Рассказ учительницы

Тамара Тишина
Однажды 21-го июня мне довелось   ехать в поезде.  Невольно  пассажиры  в купе  заговорили  о  начале  войны.    Один  вспомнил, как он, четырёхлетний  пацанёнок, в этот  день  ушёл  из деревни. Пока в доме  женщины  плакали, а мужчины за стаканом  самогона  горячо обсуждали ожидаемую  новость,  он сам собрался воевать и уже шел  по  Большой  дороге.  На  голове у него была отцовская  фуражка  со  звездой, которая то и дело  лезла ему  на глаза, а в руках деревянное  ружьё, подаренное  ему старшим  братом.  Бесстрашно он шёл  по пыльной  дороге, а  дома уже хватились его.
  -Егорка, Егорка!- кричала мать. К ней присоединилась  вся семья.  Осмотрели дом, двор, сараи, - Егора  нигде не было.  Побежали к соседям  с обеих  сторон. Но и там  ребёнка  не нашли. Каким-то шестым чувством отец  угадал,  что Егор ушёл  из деревни.  Запрягли  коня  и помчались  по Большаку. Очень  скоро  заметили  крошечную  фигурку  Егорки. 
 -Куда ты, сынок?
 - На войню!
 Отец  опустился  на корточки,  обнял  сына.
- Пойдём  домой, Егорка.  Мамка  ищет  тебя.
  Но Егор  на руки не давался,  бился    и кричал:
 - Я  на  войню  хотю!-
 - А сухари у тебя есть? -  спросил  отец. 
 -Нет. 
 -Вот  видишь,  а без  сухарей никак нельзя. Вернёмся  домой,  насушим  сухарей  и тогда   пойдём  воевать.
Долго   родные  вспоминали,  как Егор 22 июня 1941года ходил  на войну;  сам   он  почти  ничего не помнил.

  Пожалуй, все,  находящиеся в купе, были  детьми  во  время  войны, кроме   одной  весьма  пожилой  пассажирки.   По виду  в ней легко угадывалась  учительница.  Сидела  она  привычно  прямо.   Гладкие,  седые  волосы    были  собраны на затылке  в пучок.  В  одежде, в манерах  - всё  в ней было просто  и одновременно строго, благородно. Её открытое, спокойное  лицо  ещё  сохраняло  способность притягивать  к себе внимание  собеседников,  и  мы невольно вели  себя друг  с другом бережно-уважительно и сдержанно. Она  сидела  у окна и молчала.    Но можно было заметить, что она слушает  наши рассказы,  при этом  воспоминания  о военном  времени  уже посетили её, и переживания той огромной общей   беды  отразились   на её  замечательном  лице.   Она  помнит  войну, - подумала  я,  -  и   не только  её начало.
- А Вас где  застала  война?- спросила я.  Она  повернула  ко мне лицо, помолчала  и  как-то шумно    вздохнула. 
- Об этом  тяжело  вспоминать,-  тихо  произнесла  она  и опять замолчала.
- Я Вас понимаю,  сказала я. 
Я сказала так, потому что  догадывалась о её  состоянии.  "Тяжело вспоминать", - это я знала.

  На  30-летие  Победы студенты  группы  (Приборо-строительного Института в Симферополе), где я была куратором, решили  создать устный  альбом  воспоминаний  участников  войны.   Для этого они  стали  посещать  специальный госпиталь  для ветеранов  войны  и пытаться  записывать  на магнитофон воспоминания  ветеранов.   Но не тут-то было!  Студенты столкнулись не просто с  отказом, а с неприятием их  вопросов.   Так свежа   ещё была память об "аде", в котором им пришлось  воевать и выжить, что, вероятно,  у них было только  одно  желание - забыть  всё и никогда  памятью туда не возвращаться.  Как только студенты входили в палату, один ветеран, например, отворачивался к стене,   покрывался  с головой одеялом и этим показывал, что воспоминаний   не будет.  Помня  историю  альбома, я с пониманием приняла  отказ пассажирки  рассказать о войне и больше не настаивала на своей просьбе.
 
  На следующей  станции  купе  почти  опустело.   Мы остались с "учительницей"  вдвоём.   Поезд  тронулся, в окне  проплыли последние  строения  большой станции, и я услышала:
 - А я из этих мест.  Нет, не из  самого  города, а 80  километров от К. Р.  Перед войной  я учительствовала в начальной школе  в  селе  К..   Оказалась  я в этих  краях  случайно. Но эта  отдельная  история, и сейчас не время вспоминать её.  Когда началась  война, я могла бы эвакуироваться, но у меня на руках  была старая,  больная  мама.  Она  уговаривала  меня, чтобы я с сыном и сироткой, которая  жила с  нами,  ушла из села.
-   Доченька, что они мне сделают? – говорила она. Убьют? Я пожила на этом  свете и мне умирать не страшно.   А вам   с Володенькой  и Анютой  надо жить. Уходи, дочка,  и не думай обо мне. Оставь на столе поесть, да ведро поставь рядом, я и управлюсь.
  Мама давно уже не выходила из комнаты. Об эвакуации не могло быть и речи.      - Чему быть, того не миновать, - думала я  и осталась в селе.

 А фронт приближался с каждым днём всё ближе и ближе.    Школа  была  единственным кирпичным строением  в селе.   Располагалась    она на пригорке,   отдельно от села.  Я  занимала  крошечную  квартирку, специально построенную для учителя,  в правом   крыле здания.  У нас был отдельный вход, и  здесь же рядом находились две пристройки, в которых я держала корову и хранила сено  на зиму.   Если  немцы  захватят  село, думала я, то нам   не сдобровать - займут здание, а нас просто расстреляют.   Когда   фашисты  вошли  в село,  мы  как будто  сжались  от страха  и каждую минуту ожидали смерти.

Очень  скоро в школу  вселился  комендант Гер  Франц -  маленький, толстый,  на коротких  ногах фриц.   На его  круглом неровном  лице  самым  примечательным был короткий, широкий нос, который выдавал в нём деревенщину.  Немцы думали, что пришли на нашу землю надолго, поэтому  обустраивались  по-хозяйски. Гер  Франц не только  переделал  классы под жильё, но  обзавёлся и домашним скотом. Я со страхом наблюдала, как хозяйничали фашисты в школе и  всё время  ждала  нашей  погибели.

 Но  время шло, а нас не трогали. Мне приходилось  выходить  в село. Бывало,  идёшь по двору мимо  главного входа, а комендант стоит  на  крыльце как хозяин, смотрит на тебя и улыбается, от чего лицо его становилось ещё отвратительнее.   Я всегда  старалась  пройти мимо быстро и не глядеть  на него.  Ненависть клокотала  в моей  груди. Достать бы оружие,  убить его, а самим  убежать в лес, -  иногда   мелькало  в моей  голове.  Но надо было жить, кормить  детей,  помогать маме и дожидаться  наших.

 К январю  закончился  запас  сена.  Лето было сухое,  и сено оказалось тонким, но пока оно было, наша корова Зорька держалась  в стойле.  Закончилось  сено, и она  от голода пала на ноги.  Всякий  раз,  когда  я входила к ней  в сарай, я плакала.  Исхудавшая,  обессиленная  Зорька  не мычала.  Она  медленно  подымала  голову и так  смотрела на меня, что  вынести  это было невозможно.  А у коменданта - целое  хозяйство: корова, лошадь,  свинья.    Каждую  неделю  сторожа  увозили навоз  и привозили  свежее  сено.

 Думала я, думала, как достать сено, и решила действовать.   Выменяла  в селе  десяток   яиц, а бутылка  водки у меня была припрятана с давних времён.    Ночью   сделала яичницу, взяла  бутылку и осторожно  пробралась  к сторожам.  Прошу их:
 - Родненькие,  помогите!  Корова пала на ноги,  скоро сдохнет без сена, а мне  детей,  мать  кормить надо.   Будете привозить сено коменданту,  постучите  мне.
- А не донесёшь, Николавна?
- Клянусь Богом, никто  не узнает.  Да и сами подумайте, какой мне смысл  доносить на вас. Мне корову спасать надо.

Поверили  моей клятве Богом сторожа, хотя и были мы все тогда безбожники.
С той ночи и стала я таскать сено.  Бывало, навяжут  мне  тяжеленный  тюк.
- Ведь тяжело,Николавна, не  дотащишь.
-Донесу, донесу, - говорила я и взваливала   сено  на спину. А как подходила к окнам коменданта, спускала сено  на землю  и тащила его за верёвку.  Мне казалось, что я делаю  всё так скрытно  и ловко, что немец  никогда об этом и не узнает.

Но однажды, когда я   проходила мимо главного входа,  услышала:
-Lehrerin, komm!
 У раскрытой двери школы  стоял  комендант  Гер  Франц. Вся его фигура и румяное лоснящееся лицо выражало довольство и благодушие. Уже давно он поселил  в школе  молодую  переводчицу - свою любовницу.   Гер Франц был влюблён в неё, и самодовольство  недалёкого  человека  не сходило с его лица.  Я подошла  и встала перед ним, устремив свой взгляд  на дерево, стоящее поодаль.
- Я - немец, а ты - русская, -  начал  комендант. - Ты думаешь, немец - плохой человек.    Я простой человек, а ты Lehrerin,  с образованием, но ты  русская  Schwein.  Ты воруешь моё сено (Не твоё, а наше,- мелькнуло у меня).  Гер  Франц - не молодой, у него  бывает бессонница.  Немножко, немножко  он открывает окно (Ещё бы, боишься партизан!) и видит, как учительница ворует  сено.  Но Гер Франц  знает, что у фрау  маленькие дети, поэтому он молчит.  Оказывается,  немец - хороший  человек!
Он придвинул ко мне своё  мерзское  лицо и с торжеством ждал, как  мне будет стыдно, как я буду объяснять свою вину  и благодарить его  за сено. Но я молчала и упорно на него не смотрела.  Он открыл было рот, чтобы сказать что-то ещё, как  я резко повернулась и быстро пошла к калитке.  В тот момент я не думала, что меня он может пристрелить. Мне было всё равно. Никакая сила не могла меня заставить  склониться перед фашистом, позволить ему почувствовать себя хозяином на нашей земле.
 
 Со страхом  в тот день я возвращалась домой к маме и детям.  Шло  время, но по-прежнему  нас  не беспокоили. В начале войны  фашисты пытались показать, что они - наши освободители, поэтому  порою  заигрывали  с населением.  Я продолжала  носить сено  и игнорировала фрица.
 - Пусть будет, что будет,- думала я.  А когда  встречалась с Гер Францем, то видела, как он ждал, что я с ним поздороваюсь и поблагодарю его,но этого он не дождался.  Я жила  с огромной  верой, что  фашисты  находятся  здесь временно,  и наши их  обязательно прогонят.

 Зиму мы пережили, а летом  начали действовать партизаны. Да разве всё расскажешь?  -  горестно  сказала она,  поднялась и стала собирать свои вещи.
На следующей  станции  она вышла. Я  тепло рассталась с этой замечательной женщиной.   Её  рассказ ещё  раз  подтвердил , как  народ, даже в противоборстве  с фашистами отдельного  советского человека, побеждал.Вот и эта хрупкая женщина не уступила врагу. Её  рассказ я  долго хранила в своей памяти, пока не появилось  время  записать его.

Санкт-Петербург, 2015 год.