Как пережить смерть близкого человека

Ольга Гесс
   Не так давно на мою долю выпало несчастье потерять очень близкого для меня человека. Вдвойне тяжелей становится в тот момент, когда многочисленные родственники начинают тебе сочувствовать. И что самое ужасное- в такие минуты за каждым их "соболезную" ты слышишь "на самом деле мне плевать". За каждым "держись" скрывается "мне всё равно, что у тебя происходит, просто так положено говорить". Те, кто терял родных подтвердит, что ненависть становится рядом с болью. Особенно, когда ты не хочешь идти на похороны. Да, это традиция, да, так положено. Но почему я должна им следовать, если мне тяжело? Неужели люди не понимают, что когда я увижу гроб, то окончательно осознаю, что этого человека больше нет? "Как не пойдёшь на похороны? А что люди скажут?". Мне всё равно, что скажут люди. Вместо этого я лучше отправлюсь в церковь и поставлю за своего любимого человека свечку. И буду молиться. Молиться и просить у него прощения до тех пор, пока хватит сил.
   Но в какой-то степени мне даже повезло. У меня оказалась просто "золотая семья" и не менее "драгоценные друзья". Нет, они не сочувствовали, не плакали около меня и не винили во всём несправедливую семью. Наоборот, они вели себя как обычно, но только чуть внимательней. Я чувствовала, что они делят эту боль вместе со мной; просто не показывают её. Так я научилась ценить тех, кого жизнь ещё не забрала у меня.
   Я не верю в Бога, и никогда этого не скрывала. Точнее, я не верю в какое-то определённое божество. Я не называю его Иисусом, Буддой или Аллахом, для меня он просто Бог, которому я периодически молюсь. Соответственно, в православную церковь я тоже не хожу.
   Однако все мы задаём себе вопрос "как пережить смерть близкого человека?". И как ни странно, за советом я обратилась к глубоко верующей девушке, которая для меня до сих пор остаётся по-прежнему хорошей знакомой.

-Мы все эгоисты, и это вполне естественно. Мы не хотим, чтобы у нас отбирали то, что принадлежало нам. Поэтому первый вопрос, который мы задаём Богу: "Почему ты забрал именно его/её?". Но с этим нужно смириться. Бог не любит скорби. Если он забрал человека, значит, его миссия на этой земле выполнена, и Господь призвал своего ребёнка обратно к себе. Нужно жить так.
-А если я не верю в Бога?
-Как это?
-Если у меня свой Бог, и я не знаю его заветов? Если я не читаю Библию и Коран, что тогда?
-Для атеистов есть другой способ. Раз они отрицают божественную силу, значит, ими управляет только разум. Поэтому они должны понимать, что все люди смертны, и что человека уже не вернёшь. Это нужно пережить в себе. Неверующим людям тяжелей, конечно же.

  Не могу сказать, что от разговора с ней мне стало легче. Однако я осознала, что моя жизнь продолжается. И я стала говорить себе: "Разве отец хотел, чтобы я лила слёзы и отказывалась от всего, что у меня есть?". Уверена, что он этого не хочет и никогда не хотел.
   Как пережить эту трагедию? Однозначного ответа на этот вопрос вы никогда не найдёте, у каждого своё лекарство. Одни уповают на милость Бога, другие проклинают весь свет и пишут письма близкому человеку, что так рано их покинул, третьи стойко переносят горе: и уже даже не так важно, как именно- внутри себя или с внешним проявлением.
   Мы можем отказаться от всего, что у нас есть, обвинять себя, что не успели что-то сказать или сделать для своего близкого человека (эта стадия, несомненно, присутствует у всех людей), но при этом мы всегда должны помнить об усопшем. Он ДОЛЖЕН ЖИТЬ в НАШЕЙ ПАМЯТИ. Пожалуй, это единственное, что мы можем для него теперь сделать.
   
-Надежда есть?
-Надежды нет. Вера тоже ушла. Вас слушает Любовь.