Запад Восток параметры порядка

Виталий Шолохов
(Повторная публикация этой статьи из Stihi.ru вызвана сегодняшним усилением интереса к культуре Востока)
Философия, рассматривая вопросы истории человеческого общества, всегда обращала внимание на то, что восточные цивилизации кардинально отличаются от западных цивилизаций. Однако причины такого положения вещей неизменно ускользали от пытливого взгляда мыслителей. Этот факт может иметь место лишь при условии, что отличие Востока и Запада определяется наиболее фундаментальными свойствами природных систем. И только сейчас исследовательский аппарат, разработанный синергетикой, позволяет нам высказать некоторые рабочие гипотезы, которые позволят в дальнейшем исследовать  систематически это отличие, фиксируемое пока на интуитивном уровне.
Язык и методы синергетики опираются на математику и точное естествознание конкретных дисциплин, изучающих эволюцию сложных систем. Синергетика учит создавать математические уравнения, моделирующие реальность. Синергетика это теория кооперативных явлений. Коллективное поведение множества подобных элементов произвольной природы, образующих систему, подчиняется небольшому числу параметров. Они немногочисленны и их принято называть «параметрами порядка». Для них удаётся записать и  исследовать вполне обозримые уравнения. Главной целью синергетики оказывается отыскание и исследование поведения параметров порядка.
Синергетика – наука о процессах развития и самоорганизации сложных систем произвольной природы. Общие принципы бытия, разработанные синергетикой, это иерархичность и самоорганизация. В иерархической модели бытия общество занимает свой уровень, находящийся между человеком и космосом. Каждый уровень бытия представляет собой удалённую от равновесия структуру, которая существует за счёт рассеивания вещества, энергии и информации. Однако эти диссипативные структуры существуют устойчиво.
Переход от человека к обществу представляет собой так называемый «метасистемный скачок». Сущность скачка состоит в том, что из поведения элементов системы нельзя сделать выводов относительно всей системы и наоборот. В то время, как поведение элементов описывается «точно», система представляет собой статистический ансамбль, поведение которого описывается с некоторой вероятностью. Интегральные переменные ансамбля не предопределяют поведение элементов. Свойства элементов и системы подчиняются природному принципу двойственности. Эти свойства как-бы ортогональны. В то же время свойства ансамбля предопределяют переменные (порядка), которыми описывается поведение элементов. Точное соотношение системы и элемента это соотношение «переменная – значение».
Для исследования общества как статистического ансамбля применяется модель термодинамики (точнее, термостатитки). Интегральный показатель ансамбля – энтропия. Применение вариационного подхода (метод Л.Д.Ландау) к энтропии позволило нам найти систему параметров порядка системы «общество», имеющих физическую размерность. Это труд, продукт, ресурс, энергия и инфраструктура. Богатство общества является функцией этих параметров  - переменных. Для этого пришлось преобразовать размерность методом П.Кузнецова. Полученная система параметров порядка, по нашему мнению,  соответствует западному обществу.
Однако исходный вид размерности «действия» также выявляет систему параметров порядка. Рассмотрим её внимательнее. Размерность действия в практической системе координат имеет выражение |тонна х километр х скорость|. Известно, что в потоковой модели экономики есть только три процесса: сборка, разборка и транспорт. «Тоннокилометры», как известно, в СССР являлись показателем эффективности перевозок. Этот показатель был несовершенным из-за не учёта скорости. Однако в целом он выражал такое отношение к экономике, когда главное это есть перевозки. «Сборка – разборка», то есть собственно производство, находится здесь на втором плане. Параметрами порядка в такой системе (обществе) являются ресурс (масса), транспортная инфраструктура (расстояние) и скорость – отношение расстояния и времени. По нашему мнению это есть система параметров порядка общества азиатского типа.
Общество, главной целью существования которого является доставка природных ресурсов, должно иметь мощный аппарат социальной координации, обеспечивающий доставку как можно большего количества ресурсов за наименьшее время. Хорошие дороги, быстрые «лошади» и диктатура, обеспечивающая жесткий порядок, вот всё, что нужно для существования такого общества. С кибернетической точки зрения такое жесткое управление обеспечивается управлением с использованием отрицательной обратной связи. То есть социально значимым является рассогласование цели и результата. Управление идёт по отклонению. Конечно, широко используется упреждение, если цели управления изменяются.
Производство ресурсов (то есть собственно труд) в этих условиях не имеет положительной обратной связи, то есть оснований для прогресса. Действительно, чем больше «производится», тем больше транспортируется. Люди, занимающиеся таким «производством», не заинтересованы делать дополнительные временные затраты. Сама выживаемость «производителей» является их личным делом. Создается и поддерживается система наделов (личных хозяйств), обеспечивающая равновесие между населением и властью. Организация хозяйства по форме является феодальной, но исключает обмен «производителей» между собой (или человека с обществом).
Масса поставляемых ресурсов определяется территорией. Поэтому цивилизации транспортного типа это всегда империи. По причине громадности территорий обмен между империями почти исключён. Сама торговля также имеет вид транспортных перевозок. Выгода пропорциональна перевозимой массе, расстоянию и скорости доставки ресурсов из одного места в другое. Караванные пути сами имеют вид торговых империй. Постоянно висит опасность грабежа. Поэтому караваны, как правило, имеют характер военных экспедиций.
Отношение массы населения с властью основывается на жесточайшем подавлении любых инициатив снизу. Хотя люди так же, как территория и ресурсы представляют собой ценность, но всё же азиатская цивилизация не вкладывает средств в социальную сферу. Единственное исключение – армия. Но армия скорее входит в состав координационного механизма, чем может быть отнесена к социуму, хотя рекрутируется из него. Эта же логика разделения общества на основание и управляющую надстройку прослеживается и сегодня. Как и прежде, власть сосредоточивает своё внимание на решении вопросов укрепления армии. Для этого частично используются методы европейских (торговых) цивилизаций. Однако сущность деятельности азиатской цивилизации: брать, не производя, - остаётся неизменной.
Использование методов одной цивилизации для решения некоторых вопросов другой цивилизации приводит к возникновению противоречий, которые отсутствуют в обоих «чистых» случаях. Действительно западные цивилизации, основывающиеся на социальном прогрессе, заботятся о людях, их образовании, здоровье, росте их богатства. Азиатские цивилизации, начиная использовать методы западной цивилизации, должны резко изменить вектор своей деятельности. Вместо заботы о преумножении силы и богатства общества они должны начать заниматься проблемами всего общества. Они должны создать централизованно регулируемую структуру социального обеспечения. Они должны заботиться о науке и технологиях. Они должны дать права всем нациям, входящим в империю. С позиции традиционной азиатской цивилизации это равносильно отказу от истории. А последнее очень трудно осуществить в силу действия привычек и традиций. Верхушка азиатского общества ещё может как-то перестроиться. Однако это невозможно для цивилизации в целом.
Поэтому, несмотря на все достижения современности, печать замкнутости и отчужденности лежит на всех цивилизациях азиатского типа. Это относится и к России. Хотя весь пафос деятельности общества направлен на увеличение его богатства, однако деньги играют в нём второстепенную роль. Деньги нужны только для обслуживания торговли, а последняя как раз и является главным механизмом обмена в обществе. Для азиатской цивилизации главное налоги (поборы, оброки и т.п.). Богатство имеет в основном материальное выражение в форме золота, земли, строений, ресурсов и т.д. При этом система взаимных оценок отсутствует. Поэтому структура ценностей существенно иная. Это создаёт встречный интерес. Например, европейцев в открытой ими Америке интересовало, прежде всего, золото, Которое не являлось главной ценностью у местного населения. В то же время, ценности, которые давала европейская цивилизация в силу «азиатской» системы параметров порядка, не могли найти применения в Америке и Азии. Единственное, что было приемлемо для них, это та же сила, то же угнетение, та же эксплуатация (грабёж), которые являлись для них всегда формой существования.
Иная система параметров порядка является более существенным препятствием для взаимодействия различных цивилизаций, чем различие в языке. Эти фундаментальные отличия проявляются в культуре. Чтобы модернизировать общество, старую культуру надо сломать, уничтожить. Часто это происходит с уничтожением самого общества. Поэтому азиатские цивилизации предпринимают усилия по обеспечению собственной безопасности, но опять же теми же методами насилия, которые для них есть сущность существования этих цивилизаций. Азиатские цивилизации не умеют торговаться. Это вообще им не свойственно. Но они понимают язык силы и готовы поддерживать с сильным противником отношения невмешательства друг к другу. «Оставьте нас в покое и мы не будем вас беспокоить также» - вот фактически суть их внешней политики.
Так как параметры порядка «масса», «расстояние» и «скорость» в точности совпадают с системой физических переменных, то азиатские цивилизации "естественны", они неразрывны с природой, они обращены к природе и "чувствуют" её. Это нашло отражение в тех религиях, которые были порождены этими цивилизациями. Совсем другое дело – западные цивилизации. Их основа – прогресс. Поэтому западные цивилизации стремятся покорить природу, познать её тайны, переделать и усовершенствовать. Однако изменения любой системы согласно синергетике обязательно проводит её через точки бифуркации. Это является причиной того, что история Запада полна бурных событий, революций, изменений общественно-экономических формаций. Но в любом случае западной цивилизации присущ демократизм. И не в смысле способа организации власти. Власть и в странах демократии может быть иногда тиранической, деспотической, антинародной. Нет. Поскольку богатство общества покоится на труде и успехе людей, производство и широкий (торговый) обмен как бы предполагают равенство сторон в любых видах обмена. Особое значение здесь имеют деньги, как средство сравнения различных параметров порядка. Причем, единицей денег может быть любой из параметров порядка. В том числе, какая-то валюта.
Западная цивилизация имеет шесть параметров порядка и физическое время для выражения их изменения. Азиатская цивилизация имеет четыре параметра порядка (ресурс, дороги, скорости, богатство) и физическое время для выражения их изменения. Отличие с первого взгляда не такое уж и большое. Однако есть одно принципиальное отличие. Время (системное), которое входит в систему параметров порядка в западной и восточной цивилизациях, имею разную форму. Время в азиатской системе параметров порядка пропорционально физическому времени (имеет размерность физического времени). А в европейской системе параметров порядка время обратно пропорционально физическому времени. В результате в азиатской цивилизации результат труда считается пропорциональным затратам труда по его продолжительности. В европейской цивилизации труд оказывается тем более эффективным, чем меньше требуется затрат времени труда. Время труда в европейской цивилизации оказывается таким же ресурсов, как и все остальные. Поэтому необходимо экономить время, особенно трудовое время. Азиатская же цивилизация тем более процветает, чем люди трудятся более продолжительное время, желательно постоянно. Сама их жизнь должна быть трудом.
Успехи людей, связанные с научно-техническим прогрессом, в азиатских цивилизациях оказываются чем-то вроде изменения природных условий. Но в той мере, которая связано с деятельностью по модернизации, азиатская цивилизация должна вести себя в соответствии с параметрами порядка европейской цивилизации, так как последняя ориентирована именно на прогресс. Точно также европейская цивилизация использует средства азиатской цивилизации, когда возникает задача укрепления властной вертикали, иерархической структуры подчинения, сильной армии. Причём армия главным образом используется против своего народа, а не против других народов и государств. Прекращение заботы о людях, сокращение социальных программ. Главное внимание ресурсам и естественным продуктам. Слабое развитие технологий. Несогласованная структура оценок ценностей и отсюда неэквивалентный обмен с другими цивилизациями. Складывается впечатление, что всякая власть имеет черты азиатской цивилизации. А основание общества, социум лучше всего живёт по европейской системе параметров порядка, то есть в рыночной системе.
Изложенное выше сегодня есть просто гипотеза. Но, тем не менее, любые социальные проекты должны учитывать возможность слияния цивилизаций на отмеченной основе: верх – азиатский, низы – европейские.
Член РФО Виталий Шолохов  30 октября 2005 г.

© Copyright: Шолохов Виталий, 2010
Свидетельство о публикации №110071905278