Туман с изумрудным оттенком. Глава III

Тот Кто Сегодня За Сказочника
Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/04/08/1922


                ЗАПРЯТАННАЯ БИБЛИОТЕКА


Олег рассказал ребятам немного о себе, о своём призвании:
– Мы только-только начали возрождать в себе жажду возвращения к древнейшим традициям и знаниям. Ещё несколько лет назад всё это было под запретом, а сейчас, с появлением всех этих целителей и экстрасенсов, достаточно часто стали происходить спекуляции на этом поприще. А ведь древние обладали высшей степенью проявления подобных качеств. Сегодняшним, посвящённым в эти традиции, такое даже и не снилось.

– А вы, значит, шаман? – больше утверждая, чем спрашивая, произнёс Дима.

Олег улыбнулся, сделал короткую паузу.

–  Слово «шаман» имеет сибирское происхождение, но смысл тут не в названии, а в том, что эта самая древняя и единая для всех народов форма знания, присутствует в любом человеческом сообществе, сохранившем с природой естественные, а значит гармоничные взаимоотношения. Шаманизм или, как его называют проще – шаманство – ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с духами в состоянии транса. Это высшее искусство восприятия, позволяющее сам процесс выживания перевести в гармоничное проживание текущего момента. Это открытое мировоззрение, объединяющее все истины, имеющее действующее начало – творческое проявление.

– А мне всегда думалось, что шаманы – это необычные люди, но населяющие Крайний Север, – сказала Вика. – Чукчи там разные, якуты, буряты, эскимосы…

– Аха, и папуасы, – пошутил Дима.

– Папуасы живут не на Севере.

– Шаманство, друзья мои, живёт в разных народах – как северных, так и южных, – продолжал Олег. – И среди европейцев тоже встречаются шаманы. Правда, их больше называют по-другому – маги, чародеи, целители… Когда миру нужен шаман, он приходит. Это древнее правило. И так было всегда.

Дождик быстро прекратился, и Олег предложил прогуляться по Коломенскому. Ребята с радостью согласились. Тем более, поговорить ещё было о чём.
Решили подняться на склон, который имел негативную энергетику. Подъём из оврага ещё не был как следует обустроен, поэтому приходилось подниматься с осторожностью. Да и земля была сыровата…

Левее, среди зарослей проступала церковь, стоявшая на самом возвышении и поражавшая взор, как своим величием, так и ветхим состоянием, требующим глубокой реконструкции.

– Это церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, выдающийся памятник русского зодчества,– пояснил Олег. – По одной версии храм был возведён в честь венчания Ивана IV на царствование, а по другой – как молитвенный храм Ивана Грозного о появлении наследника. Отсюда и точную дату строительства не удаётся установить. По одной версии это 1629 год, а по другой чуть ли не середина XVI века.
Здесь же и была уже известная нам деревня Дьяково, в 1960-х годах вошедшая в состав Москвы, а в прошлое десятилетие полностью прекратившая своё существование.
Церковь закрыли ещё в двадцатые годы. Она долгое время оставалась заброшенной, затем её приспособили под колхозный склад. Через несколько лет после войны здесь снова возобновились богослужения, но ненадолго.
 Потом была попытка реставрации, и снова заброшенность. Именно здесь, как говорят, Иван Грозный спрятал свою легендарную библиотеку в одном из подземелий. В конце тридцатых годов в этих местах велись раскопки – искали таинственную библиотеку. И обратили внимание на холм, сильно выделяющийся на фоне остального рельефа местности. Археологи подтвердили, что холм не природный, а искусственно созданный, состоящий из песка, а окружающие земли имеют совсем иной состав. Приступили к раскопкам и наткнулись на известняковую кладку на глубине в несколько метров.
Вот только что находится дальше, так узнать и не удалось. Местные жители возмутились и заставили прекратить работы, которые, как выяснилось, велись на территории церковного кладбища.
Перед Олимпиадой-80 в церкви велись ремонтные работы, во время которых обнаружили и сняли белокаменную плиту в алтарной части церкви. Под плитой находился утрамбованный песок, раскопав который строители обнаружили ступени лестницы, уводившие в сторону западной стены, а над ними кирпичный свод. Прокопав ещё примерно полтора метра и увидев продолжение лестницы, ведущий архитектор принял решение о приостановлении работ. На вход на лестницу приварили железную дверь и повесили замки.
Однажды ночью с двери были сбиты замки, а лаз прокопан ещё на пару-тройку метров. Кто-то видимо решил несанкционированно продолжить поиски. Но в итоге лестницу засыпали песком, а снятую белокаменную плиту вернули на место.

– Да, жаль, что прекратили раскопки, – вздохнул Дима. – Кто его знает, что там могло быть…

– А у нас вроде дар с тобой, – улыбнулась Вика, вспоминая историю с поиском папоротника.

– Да, но только что-то он во мне стал притупляться. И язык птиц и зверей я перестал понимать.

– Стареешь, – засмеялась Вика.

– Вы это о чём? – поинтересовался Олег, но как бы особо и не ожидал ответа. Его взгляд был устремлён на церковь.

– Да так, дела давно минувших дней, – махнул рукой Дима.

– Преданье старины глубокой? Понятно…
И продолжил:
– Магия этой местности выражена и в количестве ступенек, ведущих к оврагу. С одной стороны их ни больше, ни меньше, а шестьдесят шесть, по направлению к Москве-реке восемнадцать, а это три раза по шесть. Крестьяне, имевшие тогда здесь земли под сады, находили на ступенях человеческие кости. За это и была эта местность названа «Чёртовым городком».
Храм состоял из пяти столпов и имел шесть пределов, среди которых два были посвящены зачатию праведной Анны и зачатию Иоанна Предтечи.
Известны только три матери, зачатия которых прославляются и празднуются церковью. Это праведная Анна, мать Богородицы праведная Елисавета, мать Иоанна Предтечи и Дева Мария, мать Иисуса Христа. Все три зачатия были возвещены Ангелом и совершались по благодати Божией. Каждый купол – это самостоятельный предел. А наверху есть ещё один предел во имя святых равноопостольных царей Константина и Елены.
Существует такая легенда, что этот храм остался недостроенным. Потому что когда Иван Грозный завоевал Казань, он отозвал отсюда зодчих и поручил им строительства собора на Красной площади. Сюда же ходили первые цари из династии Романовых. А несмотря на близость царской резиденции, храм был приходским для крестьян села Дьякова.
Рядом с церковью находится кладбище, где поначалу хоронили самых известных людей того времени. Отсюда и изысканность каменных надгробий, что делало это место неповторимым  произведением архитектурного искусства. Но со временем кладбище практически уничтожили. А в 1971 году Коломенскому дали статус музея-заповедника. Поэтому и все захоронения тут запретили окончательно, а само кладбище решили сравнять с землёй.

– Я недавно передачу смотрел, – сказал Дима. – В ней Игорь Тальков, живущий здесь неподалёку, рассказывал, что, прогуливаясь как-то по этой местности, обнаружил неподалеку от заброшенного храма, лежащий на земле крест, по всей видимости, упавший или сбитый кем-то с одного из куполов. Крест был покорёжен и частично изуродован вандалами, и чтобы спасти его от уничтожения, певец решил забрать его домой. Сказал, что собирается вернуть крест в церковь, когда её начнут реставрировать.

– Дело благородное, – вздохнул Олег. – Но такие вещи в дом лучше не нести.

– Почему?

– Говорят, примета нехорошая… Да и вообще сам крест на себе тащить – недоброе предзнаменование. Как повторения пути Христа на голгофу…

– Что же его надо было оставить, где лежал?

– Думаю, что в какую-нибудь церковь передать. Но никак не в дом нести.

Бродя среди понурой полуразрушенной старины, ребята как бы проникались той эпохой, духом того времени. И Вика снова вспомнила про запрятанную здесь библиотеку.

– А что она вообще из себя представляла?

– Библиотека Ивана Грозного? Её ещё называют Либерия, от латинского слова «книга» – легендарная коллекция книг и документов, последним владельцем которой предположительно был царь Иван Грозный. Считается, что она была утрачена или спрятана им. Поиски библиотеки с перерывами безрезультатно велись несколько столетий. Неоднократно высказывались сомнения в самом факте существования царского книгохранилища. Многие из исследователей этого вопроса пришли к выводу, что оно давно погибло в результате пожаров или во времена Смуты.
Согласно легенде, библиотека изначально принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих веков. Последним из императоров, владевших библиотекой, называют Константина XI. После падения Константинополя книжное собрание было вывезено в Рим, а затем переместилось в Москву в качестве приданого византийской царевны Софьи Палеолог, выданной замуж за московского князя Ивана III.
По прибытии в Москву в 1472 году Софья Палеолог увидела последствия пожара Москвы 1470 года. Поняв, что книги могут стать лёгкой добычей огня, Софья распорядилась хранить их в подвале под церковью Рождества Богородицы в Кремле. Однако уже в апреле 1473 года случился новый опустошительный пожар. Выгорел весь Кремль, и книги лишь чудом уцелели.
Москва действительно в те времена множество раз горела. До нашего времени дошли сведения о десятках крупных пожарах.
Каким образом библиотека перешла к Ивану Грозному, неизвестно. Высказываются даже предположения о том, что будущий царь «охотился» за Либерией, однако при этом не уточняется, кто был его соперником в поисках. Возможно, библиотека была пополнена «книжными эмиссарами» царя, скупавшими в разных странах редкие книги. Есть предположения о том, что частью царского собрания стала не менее легендарная библиотека Ярослава Мудрого.

– А может быть, её и вправду не существует? – усомнился Дима.

– Одним из главных доказательств существования Либерии, наряду со «Сказаниями о Максиме Греке», считается свидетельство протестантского пастора Иоганна Веттермана из Дерпта, которого Грозный, якобы, пригласил в 1570 году для перевода книг. Его слова приводит в своей «Ливонской хронике» Франц Ниенштедт в XVI веке: «Книги, как драгоценное сокровище, хранились, замурованными в двух сводчатых подвалах».
Также существует информация о так называемом «списке Дабелова». «Список», якобы, был найден в 1822 году профессором Дерптского университета Дабеловым среди неопубликованных бумаг архива эстонского города Пярну. В нём перечисляется множество редчайших древних латинских и греческих сочинений, многие из которых до нас не дошли. Подлинность списка вызывала сомнения, так как профессор смог предоставить только копию, а оригинал загадочно «исчез». Объём библиотеки обычно оценивают как очень большой: восемьсот томов или до семидесяти подвод, гружённых книгами. По различным сведениям, среди книг Либерии могли быть очень редкие и ценные.
Исчезновение Либерии обычно относят к периоду после 1571 года, когда царь «удалился от мира» в Александровскую слободу. Строителем тайника также часто называют Ивана III и даже саму Софью Палеолог. С этим связывают и перестройку Кремля в XV веке.

– И много раз пытались её найти?

– Российскими властями официальные поиски Либерии впервые были проведены в 1724 году по указанию Сената. Копали дважды в пяти местах, но безрезультатно. Интерес к Либерии пробудился вновь лишь в конце XIX века. Придерживались версии, что Либерия существовала, но была безвозвратно утрачена во время большого пожара Москвы 1571 года. Среди искавших в разное время были академики, князья, археологи, геофизики, даже одного немецкого учёного привлекли. Огорчённые неудачами, предложили даже вопрос о царской библиотеке считать исчерпанным.  С началом же XX века поисками библиотеки также активно стали заниматься, проведя опять же безуспешные раскопки в Москве, Коломенском, Александрове, Вологде и многих других местах.

– А Вологду-то зачем кинулись?

– Вологда была «северной резиденцией» Ивана Грозного, которой он уделял большое внимание: подолгу жил здесь, проводил масштабную перестройку города. А насчёт Александова же… Выдвигалась версия о том, что Либерию Иван Грозный увёз в Александровскую слободу во время опричнины. По некоторым версиям библиотека может находиться в Кирилло-Белозёрском или Старицком Свято-Успенском монастыре в Тверской области.
Повторные раскопки состоялись в 1933-34 годах с разрешения комендатуры Кремля. В 1935 году по непонятным причинам они были приостановлены.
Некоторые учёные подвергали сомнению даже научную ценность Либерии. Так, академик Лихачёв советовал вместо бесплодных поисков спасать реальные книжные сокровища, которые гибнут в наши дни. Он утверждал, что даже если библиотеку Ивана Грозного обнаружат, находка не будет представлять большой научной ценности. Значительную часть этого собрания составляли церковные книги, которые Софья Палеолог привезла на Русь из Византии, чтобы молиться на своём родном языке…

– А мне кажется, нет никакой библиотеки, – сказал Дима. – Всё это выдумки для подогревания азарта поисковиков и создания шумихи.

– Нет, она, скорее всего, была, но, думаю, всё же сгорела в одном из пожаров, – добавила Вика.

– Ну, или так, – согласился мальчик. – Так, по крайней мере, правдоподобнее звучит.

Олег ничего на это не ответил. Да и что спорить – легенда есть легенда, хоть и не всегда имеет мифический смысл.


Тем временем уже вечерело. Надо было возвращаться. К тому же из-за ненастного дня вечер казался более ранним и тёмным. Спускались ещё более осторожнее. Но в один из моментов, Дима глянул в овраг, и чуть было не свалился с ног:
– Смотрите!

Олег и Вика пригляделись, да так и замерли. Неподалёку от камней просматривалась зеленоватая дымка, частично обволакивающая собой как камни, так и протекающий внизу ручей. И с каждой минутой, казалось, что она разрастается всё больше…


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/04/10/1516