Инспекция в летний отпуск

Гржибовская Лидия
 Было время летнего отпуска 1984 года.

Я как всегда работала на своём огородике, когда к дому подъехала машина. Меня попросили выехать на опись имущества оставшегося после смерти матери двух несовершеннолетних мальчиков. Участок инспектирования был не мой, но инспектор тоже была в отпуске и уехала к родственникам. И я согласилась.
Мы подъехали к пятиэтажному дому около десяти часов утра. Людей у подъезда было очень много, все обсуждали и сожалели о случившемся, но я и не подозревала, что нас ожидает в квартире.
Уже на лестничной клетке третьего этажа стоял не вой, не плачь, а скулеж, то тихий, то усиливающийся, дверь в квартиру была открыта и когда мы минуя коридор вошли в комнату, то увидели двух ребятишек, теребящих мать и просящих её встать, вспоминая эту картину сижу и плачу. Мы старались успокоить четырёх и шести годовалых мальчишек, но они плакали только ещё сильней.
Клавдия разошлась с мужем два года назад, и оставив его на Севере, где проживала семья, переехала с мальчишками в наш посёлок. Уже с первого взгляда бросалось, что они прекрасно устроились и не бедствовали, жили хорошо, но беда вошла в эту семью.
Квартира была двух-комнатная и мы перешли для описи в соседнюю комнату. Сразу бросились в глаза планки с гвоздиками над двумя кроватями, видно здесь висели ковры, но куда они могли исчезнуть?
Мы позвали старшего, Сашеньку, и спросили у него. Вот что он нам поведал. "Мама меня разбудила ночью, и попросила принести телефон к кровати, она позвонила тёте Ире, это мамина младшая сестра, и что-то ей сказала. Потом она меня попросила открыть входную дверь, так как сейчас приедет тётя Ира и дядя Серёжа (мамин старший брат), я всё так и сделал. Потом она попросила достать из шифоньера деньги, которые лежали под простынями, сказала, что их пять тысяч, и попросила положить их ей под подушку. А потом отправила меня спать, и я ушел и уснул. Когда мы с Дениской проснулись, все в квартире плакали, а маму укладывали в этот ящик, и она до сих пор не просыпается" - весь рассказ Сашиньки сопровождался тихим плачем. Ещё он сказал, что когда они проснулись ковры висели на месте, а куда они делись потом он не знает, он был около мамы.
Страшно перебирать и описывать всё, когда и тело покойной ещё не погребено, но всё, что после неё осталось должно принадлежать детям, и мы должны были справляться с душившими нас слезами и эмоциями. Страшней всего было то, что мы должны были у Сашеньки спрашивать, а что было у мамы. Мальчишка отвечал чётко, шапки "мохнатые" три или четыре, шубы мохнатые две штуки, и много жёлтеньких колец, цепочек, сережек, целый мешочек, они в этой шкатулке лежали, но их там уже не было.
Инспектор по делам несовершеннолетних вызвала участкового, а я спустилась к подъезду, у бабушек поспрашивать, может кто видел как ковры выносили, но никто, ничего не видел. Когда приехала милиция и сообщила, что сейчас будет производиться поквартирный обход всего подъезда в поисках пропавших вещей, с понятыми, и будут заводить уголовное дело, одна из женщин отвела меня в сторону и сообщила, что Ирина попросила всё сложить у неё, пока идут похороны, а потом мол она вернет все в квартиру.
Когда с пятого этажа стали спускать вещи, Ирина стала кричать, что это всё её и она по праву наследования всё это взяла, вернулись шапки, шубы, ковры, но золота и денег не было. И Ирину видно обида взяла, что всё у неё забрали, она и высказалась, что деньги и золото у Сергея в машине, что на улице стоит. Сергей бросился к двери, но соседи уже поняли, что детей так обворовать хотели, заслонили дверь. В машину он уже шел с милицией и понятыми, где и были обнаружены и деньги и золото.
Опись всего имущества мы составили к трём часам ночи, но уйти домой не удалось, так как детки нас просто не отпускали.
Утром прилетел с Севера муж Клавдии, отец мальчиков. Мы с ним сходили в сберкассу и положили мальчикам на книжку деньги поровну, выделив отцу на похороны и поминки.
Столько лет прошло, а как будь-то вчера всё было. Саша живёт в квартире, у него двое своих детишек, мальчик и девочка, а Дениска с отцом на Севере, и приезжает к брату на родительский день.
Вот о родственниках Клавдии я ничего не знаю, был суд, были осуждены и брат и сестра, но назад в посёлок они не вернулись.