О бойцах культурного фронта

Снежана Пысларь
На днях, возвращаясь в Кишинев, случайно застала часовую радиопередачу о композиторе Думитру Георгицэ. Всего лишь краткие биографические данные и музыка. Когда водитель попытался переключить канал, вся маршрутка попросила его этого не делать. Я, признаться, давно не видела, чтобы лица людей излучали свет и умиротворение.

Этим песням уже более 70 лет. И так сложилась судьба, что почти все они незаслуженно забыты.

К великому сожалению, страницы отечественной музыкальной культуры (пусть даже не академического направления) для многих из нас - совершеннейшая tabula rasa. Мало кто знаком с песнями Георгицэ, вряд ли кто помнит о замечательном оркестре Шико Аранова. Для меня, например, стал открытием Алексей Стырча как эстрадный певец с роскошным баритоном и удивительно мягкой и теплой исполнительской манерой.

В 80-е, когда в Питере за билетами на Аль Бано и Ромину стояла запредельная очередь, очередь за билетами на Суручану была еще длиннее. Можно вспомнить собиравшую стадионы группу «Норок» (образца 60-х) с их стильными аранжировками и оригинальным музыкальным материалом, ансамбли «Оризонтул», «Кварта». Я уже не говорю о жемчужинах АКАДЕМИЧЕСКОЙ молдавской музыки.

Иными словами, имена легенд нашей музыкальной истории можно перечислять до бесконечности.
В реальности же, когда на чиновников нашей мэрии находит волна истерической психопатии, они спускают директиву крутить в транспорте музыку, приуроченную к юбилею того или иного деятеля культуры. Хаотично и без намека на чувство меры. Сейчас «объектом маниакального преследования» стал Григоре Виеру. А тремя годами раньше из каждой дыры звучал «вальс века». Голос пятилетнего мальчика, воскликнувшего на весь троллейбус: «Бабушка, а когда уже будут крутить Здоб ши Здуб?», стал тем самым гласом народа, который по старой традиции безмолвствует. 
 
Я с удовольствием прослушала 40 минутную подборку песен наших отечественных исполнителей 80-х гг. Но нужно ли навязывать искусство такими грубыми и примитивными методами?
И не создастся ли впечатление, что культурная история Молдовы крутится вокруг 2-3 имен?
Может, имеет смысл сделать подобные популяризаторские акции частью НЕЗАВИСИМОЙ от вкусов чиновников культурной политики? Думаю, народ откроет для себя много интересного и неожиданного. Тем более, что потенциально он к этому готов. А уж отлично знающие свое дело люди с Radio Moldova и Radio Moldova musical сделают так, чтобы мелодии нашли свою публику.