Предисловие к книге Марины Бориной-Малхасян

Сергей Сметанин
Двенадцатая книга Марины Бориной-Малхасян, словно охапка свежераспустившихся цветов, состоит из множества самых ярких и привлекательных, чем-то знакомых, похожих и непохожих друг на друга, нежных разнообразных произведений. Восемь частей посвящено лирической поэзии: «Любовь в минуте каждой», «Край любимых берёзовых рощ...», «Я за мир», «Надеясь на разум», «И строки и краски», «Будут песни звучать», «Добрым людям, добрым дням», «С улыбкой».
Мало сказать, что Марина имеет своего читателя, у неё сотни поклонников на портале Стихи.ру и в сети Фейсбук, море слушателей наслаждаются её песнями, которых насчитывается более 100. Последняя прозаическая часть состоит из воздушных мини-рассказов. Всегда приятно, когда автору есть что представить ожидающим нового поворота в полюбившейся линии творчества.
В этой книге Марина отличается каким-то целомудренным, я бы сказал, философским отношением к жизни. Не зря некоторые стихотворения содержат афористичные выводы, глубокие и ёмкие строки, похожие на пословицы.

Пусть счастлив всегда и везде будет тот,
Кто счастье любимым сквозь будни несёт!
"За что нас любят"

Будут вместе милый с милой… Зной ли, лёд…
И любовь навеки силу обретёт…
"Снова снег"

Важнее сложного – простое.
В себе найти истоки стоит
"Уже запущена программа"

Когда ты любишь  и любим,
Зимой не холодно двоим
"За этот миг зима в ответе"

Чтобы важному сбываться,
Нужно меньше распыляться!
"Спозаранку"

Она – поэт мысли, пожалуй, больше, или, по крайней мере, не меньше, чем поэт чувства. Бориной-Малхасян легко удаётся поделиться с читателем найденной радостью, «Ведя/ Событий,/ Фактов нить/ К простой /Гармонии / Искусства.» ("Всех строк, увы, не написать"). Не чуждая диалектике, Марина отмечает непростое взаимопроникновение противоположностей и в чувствах:

Грешим, желая вечной чистоты…
"Пока надежды есть, душа жива"

Невозможность возможна,
"От тебя отвыкаю"

Ты без меня
Не сможешь жить.
Со мной – никак.
...
Мой друг, мой враг.
"Мой друг, мой враг"

Случайной встречи неслучайность
Ясней, понятней с каждым днём.
"Случайной встречи неслучайность",

и в целях:

Неудачи-удачи...
...
Расставания-встречи – качели.
За падением – новые взлёты.
"Привыкаем к хорошему быстро"

С улыбкой находим в любимых всё папино-мамино.
Рождаются дети, и мы вместе с ними рождаемся.
"Рождаются дети, и жизнь начинается заново",

и в обстоятельствах:

Соединив, разъединяет
Скупая скученность пространства,
"Соединив, разъединяет"

Мы вместе – единое целое.
А порознь –  обычное-разное.
"А быть в стороне не получится"

«Быть в стороне не получится!» – заявляет поэтесса. И доказательством этому – стихи третьей части книги, на мой взгляд, наиболее сердечные и трогательные. В них автор размышляет и повествует о событиях, рвущих на куски истекающую кровью в гражданской войне Украину, обращается к участникам боёв напрямую:

Мой названный брат, за тебя повторяю молитву.
Ты там, где война и снарядов бездушных метель.
Не ждал, не хотел этой страшной карающей битвы.
Но кто-то, не зная тебя, выбрал время и цель.
«Мой названный брат»

Автор находит самые искренние и задушевные слова, направленные к широкой аудитории, испытывает сочувствие к переживающим несправедливость людям, и милосердие переполняет её:

Прости, мой Мир,
За то, что не умею
Укрыть тебя от боли и страданий.
За то, что от бессилия немея,
Мечте о братстве верю доброй давней.
«Прости, мой Мир»

И, как любой из нас, она не может не связывать происходящее с ужасной перспективой возможной ядерной мировой войны. "А будет ли жизнь?" – задаёт автор вопрос человечеству:

Убрать провинившихся, сбросить с себя неугодных –
Ужели единственный выход для нашей планеты?
Заботится люд о костюмах и платьицах модных,
А будет ли жизнь? И случатся ли снова рассветы…
"Задуматься стоит"

Можно по-разному трактовать идейную и эмоциональную составляющие этих стихов, но то, почему и для чего такие слова пришли к Бориной-Малхасян, не оставляет места для сомнений: это неумолимая потребность лирически высказаться по поводу, волнующему всё человечество, которая бывает присуща настоящему русскому писателю. «Не могу молчать!» – назвал более века назад одну из своих статьей Л. Н. Толстой, выразив этим подобное отношение к жизни.

Я – за дружбу и верность, за любовь и мечту,
За тепло, откровенность и души красоту.
За доверие, нежность, вдохновенный порыв,
И за чувства безбрежность, за веселый мотив.

Я – за веру в святое, я – за веру в людей,
За мгновенье простое и за честность идей.
"Мне не хочется против, я могу только за!"

Марина, продолжая книгу, возвращается к мирным темам, живописи. С творческой заинтересованностью она описыват картины Иванова, Герасимова, Юона, свои картины... Поэтесса дарит читателю свой неподражаемый светлый юмор, переходит на посвящения, а в памяти читателя остаются пережитые мгновения нравственного очищения, возникающие от прочтения лучших стихотворений, чувства, сходные с торжествующими впечатлениями от величественных природных явлений:

Река  не будет медлить, тая.
Примерит крылья вольной птицы,
Услышав зов случайной стаи.

И, вздыбив льды, к рывку готовясь,
Решит вдруг с тяжестью расстаться.
Вот так порой и чья-то совесть,
Проснувшись, пробует прорваться.
"Пока спокоен, но волнует"

Надо отметить органичность обращения Бориной-Малхасян к прозаическим миниатюрам. Тяготение к освобождению от привычно диктующего строфы ритма наблюдается у неё уже в некоторых стихотворениях, которые она порой заканчивает некими выходящими за рамки твердой формы, дополняющими мысль и чувство отрывками стиха. Думаю, внимательный читатель сам без труда обнаружит примеры, подтверждающие это. В свою очередь мини-рассказы отличаются лирическим содержанием и подтекстом, разительно напоминая волшебную музыкальную подоплёку многих стихотворений Марины.

http://ruspoetry.narod.ru/articles/predislovie1.html