Поем первый каданс

Снежана Пысларь
Памяти Логина Федоровича Цуркану.

Когда мне доводилось вести лекции в 79-й аудитории музыкального колледжа, в которой до начала 1990-х годов проработал мой учитель Логин Цуркану, меня никогда не покидало ощущение, что сейчас откроется дверь, в аудиторию неспешной походкой войдет ее хозяин и скажет: «Итак, поем первый каданс».

Моя первая встреча с Логином Федоровичем произошла в апреле 1987 года. Мы с мамой зашли узнать, смогу ли я сдать экзамены по теоретическим дисциплинам на фортепианный факультет. Логин Федорович слушал мои ответы очень заинтересованно и пристрастно. Затем спросил, сочиняю ли я музыку и, получив утвердительный ответ, заключил: «Поступать только на теорию музыки!»
Потом я узнала, что каким-то невероятным чувством он предвидел дальнейшую профессиональную судьбу каждого молодого человека, перешагнувшего порог его аудитории. Не имея особого представления, чем занимаются и в дальнейшем могут заниматься теоретики, я поступила туда, куда посоветовал учитель. И ни разу в жизни об этом не пожалела.

Логин Федорович был к нам строг, требователен и взыскателен. Но при этом терпелив и добр. Обладал мягким юмором и неукоснительно следовал заведенным им же самим традициям, порой очень забавным. Например, строго после третьего проигрывания диктанта он открывал дверь в коридор и обращался к играющему у окна: «Контрабасист! Играй потише, а то Пысларь (или кто-либо другой, произвольно выбранный учителем) никак не может  сосредоточиться»!
Что такое сдавать экзамен у Логина Федоровича, мы узнали в первом же семестре. Четырнадцать часов продолжалась наша письменная работа по теории музыки, семь часов – устные ответы. На экзамен летней сессии, объявленный в девять утра, мы опоздали... «всего лишь» на восемь часов, потеряв счет съеденному на ходу мороженому и лихорадочно соображая, как будем оправдываться. Каково было наше удивление, когда мы узнали, что еще не ответила даже половина! А было нас меньше десятка.

Логин Федорович не оставлял нас в самых неожиданных обстоятельствах. Как-то раз, помогая чимишлийским колхозникам убирать урожай, мы возвращались в лагерь промокшими до нитки, мечтая лишь о том, как бы поскорее согреться. Меньше всего в тот момент мы ожидали увидеть Логина Федоровича, которого погодные условия нисколько не смутили. «Согревались» мы... пепси-колой, ящик которой при тогдашнем дефиците ему каким-то образом удалось достать. Каждый стакан сопровождался его неизменным «Итак, поем первый (второй, третий) каданс». И все наши «кадансы», спетые осипшими от простуды голосами, звучали как гимны победы...
Напутствия учителя «Теоретик должен уметь все» и «Теоретик должен использовать все возможности» жизнь заставила осознать в полной мере.
Поразительным образом Логин Федорович оставался с нами и после смерти. Как-то раз учитель приснился мне. Обратившись ко мне по имени (чего при его жизни никогда не случалось), он заставил меня уже в реальной жизни задуматься над тем неожиданным советом, который я получила от него во сне. Ситуация разрешилась для меня самым лучшим образом. Даже покинув этот мир, он продолжал оставаться нашим добрым ангелом.

Логин Федорович Цуркану (1923 – 1995) - молдавский музыковед и педагог, воспитавший целую плеяду замечательных  учеников. Автор 11 учебников по гармонии и сольфнджио, охватывающих все уровни музыкального образования. В течение долгих лет – заведующий кафедрой теории музыки и композиции в музыкальном училище им. Шт. Няги (Кишинев).

*Кадансы (здесь) – небольшие гармонические построения с возрастающим уровнем сложности, позволявшие настроиться в необходимой тональности на занятиях сольфеджио.