Что оставляем мы детям?

Татьяна Пороскова
Вот и ноябрь  на исходе. Подули холодные ветры. Лютая и голодная зима уже сделала свои первые шаги. Кажется, в сердце нет места радости и надежде. Потоки отрицательной информации с экранов телевизоров и страниц газет полностью парализуют. Но, когда смотришь в глаза своему ребёнку, помаешь, что надо что-то делать…
       Я вспоминаю рассказ моей мамы о военной поре. Когда отец после финской кампании ушёл на фронты Великой Отетчественной  войны, мама осталась с двумя детьми на руках. Старший мой брат Вова, которому суждено было прожить всего одиннадцать лет, был с 41-го года, а сестра Люся – с 42 года. Совсем крохотные,  дети оставались одни, а мама уходила на завод. В то время почти все заводы в Перми работали на оборону. Вечером она приносила паёк чёрного хлеба и делила его между детьми, а сама отворачивалась и плакала.
Старший мальчик спрашивал:
    - Мама, а ты ела?
    - Ела.
 Мама говорила неправду. Иногда она приносила домой картофельные очистки, мыла их и варила… Меня ещё в то время не было. Я родилась в конце сорок шестого года, после войны. Моё  первое  яркое воспоминание: чёрный круг радио, трагический голос диктора: умер Сталин. Мама плакала. Во времена Хрущёва продавали хлеб с примесью гороховой муки, мы стояли на улицах в длинных очередях.
    Все тяжести тех времён, все трудности легли на плечи наших матерей. И не дай Бог нам это испытать. Больше никогда не встретит и не проводит меня моя мама. Она воспитала во мне чувство ответственности, научила делиться с другими. Каждый свой день я мысленно прошу прощения у своей мамы за то, что не всегда понимала её.
Я помню, как она рассказывала о моей бабушке, которая в свои 54 года перевыполняла нормы, когда вместе с деревенскими женщинами серпами жала хлеб.Уже потом, читая прозу Евгения Носова и Фёдора Абрамова, я понимала: они писали о такой жизни и таких труженицах тыла.
  И как горько видеть сейчас спивающихся женщин, видеть, как разваливаются их семьи, а дети повторяют горький опыт своих матерей. Но таких, к счастью, меньше.
Сейчас, когда я живу в Тавенге, вижу немало хороших матерей, которые передают своим детям и внукам только доброе: умение трудиться, уважение к старшим, терпение.
    Сегодня мне хочется рассказать о Вере Александровне Фалеевой. Она родилась в большой трудолюбивой семье в деревне Мущининской в 1939 году. У неё четверо взрослых детей и семеро внуков.
 Дочь Лена закончила торговое училище и работает у нас в магазине. Дочь Светлана выбрала неженскую профессию: работает электросварщицей в Череповце. Сын Михаил остался в Тавенге, работал после армии трактористом,поставил свой дом, что для нашего времени редкость. Мало строят в деревне не потому, что разучились, а по другой причине. Дочь Галя живёт в ближнем зарубежье.
      - Мы видели, как трудились наши родители и делали то же самое, -говорит Лена. – К пятому классу начали загребать сено, косить, ходили с мамой на ферму. Она ведь в животноводстве проработала около 35 лет, 31 из них – дояркой. Мама уходила на работу в темноте и приходила затемно. Часто была в числе передовиков. Последние годы перед пенсией, когда стало подводить здоровье, ходила с батожком. И теперь мама всё успевает: и клюквы насобирала, и грибов, и пироги для внуков всегда на столе. Эту свою неуёмность, трудолюбие Вера передала и детям . и внукам.
Несколько лет перед пенсией Вера Александровна работала в школе уборщицей. Таких людей всегда вспоминаешь добрым словом. Никогда ей не надо было о чём-то напоминать. Всё чисто, всё блестит, да ещё и дельный совет могла дать.
  Большим горем для Веры стала потеря мужа. Как раненная птица металась она в опустевшем доме. И если бы не дети и внуки, ..
     Тяжела доля вдовы в крестьянстве. Все домашние работы,забота о доме, о земле ложатся на женские плечи. Пройдитесь по деревням, оглянитесь – кругом одни вдовы, остались деревни вдов…
  А одна из её ровесниц так вспоминает их молодость:
  - Трудностей было много, но мы их преодолевали.  В Тавенге был трудолюбивый народ! Вера такая работящая была всегда. И обидно нам, что те земли, которые с таким трудом распахивали наши деды и отцы, сейчас зарастают травами и кустарником. Каникул у нас, ребятни не было. Мы возили навоз на колхозные поля. Взрослые намётывали на дровни, а дети возили. Наши заработки записывали в трудовые книжки матерей.
 У каждого времени свои трудности. Меняются общество, строй, экономика. Растёт социальное расслоение общества. 
  Милые женщины, дорогие мои современницы, дорогие матери! Нет слов. Вам сейчас очень трудно. Пришло время испытаний. Оглянитеь назад, вспомните ваших матерей. Найдите в себе силы пережить эти трудные времена. Я желаю вам материнского счастья. А это значит, чтобы наши дети и внуки были здоровы, тепло и уютно было в нашем доме, а на столе всегда был хлеб.

                1998 г.