Моё. Твоё. Наше

Сергей Бурлаченко
        В основе хорошего фильма всегда лежит хорошая история. То есть история сама по себе может быть жестока и кровава. А фильм будет человеколюбив и добр. Как сложная операция, сделанная опытным хирургом. Ведь малоприятные глазу отходы операции пойдут на выброс, а к родным из клиники выйдет здоровый человек.

        Продюсерский центр Сергея Жигунова в 2012 году завершил съемки 24-серийного телефильма «Однажды в Ростове». Исходной темой сериала стал неприглядный факт из недавней истории СССР: расстрел мирной демонстрации трудящихся 2 июня 1962 года в городе Новочеркасске Ростовской области. Тогда рабочие с жёнами и детьми вышли на улицу, требуя повышения зарплат, возвращения продуктов в магазины, нормальных условий жизни. В ответ последовал ввод войск, обвинения в госизмене, стрельба из автоматов по безоружным людям. Но авторы фильма (сценарист Елена Райская, режиссер Константин Худяков), понимая, что делают не политический детектив, а российскую (настаиваю - российскую!) криминальную драму, уложили в одну фабулу две истории: новочеркасскую демонстрацию, завершившуюся расстрелом, и разгул в конце 1960-х знаменитой ростовской банды «Фантомасов», грабившей магазины и сберкассы со звериной жестокостью. Во время ограблений бандиты убивали случайных свидетелей, милиционеров, кассиров и продавцов.  В реальности эти события разделяли шесть лет. Но акт творчества всегда многослоен. Прямая хронология действия не всегда способна выразить его драматическую суть. Ту, которая вырывается за рамки судьбы индивида или семьи, и становится драмой целой страны, поколения, времени. Грабеж большой спровоцировал затем грабеж локальный.

        Братьев Толстопятовых, орудовавших в Ростове, великолепно сыграли Владимир Вдовиченков и Виктор Раков. Тут классика жанра: жестокий главарь и вялый, послушный исполнитель. Но именно здесь создателям фильма удалось переплетение драматических узлов, подтянувшее фильм к масштабу, о котором сказано выше. Да, в сюжет сериала пришлось добавлять любовные приключения героев, семейные драмы с сумасшествием и самоубийствами, истории краха карьер профессиональных военных и учёных, диссидентское движение, политические и гэбэшные интриги, без которых была немыслима жизнь того государства. Сериал, построенный столь сложным образом, показал, что наше кино располагает классными актерскими кадрами, мужскими и женскими. Когда есть, ЧТО играть, тут же на экране возникают люди, способные ЭТО играть. Отмечу только некоторых: Богдан Ступка (одна из последних ролей), Сергей Жигунов, Алена Бабенко, Кирилл Плетнев, Екатерина Олькина, Анна Каменкова, Евгений Князев, Евгения Вилкова, Константин Лавроненко, Михаил Евланов, Юрий Беляев etc. Актерскому ансамблю удалось создать многоголосицу правд, сконцентрировавшихся в одну правду, в один голос и в единый вопрос: как жить? Каждый из героев делал свое дело, но общего достижения, способного одарить страну и ее граждан счастьем, не состоялось. Мы, зрители, становились свидетелями медленного и неотвратимого распада огромной государственной машины. Обломки, отваливающиеся от забарахлившего агрегата-монстра, погребали под собой ни в чем не повинных людей - обычных и выдающихся, талантливых и не очень, профессиональных и халтурных, добрых и жестоких.

        Новочеркасской трагедии напрямую были посвящены лишь две первые серии. Но они определили жесткий лейтмотив. Налицо была государственная катастрофа, агония общей идеи, приведшей к драмам личного свойства. И наоборот. Начался маятниковый процесс, когда мелкие личные неурядицы неожиданно коррелируют с общим развалом и подгоняют его, и наоборот - когда государственная катастрофа приводит к трагедиям в доме, к гибели частной человеческой любви, к угасанию фамильного рода.

        Один современный депутат предложил сделать 2 июня Всероссийским днем разрешения трудовых споров. Нелепая идея. Фильм «Однажды в Ростове» ясно заявил, что наша история - не повод для частных спекуляций. Они - безжалостны и чреваты общей болью.