Рим по памяти ч. 5

Натали Наумова 2
В Риме огромное количество церквей , соборов...Но главным и самым большим и величественным является Собор Святого Петра.Не посетить его, побывав в Риме, никак нельзя. И мы его посетили , получив ещё одну порцию удивления и восхищения....Величина его, архитектура и убранство интерьеров-всё впечатляет , остаётся в памяти,а встреча с ним-  значительное событие.
     Собор этот - центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире.
     Но, надо сказать, что без информации , которую сообщают гиды , многое бы осталось не замеченным и не оцененным в полной мере.

    Поэтому начну с неё.

    Территория, где расположен  Собор Святого Петра имеет свою историю, которая берёт начало в Древнем Риме. Во второй половине 1-го века нашей эры здесь был возведён   Цирк Нерона. Во времена античности цирки служили развлекательными сооружениями для проведения различных состязаний и представлений. Однако Нерон превратил свой цирк ещё и в место для экзекуций, где с особой жестокостью подвергались мучениям христиане. В их числе был и апостол Пётр, который в 67 году принял на арене Цирка Нерона смерть на кресте (его распяли вниз головой). Останки Петра были захоронены здесь же, на прилегающем «цирковом» кладбище. Вскоре могила Петра стала особым местом почитания для римских христиан, которые в последствии постановили, что когда они смогут построить свой первый храм, то его алтарь будет располагаться именно на месте захоронения святого Петра.
   Только при императоре Константине ( начало 4 века) гонения на последователей Иисуса Христа были прекращены, а христианство стало господствующей религией. Император всячески содействовал постройке первого христианского храма, получившего название Базилики Святого Петра.

    Строительные работы были завершены в 326 году. Достопримечательность сразу же стала главным центром паломничества в Риме.Правда, когда базилика обветшала, на месте её и был сооружён Собор в теперешнем его виде.Освещён он был в начале 7го века. Все коронации избранных понтификов проходили в стенах базилики, потом Собора.В 800 году здесь был провозглашён императором Священной Римской империи Карл Великий.

    Но к храму требовалась и площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.На этой площади могут  помещаться одновременно 400 тысяч человек. А в соборе-60 тысяч. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, тоже  творение Бернини.

    Автором архитектурного проекта строительства Собора Святого Петра был не один  человек.  На протяжении длительного периода времени разработкой и постройкой занимались поочерёдно сразу несколько известных мастеров.Это и Браманте,Рафаэль,Микеланджело, Бернини. Не только сам храм был спроектирован ими, но и  скульптуры храма - их творение.
    Ещё издали, на  подходе к площади,  виден знаменитый купол собора, похожий  на ,взмывающее вверх, лёгкое полотнище...Это творение Микеланджело...

    Очередь , желающих попасть в собор , начинается в самом начале огромной площади. Но она заметно продвигается, потому, людей пускают внутрь большими группами сразу.  Сама площадь перед собором тоже интересна и в архитектурном, и в историческом плане.Она состоит из 2 частей:круглой площади , с двумя полуокружиями колоннад. И часть площади , примыкающая к самому собору - прямоугольная.Сверху эти две части площади похожи на ключ, который Господь вручил Петру. С левой стороны этой прямоугольной площади  простое по  архитектуре здание.Одно из  окон , кажется на 4ом или 3-ем этаже, в праздничные дни открывается и из него Папа Римский обращается с приветствием к прихожанам, заполняющим  по такому случаю площадь до отказа. Мы "высчитали" это окно и посмотрели на него - закрытое и глухое ...

    Когда мы попали внутрь собора, то подивились: почему же не пускают народ сразу в собор, заставляя постоять в очереди? Таким огромным он был  внутри. Очередь , которая казалась длинной снаружи, рассыпалась на группы в необъятном интерьере собора.  Туристы окружали своих гидов , звучали  рассказы  на разных языках об истории и достопримечательностях собора Звуки голосов терялись в пространстве... Мы, поскольку были туристы-одиночки, прибились  к большой группе соотечественников  и с удовольствием внимали рассказам на родном языке,  заодно осматриваясь  по сторонам.

    Собор  поразил  нас не только своими огромными размерами,но и гармонией пропорций,  богатством оформления... Множеством  статуй, алтарей, надгробий,  замечательными произведениями искусства.  Сразу бросилась в глаза много- цветность интерьера .Но не за счёт раскрашенных стен, полов!Всё кругом  из белого, красного, зелёного, бежевого, черного ,серого   мрамора  - и в облицовке стен, алтарей,мозаике полов и стен,украшении колонн и в скульптурных изваяниях...Вечный,не стареющий, живой  камень. И ещё - бронза, позолота...

    В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только Папа Римский. Неподалеку расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих. По поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется. Мы тоже, конечно, воспользовались шансом и подержались за эту чудодейственную стопу.  Ждём до сих пор исполнения загаданного желания...Наверное, не очень сильно поверили...

     Вместе с приютившей нас группой, медленно проходим по собору... По всему  периметру его расположена вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы римских пап, королей и императоров. В соборной ризнице находится мраморная доска с именами всех первосвященников, похороненных в соборе, начиная с первого — апостола Петра.

     Многочисленные надгробия римских пап, установленные в соборе, в большинстве своем являются произведениями искусства, выполненными великими мастерами — Джотто, Бернини, Микеладнджело, и др.В одной из капелл  находится шедевр Микеланджело — мраморная “Пьета”. Она была создана им на рубеже 15го  и 16-го  столетий в возрасте  25 лет. После того, как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.

     В соборе хранится Копье сотника Лонгина — то самое, которым был пронзен на кресте Спаситель. Оно попало в Рим из Константинополя.

     Собор Святого Петра  символ могущества католической церкви.  Он стал и образцом, чьи черты узнаваемы во всех крупных храмовых  постройках христианских стран последующих столетий.

     Теперь, проходя мимо Базилики Святого Иштвана в Будапеште ( короля, собравшего Венгрию в единое государство), вспоминаем Собор Святого Петра в Риме.
Очень похож, особенно куполом. Но, конечно- не размерами...

фото автора.