Криз

Людмила Салагаева
Алена услышала шорох струящейся  воды и  с гримасой недовольства села на кухонный табурет. Все это она проделала так, словно перед ней были зрители. Поняла, сейчас заплачет. Слезы  накатили без всякой игры.
- Каждое утро одно и тоже. Мать уже оккупировала душ, сейчас выскочит Ленка, будет требовать накрутить «гульки» и водрузить « красоту» - ободок с украшением.
Ее надо одевать, кормить, собирать рюкзачок... Когда же я успею собраться  и поесть? А вот и она.  Веселая  как пташка, румяная со сна и уже  с ободком в руке.  Обняла, крепко прижалась. Алена подумала: совсем нет времени на ребенка.
- Бабушка тебе наденет «красоту».
- Я хочу, чтобы ты.
- Мне надо в душ.
- И мне.
- У тебя есть горшок, умоешься потом.
- Мам,  скоро?
- Иду... иду...
- Ты что там уснула?
- Была не больше, чем обычно. Какая муха тебя укусила?
- Муха  называется бедность. Этот вагончик, где надо ждать очереди в туалет,
где без конца задеваешь друг друга ж...,  бесперспективная работа, одиночество... что мало?
-Стоп! Сколько раз говорила: не затевай ссор в присутствии ребенка.
- А ты вспомни себя! Твои стенания навеки застряли в моих ушах.
- Да, было. Но меня вынуждал твой вечно пьяный отец.
- Зачем ты с ним столько мыкалась? Исковеркала мне жизнь, запихала в отстойный пед…
- Мам, бабушка, не надо... «красоту» хочу!
- Лена, принеси рюкзак, соберем твои игрушки.
- Бабушка, а где печенье на день рожденья Вики?
- Иди, Ленок, все будет. А ты помолчи, прошу!
- Нет уж, скажу все, что накипело. Сегодня корпоратив, решили прийти в длинных платьях. А у меня оно есть?
- Но кто тебе мешает ...
- Ты! Ты меня родила и не спросила, хочу ли я жить в нищете. Мне достался такой же, как отец, муж - пьяница. Разве не твоя вина, что не помогла стартовать. Не  использовала  свои возможности. Могла.  Не захотела. Остается щи твои хлебать и бегать по китайским рынкам. И не говори ничего. Знаю твои коммунистические молитвы. Все. Свою полезную кашу ешь сама. В кафе позавтракаю. Сегодня ты отведешь Лену в садик.

Хлопок дверью слегка пошатнул Ольгу Ильиничну. Заложенность в ушах  и частый пульс возвестили  о повышении давления. Но решительно некогда его измерить. Медленнее, чем обычно, переделала домашние дела, собрала внучку.

Без пяти минут восемь она, маленькая, хрупкая, с трудом справляясь с одышкой, устало улыбаясь, здоровалась с пациентами, уже ожидавшими ее. Трое... Зачем они приходят раньше и сидят нахохлившись. Есть ведь талончики… Переживают схватку с бездарно потраченным временем. Привычка к очередям.

Евгения Ивановна, медсестра и давняя подруга, не прерывая приготовлений к приему,
озабоченно спросила:
- Алена допекла? Все гнет свое – шубу в кредит?
- Сегодня она мне большой счет за жизнь предъявила, пока не могу осмыслить.
Нехорошо мне стало.
- На лице прописано твое НЕХОРОШО.   Может отменим прием?
- Нет – нет. Продержусь  до обеда. Сейчас таблеточку приму  и начнем.
- Сегодня много  вызовов, уже сообщили из регистратуры.
- Все до кучи!

Три  часа прошли в напряженной работе.  Едва закрылась дверь за последним пациентом,  доктор отбросила ручку и,  можно сказать, переползла  в кресло.  Неловко устроилась. Каждое движение усиливало головную боль.
-Что - то меня, Женя,  тошнит сильно. Ты бы сходила за тазиком в лабораторию.

Женя, уже работала грушей и не сводила взгляд  с ртутного столбика.
-У тебя, подруга, гипертонический криз. Сейчас я в дневной стационар слетаю, укольчик сделаем...
-Женя, не поднимай панику, я скажу, если понадобится. Клофелина таблеточку
принеси. Ой! Моя бедная голова!
 Кажется Женя и не уходила, уже хлопочет  рядом.
- Шприц  с магнезией принесла. Будем?
- Минут десять подождем.  Тазик дай в руки. Не могу шевелиться, боль нарастает,
терпеть невозможно.

- Да ты поплачь, Оля,  не терпи!
- Только и остается, что плакать. Дочь - то права. Родила, а ума не дала.
Ты же помнишь,  какое время было. Перестройка. Работали без зарплаты. Помнишь продовольственные карточки. Они пропадали у нас с тобой,  не было времени в очередях стоять... Не до воспитания, когда есть нечего.

- Оля, не трави душу. После. Потом.
- Мне выговориться надо. Сколько мы с тобой пережили, переплакали.
Первый раз Аленка  бунт устроила, когда наш Главный и зарплату,  и отпускные украл. А мы обещали  девочек в Петербург свозить.
Она в истерике билась: все каждое лето куда–нибудь ездят, а я Москву не видела. Вот вырасту – уеду от тебя.

- Мало что изменилось, Оля. И сегодня нас обирают. Опять проверка. Взломали базу данных  в  бухгалтерии, а там офигенные  зарплаты у нового Главного, Начмеда и бухгалтеров. По нескольким ведомостям получали.
- А мы – то с тобой по десять часов пашем и воем от кредитов.
- Весна сейчас... а я не знаю, как выглядит город. Все спешу...
- Женя, радостей тоже немало было. Одна поездка на Кунашир чего стоит. Красот на всю жизнь насмотрелись. Это же надо додуматься: с малыми детьми по  медвежьим тропам...молодость! Мечтательная улыбка на миг стерла груз лет.

На телефонный звонок отозвалась Женя.
- Алена, мама не сможет взять Лену из садика сегодня. У нее гипертонический криз.
Ты знаешь, что это такое? Был уже?!  А почему мне не сказали?
- Приезжай, забери ее, еще неизвестно, как оно все пойдет. Ну, решите потом
с матерью насчет вечеринки. Я вместо нее на вызовы поеду. Помочь пока  не смогу.

Зашла  регистратор, принесла карточки,  напомнила: машина ждет. Женя померила давление.
-Ну вроде получше, не вставай пока. Сейчас Алена приедет.
Едва закрылась за Женей дверь, тотчас и открылась снова.
-Вот удача, что я вас застала, мне позарез надо. 
-Мария Иннокентьевна, я приболела, не смогу вас принять сегодня.
- Да ты что, Оля Ильинична,  говоришь, я еле доползла  со своим одним полуслепым
глазом да на одной ходячей ноге. Первый  раз в жизни путевку в санаторий как  инвалиду выделили. Ты уж уважь – заполни мне карту. Перемоги свой грипп. От него не умирают.
- Уговорила. - Ольга Ильинична встала и, пошатываясь,  перешла за стол, привычно стала заполнять форму. Рука плохо слушалась. Буквы получались корявые.

Мария Иннокентьевна тем временем без пауз выкладывала ей всю подноготную своей  войны с дочкой. И  деньги ее транжирит, и грубит, не советуется, сына оболтусом вырастила, врачи отфутболивают ее как докучливую муху, думают, что старость их минует, фигушки, не  заметят, как сами  в ловушке окажутся... вот бы посмотреть на них, слабоумных...когда она работала в профсоюзе – все делали для простого человека...

Без стука вошла дочь.
- Да ты, оказывается,  при исполнении...
- Подожди за дверью, я заканчиваю.

Домой ехали молча. Ольга Ильинична медленно одолевала ступеньку  за ступенькой.
Не раздеваясь прошла в свою комнату. Села на кровать. Алена остановилась в дверях.
Раздраженно спросила:
- Ну, что будем делать, ты посидишь  с Леной, пока я буду на корпоративе?
- Подойди ко мне, Алена.
Дочь сделала несколько шагов. Ольга Ильинична встала и с размаха хлестко отвесила ей пощечину.  И села.
- Ты посмела... меня... меня ... Алена прижала плотно сдвинутыми пальцами вспыхнувшее пятно на щеке.
- Ненавижу!

Дочь, натыкаясь на предметы, бегом скрылась в ванной. Ольга Ильинична,  замершая   от сделанного, превратилась в лавину боли. Безуспешно пыталась посчитать пульс.
Силы и осознание реальности  уплывали. Глухим, незнакомым голосом позвала:
- Алена, сегодня надо раньше забрать из садика Лену.  И провалилась в спасительную 
отрешенность.  Заваленный  карточками стол был тут как тут.
 
Прорываясь из забытья, она слышала голос. Знакомая дислалия, превращающая все
Р в мягкие, скользящие  как по льду Л,   принадлежала, конечно, Жене. Убеждающая
интонация, обращенная наверно к Алене, как ни странно,  убаюкивала.  Кто – то  стал снимать с нее ботинки. Она открыла глаза. Да, это Женя. К  незанавешенному окну прильнула темнота. Шум пропал. На уши давила тишина. Кажется и на этот раз пронесло. 
-Я сама.
Алена появилась  неслышно. Встала рядом с лежащей матерью, наклонилась , взяла ее за руку. Женя задернула шторы, включила лампу на ночном столике.













-