернее, в г. Новосибирск, туда, где я родилась. Мне не было и пяти лет ,когда меня определили в Ключевской дошкольный детский дом Новосибирской области. Там я заболела полиомиелитом, страшным инфекционным  заболеванием .У меня  прекратился рост и раненная ножка стала короче .Без костылей я передвигаться не могла…Я всех, кто подходил ко мне называла «мама». Я постоянно находилась в кровати .Меня любили  все, а особенно Галя, та самая Галя, черноглазая киевлянка, она здесь работала медсестрой. Ей самой-то  было  17 лет. Галя много рассказывала  мне об отце и показывала  мне его фото. Жаль, облика я его не запомнила. « Вот вернется твой папа с войны и женится на мне, и у нас будет семья!»- говорила мне Галя. Уж как я ждала этого часа! Все дети военного времени ждали чуда…ждали возвращения с войны, хотя знали, что  все погибли. Долго не было вестей об отце. Крамаренко Петр Иванович погиб в июле 1941 года , защищая г. Киев. Недаром говорят:-«Надежда умирает последней.» Она была  опорой в этом море слез и потерь. Меня звали «девочка, которая не смеется». А когда и Галю призвали в армию, а может быть она добровольно решила нас всех защищать, я совсем  «замкнулась» в себе. Пришлось вмешиваться врачам. Галя нисколько не сомневалась. что вернется с Победой,  но погибла в мае 1945 года. Я осталась одна…Только через три года я стала улыбаться. Вася Иванчиков « нашел» папу!

Вася смотрел в окно. По дорожке к детскому дому шел моряк в сопровождении директора  детского дома Гендыш Анастасии Георгиевны.  Трехлетний малыш  перелез через высокий порог и  бросился  навстречу с криком:-«Папочка, ты меня нашел, я сразу тебя узнал!» Какая-то неведомая сила взметнула Васю к моряку на руки, и он цепко обхватил мощную шею моряка…Оказалось, что это  друг его отца. Они поклялись, что оставшись в живых, найдут Васю. Остался в живых друг отца… И , от этого, хорошего события у меня началась истерика…Моряк не мог меня успокоить, хотя погладил по головке и дал мне в руки свою бескозырку .Одна ленточка была с дырочкой. Пришлось опять  вмешиваться врачам…

Затем последовали два детских дома «школьного»  возраста в селе Вознесеновка и детский дом для детей инвалидов войны в Каменском Новосибирской области. Там прошли мои школьные  годы, там тоже были слезы и свои послевоенные радости. Деревенские дети меня  дразнили  хромой, убогой, а в школе я была  «отличницей». Директор детского дома говорил мне:-«На детей не  следует обижаться  Во всем виноваты фашисты». Ограниченная  в движении, я много  читала. В детском  доме не было   игрушек. Писали между  строк на газетах, которые трудно было достать. На группу был один учебник. Мы садились в кружок и  учительница читала нам дважды тему . И все! В моей голове оставалось столько,  чтобы на уроке ответить на «отлично».  Кормили нас скудно.

Помню хорошо весну 1945 года. В Сибири она была ранней. Как хотелось подышать свежим воздухом! Мы тщательно  собирались, чтобы выйти на урок, который учительница объявила нам, что он будет «на природе» .Витя Веревкин с тщательностью проверил у всех завязаны ли шнурки на ботинках, застегнуты ли все пуговицы…Он был сын врача .А, может, такой сын, как я дочь у Гали…Словоохотливый и заботливый он был нашим «защитником» и помощником воспитателей. Как воробушки мы рассыпались по полянке. А вокруг кудрявые березки с набухшими почками…Вася сорвал еле пробившуюся зеленую травинку  и, облокотившись на камень-валун, стал  ее нюхать .»Скоро будет Победа!»- мечтательно посмотрел он в небо. И эту тишину прервал крик одной девочки:-« Витя, тебя укусила змея!» Закрыв свое лицо ладошками, она плакала безутешно . Первой подбежала к Вите учительница и машинально  подняла у Вити штанину брюк,…а там были протезы. «Кусала, да не укусила, я же деревянный…»- совсем, как взрослый шутил Витя. Под камень юркнула змейка…Маленькая, но мудрая от природы, она защищала свой дом.  А я подумала:-«Пережив скорби и получив сострадание  от окружающих тебя людей и сам становишься чище и мудрее .Человеку  нужна целеустремленность, да и высокая самооценка себя не помешает, которые и порождают открытость, доверчивость, сострадание к другим .Так важно быть «любезным» к людям…Такой я закончила 7 классов Каменской школы. Отличницей!

Я взрослая девушка…и на костылях. Началась новая жизнь. Я поступила в техникум советской торговли в г. Новосибирске. Детский дом  расформировали, я опять осталась одна…

Я вышла в мир не зная его, поддержки ждать не от куда, надо учиться так, чтобы мне давали стипендию. Пенсию по потере  кормильца  или  как инвалиду  войны с детства  мне не назначили. .С кого спросить? Детского дома нет…Одежду, которую мне выдали в детском доме, я износила. .Даже повышенной стипендии, которую я стала получать, не хватало. Чулки, носки , зубной порошок…На еду оставались крохи. В общежитии девочки подкармливали меня кто корочкой хлеба, кто картофелиной…Хотя, сами жили, голодая .Было трудно зимой, когда дул ветер и был гололед. Костыли разъезжались и я падала, разбивая лицо. Главный врач местной больницы, видя мое бедственное положение, поставила меня питаться в больнице .Стало легче, когда по ее просьбе, мне выделили  дополнительно средства на питание .Мне везло на хороших людей…Даже в  это не простое время. Через призму житейского опыта  и нажитой мудрости я снова открыла объятья миру .Окончив техникум с «отличием», я уехала работать на самый Дальний Восток.»

Время испытаний научило детей войны, инвалидов войны с детства не  по детски воспринимать мир. Они были лишены заботы, материнской любви…Как бы хотелось сейчас пополнить это нашей заботой и участием .Они любят все живое и делятся горсточкой своего счастья с другими .Кредо их жизни заключено в таких словах:-«Если мне хорошо, то пусть и другим будет  хорошо . Мне плохо- это не значит, что другим будет также».

Петрова Людмила Петровна - кандидат экономических  наук. С 1970 года она ведущий специалист Хабаровского края по менеджменту в сфере торговли и общественного питания. Преподавательская деятельность в должности доцента, заведующей кафедрой, профессора Академии экономики и права неразрывно связана с воспитательным процессом молодого поколения. Студенты ее обожают! Молодые кандидаты - благодарят! Счастливчики, студенты Кубанского  университета,  слушают лекции  .В свои 77 Людмила Петровна еще трудится…Входя в аудиторию, она говорит:-«Будьте любезны!» И по японской методике проводит «круглый стол». Налогообложение - серьезная тема!

Дочь подарила Людмиле Петровне внучку и внука, семья разрастается зятьями, правнуками. Жаль, что уже нет любимого человека, который посвятил ей всю свою жизнь.  Другого  и не могло быть – он был военный моряк. Одинокой старости у Людмилы Петровны  не предвидится. Она бывает  у тех, кто ее хочет.

В теплый августовский вечер мы встретились с Людмилой Петровной в лучшем курортном городе – Геленджике. Теперь она тут живет. В отсвете заходящего солнца  за горы, окружающие знаменитый курорт, воздух пьяняще – свежий. Запах хвои кедрача, виноградная лоза с наливающимися  гроздьями над  нашими головами, остановили время. Может, перепутало? Нет, мы  не в Хабаровске,   много  лет мы там работали на одной кафедре. Не виделись только два года, а говорим и говорим…Девочки – подростки стайками  бегут к морю, уточняя у нас, правильно ли выбрали путь. Слышится  детский визг от счастья, он везде одинаков! В парке звучит музыка Штрауса «Сказка Венского леса». Как хочется, чтобы на земле не было девочек и мальчиков разучившихся смеяться, хотя бы на время. А для этого  надо сказать: - «БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ».

Как–то  многие думают, что Бог милостивый, всемогущий и его любить просто и легко. А уж себя мы не забываем любить и лелеять. Себя любить тоже просто, да еще и приятно. А,   «ближний» бывает  таким несимпатичным, требовательным, больным, да, еще  и не благодарным. Как его любить? Тот, кто в своем сердце взрастит любовь к «ближнему», тот соединится с неоценимым духовным  сокровищем. Трудно, конечно, быть любезным. Но, можно… И  все  у  Вас получится!