Какая власть нужна России?

Дуглас-22
Как-то однажды, давным давно, на другом ресурсе, где пользoвателей  было не в пример меньше, я написал одну статейку, на которую получил вполне ожидаемую реакцию. Думаю, что можно этот опыт повторить и здесь, в МакПарке. И даже думаю, что результат будет похожим, если, конечно, вы будете отвечать на вопросы честно. Хотя бы, ради себя самих.
А вопросы будут простыми и обыкновенными, как сама наша жизнь.
Итак, вот они, родимые:

1. Случалось ли вам когда-нибудь в своей жизни ездить в переполненном транспорте, таком, например, как забитый под завязку автобус или вагон метро? Так, чтобы даже не продохнуть от давки?
2. Бывали ли вы когда-нибудь на Западе?
3. Случалось ли вам видеть нечто подобное там?

Если не умничать на пустом месте, как любят делать некоторые наши товарищи, которые нам совсем не товарищи, и просто ответить честно, то ответы будут примерно такими:

1. Да, конечно! И не один раз!
2. Да, случалось.
3. Нет, не видел.

А теперь будет вопрос гораздо серьёзнее.
А почему вы не видели такого, например, в Лондоне, Париже или Нью-Йорке?
Сразу скажем:
Общественный транспорт в Питере или Москве и сейчас, и раньше был организован на мировом уровне! В том смысле, что метро, и автобусы с троллейбусами, особенно в час пик в наличии были всегда. Перебои случались крайне редко. Бывало так, что к остановке подряд подходили два или даже три автобуса, но это нисколько не мшало людям устроить безлобную давку у дверей самого первого из них, хотя все понимали, что это не при нципиально, что следующий уже стоит наготове и двери распахнуты. Что разница во времени между ними - несколько секунд или пара минут.

Давку никто не любит. И тем не менее, мы сами, без посторонней помощи, набиваемся в салон, там кряхтим, теряем пуговицы, переругиваемся, перешучивемся, потом выходим на свет Божий, отдуваемся, отплёвываемся, быстро забываем всё это. И на завтра - повторяем точь-в-точь. Почему?

Ответ один - это наш менталитет. Наша психика устроена таким образом. И этот случай - идеально подходит для того, чтобы понять, чем "мы" и "они" отличаемся друг от друга.

Давайте смотреть вглубь! Итак, "наш" автобус.
Нас там - в два раза больше официально разрешённого числа пассажиров. Мы стиснуты и прижаты друг к другу. С сумками, портфелями, пакетами и маленькими детьми. Автобус с трудом отходит от остановки. Что происходит дальше?
А дальше мы начинаем самоорганизовываться! Кто-то из сидящих сажает к себе на колени ребёнка, выручая стоящих родителей, кто-то кладёт к себе на колени чужие сумки или пакеты. Кто-то уступает своё место пожилым или беременным. Иногда даже делится валидолом. И такое бывает. Постепенно первоначальная напряжённость спадает, и вот мы уже готовы перешучиваться и посмеиваться друг над другом и над собой. Обычная история, верно?

Ни раньше, во времена СССР, ни сейчас, когда его нет, эти ситуации у большинства из нас не вызывали никакого ужаса. Обычное дело. Повседневность!
Хотя повторюсь: никаких проблем с транспортом не было! С колбасой бывали. А с автобусами или, тем более метро, - нет!

И ещё одно любопытное наблюдение: мы иногда встречали и на уличной остановке, и на станции метро человека, который при виде переполненного салона или вагона метропоезда брезгливо-недовольно морщил носик и пропускал этот, в надежде на следующий, более свободный. Видели таких?
А теперь вспомните свою реакцию на таких людей!
 - Ишь, барин! Не нравится? Езжай на такси! - Примерно так мы думали про себя. А иногда и говорили вслух.

А теперь - "их" автобус.

Он в лучшем случае - полон наполовину. Или чуть больше того. Но никогда не забит до отказа. В самом "переполненном" по западным меркам салоне или вагоне ВСЕГДА будет свободное пространство между людьми. Ситуация, когда Джон прижат к Джиму, как кильки в банке, полностью исключена.
На остановке - люди. Они торопятся на работу. Подходит автобус. Они заходят. Занимают свободные места, становятся в проходе, держась за поручни. В салоне ещё полно места! Но двери закрываются, машина отходит, и никому не приходит в голову ломиться внутрь, бесцеремонно расталкивая пассажиров!
Оставшиеся на улице спокойно ждут следующий борт. Спешат, нетерпеливо посматривают на часы, но ждут. И снова происходит всё то же самое.

Было бы полной глупостью, прочитав эти строки, заявить:
- Ну и что? У нас лучше!
Или:
- Ну и что? У них лучше!

Потому что ни "там", ни "здесь" ситуация не может быть оценена с точки зрения "хорошо" или "плохо". Она и "там", и "здесь" - глубоко естественна. Она имманентно присуща "им" или "нам" ментально, цивилизационно, если хотите.

И при внимательном рассмотрении легко читаются истинные причины этих ментальных различий.
Дело в местоимениях!
 "Мы" - это наше местоимение на уровне подкорки! Это наше мироощущение. Мы мыслим,  оцениваем, создаём или разрушаем через это "мы". Мы измеряем жизнь по коллективистской шкале. Даже в условиях капитализма, который индивидуалистичен по своей природе. Это и есть, кстати говоря, один из ответов на вопрос, почему капитализм в России невозможен. У нас "Мы" превалирует на "я". Неосознанно мы отдаём приоритет общему над частным, ценностям группы над ценностями индивидуума. Все наши решения, все наши дела несут именно эту психологию.

 "Я" - это их местоимение. Они исторически сформированы таким образом. И, в отличие от нас, оценивают мир вокруг через "я". И точно так же, как у нас, у них это их "я" - результат тысячелетнего цивилизационного развития. "Я" у них - это не только один конкретный человек. Это ещё и некоторое пространство вокруг него.
По-английски всё это называется словом Privacy, которое, кстати, не имеет точного перевода на русский язык.
Именно поэтому вы  никогда не увидите иностранца, с трудом забирающегося в переполненный салон московского автобуса или вагон метро. Он не войдёт туда не потому, что боится, а потому что ФИЗИЧЕСКИ не может поступиться этим своим личным пространством. Это его ментальность.
И это не хорошо, и не плохо. Это - ИНАЧЕ, чем у нас!
И этому нельзя научиться. СТАТЬ русским, или СТАТЬ англичанином, шведом или американцем НЕЛЬЗЯ! Им можно только родиться.
Поэтому очень смешны глуповатые заявления некоторых наших эмигрантов о том, что они теперь "западные люди" и живут по западным законам.
Они действительно живут по этим законам, но они их тяготят. Они чужие для них. В первом поколении они всё ещё - русские, независимо от конкретной национальности.

А теперь представьте себе чисто умозрительно два автобуса - "наш" и "их", вынужденные, например, воевать друг с другом.
Какой победит?
Конечно, наш!
И не потому, что в нашем в два раза больше людей. А потому что в нашем - коллектив, группа, связанная друг с другом идеей взаимовыручки на уровне тысячелетних инстинктов.

Именно это и лежало в основе всех наших военных успехов, всех наших достижений - "Мы"!

Именно поэтому идеальным государственным устройством в России будет то, которое сможет максимально полно использовать исторический потенциал "Мы", накопленный в русском сознании и который никогда не сможет быть реализован до конца  при капитализме просто потому, что нам всем никак не влезть в этот автобус.
Он слишком тесен для нас.