Игры

Юрий Шендяло
       Из всех игр, что мне более по душе, могу выделить, пожалуй, только
четыре. Это шашки, шахматы, бильярд и нарды. Хотя я играл в футбол (хоккей так и не осилил – коньки не для меня), здесь же волейбол, баскетбол, настольный теннис, карты... Вспомнил анекдот на эту тему: “Спрашивают у одного: - Ты на пианино играешь? Ответ: - Играю. - На гитаре? - Играю. - А на скрипке? - Нет, на скрипке не играю - она маленькая, карты всё время соскальзывают”.    
       Итак, шашки. В шашки меня учил играть дедушка Лёня, когда мы приезжали к нему в отпуск. Почти каждый день мы находили время на несколько партий. Мы брали шашки, садились в тенёк под яблоней и играли. Сначала я проигрывал, но вскоре стал обыгрывать своего учителя. Потом, будучи в пионерском лагере на первенстве по шашкам занял 1-е место и   получил грамоту. Это моя первая грамота в жизни. Она до сих пор у меня хранится. 
 
      В шахматы меня учил играть папа. Один раз в поезде мы сыграли вничью! Я был так рад! Потом, как-то, я его обыграл. Потом ещё и ещё...
      В пионерском лагере я занял 2-е место по шахматам. Когда работал лаборантом на кафедре физики в военном училище, сам организовал турнир и держался в первой тройке.
       Когда мы жили в Германии, у папы на службе, на чердаке одной из казарм, стоял небольшой бильярд. Играли избранные солдаты - каптёр, писарь ну и офицеры. На нём то и учил меня играть отец.  А когда мы каждый год ездили в отпуск, то в Бресте (нужно было ждать следующего поезда до ночи) у нас был свободен весь день. Почти каждый код мы ходили в Брестскую крепость. А недалеко от неё был летний парк. Там-то мы с папой и проводили время за бильярдным столом. Потихоньку я его, как и в шахматы, стал обыгрывать. Но больше всего я набрался опыта на командном пункте дивизии в Бологое, будучи уже прапорщиком, дежурным по радиосвязи узла связи Геолог. Там я изучил новую игру на бильярде - Карамболь. Очень захватывает. Я дежурил ночь, утром - завтрак, потом должен спать до обеда и опять дежурить до вечера. Бывало, вместо сна запоем играли в этот самый Карамболь, а потом опять шли на дежурство. А ещё, про это не могу не сказать, мне нравился там обычай, как на корабле: кушать отдыхающая смена не начинала, пока не придёт командир дежурных сил и не сядет за стол.
       Что касается нард. В нарды я начал играть только в армии. В эту восточную игру играют и в ракетных войсках, и в авиации (как вы знаете, я сменил два рода войск). Кстати, думал, в ракетных войсках пьют больше. Но потом понял, что авиаторы намного в этом деле опережают ракетчиков. Вообще, авиация мне стала как-то ближе по духу. Так вот. Везде, где есть возможность, играли в нарды. Но я не считаю, что в этой игре нужен особый ум. Просто везение - как “камень” выпадет.